Разработка конспекта урока русского языка по теме «Правописание тся и ться в глаголах» для учащихся 5 класса
Разработка конспекта урока русского языка по теме «Правописание тся и ться в глаголах» для учащихся 5 класса
Автор-разработчик:
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №40» г.Казани
Акбарова Юлия Фаруковна
Казань, 2021
Урок русского языка в 5 классе
Тема «Тся и ться в глаголах »
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Задачи урока :
Планируемые результаты: уважительное отношение к учебе как к труду, готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности; сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, взрослыми, знание теоретических сведений о глаголе и определение понятие «возвратный глагол», умение опознавать орфограмму, использовать и применять ее на письме , знать об условиях выбора написания –тся и –ться в глаголах, произношении [ца] на месте -тся и –ться; уметь правильно произносить глаголы на –тся и –ться; правильно ставить вопрос к изучаемым глаголам, уметь отличать глаголы от существительных и правильно писать окончания, применять полученные знания при выполнении заданий, построить алгоритм правописания -ться и -тся в глаголах, навыки целеполагания и самоконтроля, навыки точного выражения своих мыслей, навыки сотрудничества с учителем и сверстниками, умение аргументировать свою точку зрения, умение сопоставлять и анализировать информацию, делать выводы на основе практических операций, заполнять таблицы, навыки самоконтроля и коррекции действий, составлять алгоритм.
Межпредметные связи: литература.
Ресурсы урока.
Учебно-методические:
Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранонов , Л.А.Тростенцова ,учебник «Русский язык. 5 класс». – М.: «Просвещение» , 2015
Материально - технические: компьютер, проектор, презентация
Ход урока
Этап мотивации и постановки задач
1. Учитель. Добрый день, ребята. Сегодняшний урок мы начнем с чтения цитаты .«Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться»,- говорил Сенека.
Учитель. Прав ли философ Сенека?
Запишите словарное слово на букву Ц: цитата, подчеркните орфограмму.
Объясните лексическое значение этого слова (Работа со словарем Ожегова:
«Цитата, -ы – дословная выдержка из какого-нибудь текста, высказывания».)
Учитель.Приведите пример употребления в речи нового словарного слова.
Образуйте прилагательное, глагол н. ф., запишите в тетрадь (цитатный, цитировать).
Учитель. Анней Сенека - римский филосов, поэт и гос. деятель .Он был популярным оратором.
Учитель. Что значит «был оратором»?
Учитель. Объясните лексическое значение этого слова (Работа со словарем Ожегова:
«Оратор- тот, кто произносит речь, человек ,обладающий даром красноречия».)
Учитель.Приведите пример употребления в речи нового словарного слова.
Образуйте прилагательное, глагол н. ф., запишите в тетрадь (ораторский, ораторствовать, ораторское искусство).
2 Учитель.Перед вами слова:
ЗАЖЕ.., СИЛА.., РЕ..,СКРИПА.., МОГУ.., ИСПЕ..,ТКА..,ПЕВУ.., СТЕРЕ..,МЕЛО.. , РАДОВАТ..(СЯ)
Учитель. Что общего в этих словах ? Какой раздел лингвистики изучает правильность написания слов?
Учитель. Вставим пропущенные буквы. Какие орфограммы встретились в тих словах ? Попробуем разделить слова на группы по видам орфограмм. Как мы это сделаем?
Части речи | ||
Сущ. | Кр. прил. | Глагол |
силач | могуч | зажечь |
речь | певуч | испечь |
скрипач | | стеречь |
мелочь | | Радоваться |
Учитель. Какое слово вы могли назвать бы лишним для всех 3 столбиков?(радоваться) Почему?
Учитель. Какая орфограмма есть в этом слове?
