Разработка сборника практических материалов «Сотрудничество педагога с родителями дошкольников в процессе организации проектной деятельности»

3
0
Материал опубликован 21 October 2019

Разработка сборника практических материалов

«Сотрудничество педагога с родителями дошкольников в процессе организации проектной деятельности»

 

Выполнила воспитатель МБДОУ № 9

Бычкова Анастасия Михайловна

 

Миасс

2019


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ СБОРНИКА ПРАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ «СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 6

1.1. Сотрудничество с родителями в условиях ДОО как психолого – педагогическая проблема 6

1.2. Общая характеристика проектной деятельности в педагогической литературе 16

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 24

ГЛАВА II. ОПИСАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ И АПРОБАЦИИ СБОРНИКА ПРАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ «СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 26

2.1. Описание сборника практических материалов «Сотрудничество педагога с родителями дошкольников в процессе организации проектной деятельности» 26

2.2. Анализ результатов практической работы по сборнику практических материалов и сотрудничество педагога с родителями дошкольников в процессе организации проектной деятельности 27

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

БИБЛИОГАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 32

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В настоящее время взаимодействие детского сада и семьи приобретает все более значимый аспект в системе образования. Именно близкое сотрудничество семьи и детского сада играет положительную роль в полноценном развитии ребенка. Семья является важнейшим институтом первичной социализации ребенка, со всем многообразием отношений между ее членами, которые создают основу для нравственного и эмоционального формирования личности ребенка.

Однако воспитательная функция семьи постепенно снижается, так как родители заняты повседневными житейскими заботами и не имеют достаточно свободного времени для занятий с детьми дома. Большинство родителей перекладывают воспитание своего ребенка на дошкольную образовательную организацию, думая, что дошкольный период – это время, которое не требует от них особых воспитательных усилий, а дома передоверяют ребенка телевизору, компьютеру, планшету. Многие родители часто испытывают трудности в установлении контактов с детьми, так как не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей. Таким образом, зачастую дети испытывают дефицит общения с родителями.

За счет вовлечения семьи в образовательное пространство ДОО можно уладить сложившуюся ситуацию. Одной из эффективных форм сотрудничества является проектная деятельность. Метод проектов может помочь решить трудности во взаимодействии детского сада и семьи, а также гармонизировать детско-родительские отношения.

Все сказанное позволяет обнаружить противоречие:

- между необходимостью сотрудничества ДОО с семьёй дошкольников и недостаточной эффективностью средств применяемых для этого детским садом;

- между многообразием форм сотрудничества ДОО с семьёй и использованием стандартных форм детским садом;

- между важной ролью сотрудничества с родителями дошкольников в процессе организации проектной деятельности в ДОО и недостатком практических материалов.

Проблема исследования: каковы условия сотрудничества педагога с родителями дошкольников в процессе организации проектной деятельности?

Целью исследования является разработка и апробация сборника практических материалов «Сотрудничество педагога с родителями дошкольников в процессе организации проектной деятельности».

Объект исследования – процесс организации работы педагога с родителями дошкольников.

Предмет исследования – практические материалы по организации проектной деятельности в условиях ДОО.

Задачи исследования:

1) изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме сотрудничества ДОО с семьей дошкольника в процессе организации проектной деятельности;

2) проанализировать ключевые понятия исследования «проект», «проектная деятельность», «семья»;

3) разработать сборник практических материалов «Сотрудничество педагога с родителями дошкольников в процессе организации проектной деятельности»;

4) апробировать сборник практических материалов «Сотрудничество педагога с родителями дошкольников в процессе организации проектной деятельности»

Методологическую основу исследования составляют:

- исследования взаимодействия детского сада и семьи (В. А. Сухомлинский, Е.П. Арнаутова, В.М. Иванова, Л. М. Кларина);

- исследования содержания проектной деятельности в ДОО (Дж. Дьюи, А.В. Горячев, А.И. Савенков, В.А. Деркунская);

- исследования методического сопровождения проектной деятельности в ДОО (К. Ю. Белая, А. И. Васильева, Л. М. Волобуева, М.Р. Битянова,

Л.И. Фалюшина.).

В данной работе применялись следующие методы исследования: теоретическое изучение и анализ литературы, конспектирование, составление библиографии, наблюдение, анализ полученных данных, обобщение.

Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии понятий: «семейное воспитание», «сотрудничество», «взаимодействие», «проект», «проектная деятельность»;

Практическая значимость исследования заключается в разработке сборника практических материалов «Сотрудничество педагога с родителями дошкольников в процессе организации проектной деятельности».

База исследования – воспитанники МБДОУ № 9 г. Миасса Челябинской области.

