Программа спортивного кружка «Олимпийцы» для 6-9 классов
Руководитель кружка:. Реброва Виктория Александровна
для обучающихся 6-9 классов
2015 –2016 уч. год
Пояснительная записка
Занятия в кружке общей физической подготовки под названием «СПОРТИВНЫЙ» являются хорошей школой физической культуры и проводятся с целью укрепления здоровья; достижения всестороннего развития, широкого овладения физической культурой; формирования моральных и волевых качеств и т. д. Кружок работает два раза в неделю по одному часу.
Заниматься в кружке может каждый школьник, допущенный врачом к занятиям.
Программа кружка ОФП составлена на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры в общеобразовательной школе, дополняя его с учетом интересов детей к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни.
Спортивные сооружения для занятий могут быть следующие: стадион для занятий легкой атлетикой, футбольное поле, гимнастический городок, площадка для игры в баскетбол, волейбол; спортивный зал для занятий в ненастную погоду. Необходимы также подсобные помещения: раздевалки, классы для теоретических занятий, комната для хранения инвентаря.
В кружке могут заниматься как мальчики, так и девочки.
Программа кружка составлена из отдельных самостоятельных разделов двигательной деятельности, отличной друг от друга по характеру и объему. В связи с этим необходимо учитывать индивидуальные особенности кружковцев.
Руководитель должен изучать своих воспитанников. Начальное изучение проводится при записи в кружок, во время беседы с ребенком, по результатам контрольных наблюдений.
На последующих занятиях кружка в процессе педагогических наблюдений руководитель определяет отношение кружковцев к делу, которым они занимаются; определяет направленность личности, их интересы, мотивы поведения, нравственные и волевые качества и т. д.
Руководитель кружка должен систематически оценивать реакцию учащихся на предлагаемую нагрузку, следить за самочувствием, вовремя замечать признаки утомления и навыки по отношению к спортивной одежде, обуви, гигиене, режиму дня спортсмена, по технике безопасности.
Для занимающихся программой предусматриваются теоретические, практические знания, выполнение контрольных нормативов, участие в соревнованиях.
Основные задачи теоретических занятий – дать необходимые знания по истории, теории и методике физической культуры, о гигиене, о технике и тактике видов спорта, о правилах и организации проведения соревнований.
При подборе средств и методов практических занятий необходимо иметь в виду, что каждое занятие должно быть интересным и увлекательным, поэтому следует использовать для этой цели комплексные занятия, в содержание которых включаются упражнения из разных видов спорта. Каждое практическое занятие должно состоять из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.
Для успешного овладения программным материалом необходимо сочетать занятия в кружке с самостоятельными занятиями.
Спортивные соревнования в кружке и между кружками повышают интерес к занятиям. Они проводятся согласно календарному плану спортивных мероприятий.
Программа
Физическая культура и спорт в России.
Понятие о физической культуре. Возникновение и история физической культуры. Российские спортсмены – чемпионы Олимпийских игр.
Влияние физических упражнений на организм занимающихся.
Значение занятий физической культурой. Влияние физических упражнений на работоспособность, на увеличение мышечной массы, на подвижность суставов, на систему дыхания, нервную систему и обмен веществ и т. д.
Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль, самоконтроль, оказание первой помощи.
Гигиенические правила занятий физическими упражнениями. Закаливание. Правила поведения на стадионе, спортивном зале. Гигиена одежды и обуви. Врачебный контроль и самоконтроль во время занятий физической культурой. Вред курения и употребления алкоголя. Правила оказания первой помощи при спортивных травмах.
Легкая атлетика.
Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой. Строевые упражнения на месте и в движении. Переход на бег и с бега на шаг. Ходьба в переменном темпе с различными движениями рук. Бег с изменениями направления. ОРУ на месте, в движении, в положении стоя, лежа, сидя, без предметов и с предметами. Упражнения на развитие двигательных качеств. Подвижные игры: «Класс, смирно», «Вызов номеров», «Мяч – соседу», «Третий лишний», «День и ночь», «Пионербол», «Охотники и утки», «Перетягивание каната», эстафета с ведением и броском мяча в корзину, эстафета с преодолением препятствий и. т. д. Контрольные упражнения: бег на короткие дистанции до 100м. Эстафетный бег. Кросс 1000м. Прыжок в длину с разбега. Прыжки в высоту с разбега. Метание мяча или гранаты в цель и на дальность. Спортивные соревнования.
Футбол.
Техника безопасности во время занятий футболом. Общая специальная физическая подготовка. Техника игры в футбол. Техника передвижения. Тактика игры в футбол. Тактика нападения: игра «в стенку», игра « треугольником». Тактика защиты: выбор места, способа противодействия нападающему, страховка. Контрольные упражнения. Соревнования по футболу.
Настольный теннис.
