Статья на тему «Нестандартное домашнее задание на уроке математики» (5–9 класс)

1
0
Материал опубликован 20 June 2019

Тема работы: “Нестандартные домашние задания

на уроках математики"

Выполнил учитель МБОУ Саркеловской СОШ: Хачатрян Армине Камовна

Цель работы: является изучение изменений отношения школьников к домашним заданиям по математике в процессе использования нестандартных домашних работ.

Домашняя работа – это самостоятельный вид учебной работы без непосредственного руководства и помощи учителя.

Одна из ведущих функций домашней работы- формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. Домашнее задание должно быть одновременно и привлекательным для учеников, и дидактически строго целесообразным, так бывает, если домашнее задание педагогически продумано, так как оно не только предусматривает дидактическую, обучающую цель, но непременно развивает и воспитывает. Домашняя работа является, на мой взгляд, средством сближения обучения и самообразования, овладение общими учебными умениями и навыками, развитие интереса к самостоятельной учебной работе, формирование опыта творческой деятельности – все это является условиями формирования потребности в самообразовании. Поиск путей совершенствования организации домашней работы на уроках математики привёл к необходимости использования системы нестандартных домашних заданий по выбору и творческих заданий.

К сожалению, в практике обучения математике нередко используемые виды домашних заданий не отличаются разнообразием: предпочтение отдаётся связанным с усвоением знаний и умений общим, обязательным, репродуктивным заданиям. Этим мы ограничиваем возможности полноценного решения задач обучения, воспитания и развития детей.

Примеры нестандартных домашних заданий, которые я использую в своей практике:

«- по уровню сложности: составляется по новой теме набор заданий из 3-4 задач и теоретического материала. Ученику обязательно надо сделать весь теоретический материал и два первых задания. Задания подбираются с учетом нарастания сложности. В этих условиях удачно решаются вопросы дифференциации домашних заданий. Тех, кто увлекается математикой, такие задания исподволь приобщают к систематическому интенсивному труду.

- для индивидуальных домашних заданий: целесообразно использовать такие виды работ, как подготовка рефератов, библиографий, докладов, сочинений на заданную тему, аннотаций статей из журналов и книг.Можно предложить учащимся изготовить различные чертежи, таблицы, модели геометрических фигур, поделки для кабинета математики.

- самостоятельное домашнее исследование: предлагается данная домашняя работа в основном двум ученикам (но можно и больше)- это может быть одна и та же задача, которая решается несколькими способами. Им предлагается через неделю представить учителю свои решения и затем изложить их на уроке. Потом проводится урок - бенефис одной задачи. Ученик знает, что от него ждут красивое решение, вот тут и срабатывает творчество.

- реши пример и узнай номер домашнего задания: предлагаю на дом пример по действиям и говорю, что значение данного выражения и есть номер вашего домашнего задания. Можно предложить и уравнения, и нахождение значения выражения. Почти все всегда решают пример до тех пор, пока не получат правильный ответ. Это хорошо работает в 5 - 6 классах.

- наглядный способ нахождения решения: на уроках геометрии при изучении темы «Движение» я предлагаю ученикам нарисовать рисунок и отобразить его на прозрачной бумаге копируют изображение, вырезают, склеивают. Каждый ищет свой способ!

- практические задания: предлагаю детям рассчитать, сколько обоев надо на их комнату или каков объём воздуха в их квартире. По теме «Отношение», предлагаю детям составить свои собственные кулинарные рецепты (с учетом имеющихся рецептов, т.е. чтобы они поменяли в данном рецепте, а потом с помощью родителей воплотить составленный ими рецепт. На уроке сказать получилось у них вкусно или исходный рецепт был лучше. Иногда даже приносят на урок угощения. )

- по теме дроби: прошу дома нарисовать прямоугольник 4 на 5 клетки и заштриховать четвёртую его часть, потом другим цветом карандаша пятую и т.д.. Сколько простора для творчества! Сначала они шаблонно заштриховывают клетки, но стоит лишь поддержать ребят, как через урок они приносят из дома смелые, оригинальные решения. А если ещё провести соревнование: кто найдёт больше всех вариантов, то они включаются в работу и на перемене, а бывает и на других уроках.

