Разделительный мягкий знак (ь)
Разделительный мягкий знакPPTX / 1.55 Мб
Учитель: Илькина Л.В.
Класс: 2 «Школа России»
Тема: Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком.
Тип: урок усвоения новых знаний
Цель урока: определять роль разделительного мягкого знака (ь) в слове, писать слова с этой орфограммой.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
- Ребята, у нас сегодня необычный урок. К нам на урок пришли гости. Они хотят посмотреть чему вы научились, как вы умеете работать на уроке. Повернитесь. Давайте поздороваемся с ними кивком головы.
Улыбнитесь друг другу. Тихо присели девочки, ещё тише присели мальчики.
Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать,рассуждать
И друг другу помогать.
Минутка чистописания
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по зимнему лесу.
Первое задание в зимнем лесу вам приготовила белка: отгадаем загадку . (Мягкий знак)
-Кто догадался, какую букву будем прописывать на уроке? (ь)
– Записываем в тетрадях число, классная работа.(Дети прописывают букву).
- Следите за высотой, наклоном и шириной букв.
-Вторым нам встретился соболь, и у него своё задание. Выпишите слоги с разделительным мягким знаком.(тья жье льон тью вья вьи лью)
II. Актуализация знаний
-Двигаемся дальше по зимнему лесу. Следующее задание нам приготовила лисица.Вставьте пропущенные буквы в слова и подчеркните орфограммы.
(Один ученик работает за доской)
1. Словарная работа
Д…рога, б…рёза, ...нварь, к…ньки, м…роз, м…тель, сн…гирь, р…сунок.
– На какую тему эти слова? (Ответы детей.)
2. Орфографическая минутка
– Прочитайте группы слов на доске и определите по какому признаку они объединены?
Снег, травка, глазки, улов
Поляна, снежок, земля, бросать
Воробьи, заячьи, ребячьи, кольцо
– Чем похожи слова третьей группы? (Во всех словах пишется буква ь)
– Какое слово лишнее? Почему?(Лишнее слово коньки, в нем мягкий знак показатель мягкости.)
– Докажите. Обоснуйте свой ответ.
– Что общего у оставшихся слов? (Разделительный мягкий знак)
– Запишите слова, подчеркните в них орфограмму.
III. Самоопределение к деятельности
Сообщение темы и цели урока.
-Хорошо. Молодцы. А теперь узнайте наших почетных гостей:
Что за буква, кто узнает,
Звука не обозначает.
Может только показать,
Как согласную читать. (Это буква мягкий знак.)
– О какой «работе» мягкого знака идет речь в этом стихотворении? (Мягкий знак показатель мягкости.)
– Послушайте следующее стихотворение об этой букве.
Перед Е, Ё, И, Ю, Я
Я в корнях стою, друзья.
Воробьи, семья, жилье –
Перед Я, И, Е, Ю, Ё.
– Какую «работу» выполняет мягкий знак здесь? (Это разделительный мягкий знак.)
- Молодцы, ребята. Правильно отгадали наших героев. А теперь сформулируйте тему нашего урока.
- Кто догадался, какова тема нашего урока? (Слова с разделительным мягким знаком)
- В чём будем упражняться на уроке? (В написании слов с разделительным мягким знаком)
- Молодцы! Вы абсолютно правы.
Учитель: А что вы знаете о разделительном Ь знаке?
V. Работа по теме урока
1. Упражнение в определении значения мягкого знака
-Двигаемся дальше по зимнему лесу. Следующее задание приготовила рысь: рассмотрите рисунки. Запишите слова с разделительным мягким знаком в 1 столбик, с мягким знаком – показателем мягкости – во 2 столбик. (Дети записывают слова самостоятельно)
(2 ученика работают с карточками у доски)
-Подчеркните буквы, перед которыми пишется разделительный ь.
листья пень
перья коньки
муравьи кольцо
варенье тетрадь
деревья мальчик
- Кто не допустил ни одной ошибки ставит !, 1 ошибка +, больше 3 -
IV. Физкультминутка
-В лесу можно слепить снеговика. Встаньте, давайте отдохнём.
Лепим, лепим снежный ком,
Глазки сделаем потом
Мы попрыгаем немножко
И похлопаем в ладошки.
Головой кивнём друг другу
И пожмём соседу руку.
Сядем – встанем, и прыжок.
И продолжим наш урок.
2. -Рысь нам приготовила еще одно задание. Все слова содержат разделительный мягкий знак. Разгадайте кроссворд:
Домики для пчел. (Ульи)
Снежная буря (Вьюга)
3.Мать, отец, дети. (Семья)
4. Ягоды, сваренные в сиропе (Варенье)
5. Животное жарких стран, лазает по деревьям (Обезьяна)
(Ученик отгадавший слово записывает на доске через запятую)
- Что объединяет все эти слова? (С разделительным мягким знаком).
-Разделите слова на слоги.(Слоги это те звуки в слове, которые можно произнести одним толчком воздуха)
- Разделите слова для переноса. Какое правило переноса с мягким знаком вы знаете?
(При переносе слова буква ь не отделяется от буквы, которая стоит перед ним)
-Выполните фонетический разбор слова ульи
- С одним из слов составьте предложение.
-Выполните синтаксический разбор
4. Работа с учебником
Проверь себя! (с. 38).
VI. Самостоятельная работа
Чтобы проверить себя, насколько у вас сформирован навык написания слов с разделительным мягким знаком, предлагаю выполнить тест.
Проверим, как же мы усвоили правила написания слов с мягким знаком. (Листочки с тестом. Приложение1).
- Обменяйтесь листочками и проверим работу соседа по парте.
VII. Итог урока
– Над правописанием какой буквы мы работали на уроке?
– Какие выводы сделали?
– Какое задание вам было интересно выполнять?
– Возьмите солнышко и облачко. Если вы считаете, что урок полезен, то поднимите солнышко, а если вам было скучно, вы ничего полезного не узнали и не запомнили, то поднимите облачко.
VII.Рефлексия
- На этом наш урок подошёл к концу.- Мы закрепили, когда в словах пишется разделительный Ь- Вы довольны своей работой?
- Вам понравился урок?
- У вас хорошее настроение?
- Я тоже довольна вами и вашей работой. Наша цель на уроке достигнута.
- Как мы можем себя похвалить? Что сказать?
(Молодцы).
VIII. Домашнее задание
Упр.67 с.38
Приложение1
1. Разделительный мягкий знак пишется:
А) в середине слова между согласными;
Б) в конце слова;
В) в середине слова после согласных перед гласными е, ё, ю, и, я.
2. Выбери слово, в котором (ь) – показатель мягкости:
А) пальчики;
Б) вьюга;
В) ворчунья.
3. Укажи слово с разделительным мягким знаком:
А) солов…и;
Б) руч…ка;
В) ден…ки.
4. Укажи слово с правильным переносом:
А) вь-юга;
Б) крыль-я;
В) маль-чик.
5.Выбери слово, в написании которого допущена ошибка:
А) друзья;
Б) стуля;
В) очки.