12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Биличенко Наталья Петровна337
Школьный психолог
Украина, Донецкая область

РАЗРАБОТКА РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

«ПРОФИЛАКТИКА КУРЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ»

Автор:

Биличенко Наталья Петровна,

школьный психолог,

г.Шахтёрск, Донецкая обл.

Класс: 11

Цели: выяснить причины курения старшеклассников, ознакомить с возможными мерами поддержки в конфликтной ситуации, укрепления здоровья детей со стороны родителей, мероприятиями по профилактике курения среди обучающихся; принять и реализовать данные меры поддержки.

Задачи:

создать эмоциональный настрой на совместную работу, атмосферу плодотворного сотрудничества родителей, приглашенных специалистов и классного руководителя;

изучить актуальность темы для учащихся и их родителей;

ознакомить родителей с основными направлениями деятельности по профилактике вредных привычек на этапе окончания школы.

Форма проведения: круглый стол с элементами тренинга (1 час).

Участники: родители обучающихся, классный руководитель, школьный психолог, школьная медсестра.

Подготовительный этап:

I. Онлайн-опрос обучающихся «Профилактика курения».

II. Подготовка памятки для родителей.

III. Изучение ожиданий 11-классников от окружающего мира и осознание себя в нём. Мини-сочинения «Мой мир через 10 лет».

Оформление помещения, оборудование и инвентарь:

1. Столы расставлены по кругу, на столах визитки родителей, подготовленные заранее детьми и классным руководителем.

2. На классной доске плакаты по теме.

3. На столах чистые листочки для записей разного цвета, ручки, конверты с мини-сочинениями, памятки, «Лист отзывов».

4. Мультимедийный экран, ноутбук.

ХОД СОБРАНИЯ

I. Вступительное слово классного руководителя (2 мин)

(Классный руководитель объявляет тему собрания, объясняет ее актуальность, ставит вопросы, которые предстоит решить в процессе совместной работы.)

Классный руководитель: Уважаемые родители, сегодняшняя встреча посвящена теме взаимодействия семьи и школы в вопросах профилактики вредных привычек, в частности курения.

Сколько раз вы говорите своим детям, что курить вредно? Как часто вы говорите, что пить не нужно? Но помогает ли это? Достаточно ли того, чтобы вам сказали, что курить вредно, для того, чтобы вы отказались от курения? Зная сегодняшнюю молодёжь, ответим: нет! Да нам и самим порою трудно отказаться от сладкого, хотя прекрасно знаем о лишних килограммах.

На пачках сигарет сегодня пишут много разнообразных предупреждений: «Курение вызывает рак лёгких», «Курильщики умирают молодыми» и т.д. Однако количество курильщиков совсем не уменьшается. В чем же проблема? Что должно измениться, чтобы молодёжь отказалась от вредных привычек?

II. Круглый стол для родителей (30 мин)

Классный руководитель. Для этого мы организовали круглый стол, где попытаемся разобраться в этой проблеме, а также постараемся найти пути её решения.

1 задание (5 мин): перед вами листочки розового цвета для записей, укажите на них 2-3 причины, почему ваш сын (дочь) могли (или могли бы) начать курить.

Прочтите их вслух по очереди. (Реклама, за компанию, модно, в семье все курят, хочет выделиться и др.)

Итак, вся проблема в том, что нам в основном нравится то, что мы делаем. Съел пирожное – заел стресс. Закурил, и в голове лёгкое головокружение. Выпил – головокружение ещё дольше… Зачем думать о последствиях? Зачем думать о будущем? Ведь мы живём сегодня!

Вы не представляете, как трудно было нашим одиннадцатиклассникам писать мини-сочинение о своём будущем: «а что писать», «а о чём писать», «да откуда мне знать», «зачем мне это надо». Уже на подсознательном уровне дети не хотят задумываться о своей дальнейшей судьбе.

2 задание (5 мин): У вас на столах в конвертах сочинения ваших детей, ознакомьтесь, пожалуйста.

Скажите, какая основная мысль прослеживается в их записях? (Будут успешными, создадут семью, карьерный рост, прибыльный бизнес и др.)