- связь математики и русского языка: задается на дом написать собственную математическую сказку, былину, рассказ, увлекательную историю, связанную с математикой. Создание киносценария научно-популярного фильма, в котором бы показывалось бы какое-либо действие, цифра, построение геометрических фигур т.д. Всё зависит от фантазии учителя и его учеников.

- мы журналисты: можно предложить ученикам дома подготовить вопросы для интервью с автором теоремы; написать статью, аннотацию к учебнику, которые помогли бы лучше и глубже понять смысл или значение, особенности применения в практической деятельности. Отвечать на вопросы могут и сами ученики, а если у них возникнут затруднения, то поможет учитель.

- деловые игры, в процессе которых на основе игрового замысла моделируется реальная обстановка, в которой выполняются конкретные действия, выбирается оптимальный вариант решения задачи и имитируется его реализация в практической жизни. Деловые игры целесообразно проводить в старших классах. Например, деловая игра «Строитель», проводимая в 9 классе по теме: «Площади многоугольников». Класс заранее разбивается на бригады: столяры, поставщики, паркетчики. Требуется выполнить работу по настилке полов строящегося здания. Паркетные плитки имеют форму прямоугольных треугольников, параллелограммов и равнобоких трапеций. Первой бригаде надо изготовить плитки указанных размеров в определённом количестве, второй - рассчитать, сколько надо плиток, а третьей - проконтролировать первую и вторую бригады, т.е. наперёд надо знать, сколько и каких плиток им понадобится. Побеждает та бригада, которая верно выполнит правильный расчёт. Так как в доме много комнат, то и работы хватит каждому ученику в бригаде. Дома каждая бригада распределяет обязанности, кто и что будет делать. Это очень хороший пример коллективного творчества.

- ученик-учитель: можно также предложить учащимся представить себя учителем и дома выбрать оптимальный, с их точки зрения, вариант объяснения того или иного учебного материала. Например, с точки зрения его подачи: через рисунок, схему, таблицу, опыт.

- придумай свою задачу: очень часто я применяю в 5 - 6 классах такое домашнее задание: задаю текстовую задачу, прошу её решить, а потом переформулировать. Придумать свой сюжет задачи, поменять исходные данные и теми, которые надо найти и т.д. Начиная с 7 класса, задаю дома придумать для соседа по парте уравнения, неравенства, тождества, задачу на сложные проценты или геометрическую задачу. Ребята любят такие задания.

- кроссворды, ребусы, японские кроссворды, судоку. А почему бы не предложить ребятам придумать посильный для них кроссворд или ещё какую-нибудь головоломку? Особенно эффективны кроссворды при повторении и обобщении изученной темы. Лучшие головоломки решаем всем классом (для этого я всегда найду время на уроке).

Но очень часто в своем желании сделать учебный процесс более интересным, насыщенным, соответствующим требованиям современного урока, мы забываем о том, что физические возможности детей небезграничны.

Основные проблемы, усложняющие работу учащихся над нестандартными домашними заданиями:

- расхождения в требованиях у учителей разных предметов к оформлению и содержанию работы;

- неэффективность выполнения творческих домашних заданий «по желанию», т.к. идет перегрузка мотивированных учащихся, в то время, когда более слабые бездействуют и не получают должного развития навыка самостоятельной работы;

- несоответствие форм творческих домашних заданий возрасту учащихся, в итоге - работу выполняют родители;

- фактическое незнание учащимися правил, этапов работы над творческим домашним заданием, что лишает задание обучающей и развивающей функции.

 

Чтобы не было у вас перечисленных мною ошибок, в начале года проведите общее ознакомление учащихся с едиными требованиями, алгоритмом работы, системой оценивания нестандартных (творческих) домашних заданий, с формой подведения итогов и практического применения результатов творческой работы учащихся.

Ну а самое главное, чтобы в учителе не гас этот свет творчества, чтобы ему самому было всё это интересно. Если ученики увидят, что учителю тоже интересно, как выполняется домашнее задание, в каком виде оно преподносится, то они будут любить и учителя и его предмет.

