Урок-викторина в 5 классе «Рассказы Антоши Чехонте»
Рассказы Антоши Чехонте
Урок-викторина в 5 классе.
Цель:
- выявление разницы между юмором и сатирой, а также их общие черты на примере ранних рассказов А.П. Чехова;
- более глубокое знакомство с творчеством писателя;
- развитие творческих способностей учащихся.
Формируемые УУД:
Личностные: формирование мотивации познавательного интереса, навыков анализа текста, юмористического отношения к некоторым жизненным ситуациям.
Познавательные: умение проводить исследование текста.
Коммуникативные: формирование ситуации сотрудничества.
Регулятивные: формирование ситуации рефлексии –синквейна; умение выбирать нужную информацию из прочитанного текста.
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал
Предварительная работа: прочесть рассказы «Толстый и тонкий», « Пересолил», «Злоумышленник», «Лошадиная фамилия»; подготовить инсценировку фрагмента рассказа( по выбору учащихся)
Ход урока:
Организационный момент.
Команды ( 2 или более) занимают свои места. Жеребьевка по определению названий. Одна команда – «Стрекоза», вторая – «Будильник».
Почему такие названия? ( Это названия журналов, в которых Чехов публиковал свои ранние рассказы)
Запись темы урока. Постановка задач.
Как подписывал свои ранние рассказы А.П. Чехов? ( Человек без селезенки, Всего известно свыше 50 чеховских псевдонимов
В указателе псевдонимов Чехова встречаются такие: А.П.; Антоша; Антоша Чехонте; А-н Ч-те; Ан. Ч.; Ан, Ч-е; Анче; Ан. Че-в; А.Ч; А. Че; А. Чехонте; Г. Балдастов; Макар Балдастов; Брат моего брата; Врач без пациентов; Вспыльчивый человек; Гайка № 6; Гайка №9; Грач; Дон-Антонио Чехонте; Дяденька; Кисляев; М. Ковров; Крапива; Лаэрт; Прозаический поэт; полковник Кочкарев, Пурселепетанов; Рувер; Рувер и Ревур; С. Б. Ч.; Улисс; Ц; Ч. Б С.; Ч. без С.; Человек без селезенки; Ч. Хонте; Шампанский; Юный старец; «...въ»; Z.Юмористические подписи и псевдонимы Чехова: Акакий Тарантулов, Некто, Шиллер Шекспирович Гете, Архип Индейкин; Василий Спиридонов Сволачев; Известный; Индейкин; Н. Захарьева; Петухов; Смирнова.)
Первое место в ряду использованных писателем псевдонимов занимает подпись Антоша Чехонте. Он стал основным псевдонимом Чехова-юмориста. Именно с этой подписью молодой студент-медик рассылал в юмористические журналы свои первые произведения. Поэтому и тему нашего урока мы назовем «Рассказы Антоши Чехонте»
Постановка задач урока совместно с детьми.
Конкурс «Биография писателя»
(ответы сопровождаются показом слайдов)
В каком городе родился А.П. Чехов? ( Таганрог)
В каком городе-курорте есть дом-музей Чехова? ( Ялта)
Сколько детей было в семье Чеховых? ( 6: 4 брата и 2 сестры, но одна девочка умерла во младенчестве)
Как звали братьев и сестру Чехова? (старшие братья – Александр и Николай, младшие – Иван, Михаил, сестра Мария).
Отец писателя, Павел Егорович Чехов, был владельцем бакалейной лавки. А чем он торговал?
Литература – это вторая профессия Чехова, его увлечение. А кем был Антон Павлович по своей основной профессии? ( Врачом)
В каких журналах Чехов публиковал свои первые рассказы? ( «Стрекоза», «Будильник», «Осколки», «Зритель»)
Откуда взялся псевдоним Антоша Чехонте? (В таганрогской гимназии учитель Закона Божьего Покровский любил давать ученикам прозвища. Однажды он развернул классный журнал и произнёс: « Антоша Чехонте!» Прозвище стало псевдонимом молодого Чехова).
Рассказы были короткие. По условиям юмористического журнала рассказ не должен был превышать …. строк. ( 100 строк)
Закончите фразу: « Краткость - …. ( сестра таланта)
Проверка домашнего задания.
а)Дома вы выполняли задание из рабочей тетради к рассказу «Хирургия». Как вы ответили на вопрос « Изображение героев в смешном виде»? ( Юмор)
Работа с понятием «сатира». Сатира – высмеивание недостатков.
б) представление учащимися инсценировок.
В рассказах, которые вы готовили к постановке, какие черты сатиры вы увидели?
Конкурс «Внимательный читатель»
Прочитав строки из произведения, назовите рассказ.
1.«Землемер Глеб Гаврилович Смирнов приехал на станцию «Гнилушки». До усадьбы, куда он был вызван для межевания, оставалось ещё проехать на лошадях вёрст тридцать – сорок».(«Пересолил»)
2.«...На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля...» («Толстый и тонкий»)
3.«...Приказчик стоял на краю дороги и, глядя сосредоточенно себе под ноги, о чем-то думал. Судя по морщинам, бороздившим его лоб, и по выражению глаз, думы его были напряженны, мучительны». («Лошадиная фамилия»)
4. «— Отец диакон велели водку с хреном прикладывать — не помогло. Гликерия Анисимовна, дай бог им здоровья, дали на руку ниточку носить с Афонской горы да велели теплым молоком зуб полоскать, а я, признаться, ниточку-то надел, а в отношении молока не соблюл: бога боюсь, пост...
— Предрассудок... (пауза). Вырвать его нужно, Ефим Михеич!»( «Хирургия»)
Конкурс «Чей портрет?»
Назовите героя и рассказ.
а) Перед судебным следователем стоит маленький, чрезвычайно тощий мужичонка в пестрядинной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видимые из-за густых, нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости. На голове целая шапка давно уже не чесанных волос, что придает ему еще большую, паучью суровость. Он бос. (Денис Григорьев, «Злоумышленник»).
б) В приемную входит высокий, коренастый старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на большую муху. Он ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором. (Дьячок Вонмигласов, «Хирургия»).
Конкурс «По домам»
Распределить персонажей по «своим» рассказам.
Фельдшер Курятин, дьячок Вонмигласов («Хирургия»)
Судебный следователь, Денис Григорьев («Злоумышленник»)
Луиза, урожденная Ванценбах; Миша, Нафанаил, Порфирий ( «Толстый и тонкий)
Приказчик Иван Евсеич, генерал-майор Булдеев («Лошадиная фамилия»)
Глеб Гаврилович Смирнов, извозчик Клим ( «Пересолил»)
Конкурс «Всякая всячина»
Какой адрес написал Ванька Жуков на письме? ( на деревню дедушке)
Каково было цирковое имя Каштанки? ( Тетка)
Конкурс «Юмор или сатира?»
Привести примеры юмора и сатиры из прочитанных вами дома рассказов Чехова.
Что высмеивает А.П. Чехов в своих рассказах? (глупость, чинопочитание, непрофессионализм)
Подведение итогов. Рефлексия.
Написать синквейн.
Примерные ответы:
Викторина Трудная , интересная Заинтересовывает, развивает, учит Трудный поиск верного решения. Вопросы.
|
Игра Непростая , интересная Учит, заставляет думать Много нового нам показала Творчество . |