Статья «Урбанизированная среда Орловской области как объект изучения при формировании экологической грамотности школьников на внеурочных занятиях»
Урбанизированная среда Орловской области
как объект изучения при формировании экологической грамотности
школьников на внеурочных занятиях
Т. М. Хромова
Орловская область, город Орел,
МБОУ – лицей №28 города Орла
имени дважды Героя Советского
Союза Г. М. Паршина
В начале третьего тысячелетия, в эпоху интенсификации всех сфер человеческой деятельности и компьютеризации у человека остается все меньше времени на общение с природой. Замена непосредственного общения с живыми объектами чтением книг о них или просмотром специальных телевизионных программ не решает проблемы. Человек, оторванный от природы, не осознает себя ее частью. Особую актуальность эта проблема получает в рамках образования и воспитания школьников, т.к. в школьные годы формируется личность человека, ее ценности и интересы [7].
Современное общее экологическое образование рассматривается как гуманитарно- естественнонаучное. В начале XXI в. сложились предпосылки для создания новой модели экологического образования, направленного на формирование у учащихся основ экологической образованности, экологического мышления и исполнения правовых и нравственных обязанностей в области охраны окружающей среды, здоровья человека, рационального потребления природных ресурсов. ФГОС является социальным инструментом ее реализации. Согласно федеральному стандарту, «…необходимо формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях». Системно-деятельностный подход ФГОС реализуется через формирование личностных универсальных учебных действий экологической направленности, логика которых строится по формуле «от действия к мысли». ФГОС содержит образовательный механизм, который обеспечивает не только выполнения ряда задач экологического образования, но и накопление личного, индивидуального и группового практического опыта применения знаний, умений и ценностей. Часть такого опыта имеет характер стереотипов экологически безопасного поведения, часть является опытом творческого решения нестандартных экологических задач. Главная особенность системы экологического образования – неразрывность образования и воспитания на уроках, во внеклассной и внешкольной работе. Единство системы экообразования достигается путем опоры на основные функции экологического сознания: просветительную, развивающую, воспитательную, организующую и прогностическую, эффективная реализация которых ведет к формированию у школьников экологической культуры [1, 4, 5, 6, 8, 9].
В книге «Охранять природу – охранять Родину. Система экологической и природоохранной работы в школе» А. А. Павлов предлагает трехступенчатую модель.
Первой ступенью экологического образования и воспитания в рассматриваемой модели является экологический всеобуч (реализация просветительной функции). Учитель обозначает основные экологические понятия и планирует пути их изучения на каждом уроке. Форм экологического всеобуча много, они выполняют главную задачу первой ступени: учащиеся должны иметь прочные знания о живых организмах, сообществах, а также об экологических понятиях и закономерностях. На этой ступени развивается интеллектуальная сфера личности школьника.
Второй ступенью является внеклассная краеведческая работа с большой степенью самостоятельности, обеспечивающая реализацию развивающей, воспитательной и прогностической функций экологического образования. Специальные экологические летние задания, самостоятельные наблюдения и доклады, экологические рефераты, составление картотеки экологических фактов развивают экологическое мировоззрение учащихся, эмоционально-мотивационную сферу личности.
Третья ступень экологического образования и воспитания – целостная спланированная круглогодичная практическая работа, т. е. применение экологических знаний и умений на практике в конкретных делах (реализация организующей функции), т.к. формируемые взгляды и убеждения учащихся должны пройти проверку практикой (рисунок 1) [7, 10, 11].
Рисунок 1 – Трехступенчатая модель экологического образования по А. А. Павлову.
Основными принципами работы в рамках трехступенчатой системы являются:
личностно-ориентированное образование и воспитание;
неразрывность экологического воспитания и образования;
мотивация работы;
система урочной, внеклассной и внешкольной работы;
блочная взаимодополняемость форм работы;
разнообразие форм работы;
постепенное расширение сферы досуговой деятельности;
перспективность (непрерывный постепенный рост);
интеграция и межпредметные связи [7, 10, 11].
Подобные принципы возможно реализовать при обучении биологии в 5 классе. Первая ступень, или экологический всеобуч, реализуется по принципам разнообразия форм работы, блочной взаимодополняемости форм работы, интеграции и межпредметных связей. Примером метапредметных взаимосвязей является блоки уроков биологии и географии (рисунок 2). [2]
Рисунок 2 – Метапредметные связи биологии и географии при формировании блоков уроков
В частности на уроке географии «Вода на Земле» учащиеся знакомятся с составом и свойствами гидросферы, круговоротом воды, значением воды в природе, осознают необходимость охраны водной оболочки Земли. На уроках биологии «Водные обитатели» и «Жизнь в Мировом океане» учащиеся знакомятся с обитателями гидросферы, их приспособления к среде обитания.
На уроке «Воздушная оболочка Земли» ученики изучают газовый состав атмосферы, погоду, климат. На уроке «Между небом и землёй» учащиеся узнают об обитателях наземно-воздушной среды, значением различных компонентов атмосферы для растений и животных, влияние климата на распространение живых организмов.
