Разработка нетрадиционного урока по материаловедению для 5 класса «Применение различных хлопчатобумажных тканей при изготовлении куклы-закрутки»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПОДПОРОЖСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №8»
Разработка нетрадиционного урока по материаловедению для 5 класса.
Тема: Применение различных хлопчатобумажных тканей при изготовлении куклы-закрутки.
Подготовила : учитель первой
квалификационной категории
О.В.Розова
г. Подпорожье
2016г
Разработка нетрадиционного урока по материаловедению для 5 класса.
Тема: Применение различных хлопчатобумажных тканей при изготовлении куклы-закрутки.
Раздел: создание изделий из текстильных материалов.
Тип занятия: закрепление знаний по теме «Материаловедение».
Вид занятия: урок творчества.
Формы работы учащихся: работа в группах, просмотр, слушание, анализ, рассуждение, синтез.
Цель:
-закрепить знания учащихся о хлопчатобумажных и льняных тканях;
-дать информацию о русской народной игрушке и изготовить куколку – закрутку из хлопчатобумажных тканей.
Задачи:
Образовательная – расширять кругозор учащихся; ознакомить с различными видами кукол-закруток;
Развивающая – развивать мыслительные способности, умение анализировать и сопоставлять, интерес к русскому народному промыслу;
Воспитательная - содействовать воспитанию самостоятельности, творческой активности, способствовать развитию интереса к русскому народному творчеству, истории русского быта;
Практическая – научить выполнять куклу - закрутку.
Методы обучения:
Лабораторно-практический практикум, устное изложение нового материала с использованием презентация, беседа, демонстрация образцов изделий, показ трудовых приемов.
Оборудование и материалы:
Образцы и фотографии кукол-закруток; изображение русского народного костюма; образцы тканей; ткань для туловища 15х15 или 18х18 см; белая ткань для головы и блузки размером 15х15 или 18х18 см; куски ткани, тесьма, цветные нитки для оформления костюма; нитки хлопчатобумажные №20-40; иглы; вата, ватин, синтепон, клей ПВА.
Технические средства обучения – ПК, мультимедийный проектор.
Музыкальное сопровождение: народная музыка.
Форма занятия: Комбинированная
Межпредметные связи:
Русский язык и литература: умение пользоваться терминами.
История: умение пользоваться сведениями о народном костюме.
Рисование: правильный подбор цветов.
Технология: дизайн, исполнение работы.
ОБЖ: техника безопасности при работе с различными колющими и режущими предметами (ножницы, иголки и так далее).
Ожидаемые результаты.
Личностные результаты:
уметь осуществлять ценностную оценку и мотивацию к деятельности;
осуществлять совместную практическую деятельность;
анализировать свою деятельность;
слушать учителя.
Предметные результаты:
понимать предметную задачу урока и стремиться её выполнить;
осваивать способы работы с лоскутом;
применять полученные знания и умения в практической деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
определять с помощью учителя тему урока и собственную цель;
выявлять собственные затруднения;
находить способы выхода из затруднений;
организовывать свою деятельность;
контролировать и анализировать собственную деятельность.
Познавательные УУД:
искать подходящую информацию для достижения поставленной учебной проблемы;
конструировать новое знание;
применять знание на практике;
излагать свое мнение;
способность делать простейшие обобщения и выводы самостоятельно.
Коммуникативные УУД:
умение вести познавательный диалог по теме урока;
анализировать изделие;
уметь слышать товарища, не перебивать его;
уметь отстаивать свою позицию.
Структура урока:
I. Организационный момент:
- приветствие;
- проверка готовности к уроку;
- проверка присутствующих;
- сообщение темы и цели урока.
II. Теоретическая часть:
- рассказ о народной русской игрушке;
- объяснение различных свойств хлопчатобумажных и льняных тканей.
III. Практическая часть.
IV. Подведение итогов:
- анализ выполненных работ;
- оценка знаний учащихся.
V. Домашнее задание.
VI. Уборка рабочих мест.
VII. Рефлексия
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие:
В светлу горницу войду,
Взглядом все тут обойду.
Сразу видно – эта хата
Мастерицами богата!
Здравствуйте, красавицы! Мне здесь очень нравится!
- Здравствуйте еще раз! Меня зовут, Ольга Вячеславовна. Сегодня я проведу у вас урок технологии. У вас на столах лежат стикеры, напишите на них свои имена и нам будет легче общаться. (слайд 3)
- Что требуется от вас?
Старание
Терпение
- Что ожидает вас?
Успех
Радость творчества
Приглашаю вас по дорожке сказочной в путь-дорогу дальнюю, в старину глубокую! А кого мы встретим на этой дороге, вы узнаете, ответив на мои вопросы.
У вас у каждого дома есть мягкие игрушки.