Приложение:

Пример заданий, которые я задаю на дом своим ученикам:

«-Отгадайте числовой кроссворд дома:

 

1

2

 

 

 

3

4

5

 

 

 

 

6

 

 

7

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

9

 

10

 

11

 

 

12

 

 

 

 

 

 

13

 

 

14

 

 

15

16

 

17

 

 

 

 

 

18

 

 

 

19

 

 

Вопросы

1. Наибольшее четырёхзначное число; 

2. 103 - 1; 

3. Число, показывающее, во сколько раз 3 км 500 м больше 250 м; 

6. Наибольшее трёхзначное число, записанное цифрами 5, 7 и 9;

7. 88 + 77 + 55 + 44;

 9. 10 · 35 · 20 + 2148; 

10. Длина всего отрезка, если отрезок разделён на части

12 см, 15 см, 7 см и 14 см; 

11. Число минут в двух уроках по 40 минут плюс 10 минут; 

13. Число, запись которого римскими цифрами выглядит так: LXIV; 

14. Количество сотен в числе 10000;

15. Неизвестное слагаемое в равенстве 71 + х = 96; 

17. Число, которое в виде суммы разрядных слагаемых выглядит так: 4 · 1000 + 3 · 10; 

18. Число, которое в 3 раза больше числа 203; 

19. Самолёт пролетел 2100 км за 3 часа. Чему равна его средняя скорость?17. Число 98 в 2 раза больше этого числа.

-Д/з по теме «Формулы». Вариант 1.

1. Заполнить таблицу:

Скорость, V

Время, t

Расстояние, S

18 км/ч

6 ч

 

70 км/ч

 

490 км

 

30 ч

600 км

2. Ширина прямоугольного параллелепипеда 12 см, она меньше длины в 2 раза, но больше высоты на 6 см. Найдите: а) сумму длин всех рёбер; б) площадь поверхности; в) объём.

3. Длина прямоугольного участка земли 620 м, и она больше ширины на 40 м. Найдите площадь участка и выразите её в гектарах.

4. Заполните таблицу:

 

1

2

3

4

Длина, а

5 дм

18 см

 

6 дм

Ширина, b

6 дм

 

30 дм

 

Площадь, S

 

80 см2

60 дм2

 

Периметр, Р

 

 

 

28 дм

-Домашнее задание. Вариант А. Площадь и периметр прямоугольника:

1. Заполните таблицу, где а и b - стороны прямоугольника.

а

b

S

Р

м

12см

 

 

2.Начертите две неравные фигуры, имеющие одинаковую площадь 6 см2.

3.Одна сторона прямоугольника равна 4 м, а другая на 5 м больше. Найти площадь.

-Таблица на дом:

Словесная запись

Символическая запись

1) а на 80 больше b

а - b = 80

2) b на 5 меньше а

 

3) а в 60 раз больше b

 

4) а меньше b на 39

 

5)

а = b + 19

6)

а = 19b

7)

b = 19а

8) Одно число больше другого на 10.

 

9)

38 - х = 10

10) Если собственная скорость катера 52 км/ч, а скорость течения реки х км/ч, то скорость катера по течению реки равна:

 

11) Сумма, затраченная на покупку 4 тетрадей по х рублей, m карандашей по 20 рублей и одного дневника по 53 рубля, равна:

 

-Таблица на дом. Придумать и решить задачи по исходным данным:

Скорость велосипедиста - 12 км/ч. Скорость пешехода - 4 км/ч.

Расстояние между городами 96 км.

Вопрос

<

<

1

Какова скорость сближения?

 

 

2

Через какое время они встретятся?

 

 

3

Какое расстояние проедет велосипедист?

 

 

4

Какое расстояние пройдёт пешеход?

 

 

5

Какое расстояние будет между ними через:

3 часа?

9 часов?

-Домашняя к/р № 3 в 5 классе по теме:

«Числовые и буквенные выражения». Вариант 1.

  1. Найдите значение выражения 544 - с + 166 при с = 130.

  1. Решите уравнения: а) х - 38 = 99; б) 48 + у =1 52;

в) 99 - (у +20 ) = 22.

  1. Упростить выражения: а) х + 427 + 253; б) 466 - (136 + р).

  1. На отрезке СК отмечена точка М. Найдите длину отрезка СК, если длина отрезка СМ = 48 см, а отрезок КМ короче отрезка СМ на х см. Упростите получившееся выражение и найдите его значение при х = 12 см и при х = 22 см.

