Технологическая карта урока окружающего мира «Растениеводство в нашем крае» (4 класс)
Тема урока: «Растениеводство в нашем крае»
Дидактическое обоснование: «Окружающий мир 4 класс» (1 часть). УЧЕБНИК Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе в 2 ч.-М. Просвещение. УМК «Школа России».
Тип урока: урок открытия новых знаний, изучение нового материала.
Цель: Сформировать представление о растениеводстве нашего края; познакомить обучающихся с понятием «сорт», «растениеводство» и его отраслями; создать условия для формирования понятия «растениеводство» и понимания его значения в жизни человека, воспитывать чувства товарищества и взаимопомощи.
Задачи:
-Познакомить с понятиями «сорт», «растениеводство», отраслями растениеводства, расширить знания о растениях, о профессиях людей в растениеводстве.
-Развивать познавательные и творческие способности учащихся, умение работать в группе, наблюдать и делать выводы, обучать поиску и анализу информации.
-Воспитывать бережное отношение к растениям и природе в целом.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности осознание ценности природы родного края и необходимости нести ответственность за её сохранение; развитие способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; осознание необходимости совершенствования своих знаний и умений.
Метапредметные:
овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умение поиска и работы с информацией в разных источниках; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Р.- определять тему урока с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать свое мнение, предположение.
П.-извлекать информацию из текста; делать выводы; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в иллюстрации.
К.- оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; уважать мнения одноклассников; приходить к общему решению при работе в группе и парах.
Предметные:
Базовый уровень
Овладение системой знаний по теме: знать отрасли растениеводства нашего края, называть растения каждой отрасли, сорта культурных растений; рассказывать об особенностях труда людей родного края, понимать зависимость особенностей растениеводства в регионе от природных условий; уметь находить информацию.
Повышенный уровень
Овладение системой знаний и необходимыми учебными действиями; умение выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, умения работать с информацией, представленной в разных формах.
Высокий уровень
Формирование логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов растениеводства на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установление причинно-следственных связей в окружающем мире на многообразном материале природы родного края.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная.
Средства обучения: Окружающий мир 4 класс» (1 часть). УЧЕБНИК Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс.
с. 187-193; ПК, интерактивная доска; методическое обеспечение; дидактический материал; раздаточный материал.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
Организационный момент. Мотивация. | - Здравствуйте ребята! Прозвенел звонок весёлый Все готовы? Всё готово? Мы, сейчас, не отдыхаем, Мы, работать начинаем. Начинается урок. Что самое дорогое (ценное) есть у человека? Что необходимо человеку для сохранения жизни? Какую пищу употребляет человек? Может ли человек прожить не употребляя в пищу продукты животного происхождения (мясо, яйца, рыба)? Может ли человек прожить не употребляя в пищу продукты растительного происхождения? Какие растения являются главными продуктами питания? | Приветствуют учителя. Настраиваются на учебный процесс Отвечают на вопрос учителя: Жизнь. Воздух, вода, еда, тепло, жильё и т.д. Растительную и животную. Да Нет Зерновые, хлебные | Р: создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. Л: Самоопределение. |
Актуализация знаний. | - На планете Земля есть огромное множество растений, примерно около 400 тысяч видов. Их можно разделить на две группы. Какие? Приведите примеры культурных растений. Какие из них выращивают в Приморском крае? - Игра «Третий лишний». Я назову три культурных растения, а вы догадайтесь, какое из них лишнее и почему: ПШЕНИЦА, РОЖЬ, КАРТОФЕЛЬ - Почему? (Из картофеля не пекут хлеб) - ПОМИДОР, КАПУСТА, ПОДСОЛНЕЧНИК -- Почему? (Подсолнечник не является овощем). - АБРИКОС, ГРУША, КУКУРУЗА - Почему? (Кукуруза не является фруктом) - Сделаем вывод: Все культурные растения можно разделить на группы по определённым признакам. О чем сегодня пойдет речь на уроке? Нет на свете важнее работы, Повещенко О. | Отвечают на вопросы учителя. Дикие и культурные Яблоки, картофель пшеница, капуста и т.д. | К.: учет разных мнений, умение выражать свои мысли. П.: структурирование знаний. |