Учитель. Сформулируйте тему урока (Правописание ться и тся в глаголах)
Учитель. Сформулируйте цель урока (Впомнить и закрепить правописание ться и тся в глагола, познакомиться с понятием возвратный глагол , постфикс )
Актуализация знаний учащихся
3.Учит..ся –всегда пригодит..ся.(Запись на доске)
Учитель. Почему так говорят? (Знания нужны всегда на протяжении всей жизни)
Учитель. Назовите глаголы (учиться ,пригодится)
Учитель. Будем ли мы писать -ь в словах?
Как называется форма гл., которая отвечает на вопрос что делать? (н.ф. гл.-инфинитив)
Расскажите правило правописания тся и ться в глаголах.
Сравним с учебником
Организация познавательной деятельности
4. Учитель. Образуйте и запишите гл. в н. ф. и форме 3 лица ед. числа наст. времени от данных словосочетаний :
проявлять стремление -стремиться , (он) стремится
испытывать волнение – волноваться ,(он )волнуется
допускать ошибки- ошибаться ,он ошибается
принять решение- решиться ,он решается
чувствовать радость –радоваться , он радуется (проверим по эталону) Сделаем вывод
Учитель. Запишите синонимы к глаголам. Вспомните ,что такое синонимы.
Заглядеться (засмотреться), загореться (зажечься), бороться (сражаться), волноваться (беспокоиться), заинтересоваться (увлечься), вернуться (возвратиться), восхищаться (восторгаться). .
Учитель. Найди соответствие. Соедини вопросы с глаголами, выдели окончания в словах
Что делать? Они купают…..ся
Что делает? Не мог дотянут……ся
Что делают? Надо мыт…..ся
Что сделать? Носит….ся по улице
Самопроверка по ключу . Определите виды глагола.
5. Прочитайте стихотворения М.Бородицкой (проектор) (рубрика «Давай подумаем»):
Солнце садится, струится водица,
Птица синица в водицу глядится.
Чистой водицы синица напьется –
Славно сегодня звенится-поется.
Меж грибами мухомор
Красотой гордится.
Нечего гордиться –
Для супа не годится.
Учитель. Назовите выделенные слова. Разделите их на группы. (глаголы, имена существительные)
Что интересного заметили в словах данных стихотворений? (на конце слышится [ца])
Учитель. Какие вопросы у вас возникли? (почему сочетание звуков [ца] может быть обозначено по-разному: на конце существительных – буквами ца, на конце глаголов -ться или -тся)
(запиши слова в 3 столбика: 1) имена существительные; 2) глаголы в н. форме; 3) глаголы в форме 3 лица)
водица гордиться садится
птица стру ится
сеница глядится
звенится
поется
гордится
не годится
6 . Учитель. Допишите,приведите примеры
В существительных слышится [ца ] и пишется _______
В глаголах 3ли[ца ] слышится [ца ], но пишется ________ _
В глаголах н. ф. слышится [ца ], но пишется __________
7. Учитель читает строчки:
Давайте же мыт?ся, плескат?ся, купат?ся, нырять, кувыркат?ся в ушате, корыте, в лохани. (К.И. Чуковский. «Мойдодыр»)
Какие слова встретились неизвестные.( Ушат, корыто , лохань )
Что значат эти слова ? (Работа со словарем)
Как называются такие слова? (Устаревшие)
Назовите глаголы. На что они заканчиваются? Есть ли лишний среди них? Что общего у этих глаголов?
- Какие вопросы у вас возникают? ( Что такое –ся? На что он указывает? Как пишутся сочетания тся, ться?
Переходные ли глаголы с –-ся?)
8. Работа с текстом . (Текст напечатан на листах для каждого учащегося)
Откуда взялась морфема -СЯ?
В древнерусском языке краткие формы были не только у прилагательных, но и у некоторых местоимений. Так, местоимение СЕБЯ имело краткую безударную форму СЯ, СЬ. Местоимение СЯ могло находит(?)ся перед глаголом, после глагола, могло отделят(?)ся от него другими словами, что говорит о его самостоятельном значении.