Структура выпускной квалификационной работы складывается из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ СБОРНИКА ПРАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ «СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

В первой главе рассмотрены вопросы, касающиеся теоретического обоснования проблемы исследования. Раскрыты такие понятия, как «семейное воспитание», «сотрудничество», «взаимодействие», «проект», «проектная деятельность», рассмотрена сущность проектной деятельности в ДОО.

1.1. Сотрудничество с родителями в условиях ДОО как психолого – педагогическая проблема

Давно ведется спор, о том, что важнее в становлении личности дошкольника: семья или общественное воспитание. Одни великие педагоги отдавали свое предпочтение в пользу семьи, другие общественным учреждениям.

Я. А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из уст и рук матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем разнообразнее и осмысленнее оказывается жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Педагог-гуманист И. Г. Песталоцци считал так: «Семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление» [3, с.66].

«После установления в России советской власти дошкольное воспитание стало делом государственной важности. Детские сады и ясли создавались по всей стране с целью воспитания членов социалистического общества – общества нового типа» [10, с.35]. До революции основной целью дошкольного воспитания являлось гармоничное развитие каждого ребенка, после нее его целью стало формирование гражданина советского государства. В связи с этим отношение руководителей дошкольного образования к концепции «свободного воспитания», согласно которой воспитание должно поощрять естественное, не навязываемое извне стихийное развитие ребенка, в котором главная роль принадлежит семье. Например, Д. А. Лазуркина говорила о борьбе со свободным воспитанием, а воспитание в дошкольных учреждениях рассматривалось, как средство восполнять недостатки семейного воспитания, часто как средство разрушения существовавшего ранее института семьи, средство борьбы со старой семьей, которая считалась как помеха или даже враг правильного, т. е. общественного воспитания.

По мнению ученых А.А. Бодалева, Л.И. Божовича, И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной, А.С. Спиваковской семья имеет огромное значение для развития общества, ее статус определяется уровнем и состоянием внутрисемейных отношений. Анализ современной литературы по данной тематике не дал результата в поиске общепринятого определения такого как «детско-родительские отношения». В большинстве источников, наиболее часто встречается термин «родительское отношение». «В традиционном понимании родительское отношение – это система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребенка, его поступков» [21, с.136].

В прошлом веке А. С. Макаренко определил ряд факторов, которые влияют на успешность развития детско-родительского взаимодействия:

первое - это целесообразность взаимодействия: «Любое правило жизни должно быть введено в семье не потому, что кто-то другой его завел у себя, и не потому, что с таким правилом жить приятнее, а исключительно потому, что это необходимо для достижения поставленной вами разумной цели. Эту цель вы и сами должны хорошо знать, и в подавляющем большинстве случаев должны знать ее и дети;

второе - это эффективность взаимодействия, которое тесно связано с педагогической культурой родителей (в частности, с тоном распоряжения): «Родители должны научиться отдавать такие распоряжения очень рано, когда ребенку полтора-два года»;

третье это - взаимодействие детей и родителей основывается на особых принципах воспитания: «уважение и требование; искренность и открытость; принципиальность; забота и внимание, знание; упражнение; закалка; труд; коллектив; семья: первое детство, количество любви и мера суровости; детская радость, игра; наказание и награда» [15, с.183-184].

«Детско - родительские отношения – это такие отношения, которые включают в себя систему разнообразных чувств родителей по отношению к ребенку и ребенка по отношению к родителям, особенности их поведения, восприятия, понимания и оценок друг друга» [6, с.7].

Идеи взаимодействия общественного и семейного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, он писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей. Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если детский сад поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества» [13, с.8].

В разных лабораториях обсуждались вопросы семейного воспитания детей дошкольного возраста. Исследователи решили, что ни один из этих вопросов не может быть успешно решён детским садом без сотрудничества с семьёй. Е.П. Арнаутова и В.М. Иванова рассмотрели положительные и отрицательные стороны семейного и общественного воспитания, представленных в таблице 1.

 

 

 

Таблица 1

Положительные и отрицательные стороны семейного и общественного воспитания

ДОО

Семья

Положительные стороны

1) Наличие и использование программы воспитания и обучения дошкольников, педагогических знаний у педагогов, научно-методических пособий.

2) Целенаправленный характер воспитания и обучения детей.

3) Условия жизни и быта научно разработаны для воспитания и обучения детей.

4) Применение методов воспитания, обучения, адекватных возрастным особенностям и возможностям дошкольников, понимание их духовных потребностей.

5) Умелое применение оценки деятельности и поведения детей как стимула их развития.

6) Разнообразная содержательная деятельность детей в детском обществе.

7) Возможность играть и общаться с широким кругом сверстников.

