Статья «Работа школьного психолога по профилактике и коррекции девиантного поведения учащихся младших классов»

0
0
Материал опубликован 12 August

Работа школьного психолога по профилактике и коррекции девиантного поведения учащихся младших классов

 

Педагоги и родители часто сталкиваются с девиантным поведением младших школьников, которое проявляется в виде агрессии, повышенной тревожности, жестокого отношения к сверстникам, нежелания учиться и т.д. Это обусловлено возрастными особенностями, ведь дети ещё не умеют правильно оценивать свои поступки и их последствия, а также чрезмерным увлечением гаджетами и напряжённым ритмом жизни во многих семьях, когда взрослым зачастую некогда уделить достаточно времени для общения с ребёнком.

 

Даже если отклонения от нормального поведения, на первый взгляд, незначительные, их необходимо своевременно корректировать, поскольку со временем они могут стать необратимыми и перерасти в отрицательные черты характера. Чтобы не допустить серьёзных последствий, необходима регулярная профилактика девиантного поведения у младших школьников.

 

Специфика девиантного поведения в начальных классах заключается в том, что дети только привыкают к школьной жизни. У каждого это происходит по-разному. Кто-то не может спокойно высидеть урок и начинает отвлекаться, шуметь, привлекать внимание, кто-то, наоборот, чувствует скованность и стеснительность, поэтому замыкается. К тому же школьникам необходимо адаптироваться к новому коллективу, распорядку дня и обязательствам, которые на них возлагаются, например, в виде домашнего задания. Задача школьного психолога – сделать так, чтобы этот период прошёл как можно мягче.

 

Методы и способы работы с детьми подбираются после диагностической работы. Психолог исследует психологическое здоровье учащихся, наблюдая за ними на уроках, в столовой, на переменах и т.д.; беседует с учителем, изучает личностные особенности детей. Только после этого он организует систему профилактических мер.

 

Для детей, которые легко преодолевают стрессовые ситуации или у которых признаки девиантного поведения выражены слабо, хорошо подойдут групповые виды работы с целью профилактики отклонений. Это могут быть ролевые игры или игры на общение, дискуссии, психогимнастика, музыкальная и арттерапия, различные внеклассные мероприятия.

 

Проведение тренингов, игр на сплочение, командообразование, решение конфликтных ситуаций воспитывают у учащихся навыки сотрудничества, взаимопомощи, учат совместно преодолевать трудности, быть терпимыми к недостаткам друг друга. В ходе таких мероприятий дети с девиантным поведением могут неожиданно проявить себя с положительной стороны, получив хорошую оценку окружающих, которая станет для него толчком к исправлению.

 

Психолог может привлекать младших школьников к планированию и подготовке к тренингам и играм. Это позволяет детям повысить уверенность в себе и своих силах, повышает самооценку.

 

Также раз в неделю психолог может проводить специальные практические занятия, где с учётом возрастных особенностей достигаются следующие направления:

 

- формирование умения принимать себя и других с достоинствами и недостатками;

- развитие умения понимать причины своего девиантного поведения и последствия поступков;

- обучение навыку находить внутренние силы в стрессовых ситуациях, делать выбор и брать ответственность.

 

На таких занятиях психолог вместе с детьми разбираются в многообразии человеческих чувств; определяют, по каким внешним признакам можно определить радуется человек или злится; ищут ответ на вопрос о том, какие чувства приносят пользу, а какие могут привести к ссоре; учатся контролировать чувства; анализируют сложные и конфликтные ситуации в школе, со сверстниками, в семье.

 

Школьникам с сильно выраженными отклонениями в поведении лучше подойдёт индивидуальная работа. При этом важно сфокусироваться на положительных качествах ребёнка, на его достоинствах, чтобы создать ему позитивный настрой и показать альтернативу плохому поведению.

 

Эффективной является логотерапия, проще говоря, разговор, в ходе которого школьник описывает свои переживания словами, облегчая своё эмоциональное состояние. Психолог, выслушивая ребёнка и сопереживая, помогает ему осознать свою ценность, значимость.

 

В работе с младшими школьниками психолог может использовать такие эффективные методы, как:

 

- внушение, то есть приведение аргументов с целью изменения мнения учащихся,

- убеждение – аргументированное доказательство неправоты,

- разъяснение, чтобы ребёнок понял смысл события, поступка и мог объяснить свое отношение к нему;

- опровержение – переубеждение ребёнка в каком-либо вопросе, опровергая его доказательства;

- аналогия – приведение в пример подобных случаев из жизни или литературы.

 

Также в индивидуальной работе можно использовать дыхательную гимнастику и обучение приёмам релаксации.

 

От того насколько грамотно поставлена работа по коррекции и профилактике девиантного поведения в младших классах во многом зависит дальнейшее обучение и развитие детей в дальнейшем. Но не стоит забывать, что эта работа должна продолжаться на протяжении всего обучения, поскольку для каждого возраста характерны свои проблемы, связанные с поведением.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.