12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мишагина Елена Леонидовна101
Россия, Нижегородская обл., Балахна

Методика сотрудничества педагога с родителями

Педагогика должна стать наукой для всех –

и для учителей, и для родителей.

В.А.Сухомлинский

Совместная деятельность образовательного учреждения семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся – важное условие при составлении и эффективной реализации задач программы образовательного учреждения. Школа прозвана поднимать воспитательный потенциал, авторитет семьи с помощью организации продуктивных взаимоотношений с родителями своих учеников. Педагогу необходимо установить контакт не только с каждым ребёнком, но и его родителями, организовать общение детей с разными взрослыми (педагогами, родителями), вовлечь их в разнообразную совместную деятельность с ребёнком на занятиях и дома. Важным условием решения данной задачи, по мнению И.А.Карпенко, В.А.Петровского, является создание особой формы общения между родителями и педагогами – доверительного делового контакта, для того, чтобы сложился данный тип общения, необходима поэтапная работа с родителями.

Первый этап – трансляция родителям положительного образа ребёнка. Данный этап направлен на «перестановку акцентов» у родителей: часто родители в повседневном общении с ребенком упускают из виду положительные черты его личности, сосредотачиваясь на негативных проявлениях характера. Благодаря такой установке педагога между ним и родителями складываются доброжелательные отношения.

Второй этап – трансляция родителям знаний об особенностях общения их ребёнка со сверстниками, со взрослыми, о ходе процесса усвоения знаний и т.п.

Третий этап – ознакомление педагога с проблемами, с которыми сталкивается семья в воспитании ребенка. На данном этапе педагог и родители вступают в диалог. После первых двух этапов у родителей возникает потребность поделиться с педагогом сведениями о проявлениях индивидуальности своего ребенка (вкусы, привычки, особенности поведения), причем не только с положительными, но и отрицательными. Педагог в данном диалоге занимает партнерскую позицию (общение на равных), дает возможность родителям проявить свою готовность к сотрудничеству.

Четвертый этап – совместное исследование и формирование личности ребенка. Девизом данного этапа может быть «Давайте узнавать вместе!», так как здесь большую роль играет совместная деятельность педагога и родителей по исследованию личности ребенка и формированию ее на основе гуманного педагогического общения.

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Методы работы: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование.

Для вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс применяются следующие формы деятельности.

Традиционные:

родительские собрания

индивидуальные консультации педагога

посещения на дому

дни творчества детей и их родителей;

открытые уроки и внеклассные мероприятия;

помощь в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материально-технической базы школы и класса

Нетрадиционные:

родительские тренинги

родительские конференции

дискуссии

круглые столы

устные журналы

практикумы

родительские вечера

родительские чтения

родительские ринги

Одним из очень важных направлений в работе классного руководителя является диагностика. Диагностика в работе классного руководителями с классом может быть предварительной, оперативной, итоговой.

Предварительная диагностика необходима классному руководителю при подготовке:

- родительских собраний;

- тематических и индивидуальных консультаций;

- внеклассных мероприятий;

- организации поездок и экскурсий;

- при планировании внеклассной работы с коллективом учащихся;

- при анализе работы с классом.

Оперативная диагностика необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми при подготовке к собеседованиям, в решении проблем во взаимоотношениях школьников, родителей и детей, учителя и учащихся.

Итоговую диагностику уместно проводить в конце года: по результатам участия класса в праздниках, классных и школьных курсах и фестивалях. Это необходимо не только для того, чтобы родители отметили работу классного руководителя и сказали ему «спасибо» (хотя и этому надо учить), но и для того, чтобы увидеть проводимое мероприятие через призму восприятия всеми присутствующими.

В нашей школе ежегодно проводится (в конце учебного года) проводится изучение удовлетворенности родителей работой ОО (по методике Е. Н. Степанова)

Цель: определить уровень удовлетворённости родителей (законных представителей) работой образовательной организации

Ход тестирования

На родительском собрании предлагается родителям внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.

Цифры означают следующие ответы:

4 – совершенно согласен; 3 – согласен; 2 – трудно сказать; 1 – не согласен; 0 – совершенно не согласен

Утверждения

Оценка

1

Коллектив, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным

4 3 2 1 0

2

В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно

4 3 2 1 0

3

Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку.

4 3 2 1 0

4

Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах

с администрацией и педагогами нашего ребенка

4 3 2 1 0

5

В классе, где учится наш ребенок, хороший классный руководитель

4 3 2 1 0

6

Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка.

4 3 2 1 0

7

Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.

4 3 2 1 0

8

Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка

4 3 2 1 0

9

В учебном заведении проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку

4 3 2 1 0

10

В учебном заведении работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок

4 3 2 1 0

11

Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания

4 3 2 1 0

12

В учебном заведении заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка

4 3 2 1 0

13

Учебное заведение способствует формированию достойного

поведения нашего ребенка

4 3 2 1 0

14

Администрация и педагоги создают условия для проявления и

развития способностей нашего ребенка

4 3 2 1 0

15

Учебное заведение по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни.

4 3 2 1 0



Обработка результатов теста:

Удовлетворенность родителей работой учебного заведения (У) определяется как частное, полученное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.

Если коэффициент У равен 3 или больше этого числа, это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент У меньше 2, это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.

Классные руководители проводят анализ анкет по своему классу, затем делается общий вывод по школе.

Результатом повышения педагогической культуры родителей можно считать:

самостоятельность в формулировке оценок и суждений по проблеме с опорой на общественный опыт;

осмысленность переработки информации, фактов, оценок, ситуаций;

аргументированность решений проблемы на основе доводов и обоснованность принятия решения;

открытость в свободном обсуждении с другими собственной позиции и на его основе ее уточнение и углубление.

Список литературы

1.Бондарева И.И., Рунова Т.А. Учитель и родитель: психолого-педагогические аспекты образовательного партнерства. Методическое пособие для педагогов - Нижний Новгород: ООО «Растр», 2016.

2.Дереклева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.

Интернет-ресурсы

Изучение удовлетворенности родителей работой ОО (методика Е. Н. Степанов).

https://infourok.ru/metodika-raboty-s-roditelyami-5395073.html (дата обращения 28.07.22)

Содержание, формы и методы работы с родителями. https://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2014/04/06/soderzhanie-formy-i-metody-raboty-s-roditelyami (дата обращения: 29.07.22)



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.