Работа с родителями, как форма социального партнерства в условиях модернизации образовательного процесса
Агапова Ольга Игоревна,
Чмыхалова Анна Юрьевна,
Сценарий Педагогического совета:
«Работа с родителями, как форма социального партнерства в условиях модернизации образовательного процесса»
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников.
Задачи:
Проанализировать эффективность работы ОУ по организации взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.
Познакомить педагогов с классификацией типов родителей по А. Фокиной
Повысить профессиональную компетентность педагогов по организации новых форм взаимодействия с родителями.
Активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ОУ, стимулировать у них творчество и профессиональную активность
Повестка дня
Анализ эффективности работы по организации взаимодействия с семьями воспитанников.
Рейтинг форм работы с семьями воспитанников.
Диссеминация педагогического опыта: «QR – код - современная технология работы с семьей»
Деловая игра «Портреты родителей»
Решение педагогического совета
Рефлексия
Педагоги заходят в зал, делятся на 6 подгрупп (педагоги, и 5 типов родителей) с помощью жребия.
Ход педсовета:
Квик-настройка «Умный шарик»
Старший воспитатель по очереди кидает мячик педагогам и просит ответить на вопрос: «Опишите одним словом ваше отношение к родителям и их роли в жизни детского сада».
Вступительное слово заведующего
Старый афоризм гласит: “Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями”.
Необходимость и важность взаимодействия сада и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в саду и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.
Ни для кого не секрет, что деятельность детского сада в разы превышает интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как именно педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству.
Возникает необходимость в создании модели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи. Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Надо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса.
Ответственность здесь делится пополам, и стороны выступают не заказчиками и исполнителями, а скорее членами одной команды с разными функциями и сферой приложения сил. В таком типе взаимодействия обязательно присутствует двусторонняя обратная связь.
Семьи очень разные, у каждых своих проблем и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.
Именно семья с раннего детства призвана заложить у ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение здорового образа жизни.
Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания и привития навыков здорового образа жизни, испытывают трудности в установлении контактов с детьми.
Совместно с родителями, педагогический коллектив нашего сада пытается использовать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определить содержание и формы педагогического просвещения. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, поиск оптимальных форм совместной работы сада и семьи в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь детского сада.
Динамика современной семьи характеризуется увеличением семей, находящихся в социально-опасном положении, в группе риска.
Вопрос взаимодействия семьи и сада весьма актуален, так как сегодня многие родители наших воспитанников — это недавние ученики, не имеющие работы, подвержены вредным привычкам, которые все чаще уклоняются от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов сада.
Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в ОУ? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители?
Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения является одним из условий организации сотрудничества сада и семьи.
Положительный результат зависит от контакта с семьёй воспитанника. Именно в семье закладывается фундамент добра, порядочности, ответственности, а в саду эти качества развиваются. Помочь семье в воспитании и обучении детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание возможно в результате систематической, последовательно организованной работы.
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам группы и детского сада в целом.
А успех сотрудничества семьи и детского сада обеспечивается благодаря:
· педагогическому такту и этике взаимоотношений;
· педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;
· педагогическому просвещению родителей;
· умению видеть сложные взаимоотношения в семье;
· единству требований детского сада и семьи.
Я предлагаю, вам анализ анкетирования.
Старший воспитатель зачитывает справку по результатам анкетирования педагогов («Оценка профессионального мастерства педагогов по взаимодействию с семьями воспитанников») и родителей («Удовлетворенность работой ДОУ»). В анкетирование необходимо предусмотреть вопросы о дистанционном взаимодействии педагогов и родителей.
Уважаемые коллеги, предлагаю вам решение, проголосуйте пожалуйста.
Решение: Разнообразить дистанционные формы общения с родителями. Срок: в течение учебного года.
Перед тем как погрузиться в проблему, хочу вам представить опыт работы коллег на тему: «QR – код - современная технология работы с семьей» (Презентуется опыт работы педагогов по оформлению информационных материалов для родителей с использованием QR – кодов.
Решение: внедрять новый способ оформления информационных материалов в родительский уголок. Оформлять новые материалы для родителей с использованием QR – кодов
Рейтинг форм работы с семьей.
