Занятие туристско-краеведческой направленности «Разноцветный ковер Дагестана» (6 класс)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8
Адрес:368500, РД.г. Избербаш ул. М. Гаджиева 64e-mail:izberg_school8@mail/ruТелефон 2-42-80.2-42-84
_________________________________________________________________________________________________
Республиканский конкурс педагогического мастерства
«Мое лучшее занятие»
Номинация
Туристско-краеведческая
Название работы
«Разноцветный ковер Дагестана»
Автор: Насруллаева Альбина Айдемировна
учитель русского языка и литературы
МКОУ «СОШ№8»
E-mail: albinanasrullaeva1982@mail.ru
Тел.: 8-961-836 29 89
Ход урока
Учитель:
Медленно история листается,
Летописный тяжелеет слог,
Все стареет. Родина не старится,
Не пускает старость на порог.
Если взобраться высоко-высоко в небо, даже выше, чем самые высокие горы, то в том месте, где величественный Кавказский хребет подступает к Каспийскому морю, можно увидеть Дагестан, страну мастеров, певцов и поэтов. На этой, относительно небольшой территории проживает более 30 национальностей, каждый из которых имеет свои культурные и ремесленные традиции. Этим прекрасен Дагестан. (Проигрывается видео).
Дагестан, как красочный ковер, в который каждая национальность вплетает свой узор, свой самобытный орнамент.
Гуляющий по степям и ущельям ветер, бурные горные реки, водопады, обитающие в лианах фламинго, радушные местные жители и колоритный Дербент. Именно это и привлекает поток туристов, которые с огромным удовольствием приезжают сюда.
Сегодня у нас туристы из Самары.
Мы вместе отправимся в «путешествие» по аулам страны гор.
1гр.Первым делом мы посетим район на юге Дагестана.
Какие всюду мастерицы
В аулах древних тут живут!
Не зря работа ковровщицы-
Здесь самый благородный труд.
(Подходим к столу, где расположились табасаранцы).
Сценка "Хорошая традиция" (Звучит народная музыка).
Действие происходит в ауле Табасарансого района.
Учитель (Гид): "Ассаламу алейкум!",
Аульчане (Дети): "Ваалейкум вассалам!"
Турист: Не легче сказать " привет"?
Аульчане: Нет, это у Вас в городе отвечают так, а у нас в ауле принято здороваться так, как надо здороваться аульчанам.
Мужчины здороваются: "Ассаламу алейкум!", что означает "Да будет мир над вами!", во всех случаях отвечают: "Ваалейкум вассалам!", т. е. "И вам мир!"
Турист: А кто должен первым приветствовать?
Аульчане: Приветствовать надо четко и ясно. Младший должен первым
приветствовать старшего, мужчина первым должен приветствовать женщину,
входящий приветствует присутствующих, хозяин приветствует гостя,
здоровый - больного, уходящий прощается с остающимися.
Турист: Ну, теперь я точно знаю, как надо приветствовать дагестанцев.
Ученик 1: Центром ковроткачества в Дагестане является Табасаран. Все ковры можно разделить на три основные группы: ворсовые, безворсовые (гладкие) и войлочные. (Ученица за работой. Ткет ковер.)
Ученик 2: Это дин из видов безворсового ковра- сумах. Произошло название этого вида ковра от красильного дерева «сумах», которое растет в восточных странах. Его листья, ягоды, корни и кора идут для крашения нитей, из которых ткали ковры. Поэтому родиной возникновения сумахов является Восток.
Ученик 3: «Когда погибает культура, погибает и народ». Поэтому я хочу возродить в глазах взрослых и моих сверстников забытое ремесло ковроткачества.
2гр. «Говорят, что у моего народа не было ни одной своей записанной мелодии. А вы присмотритесь к их изделию и услышите настоящую серебряную мелодию», -так писал о дагестанском ремесле великий сын дагестанского народа- Расул Гамзатов.
Ученик 1: Старинный аул Кубачи, родина знаменитых на весь мир златокузнецов, мастеров по изготовлению холодного оружия, доспехов, драгоценной серебряной посуды. В селе имеется художественный комбинат. Он выпускает изделия из серебра различного назначения – кувшины, вазы, кубки, женские украшения, сервизы, портсигары, декоративные блюда. У каждого кубачинца имеется своеобразная традиционная коллекция-музей, которую он постоянно пополняет.
Ученик 2: Старожилы селения и сегодня с гордостью рассказывают о том, что двурогий шлем Александра Македонского, меч русского князя Мстислава, щит Александра Невского были изготовлены местными мастерами и подарены великим полководцам.
3 гр. Далее мы продолжаем свой путь по крутым поворотам и горным скалам.
Учитель:
Балхарские девушки лепят кувшины,
Украсив узором затейливым их.
Речь пойдет о гончарном искусстве села Балхар. (Подходим к балхарскому столу).
