12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга Викторовна64
Россия, Приморский край, с.Гражданка, Анучинский район

Тема урока: «Растениеводство в нашем крае»


Дидактическое обоснование: «Окружающий мир 4 класс» (1 часть). УЧЕБНИК Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе в 2 ч.-М. Просвещение. УМК «Школа России».

Тип урока: урок открытия новых знаний, изучение нового материала.

Цель: Сформировать представление о растениеводстве нашего края; познакомить обучающихся с понятием «сорт», «растениеводство» и его отраслями; создать условия для формирования понятия «растениеводство» и понимания его значения в жизни человека, воспитывать чувства товарищества и взаимопомощи.

Задачи:

-Познакомить с понятиями «сорт», «растениеводство», отраслями растениеводства, расширить знания о растениях, о профессиях людей в растениеводстве.

-Развивать познавательные и творческие способности учащихся, умение работать в группе, наблюдать и делать выводы, обучать поиску и анализу информации.

-Воспитывать бережное отношение к растениям и природе в целом.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности осознание ценности природы родного края и необходимости нести ответственность за её сохранение; развитие способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; осознание необходимости совершенствования своих знаний и умений.

Метапредметные:

овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умение поиска и работы с информацией в разных источниках; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Р.- определять тему урока с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать свое мнение, предположение.

П.-извлекать информацию из текста; делать выводы; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в иллюстрации.

К.- оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; уважать мнения одноклассников; приходить к общему решению при работе в группе и парах.

Предметные:

Базовый уровень

Овладение системой знаний по теме: знать отрасли растениеводства нашего края, называть растения каждой отрасли, сорта культурных растений; рассказывать об особенностях труда людей родного края, понимать зависимость особенностей растениеводства в регионе от природных условий; уметь находить информацию.

Повышенный уровень

Овладение системой знаний и необходимыми учебными действиями; умение выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, умения работать с информацией, представленной в разных формах.

Высокий уровень

Формирование логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов растениеводства на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установление причинно-следственных связей в окружающем мире на многообразном материале природы родного края.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная.

Средства обучения: Окружающий мир 4 класс» (1 часть). УЧЕБНИК Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс.

с. 187-193; ПК, интерактивная доска; методическое обеспечение; дидактический материал; раздаточный материал.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Организационный момент.

Мотивация.


- Здравствуйте ребята!


Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем грамотно писать,
На вопросы отвечать:


Что самое дорогое (ценное) есть у человека?

Что необходимо человеку для сохранения жизни?


Какую пищу употребляет человек?

Может ли человек прожить не употребляя в пищу продукты животного происхождения (мясо, яйца, рыба)?

Может ли человек прожить не употребляя в пищу продукты растительного происхождения?

Какие растения являются главными продуктами питания?

Приветствуют учителя.


Настраиваются на учебный процесс



Отвечают на вопрос учителя:




Жизнь.

Воздух, вода, еда, тепло, жильё и т.д.

Растительную и животную.


Да


Нет

Зерновые, хлебные

Р: создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

Л: Самоопределение.

Актуализация знаний.

- На планете Земля есть огромное множество растений, примерно около 400 тысяч видов. Их можно разделить на две группы. Какие?

Приведите примеры культурных растений.

Какие из них выращивают в Приморском крае?

- Игра «Третий лишний». Я назову три культурных растения, а вы догадайтесь, какое из них лишнее и почему:

ПШЕНИЦА, РОЖЬ, КАРТОФЕЛЬ

- Почему? (Из картофеля не пекут хлеб)

- ПОМИДОР, КАПУСТА, ПОДСОЛНЕЧНИК

-- Почему? (Подсолнечник не является овощем).

- АБРИКОС, ГРУША, КУКУРУЗА

- Почему? (Кукуруза не является фруктом)

- Сделаем вывод: Все культурные растения можно разделить на группы по определённым признакам.

О чем сегодня пойдет речь на уроке?

Нет на свете важнее работы,
Чем растить золотые хлеба.
Хлебороб, земледелец — в почёте,
И красна пирогами изба.
Он посеет весною пшеницу,
Прорастёт, пустит корни зерно.
Поле хлебное заколосится
И наполнится солнцем оно.
Колосок к колоску, бережливо,
Соберёт хлебороб урожай,
Чтобы в доме всегда был красивый,
Тёплый, пышный, большой каравай.

Повещенко О.


Отвечают на вопросы учителя.

Дикие и культурные

Яблоки, картофель пшеница, капуста и т.д.

К.: учет разных мнений, умение выражать свои мысли.


П.: структурирование знаний.

Формулировка темы урока и планирование работы.