Для всего того, что написали ребята, нужны средства. И одним из самых мощных мотивов бросить курить считается материальный. Подсчитайте на листочке жёлтого цвета, сколько пачек сигарет надо курильщику в день. Укажите среднюю цену за 1 пачку. Сколько потратит курильщик в месяц на сигареты? А после выкуренной сигареты молодые люди обычно берут жевательную резинку или леденцы, чтобы перебить табачный запах. Это дополнительные расходы. Подскажите, какая сумма расходов на курение получается в год. Что можно приобрести на эту сумму? (Ответы родителей)

3 задание (5 мин): Но и этого мотива оказывается недостаточно. Для выполнения следующего нашего задания нам понадобятся ответы детей на онлайн-опрос. (Размещение результатов опроса на экране, проработка каждого пункта)

На листочках голубого цвета поставьте себе честную оценку по 5-бальной шкале, насколько вы сами были осведомлены в данных вопросах.

Выступление школьной медсестры (с использованием иллюстраций на доске или на экране) (3 мин).

Курение подростков вызывает тревогу по нескольким причинам:

во-первых, те, кто начал ежедневно курить в подростковом возрасте, курят всю жизнь;

во-вторых, курение повышает риск развития хронических заболеваний (заболевание сердца, рак, эмфизема лёгких);

в-третьих, хотя хронические заболевания, связанные с курением, обычно появляются только в зрелом возрасте, подростки-курильщики чаще страдают от кашля, дисфункции дыхательных путей, образования мокроты, одышки и других респираторных симптомов.

Школьники ввиду того, что мало заботятся о своём здоровье, не могут в силу незрелости оценить всю тяжесть последствий курения. Для школьника срок в 10-15 лет (когда появятся симптомы заболеваний) кажется чем-то очень далёким, и он живёт сегодняшним днём, будучи уверенным, что бросит курить в любой момент. Однако бросить курить не так легко, об этом можете спросить любого курильщика.

Частое и систематическое курение у подростков истощает нервные клетки, вызывая преждевременное утомление и снижение активирующей способности мозга при решении задач логико-информационного типа. При курении у подростка происходит патология зрительной коры. 

Курение нарушает нормальный режим труда и отдыха, особенно у курящих подростков, не только из-за действия никотина на центральную нервную систему, но и в силу желания закурить, появляющегося во время занятий. В этом случае внимание ученика полностью переключается на мысль о табаке. Курение снижает эффективность восприятия и заучивания учебного материала, уменьшает точность вычисленных операций, снижает объём памяти. Курящие подростки не отдыхают на перемене, как все другие, так как сразу после урока устремляются найти  место, где бы можно было в облаках табачного дыма  и разного рода вредных испарений удовлетворить свою потребность в никотине.

Живущие в накуренных помещениях дети гораздо чаще страдают заболеваниями органов дыхания. Если родители курят, то дети в первые годы жизни будут в значительной степени чаще болеть бронхитом, а также пневмонией, кроме этого, увеличивается риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний.

Мы рассказываем обучающимся, что если курить хотя бы время от времени, то начинает развиваться стойкое пристрастие к курению, так как никотин постепенно начинает включаться в процессы обмена веществ. Он становится необходимым человеческому организму. Если же некурящий человек неожиданно получит большую дозу никотина, то это даже может привести его к смерти. Подобные случаи имели место в мировой истории.

Приводим примеры, что один из крупнейших русских фармакологов Н. П. Кравков описал смерть молодого человека, который впервые в жизни выкурил большую сигару. А во Франции в Ницце проводился конкурс «Кто больше выкурит?». В итоге победили два человека, которые выкурили по 60 сигарет. Им это стоило жизни. Остальные же участники этого соревнования получили тяжелые отравления и попали в больницу.

Очень много говорится о вреде курения. Однако беспокойство ученых и врачей растет, так как пока что многие люди не считают курение вредным для своего здоровья. Тем не менее, курение — это не безобидное занятие, которое можно бросить без каких-либо усилий. Это самая настоящая наркомания. Ее опасность тем более сильна, что многие люди не воспринимают ее всерьез.


Классный руководитель (2 мин): Уважаемые родители! Запишите, пожалуйста, одним предложением главную мысль вышесказанного и вами услышанного.

Не секрет, что курение является зависимостью, которая вынуждает человека искать любое оправдание своего страстного желания. Со стороны школьного Актива, администрации, педагогов предпринимаются меры по недопущению и порицанию фактов курения на территории школы и в общественных местах. Проводятся рейды-проверки «Активная перемена», вывешены плакаты по теме, распространяются буклеты, проводятся классные часы, индивидуальные разъяснительные беседы с обучающимися.

Поделитесь, пожалуйста, своим опытом, знаниями об эффективных мерах воздействия на курящего подростка.


Выступление родителей и обсуждение (10 мин).

(Выводы делают родители, помогает им классный руководитель. Выводы оформляются в решении собрания.)

