12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Хачатрян Армине Камовна108

Тема работы: “Нестандартные домашние задания

на уроках математики"

Выполнил учитель МБОУ Саркеловской СОШ: Хачатрян Армине Камовна

Цель работы: является изучение изменений отношения школьников к домашним заданиям по математике в процессе использования нестандартных домашних работ.

Домашняя работа – это самостоятельный вид учебной работы без непосредственного руководства и помощи учителя.

Одна из ведущих функций домашней работы- формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. Домашнее задание должно быть одновременно и привлекательным для учеников, и дидактически строго целесообразным, так бывает, если домашнее задание педагогически продумано, так как оно не только предусматривает дидактическую, обучающую цель, но непременно развивает и воспитывает. Домашняя работа является, на мой взгляд, средством сближения обучения и самообразования, овладение общими учебными умениями и навыками, развитие интереса к самостоятельной учебной работе, формирование опыта творческой деятельности – все это является условиями формирования потребности в самообразовании. Поиск путей совершенствования организации домашней работы на уроках математики привёл к необходимости использования системы нестандартных домашних заданий по выбору и творческих заданий.

К сожалению, в практике обучения математике нередко используемые виды домашних заданий не отличаются разнообразием: предпочтение отдаётся связанным с усвоением знаний и умений общим, обязательным, репродуктивным заданиям. Этим мы ограничиваем возможности полноценного решения задач обучения, воспитания и развития детей.

Примеры нестандартных домашних заданий, которые я использую в своей практике:

«- по уровню сложности: составляется по новой теме набор заданий из 3-4 задач и теоретического материала. Ученику обязательно надо сделать весь теоретический материал и два первых задания. Задания подбираются с учетом нарастания сложности. В этих условиях удачно решаются вопросы дифференциации домашних заданий. Тех, кто увлекается математикой, такие задания исподволь приобщают к систематическому интенсивному труду.

- для индивидуальных домашних заданий: целесообразно использовать такие виды работ, как подготовка рефератов, библиографий, докладов, сочинений на заданную тему, аннотаций статей из журналов и книг.Можно предложить учащимся изготовить различные чертежи, таблицы, модели геометрических фигур, поделки для кабинета математики.

- самостоятельное домашнее исследование: предлагается данная домашняя работа в основном двум ученикам (но можно и больше)- это может быть одна и та же задача, которая решается несколькими способами. Им предлагается через неделю представить учителю свои решения и затем изложить их на уроке. Потом проводится урок - бенефис одной задачи. Ученик знает, что от него ждут красивое решение, вот тут и срабатывает творчество.

- реши пример и узнай номер домашнего задания: предлагаю на дом пример по действиям и говорю, что значение данного выражения и есть номер вашего домашнего задания. Можно предложить и уравнения, и нахождение значения выражения. Почти все всегда решают пример до тех пор, пока не получат правильный ответ. Это хорошо работает в 5 - 6 классах.

- наглядный способ нахождения решения: на уроках геометрии при изучении темы «Движение» я предлагаю ученикам нарисовать рисунок и отобразить его на прозрачной бумаге копируют изображение, вырезают, склеивают. Каждый ищет свой способ!

- практические задания: предлагаю детям рассчитать, сколько обоев надо на их комнату или каков объём воздуха в их квартире. По теме «Отношение», предлагаю детям составить свои собственные кулинарные рецепты (с учетом имеющихся рецептов, т.е. чтобы они поменяли в данном рецепте, а потом с помощью родителей воплотить составленный ими рецепт. На уроке сказать получилось у них вкусно или исходный рецепт был лучше. Иногда даже приносят на урок угощения. )

- по теме дроби: прошу дома нарисовать прямоугольник 4 на 5 клетки и заштриховать четвёртую его часть, потом другим цветом карандаша пятую и т.д.. Сколько простора для творчества! Сначала они шаблонно заштриховывают клетки, но стоит лишь поддержать ребят, как через урок они приносят из дома смелые, оригинальные решения. А если ещё провести соревнование: кто найдёт больше всех вариантов, то они включаются в работу и на перемене, а бывает и на других уроках.

