12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Акбарова Юлия Фаруковна19









Разработка конспекта урока русского языка по теме «Правописание тся и ться в глаголах» для учащихся 5 класса




Автор-разработчик:

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №40» г.Казани

Акбарова Юлия Фаруковна














Казань, 2021

Урок русского языка в 5 классе

Тема «Тся и ться в глаголах »

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Задачи урока :

Планируемые результаты: уважительное отношение к учебе как к труду, готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности; сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, взрослыми, знание теоретических сведений о глаголе и определение понятие «возвратный глагол», умение опознавать орфограмму, использовать и применять ее на письме , знать об условиях выбора написания –тся и –ться в глаголах, произношении [ца] на месте -тся и –ться; уметь правильно произносить глаголы на –тся и –ться; правильно ставить вопрос к изучаемым глаголам, уметь отличать глаголы от существительных и правильно писать окончания, применять полученные знания при выполнении заданий, построить алгоритм правописания -ться и -тся в глаголах, навыки целеполагания и самоконтроля, навыки точного выражения своих мыслей, навыки сотрудничества с учителем и сверстниками, умение аргументировать свою точку зрения, умение сопоставлять и анализировать информацию, делать выводы на основе практических операций, заполнять таблицы, навыки самоконтроля и коррекции действий, составлять алгоритм.

Межпредметные связи: литература.

Ресурсы урока.

Учебно-методические:

Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранонов , Л.А.Тростенцова ,учебник «Русский язык. 5 класс». – М.: «Просвещение» , 2015

Материально - технические: компьютер, проектор, презентация




Ход урока


Этап мотивации и постановки задач

1. Учитель. Добрый день, ребята. Сегодняшний урок мы начнем с чтения цитаты .«Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться»,- говорил Сенека.

Учитель. Прав ли философ Сенека?

Запишите словарное слово на букву Ц: цитата, подчеркните орфограмму.

Объясните лексическое значение этого слова (Работа со словарем Ожегова:

«Цитата, -ы – дословная выдержка из какого-нибудь текста, высказывания».)

Учитель.Приведите пример употребления в речи нового словарного слова.

Образуйте прилагательное, глагол н. ф., запишите в тетрадь (цитатный, цитировать).

Учитель. Анней Сенека - римский филосов, поэт и гос. деятель .Он был популярным оратором.

Учитель. Что значит «был оратором»?

Учитель. Объясните лексическое значение этого слова (Работа со словарем Ожегова:

«Оратор- тот, кто произносит речь, человек ,обладающий даром красноречия».)

Учитель.Приведите пример употребления в речи нового словарного слова.

Образуйте прилагательное, глагол н. ф., запишите в тетрадь (ораторский, ораторствовать, ораторское искусство).

2 Учитель.Перед вами слова:

ЗАЖЕ.., СИЛА.., РЕ..,СКРИПА.., МОГУ.., ИСПЕ..,ТКА..,ПЕВУ.., СТЕРЕ..,МЕЛО.. , РАДОВАТ..(СЯ)

Учитель. Что общего в этих словах ? Какой раздел лингвистики изучает правильность написания слов?

Учитель. Вставим пропущенные буквы. Какие орфограммы встретились в тих словах ? Попробуем разделить слова на группы по видам орфограмм. Как мы это сделаем?

Части речи

Сущ.

Кр. прил.

Глагол

силач

могуч

зажечь

речь

певуч

испечь

скрипач


стеречь

мелочь


Радоваться



Учитель. Какое слово вы могли назвать бы лишним для всех 3 столбиков?(радоваться) Почему?

Учитель. Какая орфограмма есть в этом слове?

Учитель. Сформулируйте тему урока (Правописание ться и тся в глаголах)

Учитель. Сформулируйте цель урока (Впомнить и закрепить правописание ться и тся в глагола, познакомиться с понятием возвратный глагол , постфикс )

Актуализация знаний учащихся

3.Учит..ся –всегда пригодит..ся.(Запись на доске)

Учитель. Почему так говорят? (Знания нужны всегда на протяжении всей жизни)

Учитель. Назовите глаголы (учиться ,пригодится)

Учитель. Будем ли мы писать -ь в словах?