III. Ролевая игра (20 мин)

Школьный психолог. Выступление (3 мин)

Дети считают, что при помощи сигареты они могут стать сильнее или смогут казаться сильными и смелыми, так как курение – это еще и «пропуск» в определенную компанию подростков, где отказ от сигареты считают за слабость и трусость. Обсудите эту ситуацию с подростком. Объясните, что как раз именно курение негативно влияет на развитие физических качеств человека. Предложите ребенку альтернативный вариант стать сильнее – например, занятия в тренажерном зале или секции борьбы.

С девочками дело обстоит иначе. Среди подруг бытует мнение, что никотин сжигает жиры и способствует похудению. И вышеуказанные аргументы могут оказаться бессильными. Объясните девочкам, что такой способ похудения сомнителен, но очень вреден для здоровья. Приведите пример о том, как уже в 25-30 лет у девушек, которые пытались избавиться от лишнего веса таким способом, кожа очень старела, появлялось много морщин, особенно на лице. Курящих девушек не так охотно берут замуж, особенно мужчины, которые сами не курят и занимаются спортом. Кроме того, курящие с ранних лет девушки в будущем не смогут родить здоровых детей, и даже могут стать бесплодными.

Скажите, есть ли смысл пугать детей снимками легких курильщика?

(Нет смысла, так как в их окружении, распространен слух о том, что это всего лишь фото для запугивания. Педагогам и родителям не следует повышать голос на ребенка, угрожать, запугивать походами к психиатру и т.д., тем самым вы можете только усугубить положение, так как подростки в таких ситуациях склонны действовать вопреки, на зло.)


Общайтесь с детьми как можно чаще и не только на темы вредных привычек. Живите интересами детей, поддерживайте их начинания в любых областях. Покажите, что жизнь без сигарет гораздо интереснее, а будущее перспективнее.

Так как курение является зависимостью, то и курящего человека мы должны воспринимать, как зависимого от курения человека. Предлагаю вам решить ситуацию.


Решение конфликтной ситуации (5 мин)

Три участника выбирают карточки наугад (мама, папа, ребенок).

Ситуация: «Ребенок пришёл домой из школы с записью классного руководителя в дневнике: «Курил в общественном месте!» Действия и реакция родителей».

Участники разыгрывают ситуацию, выполняя роли.

Психолог помогает участникам, направляя на создание ситуации понимания, проявления эмпатии к ребенку («Я тебя понимаю, давай вместе что-то решать…»).


Подведение итогов (2 мин)

Для подростков характерна повышенная уязвимость в ситуациях социальных конфликтов и болезненное реагирование на критику и попытки окружающих ограничить их самостоятельность (это может быть связано с еще недостаточно устойчивой и хрупкой психологической идентичностью).

Задача взрослых: предотвратить курение учеников, не запугивая, а информируя, не заставляя, а убеждая, помочь сформировать у подростков сознательный отказ от курения.

Изжить конфликт в школе практически невозможно, можно лишь попытаться повлиять на конфликтную ситуацию или выйти из нее. В решении различных проблем важно умение вести переговоры, достигать согласия в условиях совместной жизни и деятельности, во взаимодействии учеников, учителей и родителей.

Предлагаем вам принять участие в ролевой игре, в ходе которой мы попытаемся сформулировать представления о роли каждой категории в жизни ребенка. Объединитесь, пожалуйста, в три группы. Каждая группа вытягивает листочек с надписью: «семья», «школа», «улица». И с позиции той группы, где вы оказались, подумайте и напишите на бумаге, как оказывает влияние именно ваша группа на подростка, что может дать хорошего или плохого для формирования личности ребенка. Время работы: 5 минут.

Давайте ознакомимся с результатами вашей работы.

(Каждая группа представляет то, что у них получилось) (5 мин)

Примерные ответы, полученные в ходе проведения игры:

Положительное Отрицательное

Семья

личный пример

здоровый образ жизни

занятия спортом вместе с ребенком расширение кругозора (совместное посещение музеев, выставок и т. д.)

развитие ситуации успеха (похвала, поддержка)

индивидуальный подход к ребенку

добрые отношения в семье

главное: любить ребенка только за то, что он ВАШ ребенок

личный пример

вредные привычки

неуважение друг к другу, грубость, ссоры

физическое воздействие

психическое насилие игнорирование ребенка как личности

Школа

знания

эстетическое развитие

физическая подготовка

патриотические чувства

формирование личностных качеств

общественные навыки

формирование жизненной позиции

развитие индивидуальных способностей

развитие коммуникативности

формирование личностных качеств (отрицательных)

Улица

общение

физическое развитие (развивает свободу действия)

познание мира

развитие коммуникативных навыков

интеллектуальное развитие

развитие эстетических качеств

закалка характера

плохое влияние

вредные привычки

отсутствие контроля со стороны взрослых

повышенный травматизм

нерациональное использование времени

пагубное воздействие на природу


Попробуем сравнить ответы и выделить то, что объединяет все эти группы.