- связь математики и русского языка: задается на дом написать собственную математическую сказку, былину, рассказ, увлекательную историю, связанную с математикой. Создание киносценария научно-популярного фильма, в котором бы показывалось бы какое-либо действие, цифра, построение геометрических фигур т.д. Всё зависит от фантазии учителя и его учеников.

- мы журналисты: можно предложить ученикам дома подготовить вопросы для интервью с автором теоремы; написать статью, аннотацию к учебнику, которые помогли бы лучше и глубже понять смысл или значение, особенности применения в практической деятельности. Отвечать на вопросы могут и сами ученики, а если у них возникнут затруднения, то поможет учитель.

- деловые игры, в процессе которых на основе игрового замысла моделируется реальная обстановка, в которой выполняются конкретные действия, выбирается оптимальный вариант решения задачи и имитируется его реализация в практической жизни. Деловые игры целесообразно проводить в старших классах. Например, деловая игра «Строитель», проводимая в 9 классе по теме: «Площади многоугольников». Класс заранее разбивается на бригады: столяры, поставщики, паркетчики. Требуется выполнить работу по настилке полов строящегося здания. Паркетные плитки имеют форму прямоугольных треугольников, параллелограммов и равнобоких трапеций. Первой бригаде надо изготовить плитки указанных размеров в определённом количестве, второй - рассчитать, сколько надо плиток, а третьей - проконтролировать первую и вторую бригады, т.е. наперёд надо знать, сколько и каких плиток им понадобится. Побеждает та бригада, которая верно выполнит правильный расчёт. Так как в доме много комнат, то и работы хватит каждому ученику в бригаде. Дома каждая бригада распределяет обязанности, кто и что будет делать. Это очень хороший пример коллективного творчества.

- ученик-учитель: можно также предложить учащимся представить себя учителем и дома выбрать оптимальный, с их точки зрения, вариант объяснения того или иного учебного материала. Например, с точки зрения его подачи: через рисунок, схему, таблицу, опыт.

- придумай свою задачу: очень часто я применяю в 5 - 6 классах такое домашнее задание: задаю текстовую задачу, прошу её решить, а потом переформулировать. Придумать свой сюжет задачи, поменять исходные данные и теми, которые надо найти и т.д. Начиная с 7 класса, задаю дома придумать для соседа по парте уравнения, неравенства, тождества, задачу на сложные проценты или геометрическую задачу. Ребята любят такие задания.

- кроссворды, ребусы, японские кроссворды, судоку. А почему бы не предложить ребятам придумать посильный для них кроссворд или ещё какую-нибудь головоломку? Особенно эффективны кроссворды при повторении и обобщении изученной темы. Лучшие головоломки решаем всем классом (для этого я всегда найду время на уроке).

Но очень часто в своем желании сделать учебный процесс более интересным, насыщенным, соответствующим требованиям современного урока, мы забываем о том, что физические возможности детей небезграничны.

Основные проблемы, усложняющие работу учащихся над нестандартными домашними заданиями:

- расхождения в требованиях у учителей разных предметов к оформлению и содержанию работы;

- неэффективность выполнения творческих домашних заданий «по желанию», т.к. идет перегрузка мотивированных учащихся, в то время, когда более слабые бездействуют и не получают должного развития навыка самостоятельной работы;

- несоответствие форм творческих домашних заданий возрасту учащихся, в итоге - работу выполняют родители;

- фактическое незнание учащимися правил, этапов работы над творческим домашним заданием, что лишает задание обучающей и развивающей функции.

 

Чтобы не было у вас перечисленных мною ошибок, в начале года проведите общее ознакомление учащихся с едиными требованиями, алгоритмом работы, системой оценивания нестандартных (творческих) домашних заданий, с формой подведения итогов и практического применения результатов творческой работы учащихся.

Ну а самое главное, чтобы в учителе не гас этот свет творчества, чтобы ему самому было всё это интересно. Если ученики увидят, что учителю тоже интересно, как выполняется домашнее задание, в каком виде оно преподносится, то они будут любить и учителя и его предмет.