Ученик 1: В акушинском районе расположен небольшой аул Балхар, который является центром керамической посуды. В былые времена лепкой из глины занимались исключительно женщины, а мужчины развозили готовые изделия на повозках по всему Дагестану. В настоящее время этим старинным ремеслом занимаются и женщины, и мужчины.
Ученик 2: В основном изготавливаются разнообразная посуда, предметы интерьера, свистульки, колокольчики, фигурки людей и животных, отображающие простую, полную трудов повседневную жизнь горцев.
(А сейчас наши туристы решили устроить горный привал и отдохнуть немного).
Учитель: Дагестан богат своими традициями и обычаями, самой почитаемой из которых является гостеприимство. Здесь существует «культ гостя»: откуда бы он ни был, кем бы он ни был, независимо от его веры, в первую очередь, гость – это Гость. С древних времен верят, что принять гостя – это великая честь для хозяина дома. Мы приглашаем наших гостей отведать дагестанские блюда. (Провожают гостей к накрытому столу).
Учитель: Дорога несет нас по темному и прохладному Гимринскому тоннелю, повороты, скалы, картинная густая синева Ирганайского водохранилища, и мы добираемся до села с интересным названием Гоцатль.
Следующая наша остановка в селе Гоцатль. Выступление ребят. 4 гр.
Ученик 1: Более 300 лет назад в высокогорном селении Гоцатль зародилось искусство обработки металла (серебро, медь, мельхиор). Мастера изготовливают разнообразную бытовую утварь: большие водоносные кувшины, малого размера кувшины для питья и умывания, подносы, котлы и другую кухонную посуду.
Ученик 2: Сейчас огромным спросом пользуются холодные и огнестрельные оружия, канцы, рога для вина. На отделку канца из рога тура уходит полкило серебра.
Учитель: Завершаем наше путешествие в селе, вещи которых производили полный фурор в Европе и Америке, прогремели славой на выставке в Париже.
Вершина далекая кажется близкою,
С подножья посмотришь – рукою подать,
Но снегом глубоким, тропой каменистою
Идешь и идешь, а конца не видать
Так описал Расул Гамзатов село Унцукуль.
5 гр. Ученик 1: Одним из традиционных видов декоративно-прикладного искусства Дагестана является художественная обработка дерева, к которому относится и унцукульская насечка.
Ученик 2: Материалом служило кизиловое и абрикосовое дерево. В качестве украшающего материала использовали медь, мельхиор, латунь и серебро. Они изготавливают подсвечники, пудреницы, браслеты, бусы, серьги, ожерелья, солонки, декоративные тарелки, вазы и т.д.
Ученик 3: Тому, кто хоть раз побывал в селе Унцукуль, наверняка захочется вернуться сюда, чтобы вновь увидеть изумительные рассветы и закаты, понаблюдать за работой умельцев-мастеров…
Туристы: Вы молодцы, ребята. Хорошо знаете историю и культуру своего народа. Но мы слышали, что Дагестан-единая семья. Так ли это? А что вы знаете о родном крае? Давайте сыграем с вами в игру «Знаешь ли ты родной край?» (Работа с интерактивной доской).
1. Расскажите о символике Дагестана
(Орел олицетворяет независимость и свободу, мужественность и храбрость, стойкость и гордость, открытость и гостеприимство. Рукопожатие в разы усиливает идею миролюбия этой нации, открытости, гостеприимности. Солнце означает жизнь, плодородие, свет.
2.Назовите город стекловаров. (Дагестанские Огни)
3.Какой дагестанский аул славится канатоходцами? (Цовкра)
4.Что в переводе с персидского означает «Нарын-кала»? (Запертые Ворота)
5. Сколько городов в Дагестане? (10)
6. Кому из поэтесс зашили рот за песни? (Анхил Марин)
7. Назовите лезгинского поэта, получившего прозвище «сирота»
(Етим Эмин)
8. Какое село в Дагестане переводится как «Кровавое село»? (Шиляги)
9. Как называется безрукавный плащ-накидка, сделанная из войлока? (бурка)
10. Какой праздник отмечается 15 сентября? (День Единства народов Дагестана).
Учитель: Его считают народным и суровым, дерзким и величественным, красивым и грациозным, конечно же, -это танец «Лезгинка». (Танец детей)
Рефлексия
Учитель: Ребята, а что бы Вы хотели пожелать нашему прекрасному краю?
Учащиеся: Мы бы хотели возродить народные промысли, чтобы наша молодежь не уезжала за пределы Дагестана, хотели бы у себя открыть рабочие места для народа. Как говорят: «Где родился, там и пригодился».
На этом наше путешествие по горному краю завершается. Но горец никогда не выпустит гостя из дома с пустыми хурджинами. В них он кладет хлеб, сыр и сувенир.
Спасибо за внимание.
Полянская Оксана Николаевна