Работа с родителями, как форма социального партнерства в условиях модернизации образовательного процесса

4
0
Материал опубликован 1 September 2021

Агапова Ольга Игоревна,

Чмыхалова Анна Юрьевна,



Сценарий Педагогического совета:

«Работа с родителями, как форма социального партнерства в условиях модернизации образовательного процесса»

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников.

Задачи:

Проанализировать эффективность работы ОУ по организации взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.

Познакомить педагогов с классификацией типов родителей по А. Фокиной

Повысить профессиональную компетентность педагогов по организации новых форм взаимодействия с родителями.

Активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ОУ, стимулировать у них творчество и профессиональную активность



Повестка дня

Анализ эффективности работы по организации взаимодействия с семьями воспитанников.

Рейтинг форм работы с семьями воспитанников.

Диссеминация педагогического опыта: «QR – код - современная технология работы с семьей»

Деловая игра «Портреты родителей»

Решение педагогического совета

Рефлексия

Педагоги заходят в зал, делятся на 6 подгрупп (педагоги, и 5 типов родителей) с помощью жребия.

Ход педсовета:

Квик-настройка «Умный шарик»

Старший воспитатель по очереди кидает мячик педагогам и просит ответить на вопрос: «Опишите одним словом ваше отношение к родителям и их роли в жизни детского сада».

Вступительное слово заведующего

Старый афоризм гласит: “Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями”.

Необходимость и важность взаимодействия сада и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в саду и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.

Ни для кого не секрет, что деятельность детского сада в разы превышает интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как именно педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству.

Возникает необходимость в создании модели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи. Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Надо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса.

Ответственность здесь делится пополам, и стороны выступают не заказчиками и исполнителями, а скорее членами одной команды с разными функциями и сферой приложения сил. В таком типе взаимодействия обязательно присутствует двусторонняя обратная связь.

Семьи очень разные, у каждых своих проблем и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

Именно семья с раннего детства призвана заложить у ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение здорового образа жизни.

Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания и привития навыков здорового образа жизни, испытывают трудности в установлении контактов с детьми.

Совместно с родителями, педагогический коллектив нашего сада пытается использовать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определить содержание и формы педагогического просвещения. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, поиск оптимальных форм совместной работы сада и семьи в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь детского сада.

Динамика современной семьи характеризуется увеличением семей, находящихся в социально-опасном положении, в группе риска.

Вопрос взаимодействия семьи и сада весьма актуален, так как сегодня многие родители наших воспитанников — это недавние ученики, не имеющие работы, подвержены вредным привычкам, которые все чаще уклоняются от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов сада.

Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в ОУ? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители?

Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения является одним из условий организации сотрудничества сада и семьи.

Положительный результат зависит от контакта с семьёй воспитанника. Именно в семье закладывается фундамент добра, порядочности, ответственности, а в саду эти качества развиваются. Помочь семье в воспитании и обучении детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание возможно в результате систематической, последовательно организованной работы.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам группы и детского сада в целом.

А успех сотрудничества семьи и детского сада обеспечивается благодаря:

· педагогическому такту и этике взаимоотношений;

· педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;

· педагогическому просвещению родителей;

· умению видеть сложные взаимоотношения в семье;

· единству требований детского сада и семьи.



Я предлагаю, вам анализ анкетирования.

Старший воспитатель зачитывает справку по результатам анкетирования педагогов («Оценка профессионального мастерства педагогов по взаимодействию с семьями воспитанников») и родителей («Удовлетворенность работой ДОУ»). В анкетирование необходимо предусмотреть вопросы о дистанционном взаимодействии педагогов и родителей.

Уважаемые коллеги, предлагаю вам решение, проголосуйте пожалуйста.

Решение: Разнообразить дистанционные формы общения с родителями. Срок: в течение учебного года.

Перед тем как погрузиться в проблему, хочу вам представить опыт работы коллег на тему: «QR – код - современная технология работы с семьей» (Презентуется опыт работы педагогов по оформлению информационных материалов для родителей с использованием QR – кодов.

Решение: внедрять новый способ оформления информационных материалов в родительский уголок. Оформлять новые материалы для родителей с использованием QR – кодов

Рейтинг форм работы с семьей.