Техника безопасности. Оборудование, инвентарь. Правила игры. Основы техники и тактики игры: Правильная хватка ракетки и способы игры. Исходная при подаче стойки теннисиста. Чередование различных подач. Техника перемещений близко у стола и в средней зоне. Перемещение игрока при сочетании ударов справа и слева. Тактика игры с разными противниками. Основные тактические варианты игры. Совершенствование подач различной длины. Организация атаки через сложную подачу, атака со сложных подач противника. Общая специальная и физическая подготовка. Совершенствование навыков и умений. Упражнения на развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости. Спортивные соревнования.
Лыжный спорт.
Техника безопасности. История развития лыжного спорта. Общая физическая подготовка: Строевые упражнения. Упражнения на развитие быстроты, выносливости, равновесия, координации движений. Основы техники и тактики лыжника-гонщика: Совершенствование строевых упражнений и поворотов на месте. Совершенствование техники лыжных ходов. Изучение перехода от одновременных ходов к попеременным. Совершенствование техники способов подъемов. Совершенствование техники спусков. Совершенствование торможений. Совершенствование поворотов. Прохождение дистанций со слабой и средней интенсивностью. Прохождение дистанций с сильной интенсивностью. Контрольные упражнения: Ходьба на лыжах 2км., лыжные гонки 1км., 2км. Соревнования.
Баскетбол
Техника безопасности. Правила игры в баскетбол. Общая и специальная физическая подготовка: Строевые и гимнастические упражнения. Упражнения с предметами, со скакалками, мячами. Бег, прыжки, подвижные игры. Основы техники и тактики игры: Техника нападения. Техника владения мячом. Техника защиты. Тактика нападения и защиты: быстрый прорыв, позиционное нападение, личная и зонная система защиты. Контрольные игры. Соревнования.
Волейбол
Техника безопасности. Правила игры в волейбол. Общая и специальная физическая подготовка: Строевые и гимнастические упражнения. Упражнения с предметами, со скакалками, мячами. Бег, прыжки, подвижные игры. Легкоатлетические упражнения. Основы техники и тактики игры: Техника нападения. Действия с мячом. Техника защиты. Действия без мяча. Тактическая подготовка. Тактика нападения. Контрольные игры. Соревнования.
Тематический план кружка «СПОРТИВНЫЙ»
№ п/п |
наименование темы |
количество часов |
|
теоретические знания |
практические знания |
||
1 |
Физическая культура и спорт в России |
1 |
- |
2 |
Влияние физических упражнений на организм занимающихся. |
1 |
- |
3 |
Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль, самоконтроль, оказание первой помощи |
1 |
- |
4 |
Легкая атлетика |
18 |
|
5 |
Футбол |
10 |
|
6 |
Настольный теннис |
12 |
|
7 |
Лыжи |
15 |
|
8 |
Баскетбол |
7 |
|
9 |
Волейбол |
6 |
|
ИТОГО: 68 часов |
План занятий кружка ОФП «СПОРТИВНЫЙ».
Наименование темы |
Номера занятий |
|||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
|
Теоретические знания |
||||||||||||||||||
Физкультура и спорт в России. |
+ |
|||||||||||||||||
Влияние физических упражнений на организм занимающихся |
+ |
|||||||||||||||||
Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль, самоконтроль, оказание первой помощи |
+ |
|||||||||||||||||
Легкая атлетика |
||||||||||||||||||
ТБ во время занятий легкой атлетикой |
+ |
|||||||||||||||||
Строевые упражнения на мете и в движении. |
+ |
|||||||||||||||||
Переход на бег и с бега на шаг. |
+ |
|||||||||||||||||
Ходьба в переменном темпе с различными движениями рук. |
+ |
|||||||||||||||||
Бег с изменениями направления |
+ |
|||||||||||||||||
ОРУ на месте, в движении, в положении стоя, лежа, сидя, без предметов и с предметами. |
+ |
|||||||||||||||||
Упражнения на развитие двигательных качеств |
+ |
|
||||||||||||||||
Подвижные игры |
+ |
|||||||||||||||||
Контрольные упражнения |
+ |
|||||||||||||||||
Спортивные соревнования |
Согласно плану спортивных мероприятий. |
|||||||||||||||||
Футбол |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
ТБ во время занятий футболом. |
+ |
|||||||||||||||||
Общая специальная физическая подготовка |
+ |
|||||||||||||||||
Техника игры в футбол |
+ |
|||||||||||||||||
Техника передвижения |
+ |
|||||||||||||||||
Тактика игры в футбол |
+ |
|||||||||||||||||
Тактика нападения |
+ |
|||||||||||||||||
Тактика защиты |
+ |
|||||||||||||||||
КУ |
+ |
+ |
||||||||||||||||
Соревнования по футболу |
Согласно плану спортивных мероприятий. |
Название темы |
Номера занятий |
|||||||||||||
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
|
Настольный теннис |
||||||||||||||
Техника безопасности. |
+ |
|||||||||||||
Оборудование, инвентарь. |
