12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Васильева Лариса Николаевна1642
Не хочется стоять на месте.Дальше-дальше-дальше!!
Россия, Ярославская обл., Углич

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 г.Углича

Программа внеклассной работы

кружка «Рукодельница»

для 5-7 классов

Составитель: Л.Н. Васильева

учитель технологии,

первая квалификационная категория

Углич, 2016

 

Пояснительная записка

В творчестве ребёнок может раскрыть свои возможности, реализовать свой художественный потенциал, а главное ощутить терапевтическое значение – равновесие душевного состояния.

Актуальность программы – приобщение обучающихся к полезным видам рукоделия. Все предложенные виды рукоделия приносят огромное количество положительных эмоций, что является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальности.

Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Необходимо всех детей, независимо от способностей, приобщать к творческой деятельности. Это можно достичь во внеклассной работе, занимаясь в разных кружках.

В школе работает кружок рукоделия « Рукодельница», желающие девочки будут обучаться вязанию, лепке, вышивке и многим другим видам ДПИ. Основная группа детей, обучающихся в кружке это учащиеся 5-7кл. Разница в возрасте небольшая, это позволяет вести занятия с учётом возрастных и психологических особенностей детей одного возраста, определить методику проведения занятий, запланировать время для теоретических и практических работ с учётом знаний, умений и навыков данного возраста.

Цель кружка: формирование у обучающихся качеств творческой личности, умеющей применять полученные знания на практике и использовать их в новых социально-экономических условиях при адаптации в современном мире.

Задачи:

Расширять кругозор обучающихся в процессе изучения видов декоративно-прикладного творчества.

Формировать интерес к рукоделию.

Формировать знания и практические навыки по выполнению различных видов вязания.

Развивать эстетический вкус, память и внимание.

Развивать мелкую моторику и координацию рук.

Развивать художественный вкус и творческую инициативу.

Воспитывать уважение и развивать интерес к народным традициям.

Формировать чувство сотрудничества и взаимопомощи.

Программа составлена на основе личного опыта. Срок реализации 1 год (по 1,5 часа в неделю), всего 51 час.

По целевой направленности программа развивающая. Форма общения – рассказ, диалог, беседа.


 

Формы и методы обучения и воспитания

Учитывая психические и интеллектуальные особенности обучающихся детей, цели и задачи программы, занятия можно проводить, применяя разнообразные методы обучения с использованием наглядных материалов и образцов. Обучающиеся посещают музей, проводятся беседы о народных традициях и обычаях, где являются не только зрителями и слушателями, но и активными участниками.

Итогом работы обучающихся является выставка изделий, выполненных своими руками. Из этого следует, что основная форма проведения занятий – практическая работа.

Ценностные ориентиры содержания предмета «Технология»

В результате обучения учащиеся овладеют:

трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов, планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.


В результате изучения курса обучающиеся независимо от изучаемого блока или раздела получает возможность познакомиться:

с основными технологическими понятиями и характеристиками;

с назначением и технологическими свойствами материалов;

с назначением и устройством применяемых ручных инструментов;

с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций;

с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;

 

выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:

рационально организовывать рабочее место;

составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ;

выбирать сырье, материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;

конструировать, изготавливать изделия;

выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений;

соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами;

осуществлять визуально контроль качества изготавливаемого изделия;

находить и устранять допущенные дефекты;

проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;

планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;

распределять работу при коллективной деятельности;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;

формирования эстетической среды бытия;

развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека;

организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;

изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;

изготовления изделий из различных материалов с использованием ручных инструментов, приспособлений;

контроля качества выполняемых работ;

выполнения безопасных приемов труда;

 

Содержание программы Тема №1

Вводное занятие

Ознакомление с планом работы на год. Режим работы кружка. Первичный инструктаж по охране труда. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся.

Беседа «Чему я хочу научиться на кружке»

Анкета “Я и Мои пожелания”.

Тема №2

Виды декоративно-прикладного искусства

Виды декоративно-прикладного искусства ( пэчворк, вышивка, вязание, лепка, декупаж и т. д.). Художественное творчество в отделки предметов одежды.

