Разработка интегрированного (бинарного) урока по математике и информатике по теме «Вычисление логарифмов»

План бинарного урока
по дисциплинам ОУД.03 Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия
ОУД. 12 Информатика
Тема: Вычисление логарифмов
Цель: актуализация усвоенных знаний, выработка умений и навыков по их применению
Задачи:
обучающие:
-рассмотреть задачи прикладного характера, в решении которых используются знания и умения расчетов по формулам, содержащим логарифмы;
-сформировать умения применять полученные на уроках информатики знания при решении конкретных задач в различных областях;
развивающие:
-развитие математической грамотности, памяти, логического мышления, концентрации внимания, навыков работы в паре, взаимоконтроль;
-развитие интереса к усвоению знаний для практического применения в профессиональной деятельности;
воспитательные:
-воспитание аккуратности и внимания, воли и упорства для достижения конечных результатов;
-формирование умения вести диалог, оценивать свою работу;
методическая: методика проведения интегрированного (бинарного) урока.
Ожидаемые результаты:
Студент должен знать: применение логарифмов в задачах прикладного характера.
Студент должен уметь: применять логарифм при решении прикладных задач; вычислять логарифмы числа по определению, с использованием свойств логарифма и с помощью электронных таблиц MS Excel; решать уравнения графическим методом в электронных таблицах MS Excel.
Общие компетенции:
Формируемые компетенции |
Показатель оценки результата |
ОК4.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач |
Уметь работать с разными источниками информации: СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы. |
ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
Уметь применять информационные ресурсы при подготовке проектов, докладов, сообщений, составлении таблиц. |
ОК6.Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
Уметь работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
Тип занятия: Интегрированный (бинарный) урок.
Вид занятия: практическое занятие.
Форма проведения: фронтальная, работа в парах.
Методическое обеспечение занятия: раздаточный материал, методическая разработка занятия, презентация.
Материальное обеспечение занятия: компьютеры, проектор.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Приемы обучения: создание проблемной ситуации, организация самостоятельной работы, здоровьесберегающие технологии, самооценка полученных знаний, рефлексия.
Межпредметные связи: Математика, информатика, биология.
Внутрипредметные связи:
Математика: логарифмические функции, уравнения и неравенства.
Информатика: измерение количества информации, выполнение расчетов в MS Exсel.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Мотивация на учебную деятельность.
II. Целеполагание. Определение темы, постановка цели занятия
Вопросы, направленные на определение студентами темы и целей занятия;
Постановка задач.
III. Актуализация опорных знаний и умений.
Задание 1. Сформулируйте определение логарифма, вставив пропущенные слова.
Логарифмом _________________ числа b по основанию a, где a > 0, a≠1, называется ___________________, в которую надо ___________, чтобы получить _______.
logab=x, ax=b.
Эталон ответа:
(Логарифмом положительного числа b по основанию a , где a > 0, a≠1 , называется показатель степени, в которую надо возвести число a , чтобы получить b. )
Задание 2. Вычислите устно, используя определение логарифма и поясните решение:
|
|
|
Задание 3. Ответьте на вопросы:
а) Какие логарифмы называются десятичными, натуральными?
б) Как называется следующая формула?
в) Вычислите, используя основное логарифмическое тождество
|
|
|
г) Какие свойства логарифмов вы знаете? Сформулируйте определения.
Задание 4. «Найдите ошибку!»
На партах лежат листочки с неверными равенствами (Приложение 1). Ваша задача -исправить ошибки.
Студенты выполняют задание, для проверки обмениваются карточками с соседом по парте и выполняют взаимопроверку в соответствии с образцом (презентация);Набранные баллы выставляются в оценочные листы.
Неверные равенства |
Правильные ответы |
|
|
IV. Решение практических задач.
Решите задачи в тетради.
Задание 1. Вычислите логарифмы:

Актуализация знаний и постановка задач преподавателя информатики при решении примеров 5,6 в программе MS Excel;
выводы по работе.