- Попробуем сформулировать тему (о культурных растениях нашего края)


- Теперь откроем учебники и сверим наше предположение с мнением авторов (с.187-193)

- Прочитайте тему урока («Растениеводство в нашем крае»)

(тема записывается на доске)

- Рассмотрите глазками разворот учебника, не читая, ознакомительно, попробуйте предположить, о чем будем говорить на уроке. Может быть, увидите выделенные жирным шрифтом слова, или картинки необычные.


- Давайте составим план изучения новой темы.

ПЛАН:

Сорта культурных растений. Откуда они взялись?

Отрасли растениеводства

Особенности растениеводства Приморского края

(записывается на доске)

Формулируют тему урока. Высказывают свои предположения.


Читают тему урока.


Следуют указаниям учителя.

Дети отвечают, что видят на развороте учебника.


Записывают план в своих тетрадях.

П.: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Открытие нового знания.








































Физминутка

- Где будем искать нужную информацию? (в учебнике)

- На странице 187 рассмотрите рисунок.
- Что изображено на нем?

- Чем отличаются розы? (цветом, размером, формой)

Какие различия не передают фотографии? (высота куста, наличие/отсутствие шипов и аромата, условия произрастания)

Вывод: сорт это культурные растения с одинаковыми признаками и свойствами.

Откуда появились сорта?

-Наши предки раньше занимались охотой и собирательством. Собирали ягоды, плоды, орехи, съедобные листья, коренья. И вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно они перетирали зерна (делали муку) выросли колоски с таким же зерном. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зерна. Попробовали специально рассыпать зерна – получилось, да еще как: где упало зерно, вырос целый колос.

Некоторые растения посадили ближе к дому и стали ухаживать за ними, иначе говоря, стали разводить растения

А что получится, если соединить два слова «растение» и «разводить» («водить»)? – РАСТЕНИЕВОДСТВО

Как вы понимаете это слово?

Растениеводство – отрасль сельского хозяйства, направленная на выращивание культурных растений.

Попробуйте сформулировать задачи растениеводства.

(продукты питания – овощи, фрукты; сырье для промышленности для изготовления сахара, масла, ткани, крахмала, спирта, муки, крупы и т. п.; корма для животных; сырье для изготовления лекарств; стратегические запасы страны на случай неурожая и т.п.)


Люди стали отбирать, сохранять и сеять лучшие семена, сохраняя те свойства растений, которые человек считал нужными. Например, дикие яблоки очень кислые, а сортовые – сладкие, дикий абрикос горчит – сортовой - без горечи, дикая пшеница тяжело обмолачивается, малоурожайная, легко осыпается, а у сортовой отсутствуют эти недостатки.

Передавая свой опыт из поколения в поколение человек научился выводить сорта культурных растений путем отбора и скрещивания сортов между собой. Сортовые культурные растения совсем не похожи на те, дикорастущие, от которых они произошли.

t1620468066aa.jpg


А теперь мы познакомимся с отраслями растениеводства.

Но сначала ответим на вопросы:

Где растут культурные растения?

Принято делить культурные растения, объединяя их в группы по определенным признакам.

Некоторые полевые культуры нужны людям в очень большом количестве для производства зерна, муки и крупы, поэтому их выращивают на больших участках – полях. Такие культуры называются полевыми.

Другие культурные растения выращивают на огородах и полях. Это овощи.

Третьи- в саду и ягодниках. Это плодовые деревья (фрукты) и ягодные культуры.

Четвертые - в цветниках. Это цветочные декоративные растения.

РАБОТА С ТЕКСТОМ

- Поработаем с текстом на стр.190-192. Перечитайте его про себя и найдите вопросы, которые авторы нам задают.

Перечисли известные тебе отрасли растениеводства.

Какие полевые, овощные, плодовые и цветочные культуры выращивают в Приморском крае?

Какую продукцию получают от полевых культур?

-Ребята, попробуйте объяснить, что люди делают из зерна этих растений:

- из пшеницы? -белый хлеб, манную крупу;

- из ржи? -чёрный хлеб; отруби,

- из овса? солому – для животных корм; соломенные шляпы; овсяные хлопья;

- из ячменя? - перловую крупу;

- из проса? - пшено

- из гречихи? -гречневую крупу;

- из кукурузы? -кукурузные хлопья, кукурузное масло

-из подсолнечника? -подсолнечное масло, семечки;

-из льна? -льняную ткань, льняное масло

Ребята, как вы думаете, все ли эти полевые культуры выращивают в нашем крае? Почему? (Нет. В каждом крае растениеводство имеет свои особенности. Это зависит от природных условий)

Прочитайте самостоятельно и постарайтесь найти ответы на перечисленные вопросы.

- Кто может ответить?

(за верные ответы дети получают жетоны)


- Давайте попробуем сделать вывод, что же такое отрасль растениеводства?

-Проверим свои догадки.

Отрасль растениеводства это определенный вид деятельности при производстве продукции растениеводства.