Требования к знаниям: виды женского рукоделия. Краткие исторические сведения.

Выполнение переплетения «Божий глаз».


 

Тема №3

Декупаж. История возникновения.
Санитарно-гигиенические требования и безопасные приемы работы.
Инструменты и материалы.

Значение декупажа в современной жизни. Истоки зарождения. Безопасные приемы перед началом работы и во время работы.

Требования к знаниям: исторические сведения о происхождении декупажа. Требования к умениям: подбор материалов, клея.

Практическая работа. Декорирование небольшой вазочки, оплетание различными по фактуре нитками. Украшение аппликацией.

Тема №4

Декупаж. Работа с кожей и другими материалами.

Принципы обработки бутылки кожей, летной или льняной нитью. Способы оформления изделий.

Требования к знаниям: особенности работы с кожей. Композиция. Способы украшения изделий. Требования к умениям: выполнять лицевые и изнаночные петли. Закреплять петли последнего ряда.

Практическая работа. Оформление бутылки кожей. Украшение аппликацией из разных материалов.


 

Тема №5

Вязание крючком. Изделия из шерстяных ниток. Вязаные украшения.

Правила вязания крючком. Особенности вязания по кругу. Плотность вязания по горизонтали и вертикали.

Требования к знаниям: факторы, влияющие на плотность вязания. Требования к умениям: принцип вязания по кругу. Техника безопасности.

Практическая работа. Выполнить вязаные шарики-бусины, цветы по схемам.

Тема №6

Вязание мягкой игрушки.

Особенности вязания мягкой игрушки. Последовательность формирования заготовки. Вязание мелких элементов. Сборка.

Требования к знаниям: последовательность вязания игрушек. Требования к умениям: вывязывание деталей одним из способов, оформление, сборка.

Практическая работа: Вязание игрушек.

Тема №7

Топиарий. Виды оформления шара.

История создания топиариев. Правила и выбор материала. Композиция и крепёж.

Требования к знаниям: подбор материала и цветовое решение. Требования к умениям: подбор материалов и сочетающихся цветов. Выполнение элементов из лент или салфеток двух-трёх цветов

Практическая работа. Выполнение элементов топиария.

Тема №8

Топиарий. Сборка. Оформление.

Крепёж элементов. Правила создания шара из цветочных элементов.

Требования к знаниям: определение количества элементов. Цветовое решение. Особенности украшения фурнитурой, лентами. Порядок сборки.

Самостоятельная работа: Подготовить все элементы и фурнитуру.

Практическая работа. Сборка топиария.

Тема №9

Новогодний подарок. Игрушки из разных материалов.

Сувениры к Новому году.

Идеи новогодних подарков своими руками. Общие правила по охране труда.

Требования к знаниям: Виды работ с разными материалами. Способы крепежа деталей.

Практическая работа: “ Игрушка и сувенир из разных материалов.”.

Тема №10

Лепка. Материалы и инструменты.

Работа с пластичными материалами. Правила. Техника безопасности.

Требования к знаниям: приёмы работы с материалами для лепки. Варианты работ из пластики, пластилина, глины.

Практическая работа. Бижутерия из пластики.

Тема №11

Лепка. Глиняные сувениры.

Работа с глиной. Особенности. Фактура.

Требования к знаниям: подготовка глины к работе. Форма и фактура. Требования к умениям: формирование умений создавать образы, фактуры.

Практическая работа. Выполнение подсвечника из глины..

Тема №12

Лепка. Оформление и обжиг.

Правила оформления работ из глины. Обжиг. Роспись или отделка разными материалами. Оформление изделия.

Требования к знаниям: оформлять изделия, подготовить к обжигу. Продумать варианты оформления.

Практическая работа. Обжиг и оформление изделий из глины.

Тема №13

Работа с тканью. Вязание края салфетки.

Формы описания работы: словесная и схематическая. Таблица условных знаков. Раппорт узора. Порядок чтения схемы. Вязание салфетки по схеме.

Требования к знаниям: условные обозначения петель. Особенности чтения схем при круговом или прямоугольном вязании. Требования к умениям: чтение схем. Соблюдение последовательности вязания.

