Статья на тему «Нестандартное домашнее задание на уроке математики» (5–9 класс)
Тема работы: “Нестандартные домашние задания
на уроках математики"
Выполнил учитель МБОУ Саркеловской СОШ: Хачатрян Армине Камовна
Цель работы: является изучение изменений отношения школьников к домашним заданиям по математике в процессе использования нестандартных домашних работ.
Домашняя работа – это самостоятельный вид учебной работы без непосредственного руководства и помощи учителя.
Одна из ведущих функций домашней работы- формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. Домашнее задание должно быть одновременно и привлекательным для учеников, и дидактически строго целесообразным, так бывает, если домашнее задание педагогически продумано, так как оно не только предусматривает дидактическую, обучающую цель, но непременно развивает и воспитывает. Домашняя работа является, на мой взгляд, средством сближения обучения и самообразования, овладение общими учебными умениями и навыками, развитие интереса к самостоятельной учебной работе, формирование опыта творческой деятельности – все это является условиями формирования потребности в самообразовании. Поиск путей совершенствования организации домашней работы на уроках математики привёл к необходимости использования системы нестандартных домашних заданий по выбору и творческих заданий.
К сожалению, в практике обучения математике нередко используемые виды домашних заданий не отличаются разнообразием: предпочтение отдаётся связанным с усвоением знаний и умений общим, обязательным, репродуктивным заданиям. Этим мы ограничиваем возможности полноценного решения задач обучения, воспитания и развития детей.
Примеры нестандартных домашних заданий, которые я использую в своей практике:
«- по уровню сложности: составляется по новой теме набор заданий из 3-4 задач и теоретического материала. Ученику обязательно надо сделать весь теоретический материал и два первых задания. Задания подбираются с учетом нарастания сложности. В этих условиях удачно решаются вопросы дифференциации домашних заданий. Тех, кто увлекается математикой, такие задания исподволь приобщают к систематическому интенсивному труду.
- для индивидуальных домашних заданий: целесообразно использовать такие виды работ, как подготовка рефератов, библиографий, докладов, сочинений на заданную тему, аннотаций статей из журналов и книг.Можно предложить учащимся изготовить различные чертежи, таблицы, модели геометрических фигур, поделки для кабинета математики.
- самостоятельное домашнее исследование: предлагается данная домашняя работа в основном двум ученикам (но можно и больше)- это может быть одна и та же задача, которая решается несколькими способами. Им предлагается через неделю представить учителю свои решения и затем изложить их на уроке. Потом проводится урок - бенефис одной задачи. Ученик знает, что от него ждут красивое решение, вот тут и срабатывает творчество.
- реши пример и узнай номер домашнего задания: предлагаю на дом пример по действиям и говорю, что значение данного выражения и есть номер вашего домашнего задания. Можно предложить и уравнения, и нахождение значения выражения. Почти все всегда решают пример до тех пор, пока не получат правильный ответ. Это хорошо работает в 5 - 6 классах.
- наглядный способ нахождения решения: на уроках геометрии при изучении темы «Движение» я предлагаю ученикам нарисовать рисунок и отобразить его на прозрачной бумаге копируют изображение, вырезают, склеивают. Каждый ищет свой способ!
- практические задания: предлагаю детям рассчитать, сколько обоев надо на их комнату или каков объём воздуха в их квартире. По теме «Отношение», предлагаю детям составить свои собственные кулинарные рецепты (с учетом имеющихся рецептов, т.е. чтобы они поменяли в данном рецепте, а потом с помощью родителей воплотить составленный ими рецепт. На уроке сказать получилось у них вкусно или исходный рецепт был лучше. Иногда даже приносят на урок угощения. )
- по теме дроби: прошу дома нарисовать прямоугольник 4 на 5 клетки и заштриховать четвёртую его часть, потом другим цветом карандаша пятую и т.д.. Сколько простора для творчества! Сначала они шаблонно заштриховывают клетки, но стоит лишь поддержать ребят, как через урок они приносят из дома смелые, оригинальные решения. А если ещё провести соревнование: кто найдёт больше всех вариантов, то они включаются в работу и на перемене, а бывает и на других уроках.
- связь математики и русского языка: задается на дом написать собственную математическую сказку, былину, рассказ, увлекательную историю, связанную с математикой. Создание киносценария научно-популярного фильма, в котором бы показывалось бы какое-либо действие, цифра, построение геометрических фигур т.д. Всё зависит от фантазии учителя и его учеников.