Задание 2. Работа в парах по выполнению разноуровневых заданий: каждый пример один вычисляет в тетради, другой - на компьютере. В оценочный лист заносятся совпавшие ответы.
Задание 3.
Решите задачу с применением логарифмов в информатике и оформите в программе MS Excel.
а)Определить информацию, которую несет в себе один символ в кодировках ASCII и Unicode.
Совместное решение
Эталон ответа:
1) В алфавите ASCII предусмотрено 256 различных символов, т.е.
M = 256, а I = log2 256 = 8 бит = 1 байт
Ответ: 1 байт.
б ) В современной кодировке Unicode заложено гораздо большее количество символов. В ней определено 256 алфавитных страниц по 256 символов в каждой.
Самостоятельное решение
Набранные баллы выставляют в оценочные листы.
Эталон ответа: I = log2 (256 * 256) = 8 + 8 = 16 бит = 2 байта
Ответ:2 байта.
Задание 4. Решите задачу с применением логарифмов в экономике и оформите в программе MS Excel.
а) Двухпроцентный вклад в сбербанк, равный a рублям, через n лет становится равным a(1,02)n . Через сколько лет вклад удвоится?
Совместное решение
Эталон ответа:
2а=а(1,02)n
2=(1,02)n
(1,02)n=2
n=log1.022 =35
Ответ: 35 лет
б) Трехпроцентный вклад в сбербанк, равный a рублям, через n лет становится равным а трехпроцентный вклад становится равным a (1,03)n. Через сколько лет вклад удвоится?
Самостоятельное решение
Набранные баллы выставляют в оценочные листы.
Эталон ответа: n=log1.033 =23,5
Ответ: 23,5 года.
Задание 5:
а) Решите профессиональную задачу, оформите решение в программе MS Excel.
Происходит дрожжерастительный процесс. Через сколько минут масса дрожжей в 1 грамм станет равной 1,728 грамм. Увеличение массы дрожжей на каждый грамм выражается показательной функцией m= 1,2t, гдеP -масса (г),t- время (мин).
Совместное решение
Эталон ответа:
m= 1,2t
неизвестное t можно выразить с помощью логарифма log 1,2m=t
Итак t= log1,2m
log1,2 1,728=3 (результат записывается в тетрадь).
Ответ: 3 минуты.
б) В условиях предыдущей задачи через сколько минут масса дрожжей в 1 грамм станет равной 3 грамма.
Самостоятельное решение
Набранные баллы выставляют в оценочные листы.
Постановка задач преподавателем математики.
Задание 6. Решите простейшее логарифмическое уравнение графическим методом с помощью MS Excel
Решение совместно с преподавателем информатики
Задание 7. Работа в парах.
Решите логарифмические уравнения по карточкам графическим методом с помощью MS Excel;
Задача решается самостоятельно.
Набранные баллы выставляют в оценочные листы.
Презентация: Применение логарифмом в жизни человека
физкультминутка.
V. Контроль знаний с применением ИКТС.
Студенты выполняют тестирование на компьютерах. Набранные баллы выставляют в оценочные листы.
VI. Подведение итогов занятия. Рефлексия
Подводятся итоги. Выставляются оценки по указанным на слайде критериям.
