Выступление на тему «Стандарты многомерны, как сама жизнь»

2
0
Материал опубликован 27 November 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Департамент образования, методический отдел МУ «Ресурсный центр» Нижнеилимского муниципального района

 

Районные педагогические чтения

«Стандарты многомерны, как сама жизнь»

Секция: «Формирование национального духовно-нравственного и гражданско-патриотического идеала – воспитательная основа ФГОС второго поколения»

Тема: «У каждого ребёнка в душе спрятаны колокольчики: надо только отыскать их,

затронуть, чтобы они зазвенели

добрым и весёлым звоном»


 


 

Учитель: Савичева И. А.

МБОУ СОШ №4

 


 

 

г. Железногорск-Илимский

 

(CЛАЙД) В буре экономических преобразований, происходящих в нашей стране, общество всё чаще сталкивается с циничными преступлениями человека против природы, истории, свободы, против самого себя.  С экранов телевизора буквально лавиной  несется на нас негативное отображение криминального мира, беззаботной гламурной жизни. Авторы фильмов и телевизионных программ не стесняются в выборе выражений. Мы уже сами не замечая того, привыкаем к сленговой речи, а вместо классики, увы, читаем лёгкое чтиво. Мы закрылись в свои мирки и практически не общаемся друг с другом. Мы, отдавая дань моде или ища защиты от нависшего смога рутинной жизни, идём в церковь к Богу и просим о помощи, но при этом спокойно или с брезгливостью проходим мимо нищих, а значит мимо человеческой беды. Вечно спешащие, мы практически не смотрим в глаза друг другу и не нуждаемся в общении. Пожалуй, это и есть наше современное общество. Общество взрослых, которое в ответе за себя само.

  (CЛАЙД) Я не случайно начала своё выступление с этой, быть может, мрачной картины. Этим я хотела обратить ваше внимание на мир, в котором живут наши дети.

(CЛАЙД) Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит их жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте природы, бережно относиться к ней. Трудно перечислить все нравственные качества человека, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

(CЛАЙД) В книге Виктора Васильевича Клименко «Как воспитать вундеркинда» сказано следующее: «На жизненном пути человек открывает 7 предметов отношений (они перед вами). Любая задержка в этом процессе развития личности опасна: человек останавливается в развитии души, потому что очередную границу нечем преодолеть, чтобы продвигаться дальше к вершинам совершенства».

(CЛАЙД) Младший школьный возраст – это время, когда закладываются основы духовности, формируется эмоциональная сфера личности, приоткрывается дверца в мир чужих мыслей и чувств. И как никогда в этот момент нужна твёрдая и уверенная рука взрослого. Способны ли на это сегодняшние родители? Не все. Но мы-то всегда рядом…

(CЛАЙД) Актуальность духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания вскрыла ряд социальных и нравственных противоречий между:

необходимостью формирования гражданина-патриота и отсутствием этого представления у детей младшего школьного возраста;

направленностью школьного воспитания в формировании гражданина и отсутствием этого стремления в семье;

ситуативностью и стихийностью проявления у младших школьников патриотических качеств и целенаправленной, систематической работой по гражданско-патриотическому воспитанию.

Выявление противоречий – исходная предпосылка для проектирования процесса воспитания школьников.

(CЛАЙД) Каждый учитель и воспитатель в своей работе должен выстроить цепь, понятную детям 7-10 лет: (ФОТО ПО ОДНОЙ 5 ЩЕЛЧКОВ) родная семья – друзья – родная школа – родной город – родная страна. «Трудно любить и уважать просто «страну», можно любить и уважать конкретных людей, а через них – свой народ и страну». Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание представляются неразрывно связанными между собой и одинаково важны для становления личности, поэтому работа по этим направлениям должна вестись одновременно.

(CЛАЙД) Я работаю по ОС «Школа 2100» уже 7 лет, поэтому хорошо знакома с проектом программы «Духовно-нравственного развития и воспитания в ОС «Школа 2100».

(CЛАЙД) Учитывая содержание этого проекта, я разработала свою воспитательную программу «Радуга», цель которой - формирование Человека и Гражданина. (Папка)

(CЛАЙД) Направления работы спланированы так же исходя из проекта программы. И у меня 7, как 7 цветов радуги:

(CЛАЙД) Основные направления программы:

Я и Отечество.

Я и природа.

Я и семья.

Я – человек.

Моё здоровье.

Мой мир знаний.

Родники искусств.