Основная нагрузка по обеспечению взаимодействия детского сада и семьи ложится на плечи воспитателя, который для этого в своей деятельности использует разнообразные формы работы. Я хочу предложить вам составить рейтинг форм взаимодействия с семьями воспитанников. Для этого вам необходимо отсканировать QR код с цифрой 1 на ваших стойках и выбрать те формы работы с семей, который вы используете в своей работе.

Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников. Портрет педагога описан в нашей программе развития. Обратите внимание на слайд.

Наши педагоги - это привлекательные, воспитанные, обаятельные люди, профессионалы своего дела. Наши педагоги должны владеть следующими компетенциями, внимание на слайд:

- «Командный дух», открытость и сотрудничество.

- Здоровый образ жизни.

- Проектное мышление.

- Осознанное принятие педагогом идей индивидуализации.

- Информационная грамотность.


Уважаемые коллеги, у вас лежит листочек фиолетового цвета. Ответьте на вопросы, и занесите результаты в таблицу. (Педагогам предлагается анкета «Типы родителей»)


Ключ к анкете, который поможет Вам определить типаж родителя

Посмотрите, каких ответов больше всего. Это показатель того, к какому типу склонен человек. Если по каким - то типажам родитель набрал одинаковое количество баллов, это смешанный персонаж. Ему присущи черты разных типов.

А – родитель – вертолет

Б – родитель - танк

В – родитель – гоночная машина

Г – родитель – скорый поезд

Д -  родитель – трехколесный велосипед


А теперь поговорим о родителях.

Деловая игра «Портреты родителей»

 Психологи утверждают, что если знать к какому психотипу относится собеседник, то проще добиться нужного результата. Александра Фокина, доцент кафедры возрастной психологии, разработала собственную типологию родителей.

Она выделяет пять типов родителей: вертолет, танк, гоночная машина, скорый поезд и трехколесный велосипед. В каждом типе есть слабые и сильные стороны характера. Эта типология не о том, как научить родителей воспитывать детей, а о том, как педагогам найти индивидуальный подход к каждому родителю и общаться без конфликтов. Понять какой именно персонаж перед нами поможет анкета. Не стоит сообщать родителям о цели вашего анкетирования, завуалируйте ее.



А теперь остановимся подробнее на каждом портрете родителя.

Уважаемые коллеги, есть среди вас «Гоночные машины?

«Родитель – гоночная машина»

Активист, но хвастун и не умеет проигрывать.


Типичные фразы «гоночной машины»

В беседе с «гоночной машиной» лучше не говорить:

- Мы пошли в 9 месяцев!

- Мы уже умеем читать!

- А мы заняли первое место!

- А мы!.. А мы!… А у нас!..


- У нас таких детей, как Ваш, много!

- А другие дети уже давно так умеют!

- У Вашего ребенка это не получается!

- У других детей это получается лучше!

- У Вас обычный ребенок!

- У Вас сложный ребенок!

- Это Вашему ребенку не нужно!

- Воспитатель Вашим ребенком недовольна!

- Не обращайте внимания на других.

- Ваш ребенок не будет участвовать в конкурсе (в танце, в мероприятии..)


«Родитель – скорый поезд»

Уступчивый, но равнодушный

Типичные фразы «скорого поезда»

В беседе со «скорым поездом» лучше не говорить:

- У меня очень много дел!

- Я не смогу прийти, сильно занят!

- Я пашу не ради себя, а ради ребенка!

- Вы опять спешите?

- Вы забросили ребенка!

- Вам следует больше заниматься ребенком!

- Ваш ребенок не умеет вести себя!

-  Дела могут подождать!

- Вы должны…

- Вы видимо, не знаете…

- А другие родители…

- На Вашем месте я бы…

- Так нельзя!


«Родитель – трехколесный велосипед»

Добрая душа, но безответственная


Типичные фразы «трехколесного велосипеда»

В беседе с «трехколесным велосипедом» лучше не говорить:

- А мне никто не говорил, что это надо делать!

- Я не умею, я не могу.

- Не хочу давить на ребенка.

- Что бы я без Вас делал (а)!

- Не важно, что Вы хотите

- Вы как ребенок!