На уроках «Почва – особое природное тело» и «Кто в почве живёт» у учащихся формируются представления о почве как о среде обитания, обозначаются взаимосвязи почвы с растениями и животными, влияние климата и рельефа на почвенные условия местности, объясняется необходимость охраны почвы и почвенных животных.
Однако временные рамки урока, насыщенность школьной программы не всегда позволяют ответить на вопросы, интересующие детей. Основой формирования гражданской позиции и социальной активности может выступить внеурочная деятельность школьников, которая позволит ребенку раскрыться, провести эксперименты, доказать правоту своих суждений и предложит варианты решения насущных проблем.
В пятом класс предлагается курс «Юный исследователь», который рассчитан на 35 часов (таблица 1). Курс имеет интеллектуальную направленность и многоаспектное значение. С одной стороны, он должен обобщить знания учащихся о природе, полученные в начальной школе, в их личном опыте общения с природой, сведения, полученные из книг, телевидения и других источников информации. В то же время обобщение этих представлений не ставит своей целью дальнейшее развитие их в системе понятий, предусмотренных для учащихся начальной школы. В 11-12 лет ребёнок начинает чувствовать себя достаточно взрослым, и знание биологии позволяет ему осваивать и объяснять реальный, окружающий его мир [3, 12].
Таблица 1. Тематическое планирование внеурочной деятельности с элементами краеведения «Юный исследователь»
Глава |
Количество часов |
Введение |
1 |
Глава 1. Где мы живём? Знакомство с природой Орловской области |
8 |
Глава 2. Что такое исследование? |
26 |
На вводном уроке учащиеся знакомятся с циклом естественных наук (астрономией, физикой, химией, географией, биологией) и их методологической основой. Второй блок занятий имеет краеведческую направленность: рассматриваются история Орловской области, биографии выдающихся учёных Орловской области и их достижения. Ученики знакомятся с природой Орловской области, полезными ископаемыми, гидрологией, климатом и т.п. (работа с атласом Орловской области, краеведческой литературой и Красной книгой Орловской области). Особое место занимают экологические проблемы Орловской области и экология города.
Одной из отличительных черт курса внеурочной деятельности «Юный исследователь» является его проектная ориентированность. При этом большое внимание посвящается начальному изучению биологии и её методологии, поскольку именно в рамках данной дисциплины создаётся большинство учебных проектов. Второй блок занятий посвящён знакомству с типами исследований, их логикой и этапами, правилами сбора теоретического и практического материала, анализа и подготовки результатов исследований и их презентации [12].
При выборе тем проектов особое внимание уделяется изучению урбанизированной среды Орловской области, поскольку расширение городской среды и усиление влияния человека на естественные сообщества приводит к деградации природной среды. Объектами изучения могут стать как и отдельные факторы городской среды, так и зооценозы и фитоценозы городских территорий. Результатом исследовательской работы могут стать проекты, которые защищаются как на школьном уровне, так и на уровне города, региона или на всероссийском уровне.
Рисунок 3 - Титульный слайд презентации исследовательского проекта «Состояние пригородных лесов города Орла» Рисунок 4 - Защита проекта «Состояние пригородных лесов города Орла» на региональной научно-практической конференции школьников в Орловском государственном аграрном университете. Рисунок 5 – Диплом 1 степени Всероссийского конкурса «Первые шаги в науку» за проект «Состояние пригородных лесов города Орла» |
Литература
Ахатова Т.И., Казакова Н.М. Инновационные педагогические технологии: материалы международной конференции. Казань: Бук, 2014.
Васильев С.В.. Экологизация географии или географизация экологии? География в школе. – 2000г.
Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н. Государственный образовательный стандарт: новая функция экологического образования. Экологическое образование. 2009.
Дзятковская Е. Н. Ключевые противоречия экологического сознания как критерий отбора содержания экологического образования. Экологическое образование . 2010.
Марфенин Н. Н. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: новые задачи и проблемы. Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2006.
Павлов А. А. Охранять природу – охранять Родину. Система экологической и природоохранной работы в школе. Учебно-методическое пособие. – Орёл: Региональный экологический центр, ПФ «Картуш», 2010.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
Павлов А. А. Экологизация как один из путей гуманизации образования // Образование и общество. №1(7), 2001 [Электронный ресурс]. URL: http://www.jeducation.ru/1_2001/pawlow.html (дата обращения 05.09.2017).
Павлов А. А. Трехступенчатая система формирования экологической культуры и развития познавательного интереса учащихся в средней школе №18 г.Орла // Образование и общество. №3, 2000 [Электронный ресурс]. URL: http://www.jeducation.ru/1_2001/pawlow.html (дата обращения 05.09.2017).
Программа внеурочной деятельности «Юный исследователь» для 5 класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения – лицей №28 города Орла имени Дважды Героя Советского Союза Г. М. Паршина [Электронный ресурс]. URL: http://school28.ru/uploads/docs/20170424/vneurochnaya_deyatelnostyuniy_issledovatel.pdf (дата обращения 05.09.2017)