- Из чего они сделаны?
- Как вы думаете в те времена, времена наших прабабушек игрушки были такие же, как сейчас или другие? (Ответы детей: Другие)
А теперь отгадайте о какой игрушке говорится в загадке?
Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно.
(Ответы детей: «Кукла»)
Волосы льняные,
В них ленточки цветные,
С лоскутков ее скрутила
В сарафанчик нарядила
Сарафанчик из сукна.
Догадались кто она?
(Ответы детей: «Кукла»)
II. Актуализация субъективного опыта.
Цель этапа: Актуализация субъектного опыта учащихся в решении проблемной ситуации.
Народная кукла – это игрушка или подружка? Подумайте, а потом ответите на поставленный вопрос. (Ответы детей)
III. Этап постановки целей и задач занятия (проблема – формулировка задачи)
Цели этапа:
развивать познавательный интерес к истории народного творчества, к истории русского народа; воспитать любовь к русской культуре и традициям.
- Давайте решим, что вы хотите узнать, чему научиться сегодня на уроке. (обучающиеся передают друг другу карточку «Я» и озвучивают свои цели): я хочу узнать русские традиции, я хочу научиться делать тряпичную куклу …)
Ответы учениц, постановка цели и задач (вывешиваются на доске)
IV. Этап изучения новых знаний и способов деятельности. (слайд 4)
Давайте заглянем в бабушкин сундучок и узнаем, какими они были. (Показ образцов) Из глубины веков пришли к нам традиции изготовления куклы, сделанной из лоскутков ткани, меха. Кукла из бабушкиного сундучка, даже в русских деревнях XX в.. Была самая распространенная.
Куклу мастерили к любому празднику, вкладывая в неё душу, старание и любовь. Выбрасывать её было грешным делом. Их хранили в сундуках и передавали из поколения в поколения. Поэтому в некоторых крестьянских семьях кукол насчитывалось до ста штук. Пока дети были маленькими, кукол им шили мамы, бабушки, старшие сестры. А с 5-6 лет девочки сами начинали «вертеть» простейших кукол. (слайд 5,6)
Куклы в древности служили обрядовым символом, им приписывали волшебные свойства: (слайд 7)
Символ продолжения рода
Символ плодородия и достатка
Куклы - обереги, им придавалось магическое значение: (слайд 8,9)
Символ защиты людей, жилья
Символ защиты от злых духов, смерти, болезни, несчастья
Еще одно новое слово «оберег». Обратимся опять к словарю.
«Оберег — предмет, обладающий способностью оберегать его владельца от разных бедствий» (слайд 10)
Самодельные тряпичные куклы были безликими (т.е. без лица, души). По народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно оберегом. А по тому, как кукла была наряжена, судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Так, кто же она, народная кукла, просто игрушка или подруга, помощница и почему? (Ответы детей).
Сегодня, вы попробуете изготовить свою игрушку. Но перед началом работы, необходимо вспомнить какие, же ткани подходят для изготовления куклы.
Опрос : (см. Приложение 2)
Перед вами лежит лист – опросник в виде кроссворда. Давайте вместе его заполним.
Вопросы:
Назовите вид волокна растительного происхождения?
Как называется поперечная нить в ткани?
Что является сырьем для получения пряжи?
Как на Руси звали женщину, которая занималась прядением?
Назовите, как называется нить, идущая вдоль кромки?
Что получается в результате переплетения нитей?
Что получается в процессе прядения?
Ответы: 1.Хлопок 2. Уток 3. Волокно 4. Пряха 5. Долевая 6. Ткань 7. Пряжа
- Молодцы! А теперь обобщим.
Хлопок и лен это ткани, какого происхождения (животного или растительного)? (Ответы детей : Растительного)
(Слайд 11)
- Что является сырьем для получения х/б и льняных тканей?
(Ответы детей: Х/Б – хлопок (коробочка); Лен – лен – долгунец (стебель)
- Чтобы наша кукла получилась красочной нужно подобрать ткани определенной расцветки. Какими они бывают?
(Однотонные – гладкокрашеные и пестрые - с набивным рисунком).
Посмотрите, какое ключевое слово получилось у нас в кроссворде?
(Ответ детей: Кувадка)
Так называется кукла, которую мы сегодня будем изготавливать.
Был такой обряд «кувады», магия которого связывалась с таинством рождения ребенка. Отцу ребенка отводилась активная роль – он присутствовал при рождении и обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические обрядовые действия – «куваду». (слайд 12, 13)
К концу 19 в. Истоки обряда окончательно утратились и забылись, а куклы остались. Но направленность их магического действия изменилась: теперь они вывешивались над колыбелью после крещения младенца, все так, же оберегая его от неисчислимых козней злых духов. Эти куклы очень просты в изготовлении. Обычно в связке бывает от 3-5 кукол из разноцветной ткани, куколки заменяли погремушки. Для изготовления куклы Кувадки используют лоскутки яркой разноцветной ткани и надерганные из них нити.