+ |
|||||||||||||
Правила игры. |
+ |
|||||||||||||
Основы техники и тактики игры |
||||||||||||||
Правильная хватка ракетки и способы игры. |
+ |
|||||||||||||
Исходная при подаче стойки теннисиста |
+ |
|||||||||||||
Техника перемещений близко у стола и в средней зоне |
+ |
|||||||||||||
Перемещение игрока при сочетании ударов справа и слева |
+ |
|||||||||||||
Тактика игры с разными противниками |
+ |
|||||||||||||
Основные тактические варианты игры |
+ |
|||||||||||||
Совершенствование подач различной длины |
+ |
|||||||||||||
Организация атаки через сложную подачу, атака со сложных подач противника. |
+ |
|||||||||||||
Общая специальная и физическая подготовка |
+ |
|||||||||||||
Совершенствование навыков и умений |
+ |
|||||||||||||
Упражнения на развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости. |
+ |
+ |
||||||||||||
Спортивные соревнования |
Согласно календарному плану |
Наименование темы |
Номера занятий |
|||||||||||||||||||
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
41 |
42 |
43 |
44 |
45 |
46 |
47 |
48 |
49 |
50 |
51 |
52 |
|
Лыжный спорт |
||||||||||||||||||||
Техника безопасности. |
+ |
|||||||||||||||||||
История развития лыжного спорта |
+ |
|||||||||||||||||||
Общая физическая подготовка |
||||||||||||||||||||
Строевые упражнения |
+ |
|||||||||||||||||||
Упражнения на развитие быстроты, выносливости, равновесия, координации движений |
+ |
+ |
||||||||||||||||||
Основы техники и тактики лыжника-гонщика |
||||||||||||||||||||
Совершенствование строевых упражнений и поворотов на месте |
+ |
|||||||||||||||||||
Совершенствование техники лыжных ходов |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||
Изучение перехода от одновременных ходов к попеременным |
+ |
+ |
||||||||||||||||||
Совершенствование техники способов подъемов |
+ |
+ |
||||||||||||||||||
Совершенствование техники спусков |
+ |
+ |
||||||||||||||||||
Совершенствование торможений |
+ |
+ |
||||||||||||||||||
Совершенствование поворотов |
+ |
|||||||||||||||||||
Прохождение дистанций со слабой и средней интенсивностью |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||
Прохождение дистанций с сильной интенсивностью |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||
Контрольные упражнения |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||
Соревнования |
Согласно календарному плану |
|||||||||||||||||||
Баскетбол |
||||||||||||||||||||
Техника безопасности |
+ |
|||||||||||||||||||
Правила игры в баскетбол |
+ |
|||||||||||||||||||
Общая и специальная физическая подготовка |
||||||||||||||||||||
Строевые и гимнастические упражнения |
+ |
|||||||||||||||||||
Упражнения с предметами, со скакалками, мячами |
+ |
|||||||||||||||||||
Бег, прыжки, подвижные игры |
+ |
|||||||||||||||||||
Основы техники и тактики игры |
||||||||||||||||||||
Техника нападения |
+ |
|||||||||||||||||||
Техника владения мячом |
+ |
|||||||||||||||||||
Техника защиты |
+ |
|||||||||||||||||||
Тактика нападения и защиты |
+ |
|||||||||||||||||||
Контрольные игры |
+ |
|||||||||||||||||||
Соревнования |
Согласно календарному плану. |
Наименование темы |
Номера занятий |
|||||||||||||||
53 |
54 |
55 |
56 |
57 |
58 |
59 |
60 |
61 |
62 |
63 |
64 |
65 |
66 |
67 |
68 |
|
Волейбол |
||||||||||||||||
Техника безопасности |
+ |
|||||||||||||||
Правила игры в волейбол |
+ |
|||||||||||||||
Общая и специальная физическая подготовка |
||||||||||||||||
Строевые и гимнастические упражнения |
+ |
|||||||||||||||
Упражнения с предметами, со скакалками, мячами |
+ |
|||||||||||||||
Бег, прыжки, подвижные игры |
+ |
+ |
||||||||||||||
Легкоатлетические упражнения |
+ |
+ |
||||||||||||||
Основы техники и тактики игры |
||||||||||||||||
Техника нападения |
+ |
+ |
||||||||||||||
Действия с мячом |
+ |
+ |
||||||||||||||
Техника защиты. Действия без мяча. |
+ |
+ |
||||||||||||||
Тактическая подготовка. Тактика нападения. |
+ |
+ |
||||||||||||||
Контрольные игры |
+ |
+ |
||||||||||||||
Соревнования |
Согласно плану проведения |
|||||||||||||||
Легкая атлетика |
||||||||||||||||
Контрольные испытания |
||||||||||||||||
Бег на короткие дистанции до 100м. |
+ |
|||||||||||||||
Эстафетный бег. |
+ |
|||||||||||||||
Кросс 1000м. |
+ |
|||||||||||||||
Прыжок в длину с разбега. |
+ |
|||||||||||||||
Прыжки в высоту с разбега. |
+ |
|||||||||||||||
Метание мяча или гранаты в цель и на дальность |
+ |
Список использованной литературы
- Антонюк С. Д. Содержание и методика спортивно-ориентированного физического воспитания в образовательных учреждениях.- Тамбов, 2008.
- Программы для внешкольных учреждений. Спортивные кружки и секции.- М.:»Просвещение», 1986.