Мы знаем, что в древних рукописных книгах слова в предложениях не разделяют(?)ся пробелами. Предложение представляет собой одну непрерывную цепочку букв.
В 14 веке переписчики книг стали использовать пробелы. Но еще долгое время местоимение СЯ, СЬ, стоящее после глагола, писали с ним то раздельно, то слитно. Примерно с 17 века СЯ пишет(?)ся с глаголом только слитно.
Так появляет(?)ся особая морфема, которая, как и большинство суффиксов, служит для образования слов, но присоединяет(?)ся она не к основе, а ко всему слову, поэтому чаще всего стоит после окончания.
( По материалам «Энциклопедии юного филолога»)
Учитель. Итак, эта морфема называется постфиксом, а глаголы с постфиксом -ся называются возвратными .
-Выразительно прочитайте текст.
-Что отражает заглавие текста: тему или идею?
-Что нового вы узнали из текста?
-Ответьте на вопрос: «Как появилась морфема –СЯ?»
Этап рефлексии
9.Самостоятельная работа. Выборочное осложненное списывание с самопроверкой
Учитель. Выписать из текста возвратные глаголы вместе с теми словами, от которых они зависят. Вставить, где требуется , пропущенные буквы, выполните морфемный разбор
Образец: могли (что делать?) использоваться (инф.)
-Самопроверка по доске. ( Слайд №13) Пока учащиеся проверяют работы самостоятельно, учитель может взять на проверку 2-3 тетради.
Могло (что делать?) находиться
Могло (что делать?) отделяться
Слова (что делают) не разделяются
СЯ (что делает?) пишется
Морфема (что делает?) появляется
Она (что делает?) присоединяется
Самооценка работы учащимися. (нет ошибок -5, 1 ошибка -4, 2-3 ошибки -3, 4-6 ошибок -2)
Учитель. В какой форме возвратного глагола пишется Ь?
В какой форме возвратного глагола Ь не пишется.
Учитель. Перечитайте последнее предложение текста, подумайте почему морфема -СЯ названа особой морфемой?
Какая морфема называется постфиксом? (стоит в самом конце слова , после окончания)
Как знание терминов может пригодиться на уроках русского языка? .
10. Работа с рубрикой «Давай подумаем»:
Учитель. Ребятам предложили записать слово тепли[ца]. Сережа написал теплица, Женя написала теплится, а Юра написал теплиться. Как ты думаешь, кто из ребят прав?
Аргументируй свой ответ.
Учитель. Объясните значение слов теплица, теплится, теплиться (омонимия слов).
(Омонимы - слова, являющиеся разными частями речи и полностью совпадающие по звучанию и написанию, при этом отличающиеся лексическим значением, грамматическими признаками, функцией в предложении)
(теплица – теплое, с покрытием из прозрачного материала помещение для выращивания ранних овощей , цветов, теплолюбивых растений; теплиться, теплится – гореть слабым, неярким пламенем; быть чуть теплым; быть едва заметным)
Учитель. Составьте устно предложения с каждым из слов и понаблюдайте за глаголами.
(В конце участка стояла огромная теплица. Надежда все еще теплится в них. Огонь костра будет теплиться всю ночь.)
11.Создайте свой алгоритм выбора написания–ЦА, -ТСЯ или –ТЬСЯ( в тетр. для правил)
Познакомьтесь с моим алгоритмом
–ЦА, -ТСЯ или -ТЬСЯ:
Определяю _____________
в существ., в гл. 3 лица, в гл. н. ф.
-
Д.з. (по выбору)
1.Создайте упражнение на одном слайде презентации для закрепления правописания -ться, -тся, -ца
2.Придумать и записать 5 примеров слов каждого случая, с одним из них сост. распространенное предложение , произвести синтаксич. разбор.
3.Написать сочинение –миниатюру с использованием возвратных глаголов
(«Сколько б ни жил , всю жизнь следует учиться», -говорил Сенека)