Выступление на тему «Стандарты многомерны, как сама жизнь»
Пояснительная записка к презентации
Департамент образования, методический отдел МУ «Ресурсный центр» Нижнеилимского муниципального района
Районные педагогические чтения
«Стандарты многомерны, как сама жизнь»
Секция: «Формирование национального духовно-нравственного и гражданско-патриотического идеала – воспитательная основа ФГОС второго поколения»
Тема: «У каждого ребёнка в душе спрятаны колокольчики: надо только отыскать их,
затронуть, чтобы они зазвенели
добрым и весёлым звоном»
Учитель: Савичева И. А.
МБОУ СОШ №4
г. Железногорск-Илимский
(CЛАЙД) В буре экономических преобразований, происходящих в нашей стране, общество всё чаще сталкивается с циничными преступлениями человека против природы, истории, свободы, против самого себя. С экранов телевизора буквально лавиной несется на нас негативное отображение криминального мира, беззаботной гламурной жизни. Авторы фильмов и телевизионных программ не стесняются в выборе выражений. Мы уже сами не замечая того, привыкаем к сленговой речи, а вместо классики, увы, читаем лёгкое чтиво. Мы закрылись в свои мирки и практически не общаемся друг с другом. Мы, отдавая дань моде или ища защиты от нависшего смога рутинной жизни, идём в церковь к Богу и просим о помощи, но при этом спокойно или с брезгливостью проходим мимо нищих, а значит мимо человеческой беды. Вечно спешащие, мы практически не смотрим в глаза друг другу и не нуждаемся в общении. Пожалуй, это и есть наше современное общество. Общество взрослых, которое в ответе за себя само.
(CЛАЙД) Я не случайно начала своё выступление с этой, быть может, мрачной картины. Этим я хотела обратить ваше внимание на мир, в котором живут наши дети.
(CЛАЙД) Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит их жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте природы, бережно относиться к ней. Трудно перечислить все нравственные качества человека, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.
(CЛАЙД) В книге Виктора Васильевича Клименко «Как воспитать вундеркинда» сказано следующее: «На жизненном пути человек открывает 7 предметов отношений (они перед вами). Любая задержка в этом процессе развития личности опасна: человек останавливается в развитии души, потому что очередную границу нечем преодолеть, чтобы продвигаться дальше к вершинам совершенства».
(CЛАЙД) Младший школьный возраст – это время, когда закладываются основы духовности, формируется эмоциональная сфера личности, приоткрывается дверца в мир чужих мыслей и чувств. И как никогда в этот момент нужна твёрдая и уверенная рука взрослого. Способны ли на это сегодняшние родители? Не все. Но мы-то всегда рядом…
(CЛАЙД) Актуальность духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания вскрыла ряд социальных и нравственных противоречий между:
необходимостью формирования гражданина-патриота и отсутствием этого представления у детей младшего школьного возраста;
направленностью школьного воспитания в формировании гражданина и отсутствием этого стремления в семье;
ситуативностью и стихийностью проявления у младших школьников патриотических качеств и целенаправленной, систематической работой по гражданско-патриотическому воспитанию.
Выявление противоречий – исходная предпосылка для проектирования процесса воспитания школьников.
(CЛАЙД) Каждый учитель и воспитатель в своей работе должен выстроить цепь, понятную детям 7-10 лет: (ФОТО ПО ОДНОЙ 5 ЩЕЛЧКОВ) родная семья – друзья – родная школа – родной город – родная страна. «Трудно любить и уважать просто «страну», можно любить и уважать конкретных людей, а через них – свой народ и страну». Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание представляются неразрывно связанными между собой и одинаково важны для становления личности, поэтому работа по этим направлениям должна вестись одновременно.
(CЛАЙД) Я работаю по ОС «Школа 2100» уже 7 лет, поэтому хорошо знакома с проектом программы «Духовно-нравственного развития и воспитания в ОС «Школа 2100».
(CЛАЙД) Учитывая содержание этого проекта, я разработала свою воспитательную программу «Радуга», цель которой - формирование Человека и Гражданина. (Папка)
(CЛАЙД) Направления работы спланированы так же исходя из проекта программы. И у меня 7, как 7 цветов радуги:
(CЛАЙД) Основные направления программы:
Я и Отечество.
