Методическая разработка «Разработка новых форм, методов и средств обучения и воспитания»

7
0
Материал опубликован 16 February 2023 в группе
Разработка новых форм, методов и средств
обучения и воспитания

Инновационные процессы в системе образования свидетельствуют о качественно новом этапе развития научно-педагогического творчества. Характерной тенденцией этого этапа является ликвидация разрыва между процессами создания педагогических новшеств и процессами их восприятия, адекватного оценивания, освоения и реализации, а также устранение стихийности этих процессов и возможность, даже необходимость, разумного и осмысленного управления ими. Инновационность не есть и не может быть самоцелью в педагогической практике. Ее главной задачей является оптимизация учебно-воспитательного процесса в школе и профессиональном образовании, его адекватность условиям и тенденциям развития современного мира. Это обуславливает появление новых и уточнение уже используемых педагогических форм, методов и средств разных уровней и разной целевой направленности, ориентированное на реализацию современных концепций образования и воспитания.

В настоящее время приоритетной задачей образования является развитие личности обучающегося1, в отличие от традиционного обучения акцент с вопроса передачи знаний, умений и навыков перенесен на формирование и развитие важнейших её качеств. Требования к знаниям обучаемого до недавнего времени носили предметный характер, категории «знает», «умеет», «владеет» не всегда отражали основную направленность педагогической профессии. Требования к умениям также носили расплывчатый характер.

Деятельностно - ориентированный процесс обучения означает переход от преимущественно информативных к активным формам и методам обучения с включением элементов проблемности, исследовательского поиска, широкого использования самостоятельной работы обучаемых. С помощью активного обучения «школа памяти» с установкой на запоминание уступает место «школе мышления», исследовательскому подходу к усвоению теории, профессиональной и социальной практике.

Использование активных форм и методов обучения предполагает введение в содержание учебного процесса заданий, которые активизировали бы мыслительные процессы, закрепляли умения оперировать теоретическими знаниями в практических ситуациях, пользоваться ими при решении познавательных задач. Опыт показывает, что система специально подобранных упражнений по анализу фактов и явлений, направленных на выработку умений мыслить и действовать неизбежно приводит к выработке главного универсального умения, обеспечивающего успех в познавательной деятельности – умения решать познавательные задачи. Но решению познавательных задач надо обучать специально. Это предполагает формирование умений самостоятельно анализировать явления, т.е. расчленять явление на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления), умений осмысливать каждую часть в связи с целым и взаимодействии с ведущими сторонами, находить идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления, умений диагностировать явление, т.е. определять, к какой категории понятий относится явление в целом. На основании этого обучаемые учатся находить основную педагогическую задачу и способы оптимального ее решения.

Изменение позиции индивидов из пассивно воспринимающих и механически воспроизводящих учебную информацию в активных участников учебного процесса обеспечивает прочность знаний и выработку умений. Познавательные задачи актуализируют не только предметно-содержательную сторону мышления, но и мотивационную (интересы, потребности, возможности обучаемых), что обеспечивает развитие устойчивого познавательного интереса, помогает раскрыть интеллектуальный и творческий потенциал личности.

Использование активных методов обучения, в частности, решение задач, устанавливает тесную органическую связь между изучаемой теорией и практикой ее применения. Это дает возможность преобразовывать и синтезировать знания, полученные при изучении отдельных теоретических дисциплин, перевести их на язык практических действий, практических ситуаций, т.е. стать средством решения реальных практических задач. Осмысливая познавательную ситуацию, учащийся не механически применяет к ней законы и категории, а выражает свое отношение к ней. В отличие от реальной практики, при работе с задачами, моделями у обучаемых значительно снижается и субъективная тревожность за возможные ошибки. Это практически исключат метод «проб и ошибок» на детях, так как процесс решения учебных задач проходит при прямом участии и контроле педагога, который осуществляет оперативную коррекцию и оценку принимаемых решений, что дает возможность приобрести позитивный опыт поведения в различных учебных ситуациях.

За последнее десятилетие широкое применение в зарубежной образовательной практике получил метод коучинга, который принес хорошие результаты в сферах бизнеса и спорта.

Коучинг – это процесс, способствующий реализации обучения и развития, усовершенствованию компетентности и профессиональных навыков обучающегося. Для достижения успеха преподавателю, применяющему коучинг в обучении (коучу), необходимо знать и понимать как сам процесс, так и все разнообразие стилей, навыков и технологий, соответствующих тому контексту, в котором он применяется.

Коучинг может быть реализован только тогда, когда обучающийся приходит к осознанию насущной потребности в улучшении своей учебной деятельности. Коуч призван помогать учащемуся развивать это осознание, поскольку он не может ничему научить кого-либо, прежде чем тот сам этого не захочет.