Основная нагрузка по обеспечению взаимодействия детского сада и семьи ложится на плечи воспитателя, который для этого в своей деятельности использует разнообразные формы работы. Я хочу предложить вам составить рейтинг форм взаимодействия с семьями воспитанников. Для этого вам необходимо отсканировать QR код с цифрой 1 на ваших стойках и выбрать те формы работы с семей, который вы используете в своей работе.
Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников. Портрет педагога описан в нашей программе развития. Обратите внимание на слайд.
Наши педагоги - это привлекательные, воспитанные, обаятельные люди, профессионалы своего дела. Наши педагоги должны владеть следующими компетенциями, внимание на слайд:
- «Командный дух», открытость и сотрудничество.
- Здоровый образ жизни.
- Проектное мышление.
- Осознанное принятие педагогом идей индивидуализации.
- Информационная грамотность.
Уважаемые коллеги, у вас лежит листочек фиолетового цвета. Ответьте на вопросы, и занесите результаты в таблицу. (Педагогам предлагается анкета «Типы родителей»)
Ключ к анкете, который поможет Вам определить типаж родителя
Посмотрите, каких ответов больше всего. Это показатель того, к какому типу склонен человек. Если по каким - то типажам родитель набрал одинаковое количество баллов, это смешанный персонаж. Ему присущи черты разных типов.
А – родитель – вертолет
Б – родитель - танк
В – родитель – гоночная машина
Г – родитель – скорый поезд
Д - родитель – трехколесный велосипед
А теперь поговорим о родителях.
Деловая игра «Портреты родителей»
Психологи утверждают, что если знать к какому психотипу относится собеседник, то проще добиться нужного результата. Александра Фокина, доцент кафедры возрастной психологии, разработала собственную типологию родителей.
Она выделяет пять типов родителей: вертолет, танк, гоночная машина, скорый поезд и трехколесный велосипед. В каждом типе есть слабые и сильные стороны характера. Эта типология не о том, как научить родителей воспитывать детей, а о том, как педагогам найти индивидуальный подход к каждому родителю и общаться без конфликтов. Понять какой именно персонаж перед нами поможет анкета. Не стоит сообщать родителям о цели вашего анкетирования, завуалируйте ее.
А теперь остановимся подробнее на каждом портрете родителя.
Уважаемые коллеги, есть среди вас «Гоночные машины?
«Родитель – гоночная машина»
Активист, но хвастун и не умеет проигрывать.
Типичные фразы «гоночной машины» | В беседе с «гоночной машиной» лучше не говорить: |
- Мы пошли в 9 месяцев! - Мы уже умеем читать! - А мы заняли первое место! - А мы!.. А мы!… А у нас!.. | - У нас таких детей, как Ваш, много! - А другие дети уже давно так умеют! - У Вашего ребенка это не получается! - У других детей это получается лучше! - У Вас обычный ребенок! - У Вас сложный ребенок! - Это Вашему ребенку не нужно! - Воспитатель Вашим ребенком недовольна! - Не обращайте внимания на других. - Ваш ребенок не будет участвовать в конкурсе (в танце, в мероприятии..) |
«Родитель – скорый поезд»
Уступчивый, но равнодушный
Типичные фразы «скорого поезда» | В беседе со «скорым поездом» лучше не говорить: |
- У меня очень много дел! - Я не смогу прийти, сильно занят! - Я пашу не ради себя, а ради ребенка! | - Вы опять спешите? - Вы забросили ребенка! - Вам следует больше заниматься ребенком! - Ваш ребенок не умеет вести себя! - Дела могут подождать! - Вы должны… - Вы видимо, не знаете… - А другие родители… - На Вашем месте я бы… - Так нельзя! |
«Родитель – трехколесный велосипед»
Добрая душа, но безответственная
Типичные фразы «трехколесного велосипеда» | В беседе с «трехколесным велосипедом» лучше не говорить: |
- А мне никто не говорил, что это надо делать! - Я не умею, я не могу. - Не хочу давить на ребенка. - Что бы я без Вас делал (а)! | - Не важно, что Вы хотите - Вы как ребенок! - Будьте серьезнее, это не шутки - Сколько можно Вам повторять? - Вы плохо справляетесь со своими обязанностями! - Это Ваша вина! - За это Вы отвечаете! - Вам надо… -Тогда пусть это сделает Ваш(а) супруг(а) - Хорошо, мы справимся без Вас! |
«Родитель – вертолет»
Хороший организатор, но большой паникер.