Что же изменилось в воспитательной работе в связи с внедрением новых образовательных стандартов? В ОС «Школа 2100» - глобально ничего. Для организации внеклассной работы в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования добавилась проектная деятельность и занятия по курсу «Театр». Театральные занятия наши дети посещают уже не первый год и с удовольствием, а вот что такое проектная деятельность?

(CЛАЙД) Что такое проектная деятельность?

Существует научная дисциплина «Управление проектами». В ней есть определение, что такое проект: «комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения определенной цели в течение заданного периода времени и в рамках выделенного бюджета».

(CЛАЙД) В этой же дисциплине говорится о признаках отличия проектной деятельности от других видов деятельности:

направленность на достижение конкретных целей,

координированное выполнение взаимосвязанных действий,

ограниченная протяженность во времени с определенным началом и концом,

в определенной степени неповторимость и уникальность.

(CЛАЙД) Цели проектной деятельности:

успешность, альтернативная учебной

общеучебные организационные умения

общеучебные умения поиска сведений

творческие общеучебные умения

применение полученных знаний

привлечение родителей

(CЛАЙД) Если классифицировать проекты по видам конечного результата, то получится следующая картина:

изделия: результат – изделие, поделка, конструкция, в том числе информационная продукция (книга, мультфильм, открытка, песня, и т.д.),

мероприятия: результат – само проведенное мероприятие (праздники, викторины, конкурсы, показы мод, концерты, соревнования),

решения проблем: результат – решённая проблема,

исследования: результат – самостоятельно полученные новые знания.

Для чего нужны проекты? Прежде всего – это способ формирования общих учебных умений (универсальных учебных действий). Главное в работе над проектами – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение.

Первые шаги в создании проекта мы предприняли с детьми 6 лет назад. (CЛАЙД) Я тогда разработала свою программу факультативного курса «Сказание о земле Илимской», и ребятам понравилось эта тема. Мы решили создать альбом своих работ. Создавался он в течение 3 лет. В результате дети остались довольны. Но кроме ребят и их родителей никто больше эту нашу работу не увидел. Поэтому она отправилась на полку в самый дальний угол. Многие хорошие работы дети взяли себе. Я нашла эту папку. (Папка работ) Как оказалось сейчас – это был проект, который можно было защищать на форуме детских работ.

(CЛАЙД) Сегодня проектной деятельностью увлечены все и мы, конечно, тоже. Уроки окружающего мира и риторики – благодатная почва для проектирования. С большим интересом каждый ребёнок работал над созданием своего родословного древа. Вот некоторые выдержки из работ ребят.

«Когда я составлял своё родословное древо, меня больше всего удивило то, что у меня столько прабабушек и прадедушек, а я думал, что их всего 4»

«Мне было интересно составлять своё родословное древо, потому что я узнала фамилии своих предков, оказалось, мои предки другой национальности»

(CЛАЙД) На уроках дети не только учатся работать над проектами, но также пробуют защищать их. Неплохо прошла у нас защита плакатов «Сохраним красоту природы», защита проектов по этой же теме, защита предвыборнаой программы кандидата в мэры нашего города. Детям нравится такая работа. (Папка работ)

Если говорить о внеурочной деятельности, то здесь без помощи родителей просто не обойтись. И я считаю, что формирование нравственных качеств у ребёнка не должно проходить в стороне от родителей, да это просто и невозможно. Родители – это первые помощники учителя.

(CЛАЙД) И наша первая совместная деятельность (в первом классе) принесла нам две грамоты. Это было создание классного проекта в честь 45-летия города Железногорска-Илимского. Мы заняли первое место в номинации «Железногорск: вчера, сегодня, завтра».

С родителями я работаю в очень тесном сотрудночестве. Начало каждой четверти мы начинаем с планирования работы. Никогда не возникает трудностей в проведении какого-либо мероприятия. Родители всегда активно откликаются на мои просьбы и просьбы родительского комитета.

(CЛАЙД) У нас существуют традиционные мероприятия – это тематические классные часы, подготовка и проведение традиционных праздников, выходы на природу, проведение дней именинника.

(CЛАЙД) С первого класса на дни именинника мы готовим спектакли – как оказалось это тоже проекты. С большим успехом у нас прошли спектакли «День рождения Мухи Цокотухи», «Красная Шапочка собирает гостей», «Колобок и его друзья».

(CЛАЙД) На осенних каникулах мы классом съездили на экскурсию в Ангарскую деревню.

