Разработка нетрадиционного урока по материаловедению для 5 класса «Применение различных хлопчатобумажных тканей при изготовлении куклы-закрутки»

3
0
Материал опубликован 6 March 2017

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПОДПОРОЖСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №8»

Разработка нетрадиционного урока по материаловедению для 5 класса.

Тема: Применение различных хлопчатобумажных тканей при изготовлении куклы-закрутки.

Подготовила : учитель первой

квалификационной категории

О.В.Розова

г. Подпорожье

2016г

Разработка нетрадиционного урока по материаловедению для 5 класса.

Тема: Применение различных хлопчатобумажных тканей при изготовлении куклы-закрутки.

Раздел: создание изделий из текстильных материалов.

Тип занятия: закрепление знаний по теме «Материаловедение».
Вид занятия: урок творчества.
Формы работы учащихся: работа в группах, просмотр, слушание, анализ, рассуждение, синтез.
Цель:

-закрепить знания учащихся о хлопчатобумажных и льняных тканях;

-дать информацию о русской народной игрушке и изготовить куколку – закрутку из хлопчатобумажных тканей.

Задачи:

Образовательная – расширять кругозор учащихся; ознакомить с различными видами кукол-закруток;

Развивающая – развивать мыслительные способности, умение анализировать и сопоставлять, интерес к русскому народному промыслу;

Воспитательная - содействовать воспитанию самостоятельности, творческой активности, способствовать развитию интереса к русскому народному творчеству, истории русского быта;

Практическая – научить выполнять куклу - закрутку.

Методы обучения:

Лабораторно-практический практикум, устное изложение нового материала с использованием презентация, беседа, демонстрация образцов изделий, показ трудовых приемов.

Оборудование и материалы:

Образцы и фотографии кукол-закруток; изображение русского народного костюма; образцы тканей; ткань для туловища 15х15 или 18х18 см; белая ткань для головы и блузки размером 15х15 или 18х18 см; куски ткани, тесьма, цветные нитки для оформления костюма; нитки хлопчатобумажные №20-40; иглы; вата, ватин, синтепон, клей ПВА.

Технические средства обучения – ПК, мультимедийный проектор.

Музыкальное сопровождение: народная музыка.

Форма занятия: Комбинированная

Межпредметные связи:

Русский язык и литература: умение пользоваться терминами.

История: умение пользоваться сведениями о народном костюме.

Рисование: правильный подбор цветов.

Технология: дизайн, исполнение работы.

ОБЖ: техника безопасности при работе с различными колющими и режущими предметами (ножницы, иголки и так далее).

Ожидаемые результаты.
Личностные результаты:
уметь осуществлять ценностную оценку и мотивацию к деятельности;
осуществлять совместную практическую деятельность;
анализировать свою деятельность;

слушать учителя.
Предметные результаты:
понимать предметную задачу урока и стремиться её выполнить;

осваивать способы работы с лоскутом;
применять полученные знания и умения в практической деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:
определять с помощью учителя тему урока и собственную цель;
выявлять собственные затруднения;
находить способы выхода из затруднений;
организовывать свою деятельность;
контролировать и анализировать собственную деятельность.

Познавательные УУД:
искать подходящую информацию для достижения поставленной учебной проблемы;
конструировать новое знание;
применять знание на практике;
излагать свое мнение;
способность делать простейшие обобщения и выводы самостоятельно.

Коммуникативные УУД:
умение вести познавательный диалог по теме урока;

анализировать изделие;
уметь слышать товарища, не перебивать его;
уметь отстаивать свою позицию.


 

Структура урока:

I. Организационный момент:

- приветствие;

- проверка готовности к уроку;

- проверка присутствующих;

- сообщение темы и цели урока.

II. Теоретическая часть:

- рассказ о народной русской игрушке;

- объяснение различных свойств хлопчатобумажных и льняных тканей.

III. Практическая часть.

IV. Подведение итогов:

- анализ выполненных работ;

- оценка знаний учащихся.

V. Домашнее задание.

VI. Уборка рабочих мест.

VII. Рефлексия


 

Ход урока.

Организационный момент.

Приветствие:  

В светлу горницу войду,

Взглядом все тут обойду.

Сразу видно – эта хата

Мастерицами богата!

Здравствуйте, красавицы! Мне здесь очень нравится!

- Здравствуйте еще раз! Меня зовут, Ольга Вячеславовна. Сегодня я проведу у вас урок технологии. У вас на столах лежат стикеры, напишите на них свои имена и нам будет легче общаться. (слайд 3)

- Что требуется от вас?

Старание

Терпение

- Что ожидает вас?

Успех

Радость творчества

Приглашаю вас по дорожке сказочной в путь-дорогу дальнюю, в старину глубокую! А кого мы встретим на этой дороге, вы узнаете, ответив на мои вопросы.