Приложение:

Пример заданий, которые я задаю на дом своим ученикам:

«-Отгадайте числовой кроссворд дома:

 

1

2

 

 

 

3

4

5

 

 

 

 

6

 

 

7

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

9

 

10

 

11

 

 

12

 

 

 

 

 

 

13

 

 

14

 

 

15

16

 

17

 

 

 

 

 

18

 

 

 

19

 

 

Вопросы

1. Наибольшее четырёхзначное число; 

2. 103 - 1; 

3. Число, показывающее, во сколько раз 3 км 500 м больше 250 м; 

6. Наибольшее трёхзначное число, записанное цифрами 5, 7 и 9;

7. 88 + 77 + 55 + 44;

 9. 10 · 35 · 20 + 2148; 

10. Длина всего отрезка, если отрезок разделён на части

12 см, 15 см, 7 см и 14 см; 

11. Число минут в двух уроках по 40 минут плюс 10 минут; 

13. Число, запись которого римскими цифрами выглядит так: LXIV; 

14. Количество сотен в числе 10000;

15. Неизвестное слагаемое в равенстве 71 + х = 96; 

17. Число, которое в виде суммы разрядных слагаемых выглядит так: 4 · 1000 + 3 · 10; 

18. Число, которое в 3 раза больше числа 203; 

19. Самолёт пролетел 2100 км за 3 часа. Чему равна его средняя скорость?17. Число 98 в 2 раза больше этого числа.

-Д/з по теме «Формулы». Вариант 1.

1. Заполнить таблицу:

Скорость, V

Время, t

Расстояние, S

18 км/ч

6 ч

 

70 км/ч

 

490 км

 

30 ч

600 км

2. Ширина прямоугольного параллелепипеда 12 см, она меньше длины в 2 раза, но больше высоты на 6 см. Найдите: а) сумму длин всех рёбер; б) площадь поверхности; в) объём.

3. Длина прямоугольного участка земли 620 м, и она больше ширины на 40 м. Найдите площадь участка и выразите её в гектарах.

4. Заполните таблицу:

 

1

2

3

4

Длина, а

5 дм

18 см

 

6 дм

Ширина, b

6 дм

 

30 дм

 

Площадь, S

 

80 см2

60 дм2

 

Периметр, Р

 

 

 

28 дм

-Домашнее задание. Вариант А. Площадь и периметр прямоугольника:

1. Заполните таблицу, где а и b - стороны прямоугольника.

а

b

S

Р

м

12см

 

 

2.Начертите две неравные фигуры, имеющие одинаковую площадь 6 см2.

3.Одна сторона прямоугольника равна 4 м, а другая на 5 м больше. Найти площадь.

-Таблица на дом:

Словесная запись

Символическая запись

1) а на 80 больше b

а - b = 80

2) b на 5 меньше а

 

3) а в 60 раз больше b

 

4) а меньше b на 39

 

5)

а = b + 19

6)

а = 19b

7)

b = 19а

8) Одно число больше другого на 10.

 

9)

38 - х = 10

10) Если собственная скорость катера 52 км/ч, а скорость течения реки х км/ч, то скорость катера по течению реки равна:

 

11) Сумма, затраченная на покупку 4 тетрадей по х рублей, m карандашей по 20 рублей и одного дневника по 53 рубля, равна:

 

-Таблица на дом. Придумать и решить задачи по исходным данным:

Скорость велосипедиста - 12 км/ч. Скорость пешехода - 4 км/ч.

Расстояние между городами 96 км.

Вопрос

<

<

1

Какова скорость сближения?

 

 

2

Через какое время они встретятся?

 

 

3

Какое расстояние проедет велосипедист?

 

 

4

Какое расстояние пройдёт пешеход?

 

 

5

Какое расстояние будет между ними через:

3 часа?

9 часов?

-Домашняя к/р № 3 в 5 классе по теме:

«Числовые и буквенные выражения». Вариант 1.

  1. Найдите значение выражения 544 - с + 166 при с = 130.

  1. Решите уравнения: а) х - 38 = 99; б) 48 + у =1 52;

в) 99 - (у +20 ) = 22.

  1. Упростить выражения: а) х + 427 + 253; б) 466 - (136 + р).

  1. На отрезке СК отмечена точка М. Найдите длину отрезка СК, если длина отрезка СМ = 48 см, а отрезок КМ короче отрезка СМ на х см. Упростите получившееся выражение и найдите его значение при х = 12 см и при х = 22 см.