Но есть и то, что ребенок может получить только в школе, дома или на улице. И чтобы победить отрицательное влияние улицы, нам с вами необходимо объединиться и в тесном сотрудничестве добиться наилучших результатов.

IV. Информация об ответственности родителей за воспитание детей (3 мин)

Классный руководитель. Воспитание детей - важнейшее из человеческих дел со времен возникновения цивилизованного общества. Влияют на него три составляющие: взрослые, дети и отношения между ними. Таким образом, домашнее воспитание - это невероятно сложная задача. И самое главное условие ее правильного решения - взаимопонимание взрослых и детей.

И что бы ни преподносила нам судьба, как бы ни поворачивалась наша жизнь, самое главное счастье человека - в детях. Чем старше становимся, тем больше это понимаем. Однако каждый приходит к пониманию этого своим трудным, зачастую ошибочным путем. Часто мы учим одному, а получаем результат совсем иной.

Многие родители часто невольно ошибаются, считая, что центром воспитания является только школа. Это не так. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: семья - 50%, СМИ - 30%, школа - 10%, улица - 10%.

К сожалению, родители бывают легкомысленными, они иногда недооценивают проступки ребят и даже - вольно или невольно - порой поощряют их. Многие ошибки воспитания, не исправленные вовремя, аукнутся потом во взрослой жизни наших детей.

Всем взрослым, а родителям особенно, важно подавать ребенку только положительные примеры, требуя в первую очередь от себя того же, чего они хотят добиться от ребенка. Если дети постоянно видят честность, принципиальность, щепетильность родителей, особенно в отношении чего-то чужого, они растут честными людьми. Так что, рассматривая родительские обязанности, мы напоминаем, что хорошо бы не забывать о том, что вашему ребенку предстоит самостоятельная жизнь. Родителям нужно думать, какой будет эта жизнь вдали от их зоркого глаза среди людей. Как будет строить собственные отношения с окружающими, а когда-нибудь и собственный дом. Высшая родительская доблесть как раз и определяется мерой готовности отпустить ребенка от себя.

V. Принятие решения собрания. Подведение итогов, рефлексия (5 мин)

Классный руководитель. В заключение хотелось бы узнать ваше мнение по поводу нашей встречи. Что показалось вам полезным, какие методы взаимодействия вы хотели бы предложить? С какой целью нужно сотрудничать с вами?

Итак, взаимодействие школы и семьи необходимо:

1) для выработки единого взгляда на процесс воспитания с целью всестороннего развития личности выпускника;

2) для выработки общего подхода к воспитательным воздействиям на ребенка;

3)для установления положительных взаимоотношений, взаимопонимания родителей, школы и детей, необходимых для достижения целей воспитания.

Предлагаем вашему вниманию памятку «Советы для тех, кто решил бросить курить». Возможно, кому-то из вас эта информация окажется полезной.

Мы надеемся, что наша встреча не оставила вас равнодушными! Просим оставить отзывы о сегодняшней встрече в традиционном «Листе отзывов». Спасибо за сотрудничество! Успешного вам воспитания!



ПРИЛОЖЕНИЕ

ВОПРОСЫ ОНЛАЙН – ОПРОСА

Ссылка: https://www.survio.com/survey/d/A0G1V9V9V7O3H9Y7M

1. Существуют ли сигареты, которые не приносят вреда?*

сигареты с фильтром

сигареты с низким содержанием никотина

нет

2. Сколько вредных веществ содержится в табачном дыме?*

20 - 30

200 - 300

более 4000

3. Сколько процентов вредных веществ способен задержать сигаретный фильтр?*

Не более 20 %

40 %

100%

4. Как влияет курение на работу сердца?*

замедляет его работу

заставляет учащённо биться

не влияет

5. Зависит ли возможность бросить курить от стажа ку­рения?*

стаж не имеет значения

чем дольше куришь, тем сложнее бросить

чем больше куришь, тем легче бросить курить

6. Как курение влияет на массу человека?*

снижает массу

повышает массу

не изменяет массу

7. У кого наибольшая зависимость от табака?*

У тех, кто начал курить до 20 лет

у тех, кто начал курить после 20 лет

табачная зависимость не связана с возрастом, в котором человек начал курить

8. Что такое пассивное курение?*

нахождение в помещении, где курят

когда куришь за компанию

когда не затягиваешься сигаретой

9. Что вреднее?*

дым от сигареты

дым от газовой горелки

выхлопные газы

10. Сколько микрочастиц сажи содержится в 1 куб. см табачного дыма?*

до 3 млн

до 10 000

до 1 000





ПАМЯТКА «СОВЕТЫ ДЛЯ ТЕХ, КТО РЕШИЛ БРОСИТЬ КУРИТЬ»