У вас у каждого дома есть мягкие игрушки.

- Из чего они сделаны?

- Как вы думаете в те времена, времена наших прабабушек игрушки были такие же, как сейчас или другие? (Ответы детей: Другие)

А теперь отгадайте о  какой игрушке говорится в загадке?

Платья носит,

Есть не просит,

Всегда послушна,

Но с ней не скучно.

(Ответы детей: «Кукла»)

Волосы льняные,

В них ленточки цветные,

С лоскутков ее скрутила

В сарафанчик нарядила

Сарафанчик из сукна.

Догадались кто она?

(Ответы детей: «Кукла»)

II. Актуализация субъективного опыта.
Цель этапа: Актуализация субъектного опыта учащихся в решении проблемной ситуации.
Народная кукла – это игрушка или подружка? Подумайте, а потом ответите на поставленный вопрос. (Ответы детей)

III. Этап постановки целей и задач занятия (проблема – формулировка задачи)
Цели этапа:
развивать познавательный интерес к истории народного творчества, к истории русского народа; воспитать любовь к русской культуре и традициям.

- Давайте решим, что вы хотите узнать, чему научиться сегодня на уроке. (обучающиеся передают друг другу карточку «Я» и озвучивают свои цели): я хочу узнать русские традиции, я хочу научиться делать тряпичную куклу …)

Ответы учениц, постановка цели и задач (вывешиваются на доске)

IV. Этап изучения новых знаний и способов деятельности. (слайд 4)

Давайте заглянем в бабушкин сундучок и узнаем, какими они были. (Показ образцов) Из глубины веков пришли к нам традиции изготовления куклы, сделанной из лоскутков ткани, меха. Кукла из бабушкиного сундучка, даже в русских деревнях XX в.. Была самая распространенная.

Куклу мастерили к любому празднику, вкладывая в неё душу, старание и любовь. Выбрасывать её было грешным делом. Их хранили в сундуках и передавали из поколения в поколения. Поэтому в некоторых крестьянских семьях кукол насчитывалось до ста штук. Пока дети были маленькими, кукол им шили мамы, бабушки, старшие сестры. А с 5-6 лет девочки сами начинали «вертеть» простейших кукол. (слайд 5,6)

Куклы в древности служили обрядовым символом, им приписывали волшебные свойства: (слайд 7)

Символ продолжения рода

Символ плодородия и достатка

Куклы - обереги, им придавалось магическое значение: (слайд 8,9)

Символ защиты людей, жилья

Символ защиты от злых духов, смерти, болезни, несчастья

Еще одно новое слово «оберег». Обратимся опять к словарю.

«Оберег — предмет, обладающий способностью оберегать его владельца от разных бедствий»  (слайд 10)

Самодельные тряпичные куклы были безликими (т.е. без лица, души). По народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно оберегом. А по тому, как кукла была наряжена, судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Так, кто же она, народная кукла, просто игрушка или подруга, помощница и почему? (Ответы детей).

Сегодня, вы попробуете изготовить свою игрушку. Но перед началом работы, необходимо вспомнить какие, же ткани подходят для изготовления куклы.

Опрос : (см. Приложение 2)

Перед вами лежит лист – опросник в виде кроссворда. Давайте вместе его заполним.

Вопросы:

Назовите вид волокна растительного происхождения?

Как называется поперечная нить в ткани?

Что является сырьем для получения пряжи?

Как на Руси звали женщину, которая занималась прядением?

Назовите, как называется нить, идущая вдоль кромки?

Что получается в результате переплетения нитей?

Что получается в процессе прядения?

Ответы: 1.Хлопок 2. Уток 3. Волокно 4. Пряха 5. Долевая 6. Ткань 7. Пряжа

- Молодцы! А теперь обобщим.

Хлопок и лен это ткани, какого происхождения (животного или растительного)? (Ответы детей : Растительного)

(Слайд 11)

- Что является сырьем для получения х/б и льняных тканей?

(Ответы детей: Х/Б – хлопок (коробочка); Лен – лен – долгунец (стебель)

- Чтобы наша кукла получилась красочной нужно подобрать ткани определенной расцветки. Какими они бывают?

(Однотонные – гладкокрашеные и пестрые - с набивным рисунком).

Посмотрите, какое ключевое слово получилось у нас в кроссворде?

(Ответ детей: Кувадка)

Так называется кукла, которую мы сегодня будем изготавливать.

Был такой обряд «кувады», магия которого связывалась с таинством рождения ребенка. Отцу ребенка отводилась активная роль – он присутствовал при рождении и обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические обрядовые действия – «куваду». (слайд 12, 13)

К концу 19 в. Истоки обряда окончательно утратились и забылись, а куклы остались. Но направленность их магического действия изменилась: теперь они вывешивались над колыбелью после крещения младенца, все так, же оберегая его от неисчислимых козней злых духов. Эти куклы очень просты в изготовлении. Обычно в связке бывает от 3-5 кукол из разноцветной ткани, куколки заменяли погремушки. Для изготовления куклы Кувадки используют лоскутки яркой разноцветной ткани и надерганные из них нити.