Формулировка темы урока и планирование работы. | - Попробуем сформулировать тему (о культурных растениях нашего края) - Теперь откроем учебники и сверим наше предположение с мнением авторов (с.187-193) - Прочитайте тему урока («Растениеводство в нашем крае») (тема записывается на доске) - Рассмотрите глазками разворот учебника, не читая, ознакомительно, попробуйте предположить, о чем будем говорить на уроке. Может быть, увидите выделенные жирным шрифтом слова, или картинки необычные. - Давайте составим план изучения новой темы. ПЛАН: Сорта культурных растений. Откуда они взялись? Отрасли растениеводства Особенности растениеводства Приморского края (записывается на доске) | Формулируют тему урока. Высказывают свои предположения. Читают тему урока. Следуют указаниям учителя. Дети отвечают, что видят на развороте учебника. Записывают план в своих тетрадях. | П.: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
Открытие нового знания. Физминутка | - Где будем искать нужную информацию? (в учебнике) - На странице 187 рассмотрите рисунок. - Чем отличаются розы? (цветом, размером, формой) Какие различия не передают фотографии? (высота куста, наличие/отсутствие шипов и аромата, условия произрастания) Вывод: сорт это культурные растения с одинаковыми признаками и свойствами. Откуда появились сорта? -Наши предки раньше занимались охотой и собирательством. Собирали ягоды, плоды, орехи, съедобные листья, коренья. И вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно они перетирали зерна (делали муку) выросли колоски с таким же зерном. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зерна. Попробовали специально рассыпать зерна – получилось, да еще как: где упало зерно, вырос целый колос. Некоторые растения посадили ближе к дому и стали ухаживать за ними, иначе говоря, стали разводить растения А что получится, если соединить два слова «растение» и «разводить» («водить»)? – РАСТЕНИЕВОДСТВО Как вы понимаете это слово? Растениеводство – отрасль сельского хозяйства, направленная на выращивание культурных растений. Попробуйте сформулировать задачи растениеводства. (продукты питания – овощи, фрукты; сырье для промышленности для изготовления сахара, масла, ткани, крахмала, спирта, муки, крупы и т. п.; корма для животных; сырье для изготовления лекарств; стратегические запасы страны на случай неурожая и т.п.) Люди стали отбирать, сохранять и сеять лучшие семена, сохраняя те свойства растений, которые человек считал нужными. Например, дикие яблоки очень кислые, а сортовые – сладкие, дикий абрикос горчит – сортовой - без горечи, дикая пшеница тяжело обмолачивается, малоурожайная, легко осыпается, а у сортовой отсутствуют эти недостатки. Передавая свой опыт из поколения в поколение человек научился выводить сорта культурных растений путем отбора и скрещивания сортов между собой. Сортовые культурные растения совсем не похожи на те, дикорастущие, от которых они произошли. А теперь мы познакомимся с отраслями растениеводства. Но сначала ответим на вопросы: Где растут культурные растения? Принято делить культурные растения, объединяя их в группы по определенным признакам. Некоторые полевые культуры нужны людям в очень большом количестве для производства зерна, муки и крупы, поэтому их выращивают на больших участках – полях. Такие культуры называются полевыми. Другие культурные растения выращивают на огородах и полях. Это овощи. Третьи- в саду и ягодниках. Это плодовые деревья (фрукты) и ягодные культуры. Четвертые - в цветниках. Это цветочные декоративные растения. РАБОТА С ТЕКСТОМ - Поработаем с текстом на стр.190-192. Перечитайте его про себя и найдите вопросы, которые авторы нам задают. Перечисли известные тебе отрасли растениеводства. Какие полевые, овощные, плодовые и цветочные культуры выращивают в Приморском крае? Какую продукцию получают от полевых культур? -Ребята, попробуйте объяснить, что люди делают из зерна этих растений: - из пшеницы? -белый хлеб, манную крупу; - из ржи? -чёрный хлеб; отруби, - из овса? солому – для животных корм; соломенные шляпы; овсяные хлопья; - из ячменя? - перловую крупу; - из проса? - пшено - из гречихи? -гречневую крупу; - из кукурузы? -кукурузные хлопья, кукурузное масло -из подсолнечника? -подсолнечное масло, семечки; -из льна? -льняную ткань, льняное масло Ребята, как вы думаете, все ли эти полевые культуры выращивают в нашем крае? Почему? (Нет. В каждом крае растениеводство имеет свои особенности. Это зависит от природных условий) Прочитайте самостоятельно и постарайтесь найти ответы на перечисленные вопросы. - Кто может ответить? (за верные ответы дети получают жетоны) - Давайте попробуем сделать вывод, что же такое отрасль растениеводства? -Проверим