СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ


Г.М. Кондакова

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

«Шахтинский техникум дизайна и сервиса «Дон-Текс»



Одним из самых эффективных социальных институтов, влияющих на социализацию человека, его поведение в обществе, является семья. И какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Pодители - глaвные воспитатели ребенка. От того, насколько они терпеливы, участливы, грамотны, зависит процесс взросления и становления личности студента.

Система воспитательной работы в техникуме так же, как и в общеобразовательных школах складывается на основе взаимодействия образовательного учреждения, родителей и педагогов.


Содержание работы с родителями состоит в следующем:

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, помощь в подготовке концертно-конкурсных мероприятий и посещение этих мероприятий);

3) участие родителей в управлении (родительские комитеты).


Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия, на усиление ее воспитательного потенциала.


Методы работы: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование.

Для вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс применяются следующие формы деятельности:


Традиционные:

Родительские собрания

Индивидуальные консультации педагога

Открытые уроки и внеклассные мероприятия

Помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий


Нетрадиционные:

Родительские конференции

Практикумы

Родительские чтения

Родительские вечера



ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ


Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности обучающихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед техникумом.

Рекомендации по проведению родительских собраний:

родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей;

тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;

собрание должно носить как теоретический, так и практический характер:

анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.;

собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей обучающихся.

Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия педагога с семьей. Индивидуальная консультация помогает преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке и способствует созданию хорошего контакта между родителями и педагогами. Педагог должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:

особенности здоровья ребенка;

его увлечения, интересы;

предпочтения в общении в семье;

поведенческие реакции;

особенности характера;

мотивации учения;

моральные ценности семьи.


Примерная тематика консультаций для родителей

Плохая память ребенка. Как ее развить?

Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

Наказания детей. Быть или не быть?

Тревожность детей. К чему она может привести?

Застенчивый  ребенок.  Проблемы  застенчивости  и  пути ее преодоления.

Талантливый ребенок в семье.

Друзья детей – друзья или враги?

Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.




Открытые уроки и внеклассные мероприятия

Цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями педагога, демонстрация успехов учеников.

Такие виды работы позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности.


Помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий.

Очень важно для развития тесных контактов между Школой, родителями и учениками привлекать родителей к подготовке различных классных и школьных мероприятий, а именно: концертов, выставок, конкурсов и др. Любая подобная совместная деятельность приносит огромную пользу не только Школе в связи с тем, что у нее появляются добровольные помощники, но и, в значительной степени, семье, так как у родителей и детей это увеличивает время общения, которого, к сожалению, очень не достает.


Нетрадиционные формы

Родительские конференции (общешкольные, классные) предусматривают расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей и имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. На них обсуждаются насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети.

Примерные темы родительских конференций – проблемы совмещения обучения о различных образовательных организациях, вредные привычки, неумение организовать свое свободное время.

Родительские конференции должны готовиться очень тщательно. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.

Практикум – форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей.

Родительские чтения – очень интересная форма работы с pодителями. Она дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме, а также участвовать в ее обсуждении.

Родительские чтения oбычно организуются следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

Родительские вечера (проводятся в классе 1-2 раза в год без присутствия детей) – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительский вечер – это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.

Примерные темы родительских вечеров

Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?

Праздники нашей семьи.

«Можно» и «нельзя» в нашей семье.

Песни, которые пели и поют наши дети.

И традиционные, и нетрадиционные формы взаимодействия педагогов  с  родителями  учеников  ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.

Для этого родителям и педагогам необходимо соблюдать несколько простых правил, чтобы не создавать конфликтных ситуаций, в которые, чаще всего, оказывается втянут и невольный объект конфликта – ребенок.


Правила сотрудничества с родителями

Всегда помните, что родитель и преподаватель делают одно дело – воспитывают ребенка.

Установите доброжелательные отношения с родителями. Помните, что для них сын или дочь - самые лучшие дети в мире, несмотря на их успехи или неудачи в шоле.

Совместно с родителями выработайте единый взгляд на ребенка, основанный на доверии к его личности.

Постоянно информируйте родителей о процессе обучения, успехах и продвижении в развитии ребенка.

Привлекайте родителей к участию в совместной с детьми деятельности, как в школе, так и вне нее.

Не стесняйтесь сказать о мучающих вас вопросах – ведь если вы не спросите, то вопросы останутся, и проблема не уйдет.

Не обсуждайте с другими родителями поведение и обучение не их детей - это может вызвать отрицательную реакцию.

Помощником вам может стать родительский комитет, если вы станете единомышленниками.

Педагогам и родителям на заметку:

если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

если ребенка хвалят, он учится быть благородным;

если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;

если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;

если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;

если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;

если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.



Советы родителям


Любой ребенок-отличник или двоечник, подвижный или медлительный, атлет или рохля – заслуживает любви и уважения: ценность в нем самом.

Помните, что ребенок не состоит сплошь из недостатков, слабостей, неуспехов. Достоинства у ребенка есть сейчас, надо уметь их видеть.

Не скупись на похвалу.

Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение.

Хвалить персонально, а критиковать как можно более безразлично.

Всякое повышение требований надо начинать с похвалы, даже авансом.

Ставьте перед ребенком достижимые цели.

Вместо приказаний просить совета или помощи, как у равного или старшего.

Позволения учат детей гораздо лучше, чем запреты.

При необходимости наказания помните, что не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки.

Ребенок должен понимать, за что и почему его наказывают.

Надо убедить себя, что в большинстве случаев замечания, одергивание, требования просто не нужны.


В заключение хочется отметить, что воспитательный процесс, несомненно, будет успешным, а сотрудничество с родителями – плодотворным, если девизом педагога станут слова «Каждому ребенку - свою долю аплодисментов».




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.