Материал на проверке

Разделительный мягкий знак (ь)

0
0
Материал опубликован 12 November


Разделительный мягкий знакPPTX / 1.55 Мб

Учитель: Илькина Л.В.

Класс: 2 «Школа России»

Тема: Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком.

Тип: урок усвоения новых знаний

Цель урока: определять роль разделительного мягкого знака (ь) в слове, писать слова с этой орфограммой.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

- Ребята, у нас сегодня необычный урок. К нам на урок пришли гости. Они хотят посмотреть чему вы научились, как вы умеете работать на уроке. Повернитесь. Давайте поздороваемся с ними кивком головы.

Улыбнитесь друг другу. Тихо присели девочки, ещё тише присели мальчики.

Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать,рассуждать

И друг другу помогать.

Минутка чистописания

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по зимнему лесу.

Первое задание в зимнем лесу вам приготовила белка: отгадаем загадку . (Мягкий знак)

-Кто догадался, какую букву будем прописывать на уроке? (ь)

Записываем в тетрадях число, классная работа.(Дети прописывают букву).

- Следите за высотой, наклоном и шириной букв.

-Вторым нам встретился соболь, и у него своё задание. Выпишите слоги с разделительным мягким знаком.(тья жье льон тью вья вьи лью)



II. Актуализация знаний

-Двигаемся дальше по зимнему лесу. Следующее задание нам приготовила лисица.Вставьте пропущенные буквы в слова и подчеркните орфограммы.

(Один ученик работает за доской)

1. Словарная работа

Д…рога, б…рёза, ...нварь, к…ньки, м…роз, м…тель, сн…гирь, р…сунок.

На  какую тему  эти слова? (Ответы детей.)

2. Орфографическая минутка

Прочитайте группы слов  на доске и определите по какому признаку они объединены?

Снег, травка, глазки, улов
Поляна, снежок, земля, бросать
Воробьи, заячьи, ребячьи, кольцо

Чем  похожи слова третьей группы? (Во всех словах пишется буква ь)
 Какое слово лишнее? Почему?(Лишнее слово коньки, в нем мягкий знак показатель мягкости.)
 Докажите. Обоснуйте свой ответ.
 Что общего у оставшихся слов? (Разделительный мягкий знак)
 Запишите слова, подчеркните в них орфограмму.

III. Самоопределение к деятельности

Сообщение темы и цели урока.

-Хорошо. Молодцы. А теперь узнайте наших почетных гостей:

Что за буква, кто узнает,
Звука не обозначает.
Может только показать,
Как согласную читать.
   (Это буква мягкий знак.)

 О какой «работе» мягкого знака идет речь в этом стихотво­рении? (Мягкий знак показатель мягкости.)
 Послушайте следующее стихотворение об этой букве.

Перед Е, Ё, И, Ю, Я
Я в корнях стою, друзья.
Воробьи, семья, жилье
 
Перед Я, И, Е, Ю, Ё.

Какую «работу» выполняет мягкий знак здесь? (Это разде­лительный мягкий знак.)
-
 Молодцы, ребята. Правильно отгадали наших героев. А теперь сформулируйте тему нашего урока.

- Кто догадался, какова тема нашего урока? (Слова с разделительным мягким знаком)

- В чём будем упражняться на уроке? (В написании слов с разделительным мягким знаком)

- Молодцы! Вы абсолютно правы.

Учитель: А что вы знаете о разделительном Ь знаке?

V. Работа по теме урока

1. Упражнение в определении значения мягкого знака

-Двигаемся дальше по зимнему лесу. Следующее задание приготовила рысь: рассмотрите рисунки. Запишите слова с разделительным мягким знаком в 1 столбик, с мягким знаком – показателем мягкости – во 2 столбик. (Дети записывают слова самостоятельно)

(2 ученика работают с карточками у доски)

-Подчеркните буквы, перед которыми пишется разделительный ь.

листья пень

перья коньки

муравьи кольцо

варенье тетрадь

деревья мальчик

- Кто не допустил ни одной ошибки ставит !, 1 ошибка +, больше 3 -

IV. Физкультминутка

-В лесу можно слепить снеговика. Встаньте, давайте отдохнём.

Лепим, лепим снежный ком,
Глазки сделаем потом
Мы попрыгаем немножко
И похлопаем в ладошки.
Головой кивнём друг другу
И пожмём соседу руку.
Сядем – встанем, и прыжок.
И продолжим наш урок.


2. -Рысь нам приготовила еще одно задание. Все слова содержат разделительный мягкий знак. Разгадайте кроссворд:

Домики для пчел. (Ульи)

Снежная буря (Вьюга)

3.Мать, отец, дети. (Семья)

4. Ягоды, сваренные в сиропе (Варенье)

5. Животное жарких стран, лазает по деревьям (Обезьяна)

(Ученик отгадавший слово записывает на доске через запятую)

- Что объединяет все эти слова? (С разделительным мягким знаком).

-Разделите слова на слоги.(Слоги это те звуки в слове, которые можно произнести одним толчком воздуха)

- Разделите слова для переноса. Какое правило переноса с мягким знаком вы знаете?

(При переносе слова буква ь не отделяется от буквы, которая стоит перед ним)

-Выполните фонетический разбор слова ульи

- С одним из слов составьте предложение.

-Выполните синтаксический разбор

4. Работа с учебником

Проверь себя! (с. 38).

VI. Самостоятельная работа

 Чтобы проверить себя, насколько у вас сформирован навык написания слов с разделительным мягким знаком, предлагаю выполнить тест.

Проверим, как же мы усвоили правила написания слов с мягким знаком. (Листочки с тестом. Приложение1).
- Обменяйтесь листочками и проверим работу соседа по парте.

VII.  Итог урока

Над правописанием какой буквы мы работали на уроке?
– Какие выводы сделали?
– Какое задание вам было интересно выполнять?
– Возьмите солнышко и облачко. Если вы считаете, что урок полезен, то поднимите солнышко, а если вам было скучно, вы ничего полезного не узнали и не запомнили, то поднимите облачко.

VII.Рефлексия

- На этом наш урок подошёл к концу.- Мы закрепили, когда в словах пишется разделительный Ь- Вы довольны своей работой?

- Вам понравился урок?

- У вас хорошее настроение?

- Я тоже довольна вами и вашей работой. Наша цель на уроке достигнута.

- Как мы можем себя похвалить? Что сказать? 

(Молодцы).

VIII.  Домашнее задание 

Упр.67 с.38







Приложение1

1. Разделительный мягкий знак пишется:
А) в середине слова между согласными;
Б) в конце слова;
В) в середине слова после согласных перед гласными е, ё, ю, и, я.
2. Выбери слово, в котором (ь) – показатель мягкости:
А) пальчики;
Б) вьюга;
В) ворчунья.

3. Укажи слово с разделительным мягким знаком:
А) солов…и;
Б) руч…ка;
В) ден…ки.
4. Укажи слово с правильным переносом:
А) вь-юга;
Б) крыль-я;
В) маль-чик.
5.Выбери слово, в написании которого допущена ошибка:
А) друзья;
Б) стуля;
В) очки.

t1731434269aa.jpgt1731434269ab.png



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.