Я и природа.
Я и семья.
Я – человек.
Моё здоровье.
Мой мир знаний.
Родники искусств.
Что же изменилось в воспитательной работе в связи с внедрением новых образовательных стандартов? В ОС «Школа 2100» - глобально ничего. Для организации внеклассной работы в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования добавилась проектная деятельность и занятия по курсу «Театр». Театральные занятия наши дети посещают уже не первый год и с удовольствием, а вот что такое проектная деятельность?
(CЛАЙД) Что такое проектная деятельность?
Существует научная дисциплина «Управление проектами». В ней есть определение, что такое проект: «комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения определенной цели в течение заданного периода времени и в рамках выделенного бюджета».
(CЛАЙД) В этой же дисциплине говорится о признаках отличия проектной деятельности от других видов деятельности:
направленность на достижение конкретных целей,
координированное выполнение взаимосвязанных действий,
ограниченная протяженность во времени с определенным началом и концом,
в определенной степени неповторимость и уникальность.
(CЛАЙД) Цели проектной деятельности:
успешность, альтернативная учебной
общеучебные организационные умения
общеучебные умения поиска сведений
творческие общеучебные умения
применение полученных знаний
привлечение родителей
(CЛАЙД) Если классифицировать проекты по видам конечного результата, то получится следующая картина:
изделия: результат – изделие, поделка, конструкция, в том числе информационная продукция (книга, мультфильм, открытка, песня, и т.д.),
мероприятия: результат – само проведенное мероприятие (праздники, викторины, конкурсы, показы мод, концерты, соревнования),
решения проблем: результат – решённая проблема,
исследования: результат – самостоятельно полученные новые знания.
Для чего нужны проекты? Прежде всего – это способ формирования общих учебных умений (универсальных учебных действий). Главное в работе над проектами – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение.
Первые шаги в создании проекта мы предприняли с детьми 6 лет назад. (CЛАЙД) Я тогда разработала свою программу факультативного курса «Сказание о земле Илимской», и ребятам понравилось эта тема. Мы решили создать альбом своих работ. Создавался он в течение 3 лет. В результате дети остались довольны. Но кроме ребят и их родителей никто больше эту нашу работу не увидел. Поэтому она отправилась на полку в самый дальний угол. Многие хорошие работы дети взяли себе. Я нашла эту папку. (Папка работ) Как оказалось сейчас – это был проект, который можно было защищать на форуме детских работ.
(CЛАЙД) Сегодня проектной деятельностью увлечены все и мы, конечно, тоже. Уроки окружающего мира и риторики – благодатная почва для проектирования. С большим интересом каждый ребёнок работал над созданием своего родословного древа. Вот некоторые выдержки из работ ребят.
«Когда я составлял своё родословное древо, меня больше всего удивило то, что у меня столько прабабушек и прадедушек, а я думал, что их всего 4»
«Мне было интересно составлять своё родословное древо, потому что я узнала фамилии своих предков, оказалось, мои предки другой национальности»
(CЛАЙД) На уроках дети не только учатся работать над проектами, но также пробуют защищать их. Неплохо прошла у нас защита плакатов «Сохраним красоту природы», защита проектов по этой же теме, защита предвыборнаой программы кандидата в мэры нашего города. Детям нравится такая работа. (Папка работ)
Если говорить о внеурочной деятельности, то здесь без помощи родителей просто не обойтись. И я считаю, что формирование нравственных качеств у ребёнка не должно проходить в стороне от родителей, да это просто и невозможно. Родители – это первые помощники учителя.
(CЛАЙД) И наша первая совместная деятельность (в первом классе) принесла нам две грамоты. Это было создание классного проекта в честь 45-летия города Железногорска-Илимского. Мы заняли первое место в номинации «Железногорск: вчера, сегодня, завтра».
С родителями я работаю в очень тесном сотрудночестве. Начало каждой четверти мы начинаем с планирования работы. Никогда не возникает трудностей в проведении какого-либо мероприятия. Родители всегда активно откликаются на мои просьбы и просьбы родительского комитета.