V. Физкультминутка. (Смена вида деятельности).
VI. Практическая часть.
Цель этапа: Изготовить куклу своими руками.
Учиться работать с инструкционной картой.
Самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.
Мы познакомились с девичьими куклами. «Глаза боятся, а руки делают». Как вы понимаете эти слова?
(Ответ ученицы: нужно браться за работу, даже если сначала страшновато).
- Правильно!
А теперь приступим. Работать будете в паре, помогая друг другу. Проверим готовность к работе. (слайд 14)
У вас на столах лежат лоскутки тканей, тесьма, различного цвета нити, инструкционные карты, в которых определена технологическая последовательность выполнения куклы, а также инструменты (ножницы, иглы, булавки). (слайд 15,16) (см. Приложение 1)
Техника безопасности:
Прежде чем приступить к работе, давайте повторим технику безопасности. Посмотрите инструкцию и вспомните правила безопасной работы с ножницами. Карта - инструкция находится у вас на столе.
(см. Приложение 3)
VII. Вводный инструктаж.
Сейчас я попрошу вас всех подойти кок мне, я покажу вам последовательность выполнения работы. ( При объяснении делаю акценты по аккуратности выполнения работы, обращаю внимание на декоративную отделку изделия, показываю на образцах).
А сейчас можно приступить к практической работе.
(В качестве технологической карты по изготовлению куклы используются электронные слайды. Во время работы тихо звучит народная музыка)
Самостоятельная работа.
Целевые обходы учителя:
а) Контроль над правильностью выполнения задания.
б) Оказание помощи слабым ученикам.
Если останется время, и вы быстро справитесь с работой, вы можете добавить дополнительные элементы своей кукле или выполнить вторую куколку.
VIII. Текущий инструктаж.
Во время работы соблюдаем т/б, рабочее место, аккуратность, творчество, правильность выполнения работы.
IX. Самоанализ:
(по окончании работы проводиться выставка полученных работ, выполненные куклы сравниваются с историческим прототипом)
– Девочки, давайте поставим наших красавиц в хоровод и посмотрим, что же у нас сегодня с вами получилось. (слайды 17-19)
Вот все куколки подружки.
Не похожи друг на дружку.
В сарафанах разных
Как они прекрасны!
Какая кукла на ваш взгляд самая красивая и аккуратная? (Самоанализ)
X. Подведение итогов.
Давайте сейчас повторим:
- Как вы думаете, ваша цель достигнута? - Что сегодня мы повторили на уроке? (Ответы детей)
- Что вы узнали сегодня нового на занятии? (Ответы детей)
- Какую народную куклу вы изготовили? (Куклу Кувадку)
- Испытывали ли вы трудности при ее изготовлении?
- Чему научились? (Ответы детей)
- Где вам это может пригодиться? (Дети делятся впечатлениями.)
(На основе проведенной работы выставляются оценки. При выставлении оценок учитывается аккуратность выполнения куклы, правильность подбора материала, самостоятельность в решении образа, изюминка и фантазия, выполнение дополнительных элементов декора).
XI . Рефлексия:
– Девочки, обратите внимание на эту куклу (кукла нарисована на картоне).
– Кого она вам напоминает?
Давайте все вместе украсим её наряд. Перед вами лежат цветочки: красный и синий. Если вам понравилось занятие, прикрепите на сарафан красный цветочек, если нет – то синий.
XII. Уборка рабочего места:
Вот закончился урок,
Все убрать нам нужно в срок,
Мусор быстро уберём
И все вещи соберём!
– Сейчас я прошу вас убрать свое рабочее место. (Уборка рабочих мест.)
Пришла пора всем куколкам
В дорогу собираться.
А с вами мне, красавицы
Пришла пора прощаться!
Мелькают дни, летят года,
Века сменяются веками.
Но люди не забудут никогда,
Что сами рукотворно создавали!
Ресурсы.
Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: традиционные народные куклы. О. Я. Воробьева. –Волгоград: Учитель, 2009г.
Дайн Г.Л. Русская тряпичная кукла – Тверь: культура и традиции, 2007.-С 120
Русская тряпичная кукла. Галина и Мариня Дайн. Культура и традиции. 2008г.
Котова И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла.-С.П.: Паритет, 2003.-С.236
// http:// www. Screen.ru/galleru/Russian/5a.htm
Приложение 1.
Технологическая карта выполнения куклы-закрутки.
Сворачивание лоскутков ткани для изготовления куклы Кувадки.
Изготовление куклы Кувадки.
Приложение 2.
Приложение 3.