Программа кружка «Литературное краеведение» для учащихся 6–7 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Литературное краеведение»
Пояснительная записка
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны.
Неоспорима мысль о том, что малая Родина, Отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны,
дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Новгородской земле.
Большое значение имеет краеведение и в расширении литературного кругозора обучающихся, развитии интереса к художественной литературе, в формировании читательских потребностей, навыков анализа и критической оценки литературных произведений.
Кружок содержит богатые возможности для формирования общеучебных навыков обучающихся, что создает основу для целостного развития личности. Показателем этого являются межпредметные связи, которые влияют на успешное занятие в кружке и усвоение учебных программ.
Программа опирается на понятия и навыки, полученные на уроках, является наглядным примером применения знаний на практике. Прослеживается связь с такими предметами, изучаемыми в школе, как история, литература, ИЗО, МХК. В свою очередь краеведческий материал находит применение на уроках при изучении творчества Г.Р.Державина, Н.А.Некрасова, Ф.М.Достоевского, Велимира Хлебникова.
Занятия позволяют найти общие интересы для групп воспитанников , развивают коммуникативные способности, позволяют самовыразиться в коллективе.
Программа “Литературное краеведение” предназначена для проведения кружка по краеведению в общеобразовательной школе, рассчитана на обучающихся 11-13лет.
Цели :
1. Интеллектуальное и эмоциональное освоение литературы, искусства, культуры.
2. Формирование нравственно-эстетических идеалов личности, ее ценностных ориентиров.
3. Расширение и углубление жизненного и художественного опыта обучающихся на материале родного края, его культуры.
4.Развитие творческих способностей.
Задачи:
1. Чтение и обсуждение отдельных художественных произведений или отрывков из них о Новгородской области. Знакомство с писателями и поэтами, фактами биографии, связанными с Новгородской землей.
2. Формирование представлений о литературе как социокультурном явлении.
3. Формирование умений и навыков анализа художественных произведений.
4. Воспитание патриотизма.
5. Развитие у обучающихся художественно-творческих способностей, воссоздающего и творческого воображения, образного мышления, эстетического вкуса.
6. Активация поисковой, исследовательской деятельности обучающихся.
7. Формирование у обучающихся навыков информационной культуры, использования Интернет – ресурсов.
Формы проведения занятий:
- очные, заочные, виртуальные экскурсии;
- поисково – исследовательские уроки – беседы;
- литературные гостиные;
- проект;
- конференция;
- составление буклетов, презентация роликов-слайдов, альбомов
Принцип программы: от непосредственных впечатлений и эмоций,
которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному
знанию о родном крае.
Режим занятий: занятия проводятся один раз в неделю по одному часу.
Длительность изучения 34 часа в год.
Результаты реализации программы:
- Приобретение знаний по истории и культуре родного края и применение их на уроках.
- Формирование личности патриота и гражданина своей страны, посредством знаний по истории и культуре родного края. Развитие и укрепление у обучающихся чувства любви к родному краю.
- Оформленный продукт исследовательской деятельности в виде карты, альбома.
Тематическое планирование
№ |
Тема |
Содержание |
Количество часов |
1 |
Вводное занятие |
Краеведение как наука. Цели и задачи кружка. План работы. Литературные маршруты. |
1 |
2 |
Великий Новгород |
Ярослав Мудрый: биографическая справка . Начало великокняжеской библиотеки. Митрополит Илларион – основоположник древнерусской литературы |
1 |
3 |
Званка |
Г.Р.Державин: жизненный и творческий путь . |
2 |
«Евгению. Жизнь Званская» |
2 |
||
4 |
Сольцы |
А.С.Пушкин.Факты биографии |
1 |
5 |
Новгород |
М.Ю. Лермонтов в Гродненском полку. |
1 |
Выразительное чтение, анализ стихотворений «Новгород», «К М.И Цейдлеру» |
1 |
||
6 |
Сябреницы |
Г.И.Успенский. Биографическая справка. Дом – музей в Сябреницах. |
1 |
7 |
Боровичи |
П.В.Засодимский. Биографическая справка |
1 |
8 |
Чудово |
Виртуальная экскурсия в дом-музей Н.А Некрасова. |
1 |
Анализ стихотворений «Чудовского цикла». Конкурс чтецов. |
2 |
||
«Медвежья охота», «Как убить вечер» Инсценировка |
2 |
||
9 |
Старая Русса |
Виртуальная экскурсия в дом –музей Ф.М Достоевского в Старой Руссе.. « |
1 |
Бесы»,»Подросток»,»Братья Карамазовы», «Пушкинская речь» Обзор произведений |
2 |
||
10 |
Пестово |
М.М.Пришвин. «В краю непуганых птиц». Художественный пересказ |
2 |
11 |
Деревня Ручьи Крестецкий район |
Анализ стихотворений Велимира Хлебникова. Конкурс чтецов |
2 |
12 |
Великий Новгород |
Д. Балашов: жизненный и творческий путь. |
1 |
. «Господин Великий Новгород», «Марфа –посадница», цикл романов «Государи Московские» Обзор |
1 |
||
13 |
«Страна Див» деревня Боровно |
В. Бианки: биографическая справка. |
1 |
Экскурсия в музей г. Окуловка |
1 |
||
«Оранжевое горлышко», «Егоркины заботы», «это было на озере Боровно», «Аришка- трусишка», «В разлив с лодки». Рецензирование рассказов. |
2 |
||
14 |
Новгородская область |
Современные поэты и писатели земли Новгородской |
1 |
15 |
Литературная карта Новгородской области |
Оформление карты. Презентация |
2 |
16 |
«Новгород Литературный |
Презентация альбома |
1 |
17 |
Итоговое занятие |
Круглый стол по итогам работы кружка |
1 |