- мы журналисты: можно предложить ученикам дома подготовить вопросы для интервью с автором теоремы; написать статью, аннотацию к учебнику, которые помогли бы лучше и глубже понять смысл или значение, особенности применения в практической деятельности. Отвечать на вопросы могут и сами ученики, а если у них возникнут затруднения, то поможет учитель.
- деловые игры, в процессе которых на основе игрового замысла моделируется реальная обстановка, в которой выполняются конкретные действия, выбирается оптимальный вариант решения задачи и имитируется его реализация в практической жизни. Деловые игры целесообразно проводить в старших классах. Например, деловая игра «Строитель», проводимая в 9 классе по теме: «Площади многоугольников». Класс заранее разбивается на бригады: столяры, поставщики, паркетчики. Требуется выполнить работу по настилке полов строящегося здания. Паркетные плитки имеют форму прямоугольных треугольников, параллелограммов и равнобоких трапеций. Первой бригаде надо изготовить плитки указанных размеров в определённом количестве, второй - рассчитать, сколько надо плиток, а третьей - проконтролировать первую и вторую бригады, т.е. наперёд надо знать, сколько и каких плиток им понадобится. Побеждает та бригада, которая верно выполнит правильный расчёт. Так как в доме много комнат, то и работы хватит каждому ученику в бригаде. Дома каждая бригада распределяет обязанности, кто и что будет делать. Это очень хороший пример коллективного творчества.
- ученик-учитель: можно также предложить учащимся представить себя учителем и дома выбрать оптимальный, с их точки зрения, вариант объяснения того или иного учебного материала. Например, с точки зрения его подачи: через рисунок, схему, таблицу, опыт.
- придумай свою задачу: очень часто я применяю в 5 - 6 классах такое домашнее задание: задаю текстовую задачу, прошу её решить, а потом переформулировать. Придумать свой сюжет задачи, поменять исходные данные и теми, которые надо найти и т.д. Начиная с 7 класса, задаю дома придумать для соседа по парте уравнения, неравенства, тождества, задачу на сложные проценты или геометрическую задачу. Ребята любят такие задания.
- кроссворды, ребусы, японские кроссворды, судоку. А почему бы не предложить ребятам придумать посильный для них кроссворд или ещё какую-нибудь головоломку? Особенно эффективны кроссворды при повторении и обобщении изученной темы. Лучшие головоломки решаем всем классом (для этого я всегда найду время на уроке).
Но очень часто в своем желании сделать учебный процесс более интересным, насыщенным, соответствующим требованиям современного урока, мы забываем о том, что физические возможности детей небезграничны.
Основные проблемы, усложняющие работу учащихся над нестандартными домашними заданиями:
- расхождения в требованиях у учителей разных предметов к оформлению и содержанию работы;
- неэффективность выполнения творческих домашних заданий «по желанию», т.к. идет перегрузка мотивированных учащихся, в то время, когда более слабые бездействуют и не получают должного развития навыка самостоятельной работы;
- несоответствие форм творческих домашних заданий возрасту учащихся, в итоге - работу выполняют родители;
- фактическое незнание учащимися правил, этапов работы над творческим домашним заданием, что лишает задание обучающей и развивающей функции.
Чтобы не было у вас перечисленных мною ошибок, в начале года проведите общее ознакомление учащихся с едиными требованиями, алгоритмом работы, системой оценивания нестандартных (творческих) домашних заданий, с формой подведения итогов и практического применения результатов творческой работы учащихся.
Ну а самое главное, чтобы в учителе не гас этот свет творчества, чтобы ему самому было всё это интересно. Если ученики увидят, что учителю тоже интересно, как выполняется домашнее задание, в каком виде оно преподносится, то они будут любить и учителя и его предмет.
