Радость творчества. Социализация младших школьников.
Дмитриева Татьяна Михайловна
Педагог дополнительного образования
ГБОУ гимназии №513 Невского района Санкт-Петербурга
Социализация ребенка – это довольно продолжительный процесс, при котором он усваивает новые знания, приобретает опыт, воспринимает нормы поведения и различные нравственные ценности, которые являются общепринятыми в обществе.
В младшем школьном возрасте (7-11 лет) на ребенка оказывает влияние не только семья: к ней также присоединяются педагоги, ровесники, социальные сообщества и средства массовой информации. Сегодня дети в раннем возрасте начинают познавать особенности интернета и других СМИ, что влияет на его психику и становление мировоззрения.
Основным направлением в социализации обучающихся - является воспитание уважения к окружению, развитие трудолюбия и ответственности.
Заинтересовать ребенка определенным делом сложно.
В своей статье я расскажу, как увлечь ребенка на занятиях, как сделать так, чтобы интерес у него не терялся, а только возрастал и в дальнейшем переходил в более важное для социального окружения. Социализация детей выступает в качестве достаточно сложного процесса, который оказывает особое влияние на всю их последующую жизнь. Если ребенок не социализируется в раннем возрасте, то у него снижаются шансы к полноценной жизни, когда он станет взрослым. Изначально заложенные нормы и ценности человека будут определять развитие его личности, восприятия окружающей действительности.
Социализируясь, ребенок осваивает элементы культуры, которые ему предлагает общество в виде культурного наследия, перерабатывая их, определяет свой индивидуальный жизненный маршрут.
У детей должно быть увлечение, хобби, любимое занятие. И если оно есть, то такие дети живут правильно, значит у них есть ответственность и они будут уважать окружение-друзей, семью, педагогов.
Когда дети увлечены, они с удовольствием принимают участие в творческих конкурсах, семинарах, тематических слётах, форумах, фестивалях, посещают детские оздоровительные лагеря, занимаются добровольческой деятельностью. А это то, к чему я стремлюсь, обучая детей.
Приведу пример на своем детском объединении бисероплетения.
Программа, по которой я работаю, рассчитана на 2 года, дети, которые приходят ко мне на кружок-это первоклассники, многим из них еще нет семи лет. Поэтому очень важно увлечь и заинтересовать ребенка на первом занятии. Понятно, что ребенок не сразу начнет плести изделия и будет доволен своей работой. Сегодня я хочу поделиться с вами своими наработками – игровыми технологиями в бисероплетении. Я расскажу, как увлечь ребенка, чтобы кружок стал частью его жизни и чтобы он с радостью и нетерпением бежал на занятие.
Целью моих занятий является формирование интереса к бисероплетению и перевод ребенка из его биологического состояния в самостоятельную социальную личность, которая обладает сознанием и, что самое главное, самосознанием.
Есть ряд задач:
–развить интерес к бисероплетению
-изучить техники плетения
-воспитать терпение и аккуратность
-научить плести изделия из бисера.
На первом занятии есть самая важная и основная задача - это вызвать интерес.
Первоклассники - это малыши, а все малыши живут сказками. И вот с первого занятия у нас начинаются сказки. Я рассказываю детям о появлении бисера и его истории в стиле сказки.
Вот первая сказка:
Давным-давно еще в Древней Руси жили бусинки. Эти бусинки были не простые, а волшебные, они любили все очень красивое и сами были очень красивые! Бусинки поняли, что могут быть не только сами красивыми, но и могут украшать девочек и женщин и тем самым приносить радость и поднимать всем настроение! И стали они собираться в красивые вещи и изделия, а девочки стали экспериментировать и придумывать разные фигурки и украшения! При этом включаю любую спокойную классическую музыку. Все! У детей появляется интерес. Я демонстрирую готовые изделия и перехожу к следующему этапу. Следующий этап - надо рассказать о технике безопасности - здесь тоже надо донести информацию доступным образом. Читаю стих; Бисер в рот мы не берем, вместо него мы конфетки жуем! Проволоки концы загибаем в уголки, глазки бережем и соседу не мешаем! Далее - рассказываю о волшебных фигурках, которые что - то выполняют или исполняют, например, первая фигурка-это бабочка - она исполняет желания детей, но если ребенок себя хорошо ведет! Все! Интерес возникает еще больший! Каждый из детей хочет себе такую бабочку. Все плетут и стараются.
Следующее занятие и задача - не потерять интерес детей. Плетем очередную фигурку-это веселая стрекоза-и она, конечно, приносит детям хорошие и добрые сны-я говорю им, что ее надо положить под подушку и перед сном подумать о чем - то хорошем. И все! Все дети тоже хотят такую стрекозу. И так проходят все занятия.
А тема нового года - это вообще самая любимая сказка! Ребята с удовольствием плетут всех персонажей. Для каждой фигурки у меня приготовлена своя роль. На каждом занятии звучит тихая классическая музыка.
Хочу отметить, что на занятиях всегда порядок и тишина! Ребята увлеченно изготавливают новые изделия. Каждый день дети с радостью рассказывают, какое желание исполнилось, и какой сон им приснился.
В каждой четверти я устраиваю чаепития, и дети первого года общаются с детьми второго года и узнают от них, что же их ждет в следующем году. К концу учебного года первоклассники полностью осваивают программу первого года. И с огромным желанием приходят на следующий год - на второй год обучения. Там они уже плетут настоящие украшения (браслеты, серьги и колье).
Мои воспитанники с огромным удовольствием участвуют в выставках и конкурсах и занимают призовые места!
У нас есть закрытая группа в контакте « ОЧУМЕЛЫЕ РУЧКИ 513»-в ней я выкладываю всю информацию, чтобы родители и дети были в курсе всех событий нашего детского объединения.
Это всего лишь пример, а я педагог, у которого очень важная роль-воспитание настоящего человека.
Я считаю, что достигаю поставленной цели - перевод человека из его биологического состояния в самостоятельную социальную личность, которая обладает сознанием и, что самое главное, самосознанием.
На личном примере знаю, что дети, которые посещают детские объединения в начальной школе, хотят иметь ответственность и увлечение и здесь уже очень помогает РДШ.
Мои воспитанники уже стали членами РДШ, они принимают активное участие в творческих конкурсах, семинарах, тематических слётах, форумах, фестивалях, посещают детские оздоровительные лагеря, занимаются добровольческой деятельностью, встречаются с интересными людьми, занимаются в военно-патриотических клубах, пробуют свои силы в журналистике, обмениваются и перенимают опыт школьников из других регионов страны.
Сейчас информация об РДШ есть почти на каждом школьном сайте или в группе в соцсетях. Дети охотно и активно рассказывают о том, как они участвуют в движении.
Человек, который прекрасно осознает свою ответственность, свой образ и понимает то, что он отличается от остальных, получает больше возможностей к тому, чтобы сыграть свою важную роль в обществе.
Я уверена, что вношу большой вклад в развитие своих воспитанников и понимаю, что просто обожаю, что делаю и тех, для кого делаю.
Сорокина Светлана Валерьевна
Дмитриева Татьяна Михайловна
Пролубщикова Наталья Владимировна
Дмитриева Татьяна Михайловна
Шабанова Алёна
Дмитриева Татьяна Михайловна