Статья «Сотрудничество педагога с родителями»
СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ
Г.М. Кондакова
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Шахтинский техникум дизайна и сервиса «Дон-Текс»
Одним из самых эффективных социальных институтов, влияющих на социализацию человека, его поведение в обществе, является семья. И какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Pодители - глaвные воспитатели ребенка. От того, насколько они терпеливы, участливы, грамотны, зависит процесс взросления и становления личности студента.
Система воспитательной работы в техникуме так же, как и в общеобразовательных школах складывается на основе взаимодействия образовательного учреждения, родителей и педагогов.
Содержание работы с родителями состоит в следующем:
1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, помощь в подготовке концертно-конкурсных мероприятий и посещение этих мероприятий);
3) участие родителей в управлении (родительские комитеты).
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия, на усиление ее воспитательного потенциала.
Методы работы: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование.
Для вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс применяются следующие формы деятельности:
Традиционные:
Родительские собрания
Индивидуальные консультации педагога
Открытые уроки и внеклассные мероприятия
Помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий
Нетрадиционные:
Родительские конференции
Практикумы
Родительские чтения
Родительские вечера
ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ
Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности обучающихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед техникумом.
Рекомендации по проведению родительских собраний:
родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей;
тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;
собрание должно носить как теоретический, так и практический характер:
анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.;
собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей обучающихся.
Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия педагога с семьей. Индивидуальная консультация помогает преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке и способствует созданию хорошего контакта между родителями и педагогами. Педагог должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:
особенности здоровья ребенка;
его увлечения, интересы;
предпочтения в общении в семье;
поведенческие реакции;
особенности характера;
мотивации учения;
моральные ценности семьи.
Примерная тематика консультаций для родителей
Плохая память ребенка. Как ее развить?
Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
Наказания детей. Быть или не быть?
Тревожность детей. К чему она может привести?
Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.
Талантливый ребенок в семье.
Друзья детей – друзья или враги?
Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.
Открытые уроки и внеклассные мероприятия
Цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями педагога, демонстрация успехов учеников.
Такие виды работы позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности.
Помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий.
Очень важно для развития тесных контактов между Школой, родителями и учениками привлекать родителей к подготовке различных классных и школьных мероприятий, а именно: концертов, выставок, конкурсов и др. Любая подобная совместная деятельность приносит огромную пользу не только Школе в связи с тем, что у нее появляются добровольные помощники, но и, в значительной степени, семье, так как у родителей и детей это увеличивает время общения, которого, к сожалению, очень не достает.
Нетрадиционные формы
Родительские конференции (общешкольные, классные) предусматривают расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей и имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. На них обсуждаются насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети.
Примерные темы родительских конференций – проблемы совмещения обучения о различных образовательных организациях, вредные привычки, неумение организовать свое свободное время.
Родительские конференции должны готовиться очень тщательно. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.
Практикум – форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей.
Родительские чтения – очень интересная форма работы с pодителями. Она дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме, а также участвовать в ее обсуждении.
Родительские чтения oбычно организуются следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.
Родительские вечера (проводятся в классе 1-2 раза в год без присутствия детей) – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительский вечер – это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.
Примерные темы родительских вечеров
Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?
Праздники нашей семьи.
«Можно» и «нельзя» в нашей семье.
Песни, которые пели и поют наши дети.
И традиционные, и нетрадиционные формы взаимодействия педагогов с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.
Для этого родителям и педагогам необходимо соблюдать несколько простых правил, чтобы не создавать конфликтных ситуаций, в которые, чаще всего, оказывается втянут и невольный объект конфликта – ребенок.
Правила сотрудничества с родителями
Всегда помните, что родитель и преподаватель делают одно дело – воспитывают ребенка.
Установите доброжелательные отношения с родителями. Помните, что для них сын или дочь - самые лучшие дети в мире, несмотря на их успехи или неудачи в шоле.
Совместно с родителями выработайте единый взгляд на ребенка, основанный на доверии к его личности.
Постоянно информируйте родителей о процессе обучения, успехах и продвижении в развитии ребенка.
Привлекайте родителей к участию в совместной с детьми деятельности, как в школе, так и вне нее.
Не стесняйтесь сказать о мучающих вас вопросах – ведь если вы не спросите, то вопросы останутся, и проблема не уйдет.
Не обсуждайте с другими родителями поведение и обучение не их детей - это может вызвать отрицательную реакцию.
Помощником вам может стать родительский комитет, если вы станете единомышленниками.
Педагогам и родителям на заметку:
если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
если ребенка хвалят, он учится быть благородным;
если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Советы родителям
Любой ребенок-отличник или двоечник, подвижный или медлительный, атлет или рохля – заслуживает любви и уважения: ценность в нем самом.
Помните, что ребенок не состоит сплошь из недостатков, слабостей, неуспехов. Достоинства у ребенка есть сейчас, надо уметь их видеть.
Не скупись на похвалу.
Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение.
Хвалить персонально, а критиковать как можно более безразлично.
Всякое повышение требований надо начинать с похвалы, даже авансом.
Ставьте перед ребенком достижимые цели.
Вместо приказаний просить совета или помощи, как у равного или старшего.
Позволения учат детей гораздо лучше, чем запреты.
При необходимости наказания помните, что не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки.
Ребенок должен понимать, за что и почему его наказывают.
Надо убедить себя, что в большинстве случаев замечания, одергивание, требования просто не нужны.
В заключение хочется отметить, что воспитательный процесс, несомненно, будет успешным, а сотрудничество с родителями – плодотворным, если девизом педагога станут слова «Каждому ребенку - свою долю аплодисментов».