Урок математики в 6 классе «Распределительный закон»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 с. Чермен»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Информационно-целевой блок
ФИО учителя Кочиева И.Т. Класс 6 предмет математика дата 25.01.2019 г.
Тема урока: «Распределительный закон»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока: научить применять распределительный закон умножения при вынесении общего множителя за скобки на множестве целых чисел.
Планируемый результат и уровень усвоения:
уметь решать сложные вычислительные примеры, применяя правило вынесения общего множителя за скобки, отражать в письменной форме свои решения;
уметь применять вынесение общего множителя в нестандартной ситуации (при доказательстве делимости на заданное число), правильно оформлять работу;
уметь рассуждать и обобщать, вести диалог, выступать с решением проблемы, аргументировано отвечать на вопросы собеседника, работать с текстовым заданием,
уметь развёрнуто обосновать суждения;
уметь применить знания и умения по ранее пройденным темам.
Универсальные учебные действия
Регулятивные: самостоятельно ставят новые учебные задачи, планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления.
Познавательные: применяют знания в нестандартных ситуациях, проводя анализ, сравнение.
Коммуникативные: умеют слушать и вступать в диалог; уважительно относятся к чужому мнению.
Оборудование: Математика. 6 класс: учеб. для. общеобразоват. учреждений /С.М. Никольский и др.- М.: Просвещение, 2018, «Дидактические материалы Математика 6 класс», «Просвещение»-2018, карточки с заданиями самостоятельной работы, персональный компьютер (ПК) учителя, интерактивная доска, проектор.
Структура урока
Организационный момент.
Постановка формируемых результатов и задач урока.
Актуализация опорных знаний.
Постановка учебной задачи.
Этап приобретения новых знаний.
Физминутка.
Первичное закрепление новых знаний.
Применение новых знаний.
Итоги урока.
Информация о домашнем задании.
Организационная структура урока
Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1.Организационный момент. | Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания детей. | Готовятся к началу урока, участвуют в беседе с учителем. | Умение слушать и вступать в разговор |
2. Постановка формируемых результатов и задач урока. | Эпиграфом нашего урока: «Без знания дробей никто не может признаваться знающим математику!» Цицерон. | участвуют в беседе с учителем Объясняют, как они понимают эту фразу (слайд2) | создать условия для формирования внутренней потребности учащихся во включении в учебную деятельность; |
3.Актуализация опорных знаний. Целеполагание и мотивация учебной деятельности учащихся | а ) Математический диктант. -9-18 = -4: (-25)= -720: 8= -90*70= 18-19= -9+9= б) Вычисли устно: (Создаёт проблемную ситуацию. Подводит к теме урока. Организует работу по целеполаганию и мотивации урока.) Назовите ваши ответы. Проверьте Что применили при вычислении? (переместительный и сочетательный законы умножения) Сформулируйте эти законы.
Вычислите Что применили при вычислении? (Распределительный закон умножения.) Сформулируйте этот закон. А зачем нужны законы умножения? | Учащиеся выполняют математический диктант. Работают устно (слайд 3) - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - формулирование и аргументация своего мнения и позиции; | поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, формулирование познавательной цели. поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, формулирование познавательной цели. |
4. Постановка учебной задачи. | Как можно решить такой пример? 3* 96+96* 7–51* 93+93* 41 А если нужно решить устно, не умножая столбиком? На что вы обратили внимание в примере? Чем можно воспользоваться для решения? Изучая законы умножения, мы ещё не рассмотрели одну важную сторону этой темы, которая может помочь в решении нашей проблемы. П еред вами 2 равенства. Что у них общего? Чем они отличаются? Что происходит в первом равенстве после знака «равно»? Раскрытием скобок мы занимались на прошлом уроке. Посмотрите на второе равенство. Как можно назвать множитель а, если он встречается в обоих произведениях? Что происходит с множителем а во втором равенстве после знака «равно»? Не забывайте, что у нас есть проблемный пример, который мы пока не смогли решить. Как вы думаете, чему мы должны научиться, чтобы справиться с этой проблемой? Да, мы должны уметь применять распределительный закон. Это и будет темой нашего урока. Запишите тему «Распределительный закон». | Работа с примером (слайд 7) могут не ответить Работа по вопросам (слайд 8) отвечают на вопросы учителя | поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, формулирование познавательной цели. |