Первым этапом выработки ответственности обучающегося за конечные результаты является планирование процесса коучинга. С этой целью составляется план личного развития для каждого учащегося, который должен отвечать на следующие ключевые вопросы: - Чего именно необходимо достигнуть? - Как это будет происходить? - Где это будет происходить? - Когда этот процесс начнется и когда завершится? - Кто будет вовлечен в этот процесс? - С кем необходимо согласовать этот план?

Цель коучинга – помочь учащемуся учиться и поддержать их намерение самостоятельно проводить обучение, чтобы они могли максимизировать свой потенциал, улучшить выполнение своих учебных обязанностей и достичь желаемого идеала как в личностном, так и в профессиональном плане. Периодически коуч и ученик проводят мониторинг, т. е. регулярную проверку процесса реализации ПЛР учащегося.

В течение всех коучинговых сессий происходит постоянная оценка и анализ деятельности, а также все время устанавливаются и переустанавливаются сроки и кратковременные цели с учетом достигаемого прогресса. Для учащегося очень важно признание его успехов и достижений. Ученик должен чувствовать, что коуч уверен в его способностях, а также, что он может задавать коучу любые интересующие его вопросы. Это значит, что коуч не должен ставить себя в положение физической или интеллектуальной недосягаемости для ученика. Честность, доверие, эмпатия и уважение – вот ключевые слова любого коучингового партнерства. Стили коучинга строятся в континууме, на одном конце которого находятся ситуации, в которых ученик совершенно неопытен, а на другом – где он обладает значительными навыками и опытом. На современном этапе каждый преподаватель должен владеть мастерством коуча, поскольку его применение при обучении позволит учащимся почувствовать уверенность в себе и воспитать способность к самообучению, что приводит к интенсивному развитию интеллекта.

Эффективной формой обучения и воспитания, позволяющих учащимся плодотворно развивать познавательную самостоятельность и коммуникативные умения, является проектное обучение. Технология проектного обучения ориентирована не только на интеграцию фактических знаний, но и на их применение и приобретение новых. Смысл проектного обучения состоит в том, что учащиеся (индивидуально или по группам) в процессе работы над образовательным проектом за определенное время выполняют познавательную, исследовательскую работу на заданную тему, постигают реальные процессы, факты, явления. Задача учащихся при этом — получить новый продукт, решить научную, техническую или иную проблему.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения, системное мышление.

При выполнении образовательных проектов у учащихся проявляются следующие качества личности: креативные качества, необходимые в процессе познания внешнего мира (вдохновение, эмоциональный подъем в творческих ситуациях, ассоциативность, воображение, фантазия, мечтательность, чувство новизны и необычного, инициативность, изобретательность, смекалка, способность к генерации идей, раскованность мыслей, проницательность, умение вести диалог с изучаемым объектом и выбирать методы познания, адекватные избранному объекту); когнитивные качества (умение видеть и слышать, работоспособность, энергичность, вдумчивость, сообразительность, пытливость, проницательность, умение задавать вопросы, видеть противоречие, формулировать проблемы и гипотезы, делать выводы и обобщения); оргдеятельностные качества (знание учащимися своих индивидуальных особенностей, черт характера, осознание и умение ставить учебную цель в заданной области знаний или деятельности, составить план ее достижения, выполнить намеченный план, исходя из своих индивидуальных возможностей, получить и осознать результат).

Внедрение информационных технологий в учебный процесс оказало существенное влияние на его организа­цию. Особенности организации умственного труда с применением компьютера заключаются в том, что данное орудие учебной деятельности вызывает к действительности новые функции, видоизменяет протекание психических процессов познавательной деятельности обучающегося, существенно увеличивает их интенсивность, перестраивает последовательность функций и тем самым всю структуру учебного труда учащегося. При этом включение компьютера в учебное занятие предполагает работу с электронными средствами, к которым относятся все программные средства и системы, специально разработанные или адапти­ро­ван­ные для применения в обучении. Так, на основе применения компьютера и сети Интернет появились новые методы и формы обучения и воспитания, значительно повышающее их эффективность: чат-занятия, виртуальные экскурсии, лекции-визуализации, дистанционное обучение, вебинары, электронные консультации и конференции и пр.

Опыт внедрения вышеперечисленных форм, методов и средств обучения и воспитания в педагогический процесс ГБПОУ «Московское средне-специальное училище Олимпийского резерва №1» подтвердил их эффективность.

Литература

Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия)/ В.П. Беспалько. – М., 2002.

Загвязинский В. И. Теория обучения. Современная интерпретация / В. И. Загвязинский. – М., 2004.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед кадров/ Е. С. Полат и др. – М., 2001.

1 Под учащимися в контексте данной работы мы понимаем учащихся старших классов и студентов колледжей

7


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.