Разработка проекта на тему «Корни народного зодчества на Севере»

7
0
Материал опубликован 15 May 2023

ГБОУ АО «Шенкурская СКОШИ»















Проект

«Корни народного зодчества»







Выполнила:

Колосова Т.Е.,

Учитель географии












г.Шенкурск

2023 год

Оглавление стр.

1.Введение 3

2.Основная часть 4

2.1. Русский Северный дом-двор, семейный уклад. 4

2.2 Типы крестьянских изб . 6

2.3 Разнообразие оформления изб . 7

2.4 Музей деревянного зодчества «Малые Корелы» . 8

3. Заключение. 9

4. Библиографический список . 10



























1.Введение

Сколько прекрасных образцов деревянной архитектуры оставили нам предки ! Талант русского народа, присущие ему чувства прекрасного и гармонии позволили создать глубоко самобытные произведения, способствовали подъёму и расцвету высокого искус-

ства народной архитектуры. Наша малая родина не исключение.

Хочется больше узнать о корнях народного зодчества, о русской северной избе, семейном

укладе, раскрыть причины зарождения обычаев и традиций. Для чего?

Ответить можно словами народного мастера из г. Вельска Е.М.Дружинина: « Дом не стоит без фундамента , дерево не растёт с порубленным корнем, человек не может жить без основы . Сердцевинка должна быть в нём. А это прошлое наше и светлая память о нём; народные обычаи и устои семейные; родной дом. Верно в народе говорят: «Только дурная птица своё гнездо не бережёт. Если вдуматься, только тем и можно жить по-хорошему, по-людски.»


Цель работы: расширение знаний о творчестве наших предков, о северном деревянном зодчестве.


Задачи: 1. Найти, познакомиться и проанализировать литературу по данной теме в

в библиотеке и краеведческом музее.

2. Сделать свою иллюстрацию северного крестьянского дома.

3.В практической работе познакомиться с секретами мастерства плотников-

поморов (бумажная пластика), заготовить «строительный лес» (изготовление

трубочек-брёвнышек из бумаги ), сконструировать северную избу ,применить

декоративные элементы оформления жилища.


Методика работы. Основные источники данных:

- литература из детской библиотеки

- материалы из районного краеведческого музея

- материалы собственных исследований автора


Методы исследования:

- анализ библиографических материалов

- беседа с работниками краеведческого музея

- практическая творческая работа.

2.Основная часть:

2.1 Русский Северный дом – двор, семейный уклад.

t1684149902aa.jpg

Сильнее бурь, сильнее всякой воли Любовь к своим овинам у жнивья, Любовь к тебе, изба, в лазурном поле. . Н.Рубцов




Корни народного зодчества следует искать в тех далёких временах , когда основным

строительным материалом было дерево.

Сколько труда и изобретательности понадобилось нашим предкам, прежде чем сложились типы зданий, была выработана определённая строительная техника, прежде чем появились шедевры мирового деревянного зодчества! Началось с малого, самого необходимого – с жилья, с дома.


Эти ветшающие избы, ветряные мельницы, овины, амбары, рубленные из толстых брёвен мост), стали для нас главным, если не единственным источником информации о традиционном укладе северного крестьянства, о его духовном мире и художественных устремлениях, о национальной культуре в целом.



t1684149902ab.jpg


Село было основной жилой и промысловой ячейкой. Только вместе можно выжить в условиях непрекращающейся борьбы с суровой северной природой.






t1684149902ac.jpg


Известный исследователь Севера, архитектор Д. Милеев говорил: «Как все здесь цельно, лишено вычурности, как всё высокохудожественно и стильно, красиво!»

На Севере плотницкое искусство было делом всенародным. Северный дом – пример народной «архитектуры без архитектора». Строителем в большинстве случаев был сам хозяин.




Уже в выборе места для её построения предок наш был весьма требовательным – и в практическом и в эстетическом смыслах. Старались строиться, главным образом, по берегам рек, что обеспечивало общение, транспорт, поливку огородов, рыбий промысел и широту горизонта, вид.

t1684149902ad.jpg


Подсобные надстройки – амбары, погреб, хлев, сарай – на севере были под одной крышей.






Северная изба – своеобразный «микромир», защищавший человека в холодные долгие зимы. Изба – оазис уюта, защищённости, тепла, радости, веселья среди белой, на зиму замёрзшей природы.


Городские жители, испокон веков на лето снимали избы. И кто хоть пару недель жил в избе, вспоминает об этом с благодарностью и восторгом потом всю жизнь.



2.2. Типы крестьянских изб.