(CЛАЙД) Экскурсии на предприятия, профориентационная работа – дети рады, когда рядом с ними их родные, а сколько гордости, вед это мой папа.

(CЛАЙД) Рады были 3-му месту в школьном конкурсе «Моя семья». Одним из заданий была защита семейного проекта. Мы блестяще с ним справились, организовав и поставив кукольный театр. Зрители были довольны, и мы тоже.

(CЛАЙД) В этом году организатор по начальной школе предложила подготовить и провести концерт для наших мам ко «Дню Матери». Мы с энтузиазмом откликнулись на это предложение. От каждого класса было подготовлено по 2-3 номера худ. самодеятельности. В зале не было свободных мест. Мы тоже выступили на должном уровне.

(CЛАЙД) Вот уже много лет я работаю в тесном сотрудничестве с городской детской библиотекой. С ребятами прошлого выпуска мы посещали занятия по краеведению, которые нам любезно проводил Бескачёв Дмитрий Владимирьвич. С нынешними ребятами мы посетили несколько уроков. Но, к сожалению, Д.В. ушёл на повышение и в силу занятости отказал нам в занятиях. Но всё равно мы не пропускаем крупных мероприятий, участвуем в конкурсах, занимаем призовые места.

(CЛАЙД) В этом году впервые в нашей школе прошёл интеллектуально-личностный марафон «Твои возможности» по ОС «Школа 2100». В нём приняли участие всего 5 классов: 5-ый, два 4-ых и два 3-х. Одним из 3-х были мы. В качестве домашнего задания надо было подготовить и защитить проект. Тема нашего группового проекта звучала так «Определяем гигиеническую вместимость учащихся в классном помещении». Защита прошла успешно – мы были вторыми.

(CЛАЙД) А пробовать себя на публику мои ребята начали 4 года назад на детском форуме «Мир вокруг нас». Тогда мы заработали одно призовое место и один сертификат.

(CЛАЙД) В прошлом году наши выступления так же увенчались успехом: сертификат

(CЛАЙД) и два диплома 2-ой и 3-ей степени. А в фестивале-смотре «Ступень к успеху», который пройдёт в этом году, мы решили принять участие во всех 6-ти номинациях.

(CЛАЙД) Что касается внешкольной деятельности – это участие в акциях «Доброе сердце», «Подари жизнь». Это сбор денег на лечение детям, сбор вещей малоимущим, в дома престарелых, детский дом, детскую больницу, помощь своим ученикам, если понадобится.

(CЛАЙД) На месте не стоим, да и скучно это. А самое главное – проектная работа нравится ребятам, а мы вместе с родителями всегда рады помочь нашим детям. Результаты нашей работы – в наградах. (Папки грамот)

(CЛАЙД) В заключение хочу привести выдержку из проекта программы «Духовно-нравственного развития и воспитания в ОС «Школа 2100».

«Да от школы нельзя требовать ПОЛНОГО решения задач воспитания. Это может сделать только общество в целом. Однако это не значит, что педагог может отмахнуться от этих задач. За 40 минут урока, несколько часов в школе, выходя вместе с детьми за пределы школы – в каждой этой ситуации мы можем повлиять на развитие духовного мира наших детей своими словами и делами. Мы можем повлиять на часть того мира, в котором живет школьник – работая с родителями, устанавливая контакты с культурными и общественными организациями. Все это вместе и есть содержание нашей воспитательной работы».
презентация пед. чтения
PPT / 42.29 Мб

Предварительный просмотр презентации

Районные педагогические чтения «Стандарты многомерны, как сама жизнь» «У каждого ребёнка в глубине души спрятаны колокольчики: надо только отыскать их, затронуть, чтобы они зазвенели добрым и весёлым звоном»

Савичева Ирина Александровна Стаж работы: 13,5 лет в СОШ №4, Образование: высшее, Категория: первая, Личные качества: жизнерадостна, энергична, в людях ценит откровенность. Девиз по жизни: дойти до самой сути в работе, в поисках пути…

Нужна ли нам сейчас воспитательная работа? Воспитание – важнейшее явление духовной жизни общества для всех времён и народов. Без воспитания немыслима жизнь человеческого общества, ибо его назначение – передача накопленных знаний и жизненного опыта от поколения к поколению. Без этого невозможно развитие человека.