(CЛАЙД) У нас существуют традиционные мероприятия – это тематические классные часы, подготовка и проведение традиционных праздников, выходы на природу, проведение дней именинника.
(CЛАЙД) С первого класса на дни именинника мы готовим спектакли – как оказалось это тоже проекты. С большим успехом у нас прошли спектакли «День рождения Мухи Цокотухи», «Красная Шапочка собирает гостей», «Колобок и его друзья».
(CЛАЙД) На осенних каникулах мы классом съездили на экскурсию в Ангарскую деревню.
(CЛАЙД) Экскурсии на предприятия, профориентационная работа – дети рады, когда рядом с ними их родные, а сколько гордости, вед это мой папа.
(CЛАЙД) Рады были 3-му месту в школьном конкурсе «Моя семья». Одним из заданий была защита семейного проекта. Мы блестяще с ним справились, организовав и поставив кукольный театр. Зрители были довольны, и мы тоже.
(CЛАЙД) В этом году организатор по начальной школе предложила подготовить и провести концерт для наших мам ко «Дню Матери». Мы с энтузиазмом откликнулись на это предложение. От каждого класса было подготовлено по 2-3 номера худ. самодеятельности. В зале не было свободных мест. Мы тоже выступили на должном уровне.
(CЛАЙД) Вот уже много лет я работаю в тесном сотрудничестве с городской детской библиотекой. С ребятами прошлого выпуска мы посещали занятия по краеведению, которые нам любезно проводил Бескачёв Дмитрий Владимирьвич. С нынешними ребятами мы посетили несколько уроков. Но, к сожалению, Д.В. ушёл на повышение и в силу занятости отказал нам в занятиях. Но всё равно мы не пропускаем крупных мероприятий, участвуем в конкурсах, занимаем призовые места.
(CЛАЙД) В этом году впервые в нашей школе прошёл интеллектуально-личностный марафон «Твои возможности» по ОС «Школа 2100». В нём приняли участие всего 5 классов: 5-ый, два 4-ых и два 3-х. Одним из 3-х были мы. В качестве домашнего задания надо было подготовить и защитить проект. Тема нашего группового проекта звучала так «Определяем гигиеническую вместимость учащихся в классном помещении». Защита прошла успешно – мы были вторыми.
(CЛАЙД) А пробовать себя на публику мои ребята начали 4 года назад на детском форуме «Мир вокруг нас». Тогда мы заработали одно призовое место и один сертификат.
(CЛАЙД) В прошлом году наши выступления так же увенчались успехом: сертификат
(CЛАЙД) и два диплома 2-ой и 3-ей степени. А в фестивале-смотре «Ступень к успеху», который пройдёт в этом году, мы решили принять участие во всех 6-ти номинациях.
(CЛАЙД) Что касается внешкольной деятельности – это участие в акциях «Доброе сердце», «Подари жизнь». Это сбор денег на лечение детям, сбор вещей малоимущим, в дома престарелых, детский дом, детскую больницу, помощь своим ученикам, если понадобится.
(CЛАЙД) На месте не стоим, да и скучно это. А самое главное – проектная работа нравится ребятам, а мы вместе с родителями всегда рады помочь нашим детям. Результаты нашей работы – в наградах. (Папки грамот)
(CЛАЙД) В заключение хочу привести выдержку из проекта программы «Духовно-нравственного развития и воспитания в ОС «Школа 2100».
«Да от школы нельзя требовать ПОЛНОГО решения задач воспитания. Это может сделать только общество в целом. Однако это не значит, что педагог может отмахнуться от этих задач. За 40 минут урока, несколько часов в школе, выходя вместе с детьми за пределы школы – в каждой этой ситуации мы можем повлиять на развитие духовного мира наших детей своими словами и делами. Мы можем повлиять на часть того мира, в котором живет школьник – работая с родителями, устанавливая контакты с культурными и общественными организациями. Все это вместе и есть содержание нашей воспитательной работы».
презентация пед. чтения
PPT / 42.29 Мб