Приложение:
Пример заданий, которые я задаю на дом своим ученикам:
«-Отгадайте числовой кроссворд дома:
|
1 |
2 |
|
|
|
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
6 |
|
|
7 |
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
10 |
|
11 |
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
13 |
|
|
14 |
|
|
15 |
16 |
|
17 |
|
|
|
|
|
18 |
|
|
|
19 |
|
|
Вопросы:
1. Наибольшее четырёхзначное число;
2. 103 - 1;
3. Число, показывающее, во сколько раз 3 км 500 м больше 250 м;
6. Наибольшее трёхзначное число, записанное цифрами 5, 7 и 9;
7. 88 + 77 + 55 + 44;
9. 10 · 35 · 20 + 2148;
10. Длина всего отрезка, если отрезок разделён на части
12 см, 15 см, 7 см и 14 см;
11. Число минут в двух уроках по 40 минут плюс 10 минут;
13. Число, запись которого римскими цифрами выглядит так: LXIV;
14. Количество сотен в числе 10000;
15. Неизвестное слагаемое в равенстве 71 + х = 96;
17. Число, которое в виде суммы разрядных слагаемых выглядит так: 4 · 1000 + 3 · 10;
18. Число, которое в 3 раза больше числа 203;
19. Самолёт пролетел 2100 км за 3 часа. Чему равна его средняя скорость?17. Число 98 в 2 раза больше этого числа.
-Д/з по теме «Формулы». Вариант 1.
1. Заполнить таблицу:
Скорость, V |
Время, t |
Расстояние, S |
18 км/ч |
6 ч |
|
70 км/ч |
|
490 км |
|
30 ч |
600 км |
2. Ширина прямоугольного параллелепипеда 12 см, она меньше длины в 2 раза, но больше высоты на 6 см. Найдите: а) сумму длин всех рёбер; б) площадь поверхности; в) объём.
3. Длина прямоугольного участка земли 620 м, и она больше ширины на 40 м. Найдите площадь участка и выразите её в гектарах.
4. Заполните таблицу:
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Длина, а |
5 дм |
18 см |
|
6 дм |
Ширина, b |
6 дм |
|
30 дм |
|
Площадь, S |
|
80 см2 |
60 дм2 |
|
Периметр, Р |
|
|
|
28 дм |
-Домашнее задание. Вариант А. Площадь и периметр прямоугольника:
1. Заполните таблицу, где а и b - стороны прямоугольника.
а |
b |
S |
Р |
м |
12см |
|
|
2.Начертите две неравные фигуры, имеющие одинаковую площадь 6 см2.
3.Одна сторона прямоугольника равна 4 м, а другая на 5 м больше. Найти площадь.
-Таблица на дом:
Словесная запись |
Символическая запись |
1) а на 80 больше b |
а - b = 80 |
2) b на 5 меньше а |
|
3) а в 60 раз больше b |
|
4) а меньше b на 39 |
|
5) |
а = b + 19 |
6) |
а = 19b |
7) |
b = 19а |
8) Одно число больше другого на 10. |
|
9) |
38 - х = 10 |
10) Если собственная скорость катера 52 км/ч, а скорость течения реки х км/ч, то скорость катера по течению реки равна: |
|
11) Сумма, затраченная на покупку 4 тетрадей по х рублей, m карандашей по 20 рублей и одного дневника по 53 рубля, равна: |
|
-Таблица на дом. Придумать и решить задачи по исходным данным:
Скорость велосипедиста - 12 км/ч. Скорость пешехода - 4 км/ч.
Расстояние между городами 96 км.
№ |
Вопрос |
< |
< |
1 |
Какова скорость сближения? |
|
|
2 |
Через какое время они встретятся? |
|
|
3 |
Какое расстояние проедет велосипедист? |
|
|
4 |
Какое расстояние пройдёт пешеход? |
|
|
5 |
Какое расстояние будет между ними через: |
3 часа? |
9 часов? |
-Домашняя к/р № 3 в 5 классе по теме:
«Числовые и буквенные выражения». Вариант 1.
-
Найдите значение выражения 544 - с + 166 при с = 130.
-
Решите уравнения: а) х - 38 = 99; б) 48 + у =1 52;
в) 99 - (у +20 ) = 22.
-
Упростить выражения: а) х + 427 + 253; б) 466 - (136 + р).
-
На отрезке СК отмечена точка М. Найдите длину отрезка СК, если длина отрезка СМ = 48 см, а отрезок КМ короче отрезка СМ на х см. Упростите получившееся выражение и найдите его значение при х = 12 см и при х = 22 см.
-
Решите задачу с помощью уравнения: «На складе было 187 станков. После того, как часть продали, а ещё привезли 86 станков, на складе стало 115 станков. Сколько всего станков продали?