Оt1604255762aa.jpg ткажитесь от кофе и алкоголя — это первые «спутники» вредной привычки. Если на работе привыкли устраивать «кофе-брейки» с перекурами, перейдите на чай или фруктовые соки. А ближайшие посиделки с курящими друзьями отмените или перенесите минимум на месяц.

Бросайте резко — просто исключите сигареты из жизни, а все, что им сопутствовало (аксессуары, ритуалы и пр.) выбрасывайте без сожалений. Так можно бросить курить за 2 дня, причем на второй день физическая тяга к никотину практически не ощущается. Сохраняется лишь психологический фактор, с которым нужно бороться.

Если способ «обрубить и забыть» не для вас, ведите календарь бросающего курить. Примите решение сократить количество сигарет в день, например, закуривать не чаще 1 раза в 2 часа. И фиксируйте данные в тетради. На следующий день увеличьте интервал еще на час, потом — еще. К концу недели вы сможете пережить без сигареты целый день. А если «протяните» один, значит, и второй, и даже третий вам по силам.

Если сигарета так и просится в рот, отправьте туда стакан жидкости (но не кофе или пиво!), пожуйте яблочко, жвачку, мятную конфету. В крайнем случае, подержите в зубах зубочистку и отвлекитесь на рутинные дела.

Избегайте ситуаций, в которых все всегда курили: не ходите с коллегами на перерыв, после работы отправляйтесь домой, а не в клуб, даже на остановке в ожидании транспорта стойте не на привычном месте, а на другом.

Все предметы, напоминающие о привычке, безжалостно вычеркните из жизни. В ней не место сувенирным мундштукам, трубкам, зажигалкам и пепельницам. Если где-то храните «резервную пачку», во-первых, она должна быть того сорта, который вам категорически не нравится, а во-вторых, заклейте ее скотчем, чтобы затруднить доступ к сигаретам. А лучше вообще избавьтесь от такой «заначки», поверьте, она вам ни к чему.

Перестаньте покупать и брать с собой сигареты на работу, прогулку.

Понять, как бросить курить в домашних условиях, помогут физические нагрузки. Пусть в первые дни они будут щадящими и очень приятными. Например, купите себе простенькую беговую дорожку или расслабляющий тренажер. И постепенно увеличивайте интенсивность занятий.

Посчитайте, сколько средств вы тратили в месяц на курение. Отложите эти деньги и купите на них что-то невероятно приятное. А лучше — сходите в хороший спортзал.

Сообщите всем знакомым о вашем решении. Предложите курящим друзьям тоже «завязать», поспорьте, что бросить курить за один день просто!

ОЧИЩЕНИЕ ОРГАНИЗМА ОТ ТАБАЧНЫХ ЯДОВ

Выпивайте до 2 литров воды в день, включая зеленый чай и соки, чтобы активизировать вывод токсинов.

Полощите рот раствором соды — чайная ложка на стакан воды, чтобы снять воспаление ротовой полости.

Отрегулируйте параметры воздуха дома (влажность не менее 50%, температура до 22°С), чтобы облегчить выведение мокроты из легких.



ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ:

https://filatovo.schools.by/pages/podymai-prezhde-chem-vzyat-pervyyu-sigarety (вход 31.10.20 г.)

https://zen.yandex.ru/media/id/5ad5ed6d55876b6cf4c93cf8/10-sovetov-kak-samomu-brosit-kurit-raz-i-navsegda-5ad737adfd96b1aa260a5472 (вход 01.11.20 г.)



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (4)

Сафина Гузалия Минахматовна, 02.11.20 в 09:06 1Ответить Пожаловаться
Спасибо! Очень полезный материал!
Фролова Елена Николаевна, 08.12.20 в 13:52 1Ответить Пожаловаться
Наталья Петровна,поздравляю с победой!!!
Биличенко Наталья Петровна, 08.12.20 в 19:11 0Ответить Пожаловаться
Спасибо большое, приятно)))
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.