Программа кружка «Рукодельница» для 5–7 классов
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 г.Углича
Программа внеклассной работы
кружка «Рукодельница»
для 5-7 классов
Составитель: Л.Н. Васильева
учитель технологии,
первая квалификационная категория
Углич, 2016
Пояснительная записка
В творчестве ребёнок может раскрыть свои возможности, реализовать свой художественный потенциал, а главное ощутить терапевтическое значение – равновесие душевного состояния.
Актуальность программы – приобщение обучающихся к полезным видам рукоделия. Все предложенные виды рукоделия приносят огромное количество положительных эмоций, что является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальности.
Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Необходимо всех детей, независимо от способностей, приобщать к творческой деятельности. Это можно достичь во внеклассной работе, занимаясь в разных кружках.
В школе работает кружок рукоделия « Рукодельница», желающие девочки будут обучаться вязанию, лепке, вышивке и многим другим видам ДПИ. Основная группа детей, обучающихся в кружке это учащиеся 5-7кл. Разница в возрасте небольшая, это позволяет вести занятия с учётом возрастных и психологических особенностей детей одного возраста, определить методику проведения занятий, запланировать время для теоретических и практических работ с учётом знаний, умений и навыков данного возраста.
Цель кружка: формирование у обучающихся качеств творческой личности, умеющей применять полученные знания на практике и использовать их в новых социально-экономических условиях при адаптации в современном мире.
Задачи:
Расширять кругозор обучающихся в процессе изучения видов декоративно-прикладного творчества.
Формировать интерес к рукоделию.
Формировать знания и практические навыки по выполнению различных видов вязания.
Развивать эстетический вкус, память и внимание.
Развивать мелкую моторику и координацию рук.
Развивать художественный вкус и творческую инициативу.
Воспитывать уважение и развивать интерес к народным традициям.
Формировать чувство сотрудничества и взаимопомощи.
Программа составлена на основе личного опыта. Срок реализации 1 год (по 1,5 часа в неделю), всего 51 час.
По целевой направленности программа развивающая. Форма общения – рассказ, диалог, беседа.
Формы и методы обучения и воспитания
Учитывая психические и интеллектуальные особенности обучающихся детей, цели и задачи программы, занятия можно проводить, применяя разнообразные методы обучения с использованием наглядных материалов и образцов. Обучающиеся посещают музей, проводятся беседы о народных традициях и обычаях, где являются не только зрителями и слушателями, но и активными участниками.
Итогом работы обучающихся является выставка изделий, выполненных своими руками. Из этого следует, что основная форма проведения занятий – практическая работа.
Ценностные ориентиры содержания предмета «Технология»
В результате обучения учащиеся овладеют:
трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов, планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
В результате изучения курса обучающиеся независимо от изучаемого блока или раздела получает возможность познакомиться:
с основными технологическими понятиями и характеристиками;
с назначением и технологическими свойствами материалов;
с назначением и устройством применяемых ручных инструментов;
с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций;
с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
рационально организовывать рабочее место;
составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ;
выбирать сырье, материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
конструировать, изготавливать изделия;
выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений;
соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами;
осуществлять визуально контроль качества изготавливаемого изделия;
находить и устранять допущенные дефекты;
проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
распределять работу при коллективной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;
формирования эстетической среды бытия;
развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека;
организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
изготовления изделий из различных материалов с использованием ручных инструментов, приспособлений;
контроля качества выполняемых работ;
выполнения безопасных приемов труда;
Содержание программы Тема №1
Вводное занятие
Ознакомление с планом работы на год. Режим работы кружка. Первичный инструктаж по охране труда. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся.
Беседа «Чему я хочу научиться на кружке»
Анкета “Я и Мои пожелания”.
Виды декоративно-прикладного искусства
Виды декоративно-прикладного искусства ( пэчворк, вышивка, вязание, лепка, декупаж и т. д.). Художественное творчество в отделки предметов одежды.
Требования к знаниям: виды женского рукоделия. Краткие исторические сведения.
Выполнение переплетения «Божий глаз».