Типичные фразы «вертолета» | В беседе с «вертолетом» лучше не говорить: |
- А если что-то случится? - Вы за ними не уследите! - Вы не знаете, что там будет. - Да он заболеет! | - Успокойтесь - Не волнуйтесь. - Это вас не касается. - Вы чересчур контролируете ребенка. - Да ничего такого не будет. - Это чушь. - Все так делают. - Все родители так решили. - Мы не хотели вам говорить, но… - У нас ЧП. |
«Родитель – танк»
Знаток, но критик и провокатор.
Типичные фразы «танка»: | В беседе с «танком» лучше не говорить: |
- Я считаю … - Я специалист, я знаю… - Я выбрала этот сад… - Это безобразие! - Вы нарушаете! | - Вы не правы. - Это не так. - Вы очень агрессивны. - На конфликты и проблемы не нужны. - Я не понимаю, что вам не нравится. - Следите за собой и своим ребенком. - Это вас не касается. - У нас и так все отлично. - Успокойтесь. - Не кричите. |
В вашем раздаточном материале есть памятка, с характеристиками всех типов родителей и таблица «Недостатки и достоинства». У каждого типа родителя есть свои недостатки и достоинства. Подумайте и заполните таблицу в соответствии со своим типом родителя.
Тип родителя | Недостатки | Достоинства |
| | |
Уважаемая группа, «Педагоги», а вас я прошу продумать линию поведения и общения с каждым типом родителя. Время выполнения задания 2 минуты.
После выполнения задания демонстрируется слайд с каждым типом родителя «Достоинства и недостатки», педагогов просят дополнить, если чего-то не хватает каждую подгруппу. Команда «Педагогов» сообщает о линии поведения и общения с каждым типом родителя. После ответов педагогов проводится анализ, подводится итог.
Деловая игра «Разреши конфликт»
Уважаемые коллеги, нам приходится всегда быть в творческом поиске. И я вам предлагаю сейчас проявить свою фантазию, воображение. Давайте с вами потренируемся как вести себя в острых ситуациях с разными родителями. Вы обыгрываете ситуацию с точки зрения вашего типа родителей.
Раздаю ситуации на цветных листочках каждой группе. Вторые половинки отдаю группе «Педагогов». Поле каждой ситуации спрашиваю: «Кто считает, что конфликт исчерпан, поднимите смайлик». Кто смайлик не поднял прошу комментировать свой ответ, буквально в двух словах.
Ситуация №1 Диалог начинает воспитатель
Роль воспитателя: У вас в группе есть ребенок, который дерется, обижает детей. Вы говорили с ним, объясняли, но запреты и разъяснения не приносят результат. Вы решили поговорить с мамой, чтобы она повлияла на сына.
Роль родителя: Воспитатель жалуется на вашего ребенка, что он дерется и обижает детей в группе. У Вас напряженная работа, вы устали, хотите скорее домой. Вам некогда, да и нет сил вникать в жизнь группы. Вы довольны воспитателями, но хотите поскорее отделаться от этого разговора. В садик водите ребенка, чтобы он был под присмотром, его развивали. С ребенком вы проводите выходные, предпочитаете активный отдых, но на неделе заниматься им некогда.
Ситуация №2 Диалог начинает родитель
Роль родителя: Ваш сын подвержен частым простудным заболеванием, плохой аппетит. Вы переживаете за его здоровье, что вам придется брать больничный, тщательно следите за состоянием его здоровья, интересуетесь его жизнью в группе, его аппетитом, режимом дня, настроением, дома постоянно закрываете окна, чтобы он не простыл, стараетесь тепло его одеть. Вы забираете ребенка из садика вечером с прогулки и замечаете, что он замерз. Дома выясняется, что, собираясь на прогулку, он не одел колготки и свитер. Вы идете прояснять ситуацию с воспитателем.
