Статья «Различия искусственной и естественной мотивации учащихся и их влияние на уровень образования» (7–11 класс)
Арикеева Г.И.
Различия искусственной и естественной мотивации учащихся и их влияние на уровень образования.
Повышение мотивации учащихся является одной из ведущих целей развития современного школьного математического образования согласно распоряжению Правительства об утверждении концепции развития математического образования в РФ [3]. Мотивационная сфера личности ребёнка – предмет исследования психологов и педагогов на протяжении всей истории развития образовательного процесса.
На сегодняшний день разработано немало теорий о мотивации школьников. В данной статье при определении понятия «мотивация» мы будем опираться на научную теорию Хуторского А.В., согласно которой существуют «потребности» и «стремления» личности. Потребности – желания, требующие удовлетворения. А стремления – векторы движения учащегося, сообразные его целям по достижению желаний [4], [5].
Элементы образовательных потребностей Хуторской подразделяет на искусственные и естественные. Искусственные потребности не являются атрибутами образования. К ним можно отнести отметки, получаемые в школе, сертификаты и грамоты, дипломы о получении образования и т.д. На сегодняшний день мы можем наблюдать печальную картину: отметка становится самоценной наградой за хорошие результаты. Ученик не старается ради знаний, он старается ради получения отметки. В таком случае мы получаем слабые краткосрочные результаты, поверхностные знания. Об этом так же свидетельствуют исследования в области мотивации на демонстрацию результата «Performance», проводимые зарубежными психологами-педагогами [2]. (Нельзя однозначно утверждать, что такая мотивация – негативная установка. Она так же является стимулом для получения знаний. Однако в сравнении с долгосрочностью знаний, глубиной понимания и запоминания материала, желанием применять полученные знания в реальном мире, мотивация на демонстрацию результата значительно уступает мотивации на мастерство «Mastery» [2].)
Искусственная потребность в получении хорошей отметки за урок зачастую становится важной для учащегося, так как она важна для его родителей, как показатель хорошей обученности ученика (Рис.1). В то же время сами учащиеся отмечают важность соответствия отметки их реальному уровню знаний (Рис.2). Об этом свидетельствуют результаты опроса учащихся среднего звена Сабинского муниципального района, проведенные нами в декабре 2022 года.
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Подробные результаты данного опроса приведем в Приложении 1.
К счастью, результаты опроса так же помогли понять уровень осознанного получения знаний учащимися в школе. Чуть больше половины всех опрошенных утверждают, что продолжили бы учиться с тем же усердием и в случае отмены существующей системы оценивания в школе (Рис.3).
Кроме искусственных, Хуторской выделяет и естественные потребности учащегося в образовании. К таковым он относит потребности в движении, в действии, в проявлении себя, во взаимодействии и потребности узнавать новое. Об этих понятиях в той или иной степени утверждают все исследования в области мотивации: физиологические потребности лежат в первооснове, и только их удовлетворение позволяет психике человека выйти на следующий уровень осознанности и приступить к удовлетворению высших потребностей. Вспомните только пирамиду потребностей Маслоу А [1].
Результаты эксперимента, проведенного нами с 9 февраля по 17 марта 2022 года в 10 классе на базе МБОУ «Лицей №177» Ново-Савиновского района г.Казани, позволяют утверждать, что использование на уроках выработанных нами приемов актуализации метапредметных понятий способствуют повышению уровня мотивации учащихся (Приложение 3). Данные метапредметные приемы основаны на пяти основных стремлений учащегося, разработанных научной школой Хуторского А.В. [4], [5]:
1. Познавать
2. Создавать
3. Организовывать
4. Взаимодействовать
5. Видеть смысл.
Тщательное описание данных приемов приведем в Приложении 2.
Подытожив всё сказанное выше, сделаем некоторые выводы.
1. Существующая на данный момент система оценивания через выставление отметок не всегда позволяет учащимся здраво оценить и осознанно выбрать личностные цели обучения в школе.
2. Использование выработанных нами метапредметных приемов на уроках положительно влияет на уровень мотивации к обучению учащихся.