Декупаж. История возникновения.
Санитарно-гигиенические требования и безопасные приемы работы.
Инструменты и материалы.
Значение декупажа в современной жизни. Истоки зарождения. Безопасные приемы перед началом работы и во время работы.
Требования к знаниям: исторические сведения о происхождении декупажа. Требования к умениям: подбор материалов, клея.
Практическая работа. Декорирование небольшой вазочки, оплетание различными по фактуре нитками. Украшение аппликацией.
Декупаж. Работа с кожей и другими материалами.
Принципы обработки бутылки кожей, летной или льняной нитью. Способы оформления изделий.
Требования к знаниям: особенности работы с кожей. Композиция. Способы украшения изделий. Требования к умениям: выполнять лицевые и изнаночные петли. Закреплять петли последнего ряда.
Практическая работа. Оформление бутылки кожей. Украшение аппликацией из разных материалов.
Вязание крючком. Изделия из шерстяных ниток. Вязаные украшения.
Правила вязания крючком. Особенности вязания по кругу. Плотность вязания по горизонтали и вертикали.
Требования к знаниям: факторы, влияющие на плотность вязания. Требования к умениям: принцип вязания по кругу. Техника безопасности.
Практическая работа. Выполнить вязаные шарики-бусины, цветы по схемам.
Вязание мягкой игрушки.
Особенности вязания мягкой игрушки. Последовательность формирования заготовки. Вязание мелких элементов. Сборка.
Требования к знаниям: последовательность вязания игрушек. Требования к умениям: вывязывание деталей одним из способов, оформление, сборка.
Практическая работа: Вязание игрушек.
Топиарий. Виды оформления шара.
История создания топиариев. Правила и выбор материала. Композиция и крепёж.
Требования к знаниям: подбор материала и цветовое решение. Требования к умениям: подбор материалов и сочетающихся цветов. Выполнение элементов из лент или салфеток двух-трёх цветов
Практическая работа. Выполнение элементов топиария.
Топиарий. Сборка. Оформление.
Крепёж элементов. Правила создания шара из цветочных элементов.
Требования к знаниям: определение количества элементов. Цветовое решение. Особенности украшения фурнитурой, лентами. Порядок сборки.
Самостоятельная работа: Подготовить все элементы и фурнитуру.
Практическая работа. Сборка топиария.
Новогодний подарок. Игрушки из разных материалов.
Сувениры к Новому году.
Идеи новогодних подарков своими руками. Общие правила по охране труда.
Требования к знаниям: Виды работ с разными материалами. Способы крепежа деталей.
Практическая работа: “ Игрушка и сувенир из разных материалов.”.
Лепка. Материалы и инструменты.
Работа с пластичными материалами. Правила. Техника безопасности.
Требования к знаниям: приёмы работы с материалами для лепки. Варианты работ из пластики, пластилина, глины.
Практическая работа. Бижутерия из пластики.
Лепка. Глиняные сувениры.
Работа с глиной. Особенности. Фактура.
Требования к знаниям: подготовка глины к работе. Форма и фактура. Требования к умениям: формирование умений создавать образы, фактуры.
Практическая работа. Выполнение подсвечника из глины..
Лепка. Оформление и обжиг.
Правила оформления работ из глины. Обжиг. Роспись или отделка разными материалами. Оформление изделия.
Требования к знаниям: оформлять изделия, подготовить к обжигу. Продумать варианты оформления.
Практическая работа. Обжиг и оформление изделий из глины.
Работа с тканью. Вязание края салфетки.
Формы описания работы: словесная и схематическая. Таблица условных знаков. Раппорт узора. Порядок чтения схемы. Вязание салфетки по схеме.
Требования к знаниям: условные обозначения петель. Особенности чтения схем при круговом или прямоугольном вязании. Требования к умениям: чтение схем. Соблюдение последовательности вязания.
Практическая работа. Изготовление салфетки.
Художественное творчество и народные ремесла. Вышивка .
Познакомить учащихся с историей вышивания; материалах и инструментах, применяемых при вышивке; учить наносить рисунок на ткань различными способами.