На жизненном пути человек открывает 7 предметов отношений: Со дня рождения до 2 лет – открытие физического и предметного мира С 2 до 3 лет – открытие себя «Я – сам» С 3 до 5 лет – действенный мир слов, красоты и гармонии вокруг себя и системы «Я – Ты» С 5 до 8 лет – открытие мира чужих мыслей, чувств и продуктов воображения системы «Я – Мы» С 8 до 13 лет – « Я – Духовность» С 13 до 21 года – «Я – Ноосфера» С 21 до 34 лет – «Я – Творец»

«Духовно-нравственный и гражданско-патриотический идеал» Духовное здоровье - наличие цели и смысла жизни, надежды человека, его желание жить, его убеждения; способность личности к творчеству, начиная от идей до их реализации, воплощения в материальной форме. Нравственность - включает формирование нравственных потребностей: потребности в труде, в общении, в освоении культурных ценностей, в развитии познавательных способностей и т. п. Эти потребности развиваются в реальном опыте деятельности и отношений школьников. Гражданственность - освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Патриот - не может не знать и не любить культуру своего народа.

Противоречия необходимость формирования гражданина-патриота и отсутствие этого представления у детей младшего школьного возраста; направленность школьного воспитания в формировании гражданина, патриота и отсутствие этого стремления в семье; ситуативность и стихийность проявления у младших школьников патриотических качеств и целенаправленная, систематическая работа по гражданско-патриотическому воспитанию.

«Трудно любить и уважать просто «страну», можно любить и уважать конкретных людей, а через них – свой народ и страну»

Цель воспитательного процесса в понимании Образовательной системы «Школа 2100» развитие и воспитание, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности.

Направления воспитательного процесса в понимании Образовательной системы «Школа 2100» ДОБРЫЕ ЧУВСТВА, МЫСЛИ И ПОСТУПКИ (ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА) СТРАНА ГРАЖДАН (ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ) ТРУД ДЛЯ СЕБЯ И ДЛЯ ДРУГИХ (ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ, СПОСОБНОСТИ К ПОЗНАНИЮ) ЗДОРОВЬЕ ТЕЛА И ДУХА (ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ) ПРИРОДА – НАШ ДОМ (ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ) КРАСОТА СПАСЁТ МИР (ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ)

Направления воспитательного процесса по программе «Радуга»

Что такое «проект»? Научная дисциплина «Управление проектами» Под проектом понимается «комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения определенной цели в течение заданного периода времени и в рамках выделенного бюджета»

Основные отличия проектной деятельности от других видов деятельности направленность на достижение конкретных целей; координированное выполнение взаимосвязанных действий; ограниченная протяженность во времени с определенным началом и концом; в определенной степени неповторимость и уникальность

Цели проектной деятельности проекты успех организация действий, общение родители применение знаний поиск сведений творчество

Классификация проектов по видам конечного результата изделия: результат – изделие, поделка, конструкция, в том числе информационная продукция (книга, мультфильм, открытка, песня, и т.д.), мероприятия: результат – само проведенное мероприятие (праздники, викторины, конкурсы, показы мод, концерты, соревнования), решения проблем: результат – решённая проблема, исследования: результат – самостоятельно полученные новые знания.

Риторика Окружающий мир Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Ангарская деревня

«Моя семья»

Концерт ко «Дню Матери»

В сотрудничестве с городской библиотекой

Интеллектуально-личностный марафон «Твои возможности»

Внешкольная деятельность Участие в акциях «Доброе сердце», «Письмо солдату», «Подари жизнь». Это сбор денег на лечение детям, сбор вещей малоимущим, в дома престарелых, детский дом, детскую больницу, помощь своим ученикам, если понадобится.

«Человек разумный, Человек моральный, Человек творческий – вот три кардинальные характеристики, принципиально отличающие человека от животного во всей полноте реализованных данных человеку функций» (Д.И.Писарев)

МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПАТРИОТ И ГРАЖДАНИН СВОЕЙ РОДИНЫ ФИЗИЧЕСКИ, ПСИХИЧЕСКИ И ДУХОВНО ЗДОРОВЫЙ НРАВСТВЕННО И ДУХОВНО РАЗВИТЫЙ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНО РАЗВИТЫЙ ЭСТЕТИЧЕСКИ И КУЛЬТУРНО РАЗВИТЫЙ ТВОРЧЕСКИ РАЗВИТЫЙ, В СООТВЕТСТВИИ СО СВОИМИ СПОСОБНОСТЯМИ СПОСОБНЫЙ К САМОРАЗВИТИЮ

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.