 

1) Сравнительно «мягкие» отношения между родителями и ребенком, эмоциональная насыщенность отношений. 2) Постоянство и длительность педагогической программы поведения родителей, воздействий их на ребенка.

3) Индивидуальная обращенность педагогических воздействий к ребенку.

4) Подвижный режим дня.

5) Возможность общаться с детьми-родственниками разных возрастов.

 

Отрицательные стороны

1) Деловая форма общения воспитателя с детьми, сниженная его интимность, эмоциональная недостаточность.

2) Наличие сменяющих друг друга воспитателей с разными программами их поведения, методами воздействия на ребенка.

3) Обращенность воспитателя ко всем детям, недостаточность индивидуального общения с каждым ребенком.

4) Сравнительная жесткость режима дня.

5) Общение с детьми одного возраста.

 

1) Отсутствие программы воспитания, наличие отрывочных представлений у родителей о воспитании, использование родителями случайной педагогической литературы.

2) Стихийный характер воспитания и обучения ребенка, использование отдельных традиций и элементов целенаправленного воспитания.

3) Стремление взрослых создать в семье условия для себя, непонимание ими важности этих условий для ребенка.

4) Непонимание возрастных особенностей дошкольников, представление о детях как об уменьшенной копии взрослых, инертность в поисках методов воспитания. 5) Непонимание роли оценки в воспитании и обучении ребенка, стремление оценивать не его поведение, а его личность.

6) Однообразие и малосодержательность деятельности ребенка в семье.

7) Недостаток общения с детьми в игре.

8) Неумение дать ребенку объективную характеристику, проанализировать свои методы воспитания.

 

На основе данной таблицы можно сделать вывод, что у каждого из социальных институтов есть свои отрицательные и положительные стороны. Если воспитывать ребёнка только в семье, где он получает любовь, заботу, опеку, привязанность со стороны ее членов, не вступая в общение со сверстниками, то ребенок может вырасти эгоистичным, не приспособленным к требованиям жизни социума, окружающей среды и т.д. Важно совмещать воспитание ребенка в семье с необходимостью воспитания его в обществе сверстников. Приведенный анализ подтверждает необходимость взаимодействия семьи и детского сада, взаимодополняющего влияния семейного и общественного воспитания [11, с. 5-6].

«Во многих исследованиях данные педагоги указывали на специфику педагогической позиции воспитателя по отношению к родителям, где сочетаются две функции – формальная и неформальная. Воспитатель выступает в двух лицах – официальным лицом, внимательным, тактичным собеседником. Его задача состоит в том, чтобы преодолеть позицию назидательности, разговаривая с семьей, и выработать доверительный тон. Авторы выявили причины определенных трудностей, которые испытывает воспитатель в общении с родителями. К ним относятся непонимание родителями самоценности периода дошкольного возраста, его значения; низкий уровень социально-психологической культуры участников воспитательного процесса; несформированности у них «педагогической рефлексии», игнорирование ими того факта, что в определении содержания, форм работы детского сада с семьей не детские сады, именно они выступают социальными заказчиками; недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении, а воспитателей – об условиях и особенностях семейного воспитания каждого ребенка. Зачастую воспитатели воспринимают родителей не как субъект взаимодействия, а как объект воспитания. Когда детский сад является открытой системой, тогда он удовлетворяет в полной мере потребности семьи. Родители должны иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, со стилем общения воспитателя с детьми, включаться в жизнь группы. Родители воспринимают детей по-другому, именно тогда, когда наблюдают их в новой обстановке» [2, с.197-198].

В 90-е годы произошли глубокие изменения во взаимодействии дошкольного учреждения и семьи. Это было связано с реформой образования, которая отразилась на системе дошкольного воспитания.

Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. В Законе РФ «Об образовании» говорится, «государственная политика в области дошкольного воспитания основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». В данном Законе, в отличие от документов предыдущих лет, уважение к семье признается одним из принципов образования, т. е. семья из средства педагогического воздействия на ребенка превращается в его цель [23, с.6].

«В 90-х годах, в соответствии с Концепцией дошкольного воспитания (1989) начали разрабатываться новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем – детского сада и семьи, их взаимодействии (Л. М. Кларина). Суть данного подхода состоит в том, что объединение усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности детей, так и взрослых с учетом его прав, обязанностей, интересов и особенностей каждого члена сообщества. Л. М. Клариной разработан целый комплекс развития и становления содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи (дети, родители, профессионалы) [12, с.44].

«Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие – способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

В «Словаре русского языка» С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется так:

1) взаимная связь двух явлений;

2) взаимная поддержка» [27].

«Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребёнка в данной семье. Неоценима помощь друг друга в понимании ребёнка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития» [14, с.12].

