12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Светлана Викторовна Пахолик19
1

Статья «Разработка нестандартного урока математики»

Разработка нестандартного урока математики.

Урок типа КВН.

 

Нестандартный урок — это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Для таких уроков характерны: максимальная насыщенность разными видами познавательной деятельности, использование программированного и проблемного обучения, осуществление межпредметных связей, устранение перегруженности учеников. Такие занятия приближают школьное обучение к реальной жизни. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество.

С помощью нестандартных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, физического эксперимента. Такие уроки можно проводить в классах с различным уклоном, будь то гуманитарный класс, либо физико-математический.

Нестандартные формы урока считаются необычными по замыслу, организации и методике проведения. Можно выделить два основных подхода.

Первый подход трактует нестандартный урок как отход от четкой структуры комбинированного урока и сочетание разнообразных методических приемов.

При втором подходе имеются в виду формы урока, появившиеся в последнее время и завоевывающие все более прочные позиции в современной школе.

В рамках заданной программой обучения общей цели, не совсем обычные уроки преследуют свою собственную цель: поднять интерес учащихся к учебе и, тем самым, повысить эффективность обучения. Многие уроки по объему и содержанию рассматриваемого материала нередко выходят за рамки школьной программы и предполагают творческий подход со стороны учителя и учащихся.

Такой урок для учеников – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Все это – возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Для учителя не совсем обычный урок, с одной стороны, - возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутриклассные проблемы (например, общения). С другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.

Подготовка и проведение урока в любой нестандартной форме состоит их четырех этапов: замысел, организация, проведение, анализ.

В данной статье приведена разработка урока типа КВН.

Уроки типа КВН не обязательно проходят весело, скорее даже очень редко. Название таким урокам дано из-за выбранного формата их проведения, взятого из КВН.

Такие уроки лучше проводить после изучения темы большого объёма или нескольких, связанных между собою тем.

Каждой команде даётся задание: придумать название команды, девиз, приветствие команде соперников и какое-то творческое задание.

Выбирается жюри, которое может состоять из учеников этого же класса, старшеклассников, учителей или родителей.

Обязательно присутствует разминка, где команды задают друг другу вопросы.

Заслушивается домашнее задание команд.

Выполнение по 3-4 конкурса членами команды у доски.

Всегда проводится конкурс капитанов команд.

Подведение итогов проводится жюри. При этом каждый член жюри, команды может высказать своё мнение о состоявшейся игре.

Урок – КВН

Тема: Квадратный корень, 8 класс

Цели урока:

1) Проверка теоретических и практических знаний по теме.

2) Ознакомление учащихся с историческим материалом.

3) Активизация учащихся, привлечение их в различные конкурсы и игры.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Приветствие команд.

1 команда: «Корень»: 2 команда: «Радикал»

Почему торжественно вокруг? Есть о математике молва,

Слышите, как быстро смолкла речь? Что она в порядок ум приводит,

Это о царице всех наук Потому хорошие слова

Начинаем мы сегодня наш урок. Часто говорят о ней в народе.

Не случайно ей такой почёт. Ты нам, математика, даёшь

Это ей дано давать ответы, Для победы трудностей закалку,

Как хороший выполнить расчёт Учится с тобою молодёжь

Для постройки здания, ракеты. Развивать и волю и смекалку.

3. Конкурс капитанов.

Найдите ошибку:

1) t1654850798aa.gif 2)t1654850798ab.gif 3) t1654850798ac.gif

4) t1654850798ad.gif

4. Конкурс – цепочка.

По одному участнику от команды выходят и выполняют задания. Выявляется кто быстрее и правильно выполнит задания.

Вычислить:

1) t1654850798ae.gif 1) t1654850798af.gif

2) t1654850798ag.gif 2) t1654850798ah.gif

3) t1654850798ai.gif 3) t1654850798aj.gif

4) t1654850798ak.gif 4) t1654850798al.gif

Внесите множитель под знак корня:

5) t1654850798am.gif 5) t1654850798an.gif

6) t1654850798ao.gif 6) t1654850798ap.gif

Вынесите множитель из-под знака корня:

7) t1654850798aq.gif 7) t1654850798ar.gif

8) t1654850798as.gif 8) t1654850798at.gif

5. Кроссворд.

Приведем пример кроссворда первой команды.

 

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

2

 

 

1

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1) Бесконечная непериодическая

 

десятичная дробь есть число … .

2) Часть целого.

3) Наука, занимающаяся изучением свойств чисел и их буквенными законами.

4) Бесконечная десятичная дробь есть число … .

5) Произведение равных

множителей.

 

 

 

 

 

 

 

6. Домашнее задание – исторические справки.

1-ая команда «Корень»: извлечение квадратного корня из положительного числа.

Потребность в извлечении корня из числа была вызвана практической жизнью. Так, наряду с задачей вычисления площади квадрата, сторона а которого известна, с давних времён встречалась обратная задача: какую длину должна иметь сторона квадрата, чтобы его площадь была равна b?

Ещё 4000 лет назад вавилонские учёные составляли наряду с таблицами умножения и таблицами обратных величин таблицы квадратов чисел и квадратных корней из чисел. При этом они умели находить приблизительное значение квадратного корня из любого целого числа. Вавилонский метод извлечения корня можно иллюстрировать на следующем примере, изложенном в одной из найденных при раскопках клинописных табличек.

Найдите квадратный корень из 1700. Для этого число раскладывается на сумму двух слагаемых: 1700 = 1600 + 100 = 402 + 100. Затем указывается, что t1654850798au.gif t1654850798av.gif

t1654850798aw.gif

2-ая команда: «Радикал»: о знаке корня.

Начиная с XIII века итальянские и другие европейские математики обозначали корень латинским словом Radix (корень) или сокращённо R, затем Rx.

Используемый в настоящее время знак корня произошёл от обозначения, которое применяли немецкие математики XVXVI вв. они обозначали корень точкой впереди числа или выражения. В скорописи точки заменялись чёрточками, позже перешли в символ V. Один такой символ означал квадратный корень, два – корень четвёртой степени, а три – кубический корень.

Вероятно, из этих обозначений впоследствии и образовался знак корня близкий к современному символу, но без верхней черты. Этот знак встречается впервые в немецкой алгебре «Быстрый и красивый счёт при помощи искусных правил алгебры, обычно называемых Косс», изданной в 1525 году в Страсбурге.

В 1626 году нидерландский математик А. Жирар ввёл близкое к современному обозначение. Это обозначение стало вытеснять знак R.

Лишь в 1637 году Рене Декарт соединил знак корня с горизонтальной чертой и получился современный знак корня.

7.Подведение итогов.

Побеждает команда, набравшая наибольшее число баллов.

 

Рекомендации по проведению нестандартных уроков.

1. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;

2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;

3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;

4. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;

5. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла;

6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.

Как отмечает Л.Н. Боголюбов, «практика проведения уроков в нестандартных формах свидетельствует о том, что они не могут заменить традиционную форму и слишком частое обращение к ним может дать обратный результат. Это объясняется различным потенциалом нестандартных форм урока в реализации целей обучения и тем, что у каждой из форм есть свои сильные и слабые стороны».

Целесообразно использовать такие уроки при подготовке открытых уроков, внеклассных мероприятий, они подтолкнут к поиску новых оригинальных форм и методов обучения, воплощению учителями своих дидактических идей этой фантастической страны научных знаний. Такие новые формы работы позволяют реализовать все ведущие функции обучения: воспитательную, образовательную и развивающую на основе идеи педагогики сотрудничества, когда учитель не просто с предметом идет к детям, а с детьми к предмету.

 

7

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.