VII. Домашнее задание: Учебник Ш.И. Алимов «Алгебра и начала математического анализа», № 276 (2,4), 277(2,4)
Технологическая карта занятия
Ход занятия |
Время, мин. |
Дидактические задачи |
Деятельность преподавателя |
Деятельность студентов |
Формы и методы организации учебной деятельности |
Ожидаемый результат |
Организационный момент |
3 |
Настроить студентов на предстоящую работу. |
Приветствует студентов, создает положительный эмоциональный настрой на усвоение учебного материала. |
Приветствуют преподавателя. |
Метод – словесно-наглядный |
Рабочая обстановка на занятии |
Целеполагание. Определение темы, постановка цели занятия. |
6 |
Создать мотивационной ситуации для формулировки темы, постановки цели студентами |
Подводит студентов к осознанию темы и цели занятия. Задает наводящие вопросы. |
Обучающиеся отвечают на вопросы. Формулируют тему, называют цели учебного занятия. |
Форма – групповая, метод – словесный |
Соответствие ответов прогнозируемым ответам (запланированным педагогом). Студенты формулируют тему, цели учебного занятия |
Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний и умений. |
15 |
Создать ситуацию успеха путем проверки владения ранее изученного материала. |
Актуализирует знания по предыдущему материалу. Раздает карточки для задания "Найди ошибку". |
Отвечают на поставленные вопросы, выполняют задания на устный счет. Выполняют задание "Найди ошибку". Выставляют результаты в оценочный лист. |
Форма – фронтальная, работа в парах, метод – словесно-наглядный |
Студенты отвечают на поставленные вопросы. |
Комплексное применение знаний. |
45 |
Способствовать прочному усвоению теоретических знаний через выполнение заданий. |
Создает условия для решения задач и наглядного восприятия информации с помощью программы Excel, обеспечивает руководство и контроль выполнения заданий. Рассказывает о применении логарифмов в обычной жизни и деятельности человека |
Решают задачи на применение свойств логарифма в информатике, экономике, профессиональной деятельности, Решают уравнения в программе Excel графическим методом. Слушают информацию о применении логарифмов в обычной жизни и деятельности человека |
Форма – фронтальная, работа в парах за компьютером, метод- проблемный, наглядный, практический. |
Решение задач прикладного характера, в решении которых используются знания и умения расчетов по формулам, содержащим логарифмы, расширение математический кругозор |
Применение здоровьесберегаю-щей технологии |
4 |
Снять умственное напряжение студентов путем переключения на другой вид деятельности |
Организует физкультминутку |
Выполняют упражнения |
Форма – индивидуальная, метод – тренировка (упражнение) |
Переключение на другой вид деятельности, готовность к следующему этапу работы |
Контроль знаний с применением ИКТС. |
10 |
Проверить уровень осмысления, понимания и умения применять знания при решении задач |
Координирует работу студентов |
Выполняют тестирование за компьютером |
Форма – индивидуальная, метод – наглядный |
Решение теста |
Подведение итогов занятия, рефлексия. |
5 |
Мобилизовать студентов на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, обобщения). |
Оценивает работу студентов, комментирует полученные результаты, предлагает оценить свое эмоциональное состояние на занятии |
Высказывают свое мнение по усвоенному учебному материалу и о проделанной работе на занятии. Проводят самоанализ своей деятельности и эмоционального состояния. |
Форма – групповая, метод – словесный |
Умение анализировать рабочую ситуацию и корректировать собственную деятельность, нести ответственность за результаты своей работы. |
Информация о домашнем задании. |
2 |
Обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
Инструктирует о выполнении домашнего задания |
Записывают в тетрадь домашнее задание |
Форма – индивидуальная, метод – словесный |
Умение самостоятельно решать поставленные задачи |
Приложение 1
Оценочный лист
Ф.И./. _________________________________________________________________________
Группа ______________________
|
Максимальное количество баллов |
Ответ: |
Количество баллов |
Задание 1 "Найдите ошибку" |
6 |
|
|
Задание 2. Работа в парах |
8 |
|
|
Задание 3б. Логарифмы в информатике |
1 |
|
|
Задание 4б. Логарифмы в экономике |
1 |
|
|
Задание 5б. Логарифм в профессии |
1 |
|
|
Задание 6. Решение уравнений |
4 |
1) 2) |
|
Тестирование |
10 |
|
|
Дополнительные баллы |
|
||
Итого баллов |
|
||
Оценка |
|
Максимальное количество баллов – 31 балл
Перевод баллов в оценку
«5» -27-31 баллов
«4» -22-26 баллов
«3» -18-21 баллов
«2» -17 и менее баллов.
|
|