- Вернемся к нашему плану:

Выполнили мы все пункты плана? (да)

Практическая работа

Рассмотрите в гербарии полевые культуры Приморского края. Сравните их. По каким признакам можно различить эти культуры?

Отвечают на вопросы.




Рассуждают, высказывают свои мнения.







Работают с учебником.


Находят вопросы на стр.38







Работают самостоятельно, затем отвечают на вопросы.

Делают вывод.

Работают с учебником на стр.188

Отвечают на вопрос.

Следуют указаниям учителя.


Отвечают на вопросы по прочитанному тексту.







Выполняют физические упражнения глядя на учителя.











Отвечают на вопросы (на огороде, в саду, в ягоднике, на полях, цветниках)



Работают с учебником.

Высказывают свои предположения.


Отвечают на вопросы учителя.

Рассуждают на тему «отрасли растениеводства».


Отвечают на вопросы.

Рассуждают на тему «Какую продукцию получают от полевых культур?». Делают выводы.


Р: сохранять учебную задачу.


К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

осознанное построение речевого высказывания.


Р.: выполнение учебного действия;


П.: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; анализ.

Первичное закрепление.

«На практике проверить можно точно,

Кто смог теорию усвоить прочно.»


- Я предлагаю вам поиграть.

https://etreniki.ru/JFNY6328DD





А)Работа в рабочей тетради -выполняют самостоятельно с.87 №2

Проверяем: -Какие культуры относятся к полевым? ( овес, подсолнечник)

-Какие культуры относятся к плодовым? (яблоня, малина)

-Какие культуры относятся к овощным? (чеснок, свекла)

-Какие культуры относятся к цветочным? (калла, ромашка)

Б) Выполняют самостоятельно с.87 №3

- Объясните свой выбор. Лишнее слово морковь, так как это овощная культура среди полевых культур. И т д.

В) Игра «Знатоки растениеводства» (с/х загадки)

Г) Профессии растениеводства. Соедини слова поле, овощи, сад, цветы с корнем слова разводить, Запиши получившиеся профессии. А какие еще ты знаешь профессии растениеводства?


Принимают участие в игре, сохраняя учебную задачу.


Оценка результата действий.

Исправляют ошибки



Самостоятельно выполняют

задания, участвуют во фронтальной провер-ке

П: прогнозирование результата и уровня усвоения знаний.


Р: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

Р - Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Самостоятельная работа.


Контроль

Саморегуляция

Предоценка

Оценка


Коррекция

- Теперь поработаем самостоятельно. У вас на партах есть карточки. Прочитай текст.

«Приморский климат достаточно благоприятен для выращивания многих сельскохозяйственных культур, однако его относят к зоне рискованного земледелия из-за неравномерного распределения осадков (муссонный климат)

. Главной сельскохозяйственной культурой в крае является, конечно, соя. Урожайность составила в среднем 14 ц/га. На втором месте после сои – кукуруза. Следующие места, соответственно отведенным площадям, занимают овес, пшеница, рис, ячмень. Под посадки картофеля отведено более 3580 га пашни, а урожайность его составила в среднем по краю 160 ц/га. Под овощами в открытом грунте занято 3770 га. В защищенном грунте огурцы выращивались на 140 тыс. м2, а томаты – на 15 тыс. м2.»

Ответь на вопросы:

Какие отрасли растениеводства развиты в Приморском крае? (полеводство, овощеводство)

1.Какие с/х культуры выращивают ваши родите на приусадебном участке, даче? (помидоры, картофель, огурцы и т.п.)

К каким группам с/х культур они относятся? ( овощи, плодовые и ягодные культуры и т.д.)


- Тот, кто первый справился, пишет свой ответ на доске.


- А теперь проверим. Если вы уверены, что все сделали правильно, поставьте себе !

- Если сомневаетесь, то ставим знак «?»

- Если есть ошибки, исправьте их.

- Кто без ошибок - !, кто с ошибками - ?

- Совпадают ли ваши оценки? (сигнальные карточки)

Выполняют самостоятельно учебную задачу.









.




Отвечают на вопросы:


Р.: выполнение учебного действия;


П: построение логической цепи рассуждений.




Л: оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.


Домашнее задание.


- Откройте дневники и запишите домашнее задание:

Читать стр. 187-193, ответить устно на вопросы на странице 193


Записывают домашнее задание.


Итог урока Рефлексия

(эмоциональная)

-Что нового и интересного удалось узнать тебе на уроке о сельском хозяйстве?

Продолжите фразу:


- Я узнал (а)…

- Я научился(лась) …

- Я запомнил (а)…



- Если урок понравился, помашите мне двумя ладошками.

- Спасибо за работу, вы все очень хорошо работали. Урок окончен.

Прозвенел опять звонок

и закончился урок!

Вы, ребятки, отдохните,

силы новой наберите.


Анализируют урок.

Обобщают изученное. Оценивают свои достиже­ния.

П: строят речевое высказывание.






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.