Роль воспитателя: У вас в группе есть мальчик, родители которого очень тревожатся за его здоровье. Собираясь на прогулку, он не надел свитер и колготки, сообщив, что мама сказала не одевать.
Ситуация №3 Разговор начинает родитель
Роль родителя: Несколько дней подряд ваша дочь рассказывает, что всем давали банан – а ей не дали, все пошли на занятие, а её оставили в группе, разозлившись, воспитательница ударила её по лицу. Вы возмущены отношением к вашему ребенку, и готовы на крайние меры. Желая наказать обидчицу, вы идете на разговор с ней.
Роль воспитателя: Разъяренная мама предъявляет вам претензии, которые не соответствуют реальности, и обвиняет Вас в том, что вы не делали, по отношению к ее дочери.
Ситуация №4 Диалог начинает воспитатель
Роль воспитателя У вас в группе мальчик, он капризен, избалован, но не плохо развит, посещает разные кружки. Он плохо помнит цифры и плохо считает. Вам нужно поговорить с родителями о необходимости дополнительно заниматься с ребенком дома.
Роль родителя: Ваш сын посещает несколько кружков, достаточно рано начал хорошо говорить, участвует в различных конкурсах и занимает призовые места. Вы много времени уделяете его развитию, знанию языков, считаете, что он должен быть в числе лучших и всячески его настраиваете на это. В том, что ребенок одарен не по возрасту сомнений нет. Его успехи это и ваши успехи, и заслуга, осуждаете родителей, которые не занимаются с детьми. В будущем надеетесь, что ваш сын будет нобелевским лауреатом или крупным ученым.
Ситуация №5 Диалог начинает воспитатель
Роль воспитателя У вас в группе есть девочка 6-7 лет, она не выполняет дисциплинарные требования, обзывает и дразнит детей, демонстративно издает неприличные звуки на занятиях и за обедом. Ваша цель поговорить с мамой о недопустимости такого поведения.
Роль родителя: Воспитатель жалуется на вашу дочь, что она нарушает дисциплину, обзывается, демонстративно издает неприличные звуки на занятиях и за обедом. Вы знаете, что ваша милая девочка настоящая разбойница. Вы очень любите свою дочь, не можете и не хотите отказывать ей в просьбах, тем более вы ее очень жалеете, т.к. считаете, что вы единственная кто ее действительно любит. Совершенно не хотите давить на нее и считаете, что все претензии к ней надуманны, и она перерастет детские капризы.
После каждой ситуации проводится анализ, делаются выводы
- Коллеги, легче ли вам было строить свое общение после того, как вы узнали классификацию Александры Фокиной?
Тогда предлагаю вам проголосовать за решение
Решение: Использовать в своей работе с семьями воспитанников классификацию типов родителей А.Фокиной., с целью развития системы сотрудничества семьи и детского сада.
Уважаемые коллеги, анализируя услышанное и увиденное, мы просим вас заполнить вторую гугл - форму и отметить какие формы работы будут результативны с вашим типом родителей. Отсканируйте QR-код № 2 и заполните только свою часть анкеты.
Просмотр результатов голосования.
А сейчас я вам предлагаю решение.
Решение: Использовать разнообразные формы работы с семьями воспитанников, в том числе нетрадиционные, с целью вовлечения родителей в образовательный процесс ОУ.
Решение педагогического совета.
Разнообразить дистанционные формы общения с родителями.
Использовать в работе с семьями воспитанников классификацию типов родителей А.Фокиной., с целью развития системы сотрудничества семьи и детского сада.
Внедрять новый способ оформления информационных материалов в родительский уголок. Оформлять новые материалы для родителей с использованием QR – кодов.
Использовать разнообразные формы работы с семьями воспитанников, в том числе нетрадиционные, с целью вовлечения родителей в образовательный процесс ОУ.
Рефлексия
Уважаемые коллеги, нам важно ваше мнение! Просим вас оценить полученную информацию на сегодняшнем педагогическом совете. Для этого необходимо отсканировать третий QR код.
Используемая литература:
https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/01/27/konsultatsiya-dlya-vospitateley