Строили широко, с удалым русским размахом. Земли много, лес под рукой, да и рабочих рук не занимать. (Семьи большие были, дружные). Избы строили большие, массивные, уютные, добротные. Иногда в один этаж, иногда – в два. Стоит такая изба, обратившись «лицом» к проезжей дороге, к реке или озеру, поблескивает на солнце высоко поднятыми над землёй окнами. Обширное крыльцо радушно манит к себе добрых гостей; смотреть на избу весело и радостно. Не изба – дворец, хоромы светлые! Под одним кровом жили одной семьёй деды, отцы, сыновья и внуки.

Типы крестьянских изб.

t1684149902ae.pngt1684149902af.png

Брус Кошель




t1684149902ag.png

Глаголь







2.3 Разнообразие оформления изб.

На Руси каждый крестьянин был дружен с топором и мог без посторонней помощи за лето поставить сруб будущей избы. И поскольку в душе плотника уживались и строитель и художник, он всегда заботился, чтобы жилище было не только прочным, тёплым и удобным, но ещё и обязательно и красивым.

Разнообразию оформления изб нет конца. Сказочность украшений не случайна. В старые времена все эти кружочки, ломаные линии, конёк символизировали молитву, охраняли от проникновения злых сил, были «оберегами».



Аt1684149902ah.jpg что такое курная изба?









Такие избы отапливаются по-чёрному, строились в бесконечно далёкие имена. Дым из печки в таких избах выходит прямо в жилое помещение и, расстилаясь по потолку, вытягивается в особое отверстие – дымник.


Наверно, в такой избе темно и грязно, повсюду сажа и копоть?

Ничего похожего здесь нет! Всё, что находится выше воронцов, блещет чистотой, обычной для всех изб. Более того, на чистом столе – белая вышитая скатерть, на стенах – вышитые полотенца, в красном углу – иконы.

Как же так?

Дt1684149902ai.png ым, расстилаясь по потолку, опускается до определённого уровня, и есть чёткая граница между чистой и закопчённой частью стены. По этой границе проходят широкие полки – «воронцы», очень чётко и, можно сказать, архитектурно отделяющие светлый и читсый интерьер избы от её чёрного.

2.4 Малые Корелы.

В 25 км от Архангельска находится музей деревянного зодчества Малые Корелы.

Посмотришь, что ни изба – свой облик, свой характер. Конечно, привычные архитектурные формы, строительные приёмы передавались из поколения в поколение, но, применяя их, каждый плотник непременно вносил что-то своё, особенное.

Русь моя веками не старела,

И тому порукой назову

У деревни Малые Корелы

Северную сказку наяву.


Глянь на всё влюблёнными глазами,

Верностью сыновей обуян,

Что ни дом – то древнее сказанье!

Что ни храм – то летопись славян!


На холмах, как сказочные птицы,

Мельницы – в единый взмах крыла.

Можно ли по-русски не гордиться

Удалью святого ремесла!


Так и видишь: пахарь в чистом поле,

А на лодье – бородач помор.

И всему народному – раздолье!

И всему душевному – простор!


В капле море…

Сердце загорелось

Всем, что вижу в солнечном краю.

Как не славить Малые Корелы –

Северную родину мою!


Чтобы сердце долго не старело

Мы спешим сюда из разных мест,

В гости к вам, Великие Корелы, -

Северное чудо из чудес.

Заключение

Сколько труда и изобретательности понадобилось нашим предкам, прежде чем сложились типы зданий, была выработана определённая строительная техника, прежде чем появились шедевры мирового деревянного зодчества!

На Севере плотницкое искусство было делом всенародным. Именно поэтому традиционный дом является сегодня наиболее ярким примером народной «архитектуры без архитектора». Многовековой опыт, накопленный при строительстве деревянных сооружений, как-то обобщался и регламентировался правилами и расчётами, содержание которых до нас не дошло.



























Библиографический список:

1.Е.Ф. Богданов, Ю.И. Колмаков. Архангельск. Фрагменты истории. Северо - Западное книжное издательство. 1984. 327 стр.

2. М. Белошеева, Н.Власихина Архангельский музей деревянного зодчества Издательство «Советская Россия»

3.А. Миловский Скачи, добрый единорог. Москва. Детская литература, 1986, 190 стр.

4. Н.И. Рогозина, О.Т. Попова, О.М. Смирнова , Бабушкины уроки Архангельский областной институт переподготовки и повышения квалификации работников образования 1997, 239 стр.

5. Б.В. Гнедовский Заповедный Север, Издательство «Северная Россия» 1987 243 стр.

6.Краткая историческая справка о строительстве русской северной избы, подготовленная работником музея Дунаевой К.И.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.