Практическая работа. Изготовление салфетки.

Тема №14

Художественное творчество и народные ремесла. Вышивка .

Познакомить учащихся с историей вышивания; материалах и инструментах, применяемых при вышивке; учить наносить рисунок на ткань различными способами.

Требования к знаниям: подготовка к вышивке. Правила безопасной работы. Требования к умениям: простые приемы работы с иглой. Выполнение вышивальных швов.

Самостоятельная работа. Подобрать материалы и инструменты для изготовления салфетки.

Практическая работа: Вышивка образца.

Тема №15

Посещение музея народного творчества.

Знакомство учащихся с культурой, традициями и художественным творчеством .

Требования к знаниям :ремесла, предметы одежды, виды украшений, быт, уклад жизни. Требования к умениям: определение различий и сходства в одежде разных народов.

Тема №16

Изготовление предмета одежды по выбору.

Предметы одежды, быта и украшения. Традиционные и нетрадиционные способы изготовления. Художественно-эстетическое оформление.

Требования к знаниям: виды одежды. Предметы одежды, украшения и их значение в костюме. Художественное оформление предметов. Безопасные приемы работы. Художественное оформление изделия.

Практическая работа: Изготовление изделия по выбору.

Тема №17

Выставка изготовленных изделий.

Творческий отчет обучающихся. Презентация изделий. Достижения и планы на будущее.

Требования к знаниям: виды декоративно-прикладного творчества. Виды вязания и особенности их выполнения. Требования к умениям: определение вида рукоделия.

Практическая работа. Оформление выставки.


 

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Всего часов

Теорети-

ческие занятия

Практи-ческие занятия

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Виды декоративно-прикладного искусства

2

1

1

3

Декупаж. История возникновения.
Санитарно-гигиенические требования и безопасные приемы работы.
Инструменты и материалы.

2

1

1

4

Декупаж. Работа с кожей и другими материалами.

3

1

2

5

Вязание крючком. Изделия из шерстяных ниток. Вязаные украшения.

3

1

2

6

Вязание мягкой игрушки.

4

1

3

7

Топиарий. Виды оформления шара.

3

1

2

8

Топиарий. Сборка. Оформление.

3

1

2

9

Новогодний подарок. Игрушки из разных материалов.

Сувениры к Новому году.

3

1

2

10

Лепка. Материалы и инструменты.

3

1

2

11

 

Лепка. Глиняные сувениры

3

1

2

12

 

Лепка. Оформление и обжиг.

3

1

2

13

Работа с тканью. Вязание края салфетки.

3

1

2

14

Техника выполнения счётной вышивки. Инструменты и материалы. Безопасные приемы работы.

6

1

5

15

Посещение музея народного творчества.

1

1

-

16

Изготовление предмета одежды по выбору.

9

1

8

17

Выставка изготовленных изделий.

1

1

-

 

Итого:

51

17

34

Список литературы

А.А. Власова, Л.Ю. Карельская, Л.В. Ефременко Рукоделие в школе. Практическое пособие. – СПб.: ТОО “Диамант”, ТОО “Фирма ЛЮКСИ”, 1996 – 560 с.

Для тех, кто вяжет. Сборник. ( Под ред. Л.Ю. Кереевой) – СПб, СКФ “Человек”, 1992 – 376 с.

Н. И. Кудряшова О цвете в одежде // Школа и производство. – 2002. - №3. – С.41.

Е.Н. Петрова Уроки по курсу “Технология”: 5-9 класс (девочки). – М.: 5 за знания, 2007. – 208 с.

Рукоделие / Сост. И.А. Сокол. – Харьков: Фолио, 1998. – 480 с.

Технология: поурочные планы по разделу “Вязание”. 5-9 классы / авт.-сост. Е.А. Гурбина. - Волгоград: Учитель, 2006. – 200 с.

Технология. 7 класс (девочки): поурочные планы по учебнику под. ред. В.Д. Симоненко / авт. – сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 191 с.

При составлении программы использованы интернет ресурсы

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.