Педагогическое взаимодействие существует во всех видах человеческой деятельности: творческой, познавательной, трудовой. Педагогическое взаимодействие может рассматриваться как процесс, выступающий в нескольких формах: индивидуальный (между ребенком и воспитателем), социально-психологический (взаимодействие в коллективе), интегральный (объединяющий разные воспитательные воздействия в конкретном обществе). Когда родители, педагоги выступают в роли наставников, только тогда взаимодействие становится педагогическим. Педагогическое взаимодействие означает равенство отношений. Для взрослых педагогическое взаимодействие связано с моральными трудностями, опасностью перейти зыбкую грань, за которой начинается авторитаризм, морализаторство, в конечном итоге, насилие над личностью. В ситуациях неравноправия дошкольник дает ответную реакцию, он оказывает пассивное, а иногда активное сопротивление воспитанию. Невозможно в рамках закрытого дошкольного учреждения перейти к новым формам отношений родителей и педагогов: он должен быть открытой системой. Результаты отечественных и зарубежных исследований могут охарактеризовать, из чего складывается открытость детского сада, включающая «открытость внутрь» и «открытость наружу» [9, с.68].

«Открытость дошкольного учреждения внутрь» означает то, что педагогический процесс является свободным, гибким, дифференцированным, налаженные отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих успехах и неудачах, радостях, тревогах и т.д. Пример открытости демонстрирует педагог. Педагог может показать свою открытость детям, рассказав им о чем-то своем – интересном, увиденном и пережитом в праздничные дни, помогая детям тем самым участвовать в беседе. Общаясь с родителями, педагог не скрывает, когда в чем-то сомневается, он просит совета, помощи, всячески подчеркивая уважение к опыту, знаниям, личности собеседника. Вместе с тем педагогический такт, важнейшее профессиональное качество, не позволит воспитателю опуститься до панибратства, фамильярности. Личной готовностью открыть самого себя педагог «заражает» детей, родителей. Своим примером он вызывает у родителей доверие, они делятся своими тревогами, трудностями, просят помощи, совета и предлагают свои услуги, свободно высказывают свои претензии и т.д. [13, с.80].

«Открытость детского сада внутрь» - вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательный процесс. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, «поход» в ближайший лес, на речку, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи чему-то научат детей [11, с. 46].

Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, педагоги и родители обязаны строить свои отношения на психологии доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Для этого педагогу необходимо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в нем, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, привлекать к ним внимание родителей. Доверие же родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость) [16, с.149].

Приоритетной функцией сотрудничества родителей и детского сада, является – метод проектов.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОО проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОО, а также на добровольной основе вовлекаются родители и другие члены семьи [1, с.27 - 28].

Современные исследователи – психологи (В.П. Бедержанова, О.С. Газман, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров) отмечают: «Дошкольник еще не может быть субъектом, т.е. автором, творцом, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы, уважают его склонности и желания, принимают их».

По ходу решения поставленных задач компетентный взрослый помогает найти ребенку необходимые для этого средства и способы, а зачастую знакомит детей с новым, еще не известным ему.

Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение детских познавательных и справочных изданий; поездок, походов; наблюдений и экскурсий, занятий в кружках и студиях по интересам. Совместно с родителями они занимаются продуктивными видами деятельности: собирают коллекции, оформляют семейные альбомы, рисуют, лепят, шьют, мастерят, стряпают, экспериментируют, изобретают и сочиняют. При этом очень важно, чтобы взрослые ничего не делали за детей, не мешали их возможности проявлять максимум способностей, самостоятельности, инициативы и творчества. Как правило, темой проектов становится определенный раздел образовательной программы. Но если она возникла по инициативе самих детей, это очень ценно и обязательно должно найти поддержку со стороны взрослых [4, с.14].

Задачи обучения проектной деятельности для каждого возраста дошкольников различны. Например, педагоги Л.С. Киселева, Г.С. Лагода и М.Б. Зуйкова в младшем дошкольном возрасте определяют их как:

- вхождение детей в проблемную и игровую ситуацию (ведущая роль взрослого);

- активизация искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе со взрослым);

- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практический опыт).

В старшем дошкольном возрасте это:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения использовать данные методы, способствующие решению поставленных задач;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности [7, с. 24 - 28].

Родителям можно предоставлять различную степень участия в проекте: руководитель, участие на всех или отдельных этапах; консультант, материально техническая поддержка и др.

Становятся традиционными фестивали, выставки и конкурсы семейного проектирования.

Семейное проектирование – шаг к повышению компетентности родителей и возможность продуктивного взаимодействия взрослых и детей.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что взаимодействие детского сада и семьи необходимо для полноценного и правильного развития дошкольника. Для того, чтобы это реализовать существует множество форм и методов, которые мы уже перечислили.