5. Этап приобретения новых знаний. | Перед вами на доске примеры, которые выглядят очень похожими. В чём их отличие? (в знаках) Задание: Вынесите общий множитель за скобки: 8*4+9*4 7*(-5)+6*(-5) 3*4-6*4 5*(-2) - 6*(-2) -9*4+8*4 -15*(4)+6*(4) -12*4-6*4 -12*(-4)-6*(-4) Ученики выходят к доске и решают у доски по 2 примера Решают предложенные задания. | - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - формулирование и аргументация своего мнения и позиции; | умение излагать свои мысли, слушать и слышать других, инициативное сотрудничество. |
6.Физминутка | Упражнение для мобилизации внимания И.п.- стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс, 7-8 – хлопки руками над головой, 2 – левую руку на пояс, 9 – опустить левую руку на плечо, 3 – правую руку на плечо, 10 – правую руку на плечо, 4 – левую руку на плечо, 11 – левую руку на пояс, 5 – правую руку вверх, 12 – правую руку на пояс, 6 – левую руку вверх, 13-14 – хлопки руками по бёдрам. | Выполняют упражнения | Отдых, активизация деятельности на уроке. |
7.Первичное закрепление новых знаний. | Работа по учебнику: Решите задания по образцу: №356(б,в,г,д). Все решают самостоятельно задание по вынесению общего множителя, 2 ученика пишут на обратной стороне доски (б,в -1 ученик, г,д – 2 ученик). Закончили работу. Внимательно проверили знаки, исправили ошибки После выполнения №357(б,в,е) меняются тетрадями. Проводят взаимопроверку. | Все решают самостоятельно задание по вынесению общего множителя, 2 ученика пишут на обратной стороне доски Закончили работу. Внимательно проверили знаки, исправили ошибки После выполнения №357(б,в,е) меняются тетрадями. Проводят взаимопроверку. | выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения. контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
8. Применение новых знаний. | 8. Применение новых знаний. Вернёмся к нашему проблемному примеру (демонстрируется слайд с примером и постепенно, по мере того, как дети отвечают, открываются решение и ответ) 3* 96+96* 7–51* 93+93* 41 Как его решить, не умножая в столбик? (из первого и второго произведения вынести за скобку 96, из третьего и четвёртого произведения вынести за скобку 93) = 96 (7+3) +93 (41-51) Какой ответ получится? 960 - 930 = 30 И опять применение закона умножения привело к красивому решению. А теперь решите сами подобные примеры из №361(а,б). Задания трудные. Можно консультироваться с соседом по парте. Учитель проверяет, консультирует. Закончили работу. Проверили ответы с доски (на обратной стороне) а) -100, б) -1000, в) 3000. | Выстраивают логические цепочки рассуждения; Проговаривают правило умножения целых чисел, учатся применять его при решении заданий. Решают задачи практической направленности. | выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения. контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
9.Итоги урока. (подведение итогов занятия) | Чему вы научились на уроке?. Это очень важное умение. Оно вам ещё не раз пригодится при решении примеров, задач, уравнений. Как вы оценили свою работу на уроке? (например, поставил себе 4, так как……) Я думаю, что вы убедились, что решение примеров – творческий, интересный процесс. | Высказывают свое мнение, анализируют свою работу | Регулятивные: -адекватное понимание причин успеха, неуспеха; -аргументация своего мнения, планирование сотрудничества |
10. Информация о домашнем задании. (Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.) | Откройте дневники, запишите домашнее задание Разобрать примеры 1 и 2 на стр 68 учебника, № 359- это задание обязательного уровня, №361(г)-задание повышенного уровня. | Воспринимают информацию, записывают в дневники домашнее задание | Закрепление полученных знаний. |
Используемая литература
Математика. 6 класс: учеб. для. общеобразоват. учреждений /С.М. Никольский и др.- М.: Просвещение, 2018.
Дидактические материалы для 6 класса – М.К. Потапов., А.В. Шевкин – М.: Просвещение, 2018.
Книга для учителя 5-6 классы - М.К. Потапов., А.В. Шевкин – М.: Просвещение, 2010.
Задачи на смекалку. И.Ф.Шарыгин, А.В.Шевкин - М.: Просвещение, 2018.
Математика 6. Тематические тесты. П.В.Чулков, Е.Ф.Шершнев, О.Ф.Зарапина. – М.: Просвещение, 2018.
9