V. Физкультминутка. (Смена вида деятельности).

VI. Практическая часть.

Цель этапа: Изготовить куклу своими руками.
Учиться работать с инструкционной картой.
Самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.

Мы познакомились с девичьими куклами. «Глаза боятся, а руки делают». Как вы понимаете эти слова?
(Ответ ученицы: нужно браться за работу, даже если сначала страшновато).
- Правильно!

А теперь приступим. Работать будете в паре, помогая друг другу. Проверим готовность к работе. (слайд 14)

У вас на столах лежат лоскутки тканей, тесьма, различного цвета нити, инструкционные карты, в которых определена технологическая последовательность выполнения куклы, а также инструменты (ножницы, иглы, булавки). (слайд 15,16) (см. Приложение 1)

Техника безопасности:

Прежде чем приступить к работе, давайте повторим технику безопасности. Посмотрите инструкцию и вспомните правила безопасной работы с ножницами. Карта - инструкция находится у вас на столе.

(см. Приложение 3)

VII. Вводный инструктаж.

Сейчас я попрошу вас всех подойти кок мне, я покажу вам последовательность выполнения работы. ( При объяснении делаю акценты по аккуратности выполнения работы, обращаю внимание на декоративную отделку изделия, показываю на образцах).

А сейчас можно приступить к практической работе.

(В качестве технологической карты по изготовлению куклы используются электронные слайды. Во время работы тихо звучит народная музыка)

Самостоятельная работа.
Целевые обходы учителя:

а) Контроль над правильностью выполнения задания.

б) Оказание помощи слабым ученикам.

Если останется время, и вы быстро справитесь с работой, вы можете добавить дополнительные элементы своей кукле или выполнить вторую куколку.

VIII. Текущий инструктаж.

Во время работы соблюдаем т/б, рабочее место, аккуратность, творчество, правильность выполнения работы.

IX. Самоанализ:

(по окончании работы проводиться выставка полученных работ, выполненные куклы сравниваются с историческим прототипом)

Девочки, давайте поставим наших красавиц в хоровод и посмотрим, что же у нас сегодня с вами получилось. (слайды 17-19)

Вот все куколки подружки.

Не похожи друг на дружку.

В сарафанах разных

Как они прекрасны!

Какая кукла на ваш взгляд самая красивая и аккуратная? (Самоанализ)

X. Подведение итогов.

Давайте сейчас повторим:

- Как вы думаете, ваша цель достигнута? - Что сегодня мы повторили на уроке? (Ответы детей)

- Что вы узнали сегодня нового на занятии? (Ответы детей)

- Какую народную куклу вы изготовили? (Куклу Кувадку)

- Испытывали ли вы трудности при ее изготовлении?

- Чему научились? (Ответы детей)

- Где вам это может пригодиться?  (Дети делятся впечатлениями.)

(На основе проведенной работы выставляются оценки. При выставлении оценок учитывается аккуратность выполнения куклы, правильность подбора материала, самостоятельность в решении образа, изюминка и фантазия, выполнение дополнительных элементов декора).

XI . Рефлексия:

Девочки, обратите внимание на эту куклу (кукла нарисована на картоне).

Кого она вам напоминает?

Давайте все вместе украсим её наряд. Перед вами лежат цветочки: красный и синий. Если вам понравилось занятие,  прикрепите на сарафан красный цветочек, если нет – то синий.

XII. Уборка рабочего места:

Вот закончился урок,

Все убрать нам нужно в срок,

Мусор быстро уберём

И все вещи соберём!

 – Сейчас я прошу вас убрать свое рабочее место.  (Уборка рабочих мест.)

Пришла пора всем куколкам

В дорогу собираться.

А с вами мне, красавицы

Пришла пора прощаться!

 Мелькают дни, летят года,

Века сменяются веками.

Но люди не забудут никогда,

Что сами рукотворно создавали!

 

Ресурсы.

Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: традиционные народные куклы. О. Я. Воробьева. –Волгоград: Учитель, 2009г.

Дайн Г.Л. Русская тряпичная кукла – Тверь: культура и традиции, 2007.-С 120

Русская тряпичная кукла. Галина и Мариня Дайн. Культура и традиции. 2008г.

Котова И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла.-С.П.: Паритет, 2003.-С.236

// http:// www. Screen.ru/galleru/Russian/5a.htm

 


 

Приложение 1.

Технологическая карта выполнения куклы-закрутки.


Сворачивание лоскутков ткани для изготовления куклы Кувадки.

Изготовление куклы Кувадки.

Приложение 2.

Приложение 3.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации