12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Некрасова Ольга Сергеевна142

Краткий конспект урока «Раскольников и Сонечка: «возрождение" человека.

Некрасова Ольга Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

Раскольников и Соня - на первый взгляд, герои-антиподы, у них разный взгляд на жизнь, по-разному мыслят, действуют. С другой стороны, им обоим необходимо «восстановление», они оба – жертвы своей идеологии, жертвы условий, в которых они стали заложниками. Но у них есть шанс, помогая друг другу, выйти из «тупика», в то время как у других героев такого шанса нет.

Цель: 1.Раскрыть роль образа Сонечки Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

2. Показать силу этой героини в возрождении героя и обретении православной веры.

Ход урока: детям заранее даются эпизоды для прочитывания дома. (Роман полностью читали в летние каникулы). На урок они приходят со знанием текста. Когда движешься по сюжетной линии, то складывается целостный образ героини. ч.1гл.2, ч.2 гл.7ч.4 гл3-4, ч.5гл.1-4, ч.6 гл.1, эпилог.

- Что Мармеладов рассказывает о дочери? Воспитания не получила, терпит одни унижения от Катерины Ивановны, от Клопштока, именно Катерина Ивановна ее отправляет на улицу.

- Перечитываем эпизод «Рассказ Мармеладова о выходе на улицу Сони»

-Можете ли вы оправдать поступок Катерины Ивановны? Поступок Сони?

-Зачастую дети отрицательно относятся к поступку Сони. Говорят, что зачем нужно было подчиняться. Задают оправданный вопрос: почему ее не мог защитить отец? Почему он начинает пользоваться Соней? Это вопросы, которые выводят урок на другой уровень, на уровень дискуссии.

- Осознанно ли Соня пошла на это шаг? Когда ученики понимают, что Соня делает все осознанно, при этом в финале фрагмента: пришла, выложила тридцать целковых (говорим об аллюзии), взяла зеленый платок (говорим о символике цвета), легла лицом к стене. Подчеркивается, при внешней подчиненности обстоятельствам, жертвенность, нравственная чистота, неозлобленность, смиренность Сони.

- Теперь она не живет с родителями («Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! ... Ко всему-то подлец человек привыкает!» Раскольников презирает Мармеладовых. Отец, в свою очередь, верит в помощь Бога, раскаивается, но ничего не может с собой поделать, выхода нет.), она живет у Капернаумова. Странная фамилия привлекает внимание. Можно подготовить ученика с мини-выступлением. Так как город Капернаум упоминается в Евангелии. Достоевский часто к нему обращается (знаем биографические факты, связанные с томиком Евангелия). Знаковое место в развитии отношений Родиона и Сони. Здесь начинается «возрождение», здесь они читают притчу о воскресении Лазаря.

-Соотношение Раскольниковым судьбы Дуни и Сони. «Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит».

Раскольников еще больше начинает верить в истинность своей теории. Он должен спасти таких как Соня.

Анализ первой встречи Раскольникова и Сони. Портрет Сони. Контраст: внешний облик (одежда, неприличен до безобразия) и внутренний (не проходит в комнату, смущена, стыдится. Доказательство чистоты души Сони.

Вторая встреча. Новый взгляд на Соню, еще один портрет, восприятие Сони матерью и сестрой Раскольникова.

Третья встреча Раскольникова и Сони. Бесцеремонность поведения Раскольникова. Цель комментариев Раскольникова, неудобных вопросов? Исповедь Сони (защита отца, оправдание Катерины Ивановны, любовь к Полечке, трансляция самопожертвования, изменение состояния героини)

Три дороги Сони, по мнению Раскольникова.

Кульминационная сцена – «Чтение легенды о воскрешении Лазаря». Перечитываем и анализируем важный в понимании романа эпизод.

Мнение В. Набокова о данном эпизоде: «Убийца и блудница за чтением Священного Писания – что за вздор! Никакой художественной оправданной связи между гнусным убийцей и несчастной девушкой не существует».

Почему выбрана для чтения именно легенда о воскрешении Лазаря?

На четвертый день Лазаря воскресили, прошел четвертый день со дня убийства (аллюзия). Что доказывает легенда? Существование Бога, чуда, возрождения. Почему Соня не сразу соглашается читать?

Раскольников понимает, что помогает Соне выживать, пошатнулись его принципы, принял решение –признаться.

Эпизод «Лужин обвиняет Соню». Сила духа Сони, она по-прежнему любит, доверяет и не обвиняет людей.

Эпизод «Признание Раскольникова, попытка Сони его оправдать»

Какие мотивы преступления называет Раскольников. Какова реакция Сони?

Таблица

Мотив

Реакция Сони



Как гром среди ясного неба…Рассказ Сони об обмене крестами с Лизаветой. Почему Раскольников не взял крестик?

Состояние Раскольникова у себя в каморке.

Сцена службы. Роль сцены в отношениях между Соней и Раскольниковым. Он не один, с ним рядом Человек, любящий, чистый, преданный, настоящий, готовый простить, помочь, быть рядом.

Сцена признания на Сенной. Признается на Сенной-катарсис, в конторе – не признался. Фальшивые слезы? Не готов к признанию?

Эпилог. Соня и Раскольников на каторге. Долгий путь к «возрождению». Почему ненавидят Раскольникова каторжане и обожают Соню? Сон Раскольникова о моровой язве. Пасха, случайно, чудесным образом. По велению Бога? Раскольникова пронзает боль в сердце. Бог есть любовь. Это уже было в монологе Мармеладова. Понимание жизни. Жить для других, для любимого человека, любить людей, жизнь.

























Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.