- Будьте серьезнее, это не шутки

- Сколько можно Вам повторять?

- Вы плохо справляетесь со своими обязанностями!

- Это Ваша вина!

- За это Вы отвечаете!

- Вам надо…

-Тогда пусть это сделает Ваш(а) супруг(а)

- Хорошо, мы справимся без Вас!


«Родитель – вертолет»

Хороший организатор, но большой паникер.

Типичные фразы «вертолета»


В беседе с «вертолетом» лучше не говорить:

- А если что-то случится?

- Вы за ними не уследите!

- Вы не знаете, что там будет.

- Да он заболеет!


- Успокойтесь

- Не волнуйтесь.

- Это вас не касается.

- Вы чересчур контролируете ребенка.

- Да ничего такого не будет.

- Это чушь.

- Все так делают.

- Все родители так решили.

- Мы не хотели вам говорить, но…

- У нас ЧП.



«Родитель – танк»

Знаток, но критик и провокатор.

Типичные фразы «танка»:

В беседе с «танком» лучше не говорить:

- Я считаю …

- Я специалист, я знаю…

- Я выбрала этот сад…

- Это безобразие!

- Вы нарушаете!


- Вы не правы.

- Это не так.

- Вы очень агрессивны.

- На конфликты и проблемы не нужны.

- Я не понимаю, что вам не нравится.

- Следите за собой и своим ребенком.

- Это вас не касается.

- У нас и так все отлично.

- Успокойтесь.

- Не кричите.




В вашем раздаточном материале есть памятка, с характеристиками всех типов родителей и таблица «Недостатки и достоинства». У каждого типа родителя есть свои недостатки и достоинства. Подумайте и заполните таблицу в соответствии со своим типом родителя.

Тип родителя

Недостатки

Достоинства






Уважаемая группа, «Педагоги», а вас я прошу продумать линию поведения и общения с каждым типом родителя. Время выполнения задания 2 минуты.

После выполнения задания демонстрируется слайд с каждым типом родителя «Достоинства и недостатки», педагогов просят дополнить, если чего-то не хватает каждую подгруппу. Команда «Педагогов» сообщает о линии поведения и общения с каждым типом родителя. После ответов педагогов проводится анализ, подводится итог.

Деловая игра «Разреши конфликт»

Уважаемые коллеги, нам приходится всегда быть в творческом поиске. И я вам предлагаю сейчас проявить свою фантазию, воображение. Давайте с вами потренируемся как вести себя в острых ситуациях с разными родителями. Вы обыгрываете ситуацию с точки зрения вашего типа родителей.

Раздаю ситуации на цветных листочках каждой группе. Вторые половинки отдаю группе «Педагогов». Поле каждой ситуации спрашиваю: «Кто считает, что конфликт исчерпан, поднимите смайлик». Кто смайлик не поднял прошу комментировать свой ответ, буквально в двух словах.

Ситуация №1 Диалог начинает воспитатель

Роль воспитателя: У вас в группе есть ребенок, который дерется, обижает детей. Вы говорили с ним, объясняли, но запреты и разъяснения не приносят результат. Вы решили поговорить с мамой, чтобы она повлияла на сына.

Роль родителя: Воспитатель жалуется на вашего ребенка, что он дерется и обижает детей в группе. У Вас напряженная работа, вы устали, хотите скорее домой. Вам некогда, да и нет сил вникать в жизнь группы. Вы довольны воспитателями, но хотите поскорее отделаться от этого разговора. В садик водите ребенка, чтобы он был под присмотром, его развивали. С ребенком вы проводите выходные, предпочитаете активный отдых, но на неделе заниматься им некогда.



Ситуация №2 Диалог начинает родитель

Роль родителя: Ваш сын подвержен частым простудным заболеванием, плохой аппетит. Вы переживаете за его здоровье, что вам придется брать больничный, тщательно следите за состоянием его здоровья, интересуетесь его жизнью в группе, его аппетитом, режимом дня, настроением, дома постоянно закрываете окна, чтобы он не простыл, стараетесь тепло его одеть. Вы забираете ребенка из садика вечером с прогулки и замечаете, что он замерз. Дома выясняется, что, собираясь на прогулку, он не одел колготки и свитер. Вы идете прояснять ситуацию с воспитателем.