 

1.2. Общая характеристика проектной деятельности в педагогической литературе

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогической практике. Он возник еще в начале XX столетия в Америке. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Учеными было дано определение метода проектов как процесса планирования целесообразной (устремленной) деятельности в связи с разрешением какого-либо учебно-школьного задания в реальной жизненной обстановке [22, с. 26].

В дошкольных учреждениях постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. Одним из направлений инновационной деятельности становится педагогическое проектирование, которое рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а также характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач. На современном этапе развития дошкольного образования становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОО метода проектов [17, с. 69].

Проект  это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Проектная деятельность это учебно познавательная, творческая или игровая деятельность, результатом которой становится решение какой-либо проблемы, представленное в виде его подробного описания (проекта).

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой — интегрирование знаний, умений из различных областей наук, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, то конкретный результат, готовый к внедрению. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где, и как я могу применить».

Чтобы ребёнок воспринимал действительно нужные ему знания, изучаемая проблема должна быть взята из реальной жизни и значима прежде всего для ребёнка, а её решение должно требовать от него познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых. Педагог лишь направляет деятельность детей на самостоятельный поиск, подсказывает источник получения информации. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Достаточно сложным является вопрос о степени самостоятельности детей при их участии в подготовке и разработке проекта: какие задачи решает педагог, какие - сами дети, а какие разрешимы через их сотрудничество. Очевидно, что это зависит от таких факторов, как возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, сложность выбранной темы, предыдущий опыт проектной деятельности детей, характер взаимоотношений в группе, а также от уровня от сформированности умений и навыков проектной деятельности дошкольников.

Поскольку ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то, начиная с младшего возраста, в ДОО планируются и реализуются ролево-игровые и творческие проекты, что подчеркивает специфику проектной деятельности с дошкольниками.

Метод проектов можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанных на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели [25].

Еще в начале ХХ века 1910 года Профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил следующую классификацию учебных проектов:

- игровые – детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

- экскурсионные – направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

- повествовательные – при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной, художественной формах;

- конструктивные – нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, приготовленного школьного завтрака, устройство клумб [5, с.81].

К концу ХХ в. получили развитие новые виды проектов. Е. Полат (1999) характеризует проекты в соответствии с их типологическими признаками: количеством участников, доминирующим методом, характером контактов, способом координации, продолжительностью [18, с.74].

Ориентируясь на эти признаки, автор предлагает свой вариант типологии проектов, актуальных для дошкольного образования.

1. По доминирующему методу:

a) исследовательские проекты: требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата;

b) информационные проекты: направлены на собор информации о каком-то объекте, явлении. Проанализировав и обобщив наблюдаемые факты происходит знакомство с ними участников, в ходе чего идёт получение и обработка информации, результат (доклад, альбом с рисунками и фотографиями), презентация;

c) творческие проекты: не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается, и далее развивается, подчиняясь конечному результату, интересам участников проекта. Воспитатели и дети договариваются о форме представления результатов (сказка, фильм, драматизация, праздник, оформление интерьера). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария фильма, программы концерта. Творческие проекты разнообразны, как и виды художественно-продуктивной деятельности, осваиваемые детьми. По содержанию они отражают взаимоотношения: ребенок – семья; ребенок – природа; ребенок – рукотворный мир; ребенок – общество и его культурные ценности;

d) игровые (приключенческие) проекты: их структура только намечается, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в придуманных ситуациях. Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая [8, с.22];

e) практико-ориентированные проекты: их отличает четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников. Данный вид проекта требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах (корректировка усилий, обсуждение результатов и способов их внедрения в практику, оценка проекта);

f) открытые проекты: наиболее распространено проектирование внутри одной возрастной группы. Педагоги и дети не испытывают трудности, поскольку хорошо знают творческие возможности и социальные качества друг друга; имеют представление о предметно-пространственной среде группы. Однако замыкаться в своем коллективе не следует. Контакты с другой возрастной группой необходимы ребенку для его социального развития, расширения сферы общения. Участие в совместном проекте с другой группой обогащает детей новыми впечатлениями, позволяет пережить новые эмоции, завоевать симпатии у окружающих людей;

g) индивидуальные и коллективные проекты: выполняется автономно, предназначены для обогащения культурного опыта ребенка; с его помощью отслеживаются способности преодолевать препятствия в решении проблемы (сочинение и иллюстрирование сказки). Ценность индивидуального проектирования неоспорима, поскольку ребенок учится проявлять инициативу, переживать ошибки и достижения, демонстрирует способности.

