Статья «Технология продуктивного чтения как образовательная технология на уроках русского родного языка»
Эффективные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Технология продуктивного чтения как образовательная технология на уроках русского родного языка (из опыта работы).
«Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!» Эти слова К.Д.Ушинского очень актуальны в наше время. Функциональная грамотность является результатом развития компетенций учащихся. В основу компетентностного подхода в образовании положена деятельность. Я буду говорить о читательской деятельности.
Чтение, как процесс, лежит в основе изучения любого предмета. А умение работать с книгой и любовь к чтению значительно облегчают этот процесс познания нового. К сожалению, в последние годы мы всё чаще убеждаемся, что дети не любят читать, не интересуются книгами, «боятся» объёмов читаемого, читают по слогам даже в подростковом возрасте. Другой проблемой является неосознанность чтения: прочитав текст вслух, дети не могут воспроизвести информацию даже частично. Как следствие не понимают прочитанного (огромное количество фактических ошибок в ответах устных и письменных свидетельствует об этом), не умеют работать с книгой, воспринимая чтение как наказание.
Одним из вариантов повышения качества чтения является целенаправленное управление обучением чтению. Работая в школе учителем литературы и русского языка, я на протяжении двадцати лет ищу варианты решения проблемы снижения читательской активности и уровня читательской грамотности современных подростков. Одним из эффективных вариантов является технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа.
Использование данной технологии способствует обеспечению нового качества образования за счет сочетания ожидаемых результатов обучения, заложенных ФГОС:
коммуникативных (умение формулировать свои мысли, понимать собеседника);
познавательных (приобретение умений находить нужную текстовую информацию и интерпретировать ее);
личностных (умение формулировать оценочные суждения, анализируя текст);
регулятивных – приобретение навыков работы по плану (алгоритму), а также навыков контроля, коррекции и оценки.
Технология продуктивного чтения – это технология формирования правильной читательской деятельности.
Не так давно мы стали преподавать такой предмет, как «Русский родной язык». Обучение родному (русскому) языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией. Русский родной язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Формирование основ функциональной грамотности является непосредственной задачей именно учебного предмета «Русский язык». Работа с текстом является основной.
Сейчас львиную долю информации дети получают в «готовом» виде из таких источников, как телевидение и интернет. Ребёнок становится пассивным наблюдателем того, что происходит на экране. Фильм заменяет литературное произведение, социальные сети и их возможности передавать эмоции и информацию заменяют живое общение. Снижается уровень читательской активности, беднеет словарный запас и, в целом, страдает культура речевого общения.
Технология продуктивного чтения включает в себя три этапа работы с текстом:
Работа с текстом до чтения.
Идет работа над определением смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, определение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2. Работа с текстом во время чтения.
Первичное чтение.
Перечитывание текста, анализ, постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
Исследовательская работа. Активное слушание, отметка на полях текста удивительного, необычного открытия.
3. Работа с текстом после чтения.
На этом этапе используются обобщающие вопросы, творческие задания.
Уроки, построенные в технологии продуктивного чтения, доказывают, что учащиеся способны достаточно глубоко мыслить, выражать свою точку зрения, ставить проблемы и находить пути их решения.
Техника продуктивного чтения представляет собой ряд технологических приёмов, направленных на активизацию мыслительной деятельности учеников. Главное их преимущество – активная позиция ученика к содержанию текста. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных конструкций.
На практике я использую разные приемы. Например,
Удивляй!
Ничто так не привлекает внимания и стимулирует работу ума, как удивительное. Удивление активизирует мыслительную деятельность ребенка, нужно найти такой угол зрения, при котором обыденное становится удивительным.
2.Опорный конспект – это лаконичное изложение информации с использованием символов, условных знаков, расположенных с учетом логики рассуждений. Наиболее эффективно использование опорного конспекта, если учитель применяет модульное обучение, например, при изучении частей речи.
3.Эффективен так же прием «Своя опора», когда учащиеся самостоятельно составляют опорный конспект или схему. Такие опорные конспекты могут служить материалом для организации групповой работы, где выявляются их плюсы и минусы, корректируются недостатки.
4. Синквейн - приём технологии развития критического мышления на стадии рефлексии. Слово синквейн происходит от французского слова «пять». Синквейн-это стихотворение, состоящее из 5 строк.
Правила написания синквейна.
1 строка- одно слово- название стихотворения, тема, обычно существительное;
2 строка- два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;
3 строка- три глагола, описывающих действия по теме синквейна;
4 строка- фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, выражающее свое отношение к теме;
5 строка- слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы.
5. Работа с пословицами – один из приемов работы, позволяющих обобщить прочитанное.
Эмоциональные переживания, связанные с ситуацией успеха, способствуют положительному самоопределению к дальнейшей учебной деятельности. А чтобы этого добиться, стараюсь обдуманно подходить к каждому этапу на уроке, продумывать задания так, чтобы дети смогли самостоятельно или с помощью учителя получить новое знание, и чтобы оно не прошло мимо, а зафиксировалось в его сознании.
Таким образом, технология продуктивного чтения является технологией деятельностного типа, направлена на формирование предметных и метапредметных универсальных учебных действий, т.е. умений осознанно читать вслух и про себя, истолковывать прочитанное, умения извлекать все виды текстовой информации.
Список литературы:
Беднарская, Л.Д. Грамотный человек: учебное пособие / Л.Д. Беднарская, Л.А. Константинова, Е.П. Щенникова. — М.: Флинта: Наука, 2009.
Никишина И.В. Педагогические инновационные технологии. «Учитель». Волгоград, 2006.
Учим успешному чтению. Проекты «Книжное дерево моей семьи». 5 класс. «Время открытий». 6 класс: пособие для учителя / Т.Г. Галактионова, Е.М. Красновская, Я.Г. Назаровская, С.А. Ширяева – М.: Просвещение, 2013.
Место читательской грамотности в школьном курсе русского языка/
https://e-learning.dppo.edu.ru/