Распределение хозяйственных обязанностей в семье, как фактор экономической грамотности школьника
Распределение хозяйственных обязанностей в семье, как фактор экономической грамотности школьника
Малюхина Людмила Васильевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 имени Петра Аркадьевича Столыпина» г. Балашова Саратовской области, Россия.
E-mail: lili1808@mail.ru
Современный этап развития экономических отношений в России требует от человека особой экономической культуры и особых качеств, которые помогает сформировать семья. Важнейшим средством формирования современного рыночного мышления наряду с экономическим образованием является экономическое воспитание, то есть целенаправленное воздействие на членов общества для выработки у них правильных взглядов, представлений, подходов к оценке экономических явлений и принятию соответствующих хозяйственных решений.
Следует отметить, что ни среди отечественных, ни среди зарубежных ученых нет единого мнения на понятие «экономической грамотности».
Исследователь О.В. Архангельская определяет экономическую грамотность как определенный уровень экономических знаний, умений, опыта экономической деятельности, отражаемых логикой содержания начальной профессиональной подготовки, и обеспечивающий вхождение в трудовую деятельность, принятие рациональных решений, служащий основой для непрерывного совершенствования своих экономических знаний и экономических качеств личности [9, с. 39].
По мнению Т. К. Ростовской и О. В. Кучмаевой, экономическая грамотность - это такой уровень функциональной грамотности в экономической области, который предполагает решение стандартных задач в производственной, потребительской и социальной сферах на основе прикладных знаний [14, с. 85].
Нужно понимать, что финансовая грамотность является достаточно сложной сферой, которая требует от человека понимания основных финансовых аспектов. При этом полученная из различных источников информация, должна быть правильно интерпретирована, что впоследствии способствует правильному принятию важных решений, а также повышению уровня грамотности [1, с. 28].
Формировать экономическую грамотность необходимо именно в семье, так уже с раннего возраста в детях закладываются основы для формирования личности, идет интенсивное сознательное освоение социальной среды, закладываются основы нравственного поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Дети с малых лет имеют опыт участия в экономических отношениях (чаще всего потребления), знают отдельные, наиболее распространенные экономические понятия.
Современная экономическая мысль рассматривает семью или, более обобщенно – домашнее хозяйство как важного потребителя и производителя, жизнедеятельность которых осуществляется для реализации социальных, экономических и духовных потребностей индивида, самой семьи и общества в целом [10, с. 124].
Семья – это круг кровных родственников и состоящих в браке людей, проживающих под одной крышей, ведущих совместную хозяйственную деятельность и владеющих общей собственностью. Несмотря на то, что главными объединяющими силами в семье являются любовь, взаимопонимание, уважение, дружба, привязанность – стабильность семьи также зависит от ее материальной обеспеченности, от успешного ведения домашнего хозяйства и правильного распределения обязанностей в семье [5, с. 37]. Экономическое воспитание в семье становится базовым для современного образованного человека, который должен хорошо понимать, что его личное благосостояние и уровень развития зависят от состояния экономики и активного, сознательного участия каждого члена общества в экономических отношениях. Проблема экономического воспитания в семье актуальна для каждого, так как любой человек на протяжении всей своей жизни является и воспитателем, и воспитанником.
Нужно понимать, что экономическая грамотность является достаточно сложной и многообразной системой, которая требует от индивида и семьи не только теоретического понимания основополагающих финансовых принципов, но и практических навыков их использования [1, с. 28].
Понимание экономической грамотности и ее сущности позволит нам в дальнейшем смело рассуждать о факторах и процессах влияющих на её качество и образование. Следует также отметить, что семья, которая в теории является далеко немаловажным источником экономических знаний - является регулярно прогрессирующей системой, имеющей важнейшие трансформационные, адаптивные возможности. Трансформация составляющих элементов системы, например, в распределении хозяйственных обязанностей, сказываются на взаимоотношениях супругов. Поэтому, каждый участник этой системы должен стремиться нарабатывать опыт эффективного экономического поведения для гармонизации представлений по формированию моделей семейных взаимоотношений и для того, чтобы воспитывающиеся дети в семье удачно могли постигать основные социальные роли [8, с. 81].