Однако дети в душе коллективисты, они хотят взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Существенной чертой психологической характеристики любого человека является умение участвовать в коллективной деятельности, совместно находить пути решения задач. Формированию у дошкольников устойчивых навыков коллективного сотрудничества способствует постоянное и целенаправленное приобщение детей к созданию общих работ [25].

По характеру содержания:

включают ребенка и его семью;

включает ребенка и природу;

включает ребенка и рукотворный мир;

включает ребенка, общество и его культурные ценности.

По характеру участия ребенка в проекте:

заказчик;

эксперт;

исполнитель;

участник от зарождения идеи до получения результата.

По характеру контактов:

осуществляется внутри одной возрастной группы;

в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОО;

в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).

По количеству участников:

индивидуальный;

парный;

групповой;

фронтальный.

По продолжительности:

краткосрочный;

средней продолжительности;

долгосрочный [8, с.34].

В практике современных ДОО используются следующие типы проектов:

исследовательско – творческие (дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна);

ролево – игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

информационно – практико – ориентированныедети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы оформление и дизайн группы, витражи и др.);

творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя») [19, с. 65].

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Вовлечение родителей в процесс организации проектной деятельности будет способствовать более успешному результату работы.

Работа с родителями заключается в организации поисковой и творческой деятельности. По теме проекта воспитатель предлагает детям задания. Ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирают задание. Прежде чем раздать задания, воспитатель должен их тщательно продумать. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с «желанием и радостью», а в случае необходимости воспитатель мог предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти [20, с.38].

Механизм взаимодействия ДОО и родителей по организации проектной деятельности [24]:

информированность: родители должны знать о содержательных аспектах проектов, поэтому им предлагается информация о возможных способах участия в проекте, о сроках каждого этапа, о том, где и как будет происходить сбор сведений, о способе презентации продукта проекта. Для этого в групповой приемной выделено специальное место, где размещается все, что касается совместной проектной деятельности педагогов, родителей и детей. Информация оформляется в понятной, привлекательной для родителей форме, регулярно обновляется.

добровольность и возможность выбора: при организации деятельности по реализации совместного проекта учитываются интересы и возможности родителей. Для этого им заранее предлагают варианты участия в проекте, проводится обучение и консультирование тех родителей, кто выразит такое желание.

чувство успешности: родители, как и дети, должны испытывать чувство успешности от участия в общей деятельности, поэтому участие всех членов семьи в проектной деятельности поддерживается и поощряется, выносится благодарность каждому участнику за его персональный вклад.

Таким образом, проанализировав педагогическую литературу можно сделать вывод, что в детских садах активно используются разные виды проектной деятельности. Для ее успешной организации необходимы подготовка самого воспитателя и правильно выстроенная работа с родителями.

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ

В первой главе рассмотрены теоретические аспекты создания сборника практических материалов «Сотрудничество педагога с родителями дошкольников в процессе организации проектной деятельности».

Проанализировав методическую литературу по проблеме исследования, раскрыты такие понятия, как «семейное воспитание», «сотрудничество», «взаимодействие», «проект» и «проектная деятельность».

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие – способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции с помощью общения.

Организация полноценного взаимодействия педагогов и родителей является одной из важных задач, стоящих перед коллективами дошкольных учреждений. Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада.

Для того, чтобы взаимодействие происходило как можно быстрее и лучше существует множество традиционных и нетрадиционных форм и методов.

Одной из форм вовлечения родителей в жизнь детского сада является проектная деятельность.

Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Проектная деятельность в ДОО представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

 

 

 

ГЛАВА II. ОПИСАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ И АПРОБАЦИИ СБОРНИКА ПРАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ «СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Во второй главе описан сборник практических материалов и приведены результаты практической работы по реализации проекта «Дорожная грамота».

2.1. Описание сборника практических материалов «Сотрудничество педагога с родителями дошкольников в процессе организации проектной деятельности»

Сборник практических материалов составлен с целью ознакомления с проектной деятельностью в ДОО, распространения педагогического опыта в рамках сотрудничества педагога с родителями дошкольников в процессе организации проектной деятельности.

Сборник может быть использован в работе руководителей, методистов дошкольных образовательных учреждений, специалистов отделов и учреждений дошкольного образования, преподавателями и студентами средних профессиональных и высших учебных заведений по специальности «Дошкольное образование».

Уникальным средством повышения профессионально - личностного потенциала, уровня квалификации и компетенции педагогических работников, способом реализации комплексного подхода к образованию является технология проектирования.

Участвуя в проектировании, человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т. е. изменяет обстоятельства и самого себя. Иными словами, проектирование выступает как принципиально иная, субъектная форма участия в жизни.

Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое.