Как называется форма гл., которая отвечает на вопрос что делать? (н.ф. гл.-инфинитив)

Расскажите правило правописания тся и ться в глаголах.

Сравним с учебником

Организация познавательной деятельности

4. Учитель. Образуйте и запишите гл. в н. ф. и форме 3 лица ед. числа наст. времени от данных словосочетаний :

проявлять стремление -стремиться , (он) стремится

испытывать волнение – волноваться ,(он )волнуется

допускать ошибки- ошибаться ,он ошибается

принять решение- решиться ,он решается

чувствовать радость –радоваться , он радуется (проверим по эталону) Сделаем вывод

Учитель. Запишите синонимы к глаголам. Вспомните ,что такое синонимы.

Заглядеться (засмотреться), загореться (зажечься), бороться (сражаться), волноваться (беспокоиться), заинтересоваться (увлечься), вернуться (возвратиться), восхищаться (восторгаться). .


Учитель. Найди соответствие. Соедини вопросы с глаголами, выдели окончания в словах

Что делать? Они купают…..ся

Что делает? Не мог дотянут……ся

Что делают? Надо мыт…..ся

Что сделать? Носит….ся по улице

Самопроверка по ключу . Определите виды глагола.


5. Прочитайте стихотворения М.Бородицкой (проектор) (рубрика «Давай подумаем»):

Солнце садится, струится водица,
Птица синица в водицу глядится.
Чистой водицы 
синица напьется –
Славно сегодня 
звенится-поется.

Меж грибами мухомор
Красотой 
гордится.
Нечего 
гордиться –
Для супа не 
годится.

Учитель. Назовите выделенные слова. Разделите их на группы. (глаголы, имена существительные)

Что интересного заметили  в словах данных стихотворений? (на конце слышится [ца])

Учитель. Какие вопросы у вас возникли? (почему сочетание звуков [ца] может быть обозначено по-разному: на конце существительных – буквами ца, на конце глаголов -ться или -тся)

(запиши слова в 3 столбика: 1) имена существительные; 2) глаголы в н. форме; 3) глаголы в форме 3 лица)

водица          гордиться      садится
птица         стру ится
сеница                    глядится

звенится

поется

гордится

не годится

6 . Учитель. Допишите,приведите примеры

В существительных слышится [ца ] и пишется _______

В глаголах 3ли[ца ] слышится [ца ], но пишется ________ _

В глаголах н. ф. слышится [ца ], но пишется __________



7. Учитель читает строчки:

Давайте же мыт?ся, плескат?ся, купат?ся, нырять, кувыркат?ся в ушате, корыте, в лохани. (К.И. Чуковский. «Мойдодыр»)

Какие слова встретились неизвестные.( Ушат, корыто , лохань )

Что значат эти слова ? (Работа со словарем)

Как называются такие слова? (Устаревшие)

Назовите глаголы. На что они заканчиваются? Есть ли лишний среди них? Что общего у этих глаголов?

- Какие вопросы у вас возникают? ( Что такое –ся? На что он указывает? Как пишутся сочетания тся, ться?

Переходные ли глаголы с –-ся?)

8. Работа с текстом . (Текст напечатан на листах для каждого учащегося) 

                              Откуда взялась морфема -СЯ?

       В древнерусском языке краткие формы были  не только  у прилагательных,   но и у  некоторых  местоимений. Так, местоимение СЕБЯ имело краткую безударную форму СЯ, СЬ. Местоимение СЯ могло находит(?)ся  перед глаголом, после глагола, могло отделят(?)ся от него другими словами, что говорит о его самостоятельном значении.

        Мы знаем, что в древних рукописных книгах слова в предложениях не разделяют(?)ся   пробелами. Предложение представляет собой одну непрерывную цепочку букв.