Библиография
1. Груздова, И.В. Психология воспитания школьника: учебнометодическое пособие / И.В.Груздова, Г.А.Медяник. — Тольятти: ТГУ, 2017. — 160 с. — ISBN 978-5-8259-1246-2. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/140049 (дата обращения: 22.04.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
2. Никитская, М.Г., Толстых Н.Н. Зарубежные исследования учебной мотивации XXI век//Электронный журнал “Современная зарубежная психология”. – 2018. – №2. – С.100-113
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации об утверждении Концепции развития математического образования в Российской Федерации [утвержден Правительством Российской Федерации от 24 декабря 2013 года N 2506-р (с изменениями на 8 октября 2020 года)]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/499067348?section=text&marker=64U0IK (дата обращения: 06.06.2022)
4. Хуторской, А.В. Метапредметное содержание образования с позиций человекосообразности. 2012. URL: http://khutorskoy.ru/be/2012/0302/index.htm
5. Хуторской, А.В. Метапредметное содержание образования человека // European Journal of Contemporary Education. – 2012. – Vol.(1), № 1. – P. 15-29.
Приложение 1
Приложение 2
Приемы, с опорой на стимул к движению
К данным группе можно отнести приемы, при реализации которых учащиеся свободно перемещаются по кабинету, групповые и парные формы работы, предполагающие смену места работы.
На этапе отработки нового изученного материала учитель может использовать следующий прием:
1. Озвучивается задача для решения.
2. Класс делится на группы по 3 учащихся.
3. Учитель дает время (1 мин.) на обдумывание решения задачи в группе.
4. Перераспределение участников группы (1 участник остается на месте, 1 перемещается в другую группу по часовой стрелке, 1 – против часовой).
5. Этапы 3-4 повторяются необходимое количество раз (пока класс не найдет решение задачи или пока учащиеся не вернутся в первоначальные группы).
6. Верное решение задачи озвучивается у доски (учителем или учащимся) и фиксируется в тетрадях.
На этапе актуализации знаний:
1. Озвучиваются вопросы для обсуждений.
2. Учащиеся ходят по классу и по 30 секунд рассуждают над ответами на поставленные вопросы в парах.
3. По истечении 30 секунд пары переформулируются.
4. Этапы 2-3 проводятся в течении 3 минут.
5. Далее формируются группы из 4 учащихся.
6. В группах в течении 3 минут проговариваются ответы на все поставленные учителем вопросы (взаимопомощь, объяснения друг другу приветствуются).
7. По истечении поставленного времени учитель может спросить ответ на любой из поставленных вопросов у любого члена любой группы (баллы при этом начисляются на всю группу; группа победитель имеет право на хорошую отметку в качестве поощрения).
Приемы, с опорой на стимул создавать
Данная группа приемов нацелена на реализацию креативного потенциала учащегося:
1. Учитель обозначает тему, определяет понятие и т.д.
2. Дается время на индивидуальную работу, составление таблицы, схемы, рисунка, полагаясь на собственный опыт и знания учащегося.
3. Проводится анализ работ (если класс небольшой, то каждой работы отдельно; иначе – в отдельных группах или по парам учащиеся анализируют работы друг друга).
4. Проводится дополнение и доработка материалов на основании информации, полученной в ходе анализа от одноклассников, информации от учителя и учебников, других справочных пособий.
5. На доске выставляется наиболее полная работа (одного из учащихся или заранее подготовленная учителем).
Приемы, с опорой на стимул к познанию
В качестве задач на знание и понимание изученного нового материала:
1. Обозначается понятие или тема для рассуждения.
2. Дается время на обдумывание/обсуждение.
3. Происходит поиск реализации данной темы, отражения данного понятия в реальном мире, в пределах учебного кабинета, в больших масштабах.
4. Анализ ответов (фронтальная работа или работа в микро-группах).
5. При необходимости учителем даётся культурно-историческая справка по реализации темы и отражения понятия в мире. Данный приём базируется на познавательном интересе учащегося. Информация, полученная им путём собственных рассуждений и поисков, так же основывается на получение собственного образовательного результата.
Приемы, с опорой на стимул к взаимодействию, организовыванию
1. Обозначается тема, понятие для обсуждения.
2. Учащиеся делятся на 2 варианта.
3. Выполняется парная работа:
3.1. В течение 1 минуты ученик I собирает информацию от ученика II по имеющимся у него опыту, знаниям и т.д. по данному понятию или темы.
3.2. В течение 1 минуты ученик II собирает информацию от ученика I по имеющимся у него опыту, знаниям и т.д. по данному понятию или темы.
3.3. Происходит перераспределение пар.
4. Пункт 3 повторяем необходимое количество раз.
5. Выписываем на доске все полученные данные (выполняется групповая работа: по одному ученику из каждого варианта выписывает только полученные от другого варианта данные, другие учащиеся дополняют при необходимости).
6. Анализируем информацию на доске.
7. Читаем материал из учебника, других пособий и дополняем данные.
8. При необходимости учащиеся записывают в тетради основную информацию.
Приложение 3