Трансформация составляющих элементов системы, например, в распределении хозяйственных обязанностей, сказываются на взаимоотношениях супругов [11, с. 82]. Благодаря распределению и выполнению хозяйственных обязанностей в семье, дети познают основы домашнего хозяйства, обучаются элементарным навыкам ориентации в экономической жизни общества, узнают о домашнем хозяйстве, как предмете экономики.
Во время выполнения своих хозяйственных обязанностей для молодых людей школьного возраста раскрывается важность и ценность труда в семье и работе, которые требуют усилий, стараний, времени и заботы ради повышения благосостояния семьи. Благодаря родителям их дети узнают, что у каждого члена семьи есть свои обязанности, которые необходимо выполнять, а оплатой за домашний труд является уважение, внимание и любовь близких. Распределение хозяйственных обязанностей помогает в решении основных экономических проблем и противоречий, с которыми сталкивается семья.
Семья – это круг кровных родственников и состоящих в браке людей, проживающих под одной крышей, ведущих совместную хозяйственную деятельность и владеющих общей собственностью. Несмотря на то, что главными объединяющими силами в семье являются любовь, взаимопонимание, уважение, дружба, привязанность – стабильность семьи также зависит от ее материальной обеспеченности, от успешного ведения домашнего хозяйства и правильного распределения обязанностей в семье [5. С. 38].
Таким образом, экономическую грамотность можно определить, как определенный уровень экономических знаний, умений, опыта экономической деятельности, отражаемых логикой содержания начальной профессиональной подготовки, и обеспечивающий вхождение в трудовую деятельность, принятие рациональных решений, служащих основой для непрерывного совершенствования своих экономических знаний и экономических качеств личности [14, с. 89].
Важно, чтобы школьники пришли к пониманию, что совместный труд и правильное распределение обязанностей в семье не только позволяли ее членам удовлетворять основные потребности, но и были важнейшими условиями устойчивой и крепкой семьи, помогали в решении основных экономических проблем и противоречий, с которыми сталкивается семья.
Список литературы
Агирбова Д. М., Лаврикова Е. А. Психологические особенности представлений мужчин и женщин по управлению семейной экономикой // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – Т. 7. – №. 1. – С. 27-29.
Баликоев В. З. Финансовая грамотность населения как фактор эффективности национальной экономики // Вестник НГУЭУ. – 2020. – №. 1. – С. 91-103.
Бекирова С. Э. Финансовая грамотность населения как основа благосостояния семьи // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. – 2019. – №. 2. – С. 32-40.
Бровчак С. В. и др. Вопросы повышения финансовой грамотности студентов высших учебных заведений финансово-экономической направленности //Перспективы науки и образования. – 2019. – №. 5. – С. 130-146.
Воспитанник И. В., Королева Н. И. Формирование экономического сознания и финансовой грамотности студентов как условия их психологической зрелости в современной ситуации // Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. – 2019. – №. 7. – С. 35-42.
Горная Т. И. Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста в семье // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – №. 10-1. – С. 128-131.
Гурьянчик В. Н., Макеева Т. В. Особенности экономической компетентности курсантов военных вузов в планировании бюджета молодой семьи // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – №. 5. – С. 131-138.
Клецина И. С., Векилова С. А. Гендерные отношения в российской семье: тенденции трансформаций // Женщина в российском обществе. – 2020. – №. 3. – С. 78-91.
Кубанова А. К. К вопросу о формировании экономической культуры женщины в семье // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2018. – №. 1. – С. 37-41.
Менабдишвили Л. Э. и др. Распределение обязанностей и лидерство в современной семье // Демография и социальная экономика. – 2018. – №. 3. – С. 124-134.
Клецина И. С., Векилова С. А. Гендерные отношения в российской семье: тенденции трансформаций // Женщина в российском обществе. – 2020. – №. 3. – С. 78-91.
Семейная жизнь. Путеводитель по законодательству для всей семьи: книга-пособие / автор.-сост. Е. В. Горбачёва. — М.: ФБУ НЦПИ при Минюсте России, 2019. — 554 с.
Семья в системе социальных институтов общества: учебное пособие / Т. К. Ростовская, О. В. Кучмаева. – 2-е изд., пер. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 299 с.