6.* Одно из слагаемых суммы увеличили на 12. Как изменится сумма, если второе слагаемое уменьшить на 9?
7.* Если из стопки тетрадей переложить в другую 10 штук, то тетрадей в стопках станет поровну. На сколько больше тетрадей было в первой стопке, чем во второй?
8.* Найти сумму: 1 + 2 + 3 + … + 66.
-Домашнее задание на выходные дни.
Решить примеры и составить слово.
|
А |
К |
В |
Р |
Н |
О |
Т |
1 |
10,2 |
0,32 |
1,03 |
32 |
1,3 |
3,2 |
0,103 |
2 |
4,284 |
3,25 |
32,5 |
325 |
4,56 |
0,325 |
0,0325 |
3 |
0,14 |
10,4 |
1,4 |
1,04 |
0,14 |
104 |
0,104 |
4 |
2,3 |
20,3 |
203 |
0,23 |
23 |
2,03 |
2,04 |
5 |
6515 |
65,15 |
0,2324 |
23,24 |
6,515 |
0,6151 |
2,324 |
6 |
32,6 |
0,00326 |
30,8 |
3,26 |
32,72 |
326 |
0,326 |
Вариант 1.
1) 1,6 : 5
2) 3,9 : 12
3) 7,28 : 7
4) 18,27 : 9
5) 149,845 : 23
6) 195,6 : 6
-Домашняя контрольная работа по теме: «Объём пирамиды».
-
В наклонной призме боковое ребро равно 8 см, перпендикулярное сечение - прямоугольный треугольник с катетами 5 см и 4 см. Найдите объём призмы.
-
В правильной треугольной пирамиде высота равна 9 см, стороны основания 4 см. Найти объём.
-
В правильной четырёхугольной пирамиде высота равна 19 см, сторона основания 8 см. Найти объём.
-
Объём пирамиды равен 96 см3, площадь основания 16 см2. Найти высоту пирамиды.
-
Чему равна высота правильной шестиугольной пирамиды, если сторона её основания равна 4 см, объём пирамиды - 16 см3.
-
Объём усечённой пирамиды равен 210 см3, площадь нижнего основания 36 см2, верхнего - 9 см2. Найдите высоту пирамиды.
7. Объём правильной четырёхугольной пирамиды равен 124 см3, высота 4 см. Найдите сторону основания.
-
Объём пирамиды равен 64 см3. Найдите ребро равновеликого её куба.
-
Равновеликие призма и правильная четырёхугольная пирамида имеют равные высоты. Чему равна сторона основания пирамиды, если площадь основания призмы равна Q?
-Продолжите предложения:
А) Если все боковые рёбра пирамиды равны, то вершина проецируется в …..
Б) Если все апофемы пирамиды равны, то вершина проецируется на основание в …
В) Если все двугранные углы при основании равны, то вершина проецируется на основание в …
Г) Если все боковые рёбра составляют с плоскостью основания одинаковые углы, то вершина проецируется на основание в …
11. АВСD - пирамида. Треугольник АВС - прямоугольный. АС = 8, ВС = 10. Каждое боковое ребро составляет с плоскостью основания угол 45?. Найти объём.
12. АВСD - пирамида. Треугольник АВС - равнобедренный. АВ = АС = 10 см, ВС =14 см, АD = ВD = СD = 4 см. Найдите объём.
13. АВСD - пирамида. Треугольник АВС - равнобедренный. АВ = АС = 10 см, ВС =12 см. Каждый из двугранных углов при основании равен 45 ?. Найти объём.
14. АВСDF - пирамида. АВСD - ромб. Угол А = 30 ?. Высота ромба равна 8 см.
Каждый из двугранных углов при основании равен 45 ?. Найдите объём.»
Список использованной литературы:
«Спасибо за урок, дети!», А,А,Окунев, Москва, «Просвещение», 1988.
«Домашние задания», Х.Древелов и др., Москва, «Просвещение», 1989.
«Как решать задачу?», Д.Пойа, Москва, Гос. учебно - педагогическое издательство Минпроса РСФСР, 1961.
«Даю уроки математики..», А.П.Карп, Москва, «Просвещение», 1992.
«Дидактические игры на уроках математики», В.Г. Коваленко, Москва, «Просвещение», 1990.
Спасибо за внимание!!!