свои догадки. Отрасль растениеводства это определенный вид деятельности при производстве продукции растениеводства. - Вернемся к нашему плану: Выполнили мы все пункты плана? (да) Практическая работа Рассмотрите в гербарии полевые культуры Приморского края. Сравните их. По каким признакам можно различить эти культуры? | Отвечают на вопросы. Рассуждают, высказывают свои мнения. Работают с учебником. Находят вопросы на стр.38 Работают самостоятельно, затем отвечают на вопросы. Делают вывод. Работают с учебником на стр.188 Отвечают на вопрос. Следуют указаниям учителя. Отвечают на вопросы по прочитанному тексту. Выполняют физические упражнения глядя на учителя. Отвечают на вопросы (на огороде, в саду, в ягоднике, на полях, цветниках) Работают с учебником. Высказывают свои предположения. Отвечают на вопросы учителя. Рассуждают на тему «отрасли растениеводства». Отвечают на вопросы. Рассуждают на тему «Какую продукцию получают от полевых культур?». Делают выводы. | Р: сохранять учебную задачу. К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; осознанное построение речевого высказывания. Р.: выполнение учебного действия; П.: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; анализ. |
Первичное закрепление. | «На практике проверить можно точно, Кто смог теорию усвоить прочно.» - Я предлагаю вам поиграть. https://etreniki.ru/JFNY6328DD А)Работа в рабочей тетради -выполняют самостоятельно с.87 №2 Проверяем: -Какие культуры относятся к полевым? ( овес, подсолнечник) -Какие культуры относятся к плодовым? (яблоня, малина) -Какие культуры относятся к овощным? (чеснок, свекла) -Какие культуры относятся к цветочным? (калла, ромашка) Б) Выполняют самостоятельно с.87 №3 - Объясните свой выбор. Лишнее слово морковь, так как это овощная культура среди полевых культур. И т д. В) Игра «Знатоки растениеводства» (с/х загадки) Г) Профессии растениеводства. Соедини слова поле, овощи, сад, цветы с корнем слова разводить, Запиши получившиеся профессии. А какие еще ты знаешь профессии растениеводства? | Принимают участие в игре, сохраняя учебную задачу. Оценка результата действий. Исправляют ошибки Самостоятельно выполняют задания, участвуют во фронтальной провер-ке | П: прогнозирование результата и уровня усвоения знаний. Р: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; Р - Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей |
Самостоятельная работа. Контроль Саморегуляция Предоценка Оценка Коррекция | - Теперь поработаем самостоятельно. У вас на партах есть карточки. Прочитай текст. «Приморский климат достаточно благоприятен для выращивания многих сельскохозяйственных культур, однако его относят к зоне рискованного земледелия из-за неравномерного распределения осадков (муссонный климат) . Главной сельскохозяйственной культурой в крае является, конечно, соя. Урожайность составила в среднем 14 ц/га. На втором месте после сои – кукуруза. Следующие места, соответственно отведенным площадям, занимают овес, пшеница, рис, ячмень. Под посадки картофеля отведено более 3580 га пашни, а урожайность его составила в среднем по краю 160 ц/га. Под овощами в открытом грунте занято 3770 га. В защищенном грунте огурцы выращивались на 140 тыс. м2, а томаты – на 15 тыс. м2.» Ответь на вопросы: Какие отрасли растениеводства развиты в Приморском крае? (полеводство, овощеводство) 1.Какие с/х культуры выращивают ваши родите на приусадебном участке, даче? (помидоры, картофель, огурцы и т.п.) К каким группам с/х культур они относятся? ( овощи, плодовые и ягодные культуры и т.д.) - Тот, кто первый справился, пишет свой ответ на доске. - А теперь проверим. Если вы уверены, что все сделали правильно, поставьте себе ! - Если сомневаетесь, то ставим знак «?» - Если есть ошибки, исправьте их. - Кто без ошибок - !, кто с ошибками - ? - Совпадают ли ваши оценки? (сигнальные карточки) | Выполняют самостоятельно учебную задачу. . Отвечают на вопросы: | Р.: выполнение учебного действия; П: построение логической цепи рассуждений. Л: оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. |
Домашнее задание. | - Откройте дневники и запишите домашнее задание: Читать стр. 187-193, ответить устно на вопросы на странице 193 | Записывают домашнее задание. | |
Итог урока Рефлексия (эмоциональная) | -Что нового и интересного удалось узнать тебе на уроке о сельском хозяйстве? Продолжите фразу: - Я узнал (а)… - Я научился(лась) … - Я запомнил (а)… - Если урок понравился, помашите мне двумя ладошками. - Спасибо за работу, вы все очень хорошо работали. Урок окончен. Прозвенел опять звонок и закончился урок! Вы, ребятки, отдохните, силы новой наберите. | Анализируют урок. Обобщают изученное. Оценивают свои достижения. | П: строят речевое высказывание. |