Программа кружка «Литературное краеведение» для учащихся 6–7 классов

0
0
Материал опубликован 25 September 2018

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  КРУЖКА «Литературное краеведение»

 

                                                        Пояснительная записка

 

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны.

 

Неоспорима мысль о том, что малая Родина, Отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны,

 

дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Новгородской земле.

         Большое значение  имеет краеведение и в расширении литературного кругозора обучающихся, развитии интереса к художественной литературе, в формировании читательских  потребностей, навыков анализа и критической оценки  литературных произведений.

            Кружок содержит богатые возможности для формирования общеучебных навыков обучающихся, что создает основу для целостного развития личности. Показателем этого являются межпредметные связи, которые влияют на успешное занятие в кружке и  усвоение учебных программ.

          Программа опирается на понятия и навыки, полученные на уроках, является наглядным примером применения знаний на практике. Прослеживается связь с такими предметами, изучаемыми в школе, как история, литература, ИЗО, МХК. В свою очередь краеведческий материал находит применение  на уроках при изучении творчества Г.Р.Державина, Н.А.Некрасова, Ф.М.Достоевского, Велимира Хлебникова.

             Занятия позволяют найти общие интересы для групп воспитанников , развивают коммуникативные способности, позволяют самовыразиться в коллективе.

 

Программа “Литературное краеведение” предназначена для проведения кружка по краеведению в общеобразовательной школе, рассчитана на обучающихся 11-13лет.       

 

Цели :

 

1.  Интеллектуальное и эмоциональное освоение литературы, искусства, культуры.

2.  Формирование нравственно-эстетических идеалов личности, ее ценностных ориентиров.

3.  Расширение и углубление жизненного и художественного опыта обучающихся на материале род­ного края, его культуры.

4.Развитие творческих способностей. 

    

  Задачи:

1. Чтение и обсуждение отдельных художественных произ­ведений или отрывков из них о Новгородской области. Знакомство с писателями и поэтами, фактами биографии, связанными с Новгородской землей.

2. Формирование представлений о литературе как социо­культурном явлении.

3. Формирование умений и навыков анализа художественных произведений.

4.   Воспитание патриотизма.

5. Развитие у обучающихся художественно-творческих способностей,           воссоздающего и творческого воображения, образ­ного мышления,    эстетического вкуса.

6. Активация поисковой, исследовательской деятельности обучающихся.

7. Формирование   у   обучающихся навыков   информационной культуры,                                   использования Интернет – ресурсов.

      Формы проведения занятий:

- очные, заочные, виртуальные экскурсии;

- поисково – исследовательские уроки – беседы;

- литературные гостиные;

- проект;

- конференция;

- составление буклетов, презентация роликов-слайдов, альбомов                      

Принцип  программы:  от  непосредственных  впечатлений  и  эмоций,

 

которые  формируют  чувство  “малой  родины”  -  к  систематизированному

 

знанию  о родном крае.

 

Режим занятий: занятия проводятся один раз в неделю по одному часу.

 

Длительность изучения 34 часа в год.

 

 

Результаты реализации программы:

-  Приобретение знаний по истории и культуре родного края и применение их на уроках.

    -  Формирование личности патриота и гражданина своей страны,      посредством знаний по истории и культуре родного края. Развитие и укрепление у обучающихся чувства любви к родному краю.

- Оформленный продукт исследовательской деятельности в виде карты, альбома.

           

 

                            Тематическое планирование

 

Тема

Содержание

Количество часов

1

Вводное занятие

Краеведение как наука. Цели и задачи кружка. План работы. Литературные маршруты.

1

2

Великий Новгород

Ярослав Мудрый: биографическая справка . Начало великокняжеской библиотеки.

Митрополит Илларион – основоположник древнерусской литературы

1

3

Званка

Г.Р.Державин: жизненный и творческий путь .

2

«Евгению. Жизнь Званская»

2

4

Сольцы

А.С.Пушкин.Факты биографии

1

5

Новгород

М.Ю. Лермонтов в Гродненском полку.

1

Выразительное чтение, анализ стихотворений «Новгород», «К  М.И Цейдлеру»

1

6

Сябреницы

Г.И.Успенский. Биографическая справка. Дом – музей в Сябреницах.

1

7

Боровичи

П.В.Засодимский. Биографическая справка

1

8

Чудово

 Виртуальная экскурсия в дом-музей Н.А Некрасова.

1

Анализ стихотворений «Чудовского цикла». Конкурс чтецов.

2

«Медвежья охота», «Как убить вечер» Инсценировка

2

9

Старая Русса

Виртуальная экскурсия в дом –музей Ф.М Достоевского в Старой Руссе.. «

1

Бесы»,»Подросток»,»Братья Карамазовы», «Пушкинская речь» Обзор произведений

2

10

Пестово

М.М.Пришвин. «В краю непуганых птиц». Художественный пересказ

2

11

Деревня Ручьи Крестецкий район

Анализ стихотворений  Велимира Хлебникова. Конкурс чтецов

2

12

Великий Новгород

Д. Балашов: жизненный и творческий путь.

1

. «Господин Великий Новгород», «Марфа –посадница», цикл романов «Государи Московские» Обзор

1

13

«Страна Див» деревня Боровно

В. Бианки: биографическая справка.

1

Экскурсия в музей г. Окуловка

1

«Оранжевое горлышко», «Егоркины заботы», «это было на озере Боровно», «Аришка- трусишка», «В разлив с лодки». Рецензирование рассказов.

2

14

Новгородская область

Современные поэты и писатели земли Новгородской

1

15

Литературная карта Новгородской области

Оформление карты. Презентация

2

16

«Новгород Литературный

 Презентация альбома

1

17

Итоговое занятие

Круглый стол по итогам работы кружка

1

 

 

Комментарии
Комментариев пока нет.