       В 14  веке  переписчики книг стали использовать пробелы.   Но еще долгое время  местоимение СЯ, СЬ, стоящее после глагола, писали  с ним то раздельно,  то слитно.  Примерно с   17     века   СЯ   пишет(?)ся с глаголом только слитно.

      Так   появляет(?)ся   особая   морфема,  которая,   как   и большинство суффиксов,  служит для образования  словно присоединяет(?)ся она не к основе, а ко всему слову, поэтому чаще всего стоит  после окончания.

                                  ( По материалам «Энциклопедии юного филолога»)

Учитель. Итак, эта морфема называется постфиксом, а глаголы с постфиксом -ся называются возвратными .

            -Выразительно прочитайте текст.

           -Что отражает заглавие текста: тему или идею?

           -Что нового вы узнали из текста?

          -Ответьте на вопрос: «Как появилась морфема –СЯ?»

Этап рефлексии

9.Самостоятельная работа. Выборочное осложненное списывание с самопроверкой

Учитель. Выписать  из текста возвратные глаголы вместе с теми словами, от которых они зависят.  Вставить, где требуется , пропущенные буквы, выполните морфемный разбор

      Образец: могли (что делать?) использоваться (инф.)

               -Самопроверка по доске.   ( Слайд №13)   Пока учащиеся проверяют работы самостоятельно, учитель может взять на проверку 2-3 тетради.    

Могло   (что делать?)     находиться

Могло   (что делать?)     отделяться

Слова    (что делают)      не разделяются

СЯ          (что делает?)      пишется

Морфема (что делает?) появляется

Она       (что делает?)      присоединяется

          Самооценка  работы учащимися. (нет ошибок -5, 1 ошибка -4, 2-3 ошибки -3, 4-6 ошибок -2)

         Учитель. В какой форме возвратного глагола пишется Ь?

          В какой форме возвратного глагола Ь не пишется.

         Учитель. Перечитайте последнее предложение текста, подумайте почему морфема -СЯ названа  особой морфемой?

Какая морфема называется постфиксом? (стоит в  самом конце слова , после окончания)

Как знание терминов может пригодиться  на уроках русского языка? .

10. Работа с рубрикой «Давай подумаем»: 

Учитель. Ребятам предложили записать слово тепли[ца]. Сережа написал теплица, Женя написала теплится, а Юра написал теплиться. Как ты думаешь, кто из ребят прав?

Аргументируй свой ответ.

Учитель. Объясните значение слов теплица, теплится, теплиться (омонимия слов).


­(Омонимы - слова, являющиеся разными частями речи и полностью совпадающие по звучанию и написанию, при этом отличающиеся лексическим значением, грамматическими признаками, функцией в предложении)

 (теплица – теплое, с покрытием из прозрачного материала помещение для выращивания ранних овощей , цветов, теплолюбивых растений; теплиться, теплится – гореть слабым, неярким пламенем; быть чуть теплым; быть едва заметным)

Учитель. Составьте устно предложения с каждым из слов и понаблюдайте за глаголами.

(В конце участка стояла огромная теплица. Надежда все еще теплится в них. Огонь костра будет теплиться всю ночь.)

 

11.Создайте свой алгоритм выбора написанияЦА, -ТСЯ или –ТЬСЯ( в тетр. для правил)

Познакомьтесь с моим алгоритмом

ЦА, -ТСЯ или -ТЬСЯ:

Определяю _____________


t1620071807aa.pngt1620071807ab.pngt1620071807ac.png

вt1620071807ab.pngt1620071807ab.pngt1620071807ab.png существ., в гл. 3 лица, в гл. н. ф.




-t1620071807ad.pngt1620071807ad.pngt1620071807ad.png



Д.з. (по выбору)

1.Создайте упражнение на одном слайде презентации для закрепления правописания -ться, -тся, -ца

2.Придумать и записать 5 примеров слов каждого случая, с одним из них сост. распространенное предложение , произвести синтаксич. разбор.

3.Написать сочинение –миниатюру с использованием возвратных глаголов

(«Сколько б ни жил , всю жизнь следует учиться», -говорил Сенека)

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.