  1. Решите задачу с помощью уравнения: «На складе было 187 станков. После того, как часть продали, а ещё привезли 86 станков, на складе стало 115 станков. Сколько всего станков продали?

6.* Одно из слагаемых суммы увеличили на 12. Как изменится сумма, если второе слагаемое уменьшить на 9?

7.* Если из стопки тетрадей переложить в другую 10 штук, то тетрадей в стопках станет поровну. На сколько больше тетрадей было в первой стопке, чем во второй?

8.* Найти сумму: 1 + 2 + 3 + … + 66.

-Домашнее задание на выходные дни.

Решить примеры и составить слово.

 

А

К

В

Р

Н

О

Т

1

10,2

0,32

1,03

32

1,3

3,2

0,103

2

4,284

3,25

32,5

325

4,56

0,325

0,0325

3

0,14

10,4

1,4

1,04

0,14

104

0,104

4

2,3

20,3

203

0,23

23

2,03

2,04

5

6515

65,15

0,2324

23,24

6,515

0,6151

2,324

6

32,6

0,00326

30,8

3,26

32,72

326

0,326

Вариант 1.

1) 1,6 : 5

2) 3,9 : 12

3) 7,28 : 7

4) 18,27 : 9

5) 149,845 : 23

6) 195,6 : 6

-Домашняя контрольная работа по теме: «Объём пирамиды».

  1. В наклонной призме боковое ребро равно 8 см, перпендикулярное сечение - прямоугольный треугольник с катетами 5 см и 4 см. Найдите объём призмы.

  1. В правильной треугольной пирамиде высота равна 9 см, стороны основания 4 см. Найти объём.

  1. В правильной четырёхугольной пирамиде высота равна 19 см, сторона основания 8 см. Найти объём.

  1. Объём пирамиды равен 96 см3, площадь основания 16 см2. Найти высоту пирамиды.

  1. Чему равна высота правильной шестиугольной пирамиды, если сторона её основания равна 4 см, объём пирамиды - 16 см3.

  1. Объём усечённой пирамиды равен 210 см3, площадь нижнего основания 36 см2, верхнего - 9 см2. Найдите высоту пирамиды.

7. Объём правильной четырёхугольной пирамиды равен 124 см3, высота 4 см. Найдите сторону основания.

  1. Объём пирамиды равен 64 см3. Найдите ребро равновеликого её куба.

  1. Равновеликие призма и правильная четырёхугольная пирамида имеют равные высоты. Чему равна сторона основания пирамиды, если площадь основания призмы равна Q?

-Продолжите предложения:

А) Если все боковые рёбра пирамиды равны, то вершина проецируется в …..

Б) Если все апофемы пирамиды равны, то вершина проецируется на основание в …

В) Если все двугранные углы при основании равны, то вершина проецируется на основание в …

Г) Если все боковые рёбра составляют с плоскостью основания одинаковые углы, то вершина проецируется на основание в …

11. АВСD - пирамида. Треугольник АВС - прямоугольный. АС = 8, ВС = 10. Каждое боковое ребро составляет с плоскостью основания угол 45?. Найти объём.

12. АВСD - пирамида. Треугольник АВС - равнобедренный. АВ = АС = 10 см, ВС =14 см, АD = ВD = СD = 4 см. Найдите объём.

13. АВСD - пирамида. Треугольник АВС - равнобедренный. АВ = АС = 10 см, ВС =12 см. Каждый из двугранных углов при основании равен 45 ?. Найти объём.

14. АВСDF - пирамида. АВСD - ромб. Угол А = 30 ?. Высота ромба равна 8 см.

Каждый из двугранных углов при основании равен 45 ?. Найдите объём.»

 

Список использованной литературы:

«Спасибо за урок, дети!», А,А,Окунев, Москва, «Просвещение», 1988.

«Домашние задания», Х.Древелов и др., Москва, «Просвещение», 1989.

«Как решать задачу?», Д.Пойа, Москва, Гос. учебно - педагогическое издательство Минпроса РСФСР, 1961.

«Даю уроки математики..», А.П.Карп, Москва, «Просвещение», 1992.

«Дидактические игры на уроках математики», В.Г. Коваленко, Москва, «Просвещение», 1990.


 

Спасибо за внимание!!!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.