Требования к знаниям: подготовка к вышивке. Правила безопасной работы. Требования к умениям: простые приемы работы с иглой. Выполнение вышивальных швов.
Самостоятельная работа. Подобрать материалы и инструменты для изготовления салфетки.
Практическая работа: Вышивка образца.
Посещение музея народного творчества.
Знакомство учащихся с культурой, традициями и художественным творчеством .
Требования к знаниям :ремесла, предметы одежды, виды украшений, быт, уклад жизни. Требования к умениям: определение различий и сходства в одежде разных народов.
Изготовление предмета одежды по выбору.
Предметы одежды, быта и украшения. Традиционные и нетрадиционные способы изготовления. Художественно-эстетическое оформление.
Требования к знаниям: виды одежды. Предметы одежды, украшения и их значение в костюме. Художественное оформление предметов. Безопасные приемы работы. Художественное оформление изделия.
Практическая работа: Изготовление изделия по выбору.
Выставка изготовленных изделий.
Творческий отчет обучающихся. Презентация изделий. Достижения и планы на будущее.
Требования к знаниям: виды декоративно-прикладного творчества. Виды вязания и особенности их выполнения. Требования к умениям: определение вида рукоделия.
Практическая работа. Оформление выставки.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема |
Всего часов |
Теорети- ческие занятия |
Практи-ческие занятия |
1 |
Вводное занятие |
1 |
1 |
- |
2 |
Виды декоративно-прикладного искусства |
2 |
1 |
1 |
3 |
Декупаж. История возникновения. |
2 |
1 |
1 |
4 |
Декупаж. Работа с кожей и другими материалами. |
3 |
1 |
2 |
5 |
Вязание крючком. Изделия из шерстяных ниток. Вязаные украшения. |
3 |
1 |
2 |
6 |
Вязание мягкой игрушки. |
4 |
1 |
3 |
7 |
Топиарий. Виды оформления шара. |
3 |
1 |
2 |
8 |
Топиарий. Сборка. Оформление. |
3 |
1 |
2 |
9 |
Новогодний подарок. Игрушки из разных материалов. Сувениры к Новому году. |
3 |
1 |
2 |
10 |
Лепка. Материалы и инструменты. |
3 |
1 |
2 |
11 |
Лепка. Глиняные сувениры |
3 |
1 |
2 |
12 |
Лепка. Оформление и обжиг. |
3 |
1 |
2 |
13 |
Работа с тканью. Вязание края салфетки. |
3 |
1 |
2 |
14 |
Техника выполнения счётной вышивки. Инструменты и материалы. Безопасные приемы работы. |
6 |
1 |
5 |
15 |
Посещение музея народного творчества. |
1 |
1 |
- |
16 |
Изготовление предмета одежды по выбору. |
9 |
1 |
8 |
17 |
Выставка изготовленных изделий. |
1 |
1 |
- |
Итого: |
51 |
17 |
34 |
Список литературы
А.А. Власова, Л.Ю. Карельская, Л.В. Ефременко Рукоделие в школе. Практическое пособие. – СПб.: ТОО “Диамант”, ТОО “Фирма ЛЮКСИ”, 1996 – 560 с.
Для тех, кто вяжет. Сборник. ( Под ред. Л.Ю. Кереевой) – СПб, СКФ “Человек”, 1992 – 376 с.
Н. И. Кудряшова О цвете в одежде // Школа и производство. – 2002. - №3. – С.41.
Е.Н. Петрова Уроки по курсу “Технология”: 5-9 класс (девочки). – М.: 5 за знания, 2007. – 208 с.
Рукоделие / Сост. И.А. Сокол. – Харьков: Фолио, 1998. – 480 с.
Технология: поурочные планы по разделу “Вязание”. 5-9 классы / авт.-сост. Е.А. Гурбина. - Волгоград: Учитель, 2006. – 200 с.
Технология. 7 класс (девочки): поурочные планы по учебнику под. ред. В.Д. Симоненко / авт. – сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 191 с.
При составлении программы использованы интернет ресурсы