Сборник практических материалов «Сотрудничество педагога с родителями дошкольников в процессе организации проектной деятельности» включает пояснительную записку, примерную тематику проектов для совместной реализации для всех возрастных групп дошкольного учреждения, методические материалы для работы с детьми и родителями в процессе реализации проекта.

В каждой теме проекта описаны вид, актуальность, цель, задачи, участники, итоговый продукт, а также ход проведения деятельности по трем этапам. Представлен план работы с родителями и детьми, описаны материалы для проведения консультаций, анкеты, памятки и рекомендации, игры, стихи, загадки, потешки и другой вспомогательный материал.

Воспитатель, используя сборник практических материалов, может найти для себя, родителей и воспитанников необходимый материал.

2.2. Анализ результатов практической работы по сборнику практических материалов и сотрудничество педагога с родителями дошкольников в процессе организации проектной деятельности

Целью работы являлась разработка и апробация сборника практических материалов «Сотрудничество педагога с родителями дошкольников в процессе организации проектной деятельности».

В МБДОУ № 9 (г.Миасс) в подготовительной группе мной был реализован проект «Дорожная грамота».

Вид проекта:

По направленности: информационный; практико – ориентирванный.

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: краткосрочный.

Данный проект является актуальным в данной возрастной группе, потому что дети скоро пойдут в школу, поэтому им нужно хорошо знать правила дорожного движения и применять их в своей жизни.

Цель проекта: совместное изготовление макета «Шумный перекрёсток»; организация выставок «Современный знак», «Безопасная дорога от детского сада до дома».

На подготовительном этапе проведено анкетирование родителей «Безопасность дорожного движения», пополнена предметно – развивающая среда на тему проекта.

На основном этапе были проведены беседы с детьми о дорожных знаках, правилах дорожного движения и их значимости, организованы экскурсии, наблюдения, просмотры мультфильмов по ПДД, дидактические игры.

С родителями были проведены консультации, беседы, в приемной группы размещены папки – передвижки, брошюры. В ходе работы было проведено собрание, где родителям рассказывалось о ПДД и предстоящей реализации совместного проекта «Дорожная грамота», продуктом которого являлось создание макета «Шумный перекресток». Родителей проинформировали о совместном изготовлении атрибутики: домов, зданий, дорожных знаков для макета. Донесена информация о том, что родители являются лишь помощниками при создании построек. Оговорены требования к выставкам «Современный знак», «Безопасная дорога от детского сада до дома».

В результате воспитатель с детьми на НОД изготовили макет «Шумный перекресток», а также были организованы выставки работ.

Родители и дети активно принимали участие в проектной деятельности. Семьи воспитанников положительно отзывались о проделанной работе, написали отзывы.

Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. Поэтому главная задача воспитателей и родителей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение, возможно научить детей навыкам безопасного общения с миром перехода улиц и дорог. Дети усвоили знания о правилах поведения на дороге, научились применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх, инсценировках, а главное ставили перед собой задачи, находили пути их решения. Самое главное в проекте, то, что мы смогли заинтересовать родителей и детей данной проблемой.

С итоговым продуктом совместной деятельности «Шумный перекресток» мы приняли участие в международном творческом конкурсе «Пластилиновая радуга» на сайте «Академия роста», где заняли 1 место.

Таким образом, апробированный проект из сборника практических материалов «Сотрудничество педагога с родителями дошкольников в процессе организации проектной деятельности», принес положительные результаты в нашей работе. Семьи воспитанников стали активными участниками педагогического процесса. Вовлечение родителей в процесс организации проектной деятельности способствовал успешному результату работы.






ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ

В практической части моей работы был разработан и апробирован сборник практических материалов «Сотрудничество педагога с родителями дошкольников в процессе организации проектной деятельности».

В ходе написания работы реализовала проект «Дорожная грамота», где были созданы условия для эффективной работы с семьей на основе двухстороннего взаимодействия, направленных на усвоение и закрепление знаний детей и их родителей о правилах дорожного движения. Работа с родителями проводилась в виде консультаций, родительских собраний, индивидуального общения.

Использование данного проекта способствует более глубокому усвоению детьми правил дорожного движения, формированию осознанного отношения к их соблюдению, развитие чувства контроля, самоконтроля, ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки.

Несомненно, такая система работы по обучению детей правилам дорожного движения дает положительные результаты. Самое главное то, что родители и дети заинтересовались данной проблемой. Семьи воспитанников стали активными участниками педагогического процесса. Вовлечение родителей в процесс организации проектной деятельности способствовал успешному результату работы.

Проект может быть использован в других дошкольных образовательных организациях.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Взаимодействие детского сада и семьи представляет собой процесс педагогического общения, который происходит между воспитателем и родителями воспитанников в ходе учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка.

Целью работы была разработка и апробация сборника практических материалов «Сотрудничество педагога с родителями дошкольников в процессе организации проектной деятельности».

Для достижения цели я изучила

психолого-педагогическую литературу по проблеме сотрудничества ДОО с семьей дошкольника в процессе организации проектной деятельности, проанализировать ключевые понятия исследования, глубже разобрались в сущности проектной деятельности.

Проектная деятельность в ДОО - это активизация познавательной деятельность, направленная развитие познавательной активности, креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Метод проектов – это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.

В ходе работы был разработан и апробирован сборник практических материалов «Сотрудничество педагога с родителями дошкольников в процессе организации проектной деятельности». Сборник составлен с целью ознакомления с проектной деятельностью в ДОО, распространения педагогического опыта в рамках сотрудничества педагога с родителями дошкольников в процессе организации проектной деятельности.

Метод проектов актуален и эффективен, он даёт ребёнку, родителям и воспитателю возможность сотрудничать друг с другом и синтезировать полученные знания.

 

БИБЛИОГАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Абашина, В.В. Проектная деятельность детей и взрослых: алгоритм планирования и организации/ В.В. Абашина, И.Г.Соколова. – М.: 2008. –129 с.

Арнаутова, Е.П. Педагог и семья / Е.П.Арнаутова. – М.: 2002. – 264 с.

Арнаутова, Е.П. Планируем работу с семьёй / Е.П.Арнаутова// Управление ДОУ. – 2002. – №4. – 70 с.

Атемаскина, Ю.В. Технология проектного обучения в работе с дошкольниками / Ю.В.Атемаскина // Детский сад от А до Я. – 2008. – №3. – 14 с.

Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.

Вершинина, Н.А. Взаимодействие детского сада и семьи в процессе проектной деятельности: Методические рекомендации для педагогов с приложением на диске/ Н.А.Вершинина. – Коллектив авторов. – СПБ: ООО «Р-КОПИ», 2013. – 44 с.

Гаврилова, Л.М. Проектная деятельность в детском саду /Л. М. Гаврилова, Е.М. Дубикова // ООО «Школьная Пресса» (Москва), 2015. – №6. – 28 с.

Евдокимова, Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С. Евдокимова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.

Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. – М.: 2005. – 320 с.

Козлова, А. В. Работа ДОУ с семьей. Методические рекомендации / А.В.Козлова, Р. П. Дешеулина. – М.: Сфера, 2004. – 112 с.

Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 416 с.

Копытова, А.В. Трансформация взглядов в отечественной педагогике на проблему взаимодействия родителей и дошкольного образовательного учреждения / А.В.Копытова, Н.А. Некрасов. – М.: 2007. – 45с.

Лукина, Г.Н. Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения / Г.Н.Лукина. – М.: 2015. – 82 с.

Майер, А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ/ А.А.Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

Макаренко, А. С. Книга для родителей / А.С.Макаренко. – М.: 1981. – 304 с.

Овчинникова, И.Б. Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка / И.Б.Овчинникова, О.Н. Часовских. – М.: 2012. - №2. – 151 с.

Патранова, И. Проектный метод / И. Патранова. – М.: 2007. – 81 с.

Полат, Е. С. Метод проектов. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Е. С. Полат. − М.: ВЛАДОС, 2000. − 347 с.

Кисилева, Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие / Л. С. Кисилева. – М.: АРКТИ, 2003 – 96 с.

Рылеева, Е. Учимся сотрудничать с родителями /Е. Рылеева. – М.: 2004. – 57 с.

Сергеева, А. А. Психолого – педагогические условия развития личности /А.А.Сергеева. – М.: 2009. – 237 с.

Сиденко, А.С. Метод проектов: история и практика применения / А. С. Сиденко // Журнал «Завуч». – 2003. – №6. – 28 с.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – Москва: Проспект, 2017. – 160 с.

Жигайло, Е. М. Работа с родителями через проектную деятельность. [Электронный ресурс] // URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/03/23/rabota-s-roditelyami-cherez-proektnuyu-deyatelnost (дата обращения 6.12.16).

Жижина, С.М. Проектная деятельность в ДОУ. [Электронный ресурс] // URL:http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/03/01/proektnaya-deyatelnost-v-dou (дата обращения 16.11.16).

Методические рекомендации – Хакасская республиканская детская библиотека. [Электронный ресурс] // URL: http://xn----7sbab3bbulzjlg7dvg.xn--p1ai/kollegam/metodicheskie-rekomendatsii.html (дата обращения 07.01.2018).

Ожегов, С.И. Толковый словарь. [Электронный ресурс] // URL: http://enc-dic.com/ozhegov/Vzaimodejstvie-3130.html ( дата обращения 24.12.2017).

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.