Методика сотрудничества педагога с родителями
Методика сотрудничества педагога с родителями.
Работа с семьёй – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И педагог, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.
Методы и формы работы педагога с родителями.
1. Диагностика семей :
-общие сведения обо всех членах семьи;
-их заинтересованность в делах школы;
-уровень материальной обеспеченности;
-общие сведения о детях (круг интересов, увлечения, уровень воспитанности);
-воспитательный потенциал семьи;
-общий микроклимат;
-семейные традиции и понимание концепции воспитания.
Для получения данных учитель может использовать анкетирование родителей и учащихся, проводить тестирования, индивидуальные беседы, анализировать детские рисунки и сочинения.
2. Анализ результатов и составление плана.
3. Ознакомление семей с нормативно-правовыми актами в сфере образования.
4. Открытые уроки для родителей.
5. Родительские собрания и конференции.
6. Индивидуальные беседы и посещения на дому.
7. Тематические мероприятия.
8. Педагогические и психологические тренинги.
9. Совместные тренинги детей и родителей.
10. Привлечение к организации внеклассных мероприятий.
Активные методы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей. А эффективными будут те, которые вам понятны и интересны.
Коллективные и групповые формы взаимодействия пронизывают индивидуальные формы. К ним относят беседу, задушевный разговор, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку. Эти формы могут быть эффективны, если с каждым родителем удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе родителей, завоевать доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти наиболее целесообразные способы решения проблем воспитания конкретной личности в семье и школе.
Индивидуальная работа с родителями требует от педагогов больших усилий и изобретательности, но ее эффективность по сравнению с работой в большой группе значительно выше. Именно в индивидуальном общении родители усваивают требования, предъявляемые школой к учащимся, и становятся союзниками классного руководителя. Достигнутая в результате индивидуальной работы высокая включенность родителей в дела школы приводит к повышению достижений учащихся, их желанию учиться и настойчивости в обучении как у учеников, так и у их родителей, улучшению поведения детей, положительному развитию их самооценки, более полному выполнению домашних заданий, к улучшению психологического климата в школе и мнения родителей об учителях.
Таким образом, только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов. Помнить, что их дети – самое дорогое в их жизни. Каждая встреча должна стать для родителей полезной и результативной.