  1. Решите задачу с помощью уравнения: «На складе было 187 станков. После того, как часть продали, а ещё привезли 86 станков, на складе стало 115 станков. Сколько всего станков продали?

6.* Одно из слагаемых суммы увеличили на 12. Как изменится сумма, если второе слагаемое уменьшить на 9?

7.* Если из стопки тетрадей переложить в другую 10 штук, то тетрадей в стопках станет поровну. На сколько больше тетрадей было в первой стопке, чем во второй?

8.* Найти сумму: 1 + 2 + 3 + … + 66.

-Домашнее задание на выходные дни.

Решить примеры и составить слово.

 

А

К

В

Р

Н

О

Т

1

10,2

0,32

1,03

32

1,3

3,2

0,103

2

4,284

3,25

32,5

325

4,56

0,325

0,0325

3

0,14

10,4

1,4

1,04

0,14

104

0,104

4

2,3

20,3

203

0,23

23

2,03

2,04

5

6515

65,15

0,2324

23,24

6,515

0,6151

2,324

6

32,6

0,00326

30,8

3,26

32,72

326

0,326

Вариант 1.

1) 1,6 : 5

2) 3,9 : 12

3) 7,28 : 7

4) 18,27 : 9

5) 149,845 : 23

6) 195,6 : 6

-Домашняя контрольная работа по теме: «Объём пирамиды».

  1. В наклонной призме боковое ребро равно 8 см, перпендикулярное сечение - прямоугольный треугольник с катетами 5 см и 4 см. Найдите объём призмы.

  1. В правильной треугольной пирамиде высота равна 9 см, стороны основания 4 см. Найти объём.

  1. В правильной четырёхугольной пирамиде высота равна 19 см, сторона основания 8 см. Найти объём.

  1. Объём пирамиды равен 96 см3, площадь основания 16 см2. Найти высоту пирамиды.

  1. Чему равна высота правильной шестиугольной пирамиды, если сторона её основания равна 4 см, объём пирамиды - 16 см3.

  1. Объём усечённой пирамиды равен 210 см3, площадь нижнего основания 36 см2, верхнего - 9 см2. Найдите высоту пирамиды.

7. Объём правильной четырёхугольной пирамиды равен 124 см3, высота 4 см. Найдите сторону основания.

  1. Объём пирамиды равен 64 см3. Найдите ребро равновеликого её куба.

  1. Равновеликие призма и правильная четырёхугольная пирамида имеют равные высоты. Чему равна сторона основания пирамиды, если площадь основания призмы равна Q?

-Продолжите предложения:

А) Если все боковые рёбра пирамиды равны, то вершина проецируется в …..

Б) Если все апофемы пирамиды равны, то вершина проецируется на основание в …

В) Если все двугранные углы при основании равны, то вершина проецируется на основание в …

Г) Если все боковые рёбра составляют с плоскостью основания одинаковые углы, то вершина проецируется на основание в …

11. АВСD - пирамида. Треугольник АВС - прямоугольный. АС = 8, ВС = 10. Каждое боковое ребро составляет с плоскостью основания угол 45?. Найти объём.

12. АВСD - пирамида. Треугольник АВС - равнобедренный. АВ = АС = 10 см, ВС =14 см, АD = ВD = СD = 4 см. Найдите объём.

13. АВСD - пирамида. Треугольник АВС - равнобедренный. АВ = АС = 10 см, ВС =12 см. Каждый из двугранных углов при основании равен 45 ?. Найти объём.

14. АВСDF - пирамида. АВСD - ромб. Угол А = 30 ?. Высота ромба равна 8 см.

Каждый из двугранных углов при основании равен 45 ?. Найдите объём.»

 

Список использованной литературы:

«Спасибо за урок, дети!», А,А,Окунев, Москва, «Просвещение», 1988.

«Домашние задания», Х.Древелов и др., Москва, «Просвещение», 1989.

«Как решать задачу?», Д.Пойа, Москва, Гос. учебно - педагогическое издательство Минпроса РСФСР, 1961.

«Даю уроки математики..», А.П.Карп, Москва, «Просвещение», 1992.

«Дидактические игры на уроках математики», В.Г. Коваленко, Москва, «Просвещение», 1990.


 

Спасибо за внимание!!!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.