Роль воспитателя: У вас в группе есть мальчик, родители которого очень тревожатся за его здоровье. Собираясь на прогулку, он не надел свитер и колготки, сообщив, что мама сказала не одевать.

Ситуация №3 Разговор начинает родитель

Роль родителя: Несколько дней подряд ваша дочь рассказывает, что всем давали банан – а ей не дали, все пошли на занятие, а её оставили в группе, разозлившись, воспитательница ударила её по лицу. Вы возмущены отношением к вашему ребенку, и готовы на крайние меры. Желая наказать обидчицу, вы идете на разговор с ней.

Роль воспитателя: Разъяренная мама предъявляет вам претензии, которые не соответствуют реальности, и обвиняет Вас в том, что вы не делали, по отношению к ее дочери.



Ситуация №4 Диалог начинает воспитатель

Роль воспитателя У вас в группе мальчик, он капризен, избалован, но не плохо развит, посещает разные кружки. Он плохо помнит цифры и плохо считает. Вам нужно поговорить с родителями о необходимости дополнительно заниматься с ребенком дома.



Роль родителя: Ваш сын посещает несколько кружков, достаточно рано начал хорошо говорить, участвует в различных конкурсах и занимает призовые места. Вы много времени уделяете его развитию, знанию языков, считаете, что он должен быть в числе лучших и всячески его настраиваете на это. В том, что ребенок одарен не по возрасту сомнений нет. Его успехи это и ваши успехи, и заслуга, осуждаете родителей, которые не занимаются с детьми. В будущем надеетесь, что ваш сын будет нобелевским лауреатом или крупным ученым.



Ситуация №5 Диалог начинает воспитатель

Роль воспитателя У вас в группе есть девочка 6-7 лет, она не выполняет дисциплинарные требования, обзывает и дразнит детей, демонстративно издает неприличные звуки на занятиях и за обедом. Ваша цель поговорить с мамой о недопустимости такого поведения.

Роль родителя: Воспитатель жалуется на вашу дочь, что она нарушает дисциплину, обзывается, демонстративно издает неприличные звуки на занятиях и за обедом. Вы знаете, что ваша милая девочка настоящая разбойница. Вы очень любите свою дочь, не можете и не хотите отказывать ей в просьбах, тем более вы ее очень жалеете, т.к. считаете, что вы единственная кто ее действительно любит. Совершенно не хотите давить на нее и считаете, что все претензии к ней надуманны, и она перерастет детские капризы.

После каждой ситуации проводится анализ, делаются выводы

- Коллеги, легче ли вам было строить свое общение после того, как вы узнали классификацию Александры Фокиной?

Тогда предлагаю вам проголосовать за решение

Решение: Использовать в своей работе с семьями воспитанников классификацию типов родителей А.Фокиной., с целью развития системы сотрудничества семьи и детского сада.

Уважаемые коллеги, анализируя услышанное и увиденное, мы просим вас заполнить вторую гугл - форму и отметить какие формы работы будут результативны с вашим типом родителей. Отсканируйте QR-код № 2 и заполните только свою часть анкеты.

Просмотр результатов голосования.

А сейчас я вам предлагаю решение.

Решение: Использовать разнообразные формы работы с семьями воспитанников, в том числе нетрадиционные, с целью вовлечения родителей в образовательный процесс ОУ.

Решение педагогического совета.

Разнообразить дистанционные формы общения с родителями.

Использовать в работе с семьями воспитанников классификацию типов родителей А.Фокиной., с целью развития системы сотрудничества семьи и детского сада.

Внедрять новый способ оформления информационных материалов в родительский уголок. Оформлять новые материалы для родителей с использованием QR – кодов.

Использовать разнообразные формы работы с семьями воспитанников, в том числе нетрадиционные, с целью вовлечения родителей в образовательный процесс ОУ.

Рефлексия

Уважаемые коллеги, нам важно ваше мнение! Просим вас оценить полученную информацию на сегодняшнем педагогическом совете. Для этого необходимо отсканировать третий QR код.





Используемая литература:

https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/01/27/konsultatsiya-dlya-vospitateley

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации