Статья «Методика сотрудничества педагога с родителями»

3
0
Материал опубликован 26 July 2022

«Методика сотрудничества педагога с родителями»

Взаимодействие педагогов и родителей, другими словами партнерство семьи и школы является неотъемлемой частью деятельности образовательного учреждения и важнейшим условием реализации воспитательных задач.

Как метод эффективного взаимодействия с родителями обучающихся хотелось бы выделить информационное сопровождение и просвещение родителей.

Налаженная коммуникация между школой и семьей и вовлечение родителей в образование детей положительно влияют на академические успехи школьников и их мотивацию к обучению, повышают заинтересованность учителей, снижают уровень насилия/буллинга в школе, улучшают репутацию школы в профессиональных кругах и в местном сообществе.

Наиболее распространенными и эффективными каналами общения со школой для родителей являются личные контакты с педагогом и коммуникация посредством телефонного звонка и электронной почты. Остальные – дневник, электронный журнал, сайт организации, родительские собрания – больше подходят для передачи и получения формальной информации. Открытость школы в представлении родителей – это прежде всего доступность для общения конкретного педагога. Таким образом, многочисленные формы открытости и каналы коммуникации школы оказываются менее привлекательными для родителей, чем традиционный разговор один на один. Такой разговор нужен родителям прежде всего при возникновении какой-то проблемы или затруднения, в такой ситуации инициатива исходит от родителей, они ищут самого быстрого и привычного способа установить контакт и обычно выбирают телефонный звонок.

В процессе коммуникации школы и родителей возникают трудности, вызванные столкновением мнений и позиций родителей и педагогов. Если раньше школа была экспертом по всем вопросам, связанным с обучением и воспитанием детей, то сегодня уровень образованности родителей растет, они знакомы с литературой по воспитанию, благодаря Интернету у современных родителей есть возможность находить референтную группу (модель) в вопросах воспитания и обучения своих детей. На основании полученной информации формируются ожидания родителей в отношении организации процесса обучения, и они отмечают, что школа не всегда учитывает особенности их детей. Родители считают, что учителя в своей работе принимают во внимание психологическое состояние и особенности обучения детей только в начальной школе. Можно предположить, что за такой оценкой стоят несколько факторов. Во-первых, и семья гораздо более внимательна к ребенку в начальной школе; во-вторых, начальная школа –время гораздо более высокой вовлеченности родителей в школьную жизнь, да и академические успехи учащихся в начальной школе традиционно выше.

С переходом учеников в основную школу вовлеченность родителей в образование своих детей снижается. Но ухудшается и успеваемость школьников, возникают проблемы переходного возраста. Эти объективные трудности воспитания «естественно» проецируются на школу. Именно в этот момент для школы и семьи очень важно не прерывать процесс коммуникации, чтобы вовремя обнаружить и устранить проблемы, возникшие у детей. В основной школе педагогическому коллективу важно преодолеть «закрытость» некоторых педагогов, более внимательно прислушиваться к мнению родителей. Родители не всегда удовлетворены тем, как школа организует и проводит родительские собрания, конференции, праздники, экскурсии и прочее. Используя традиционные формы коммуникации с семьями учащихся, школе сегодня необходимо выяснять круг тем и вопросов, которые действительно волнуют родителей, и искать наиболее оптимальные формы проведения родительских собраний, конференций, общешкольных праздников и конкурсов. Определённый потенциал решения организационных вопросов имеет создание групп в соцсетях, мессенджерах.

Очень важно донести до родителей мысль, что их содействие, помощь, поддержка и понимание своей роли в воспитании собственных детей оказывает ощутимое влияние на результаты образовательного процесса. Образовательные результаты обучающихся выше в тех семьях, где родители помогают своему ребёнку и интересуются его успехами.

Система взаимодействия образовательного учреждения и семьи складывается из различных видов работы, которые делятся на несколько групп по периодичности, по охвату родителей, по тематике, по форме изложения.

Будучи педагогом английского языка, я использую такие методы работы с родителями, как наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование. Главной целью как традиционных, так и нетрадиционных форм работы с родителями является их обогащение педагогическими знаниями и навыками. К традиционным относятся родительские собрания, общешкольные и общеклассные конференции, индивидуальное общение с педагогом, посещение на дому, общение по телефону, а также использование социальных сетей.

Традиционные формы взаимодействия включают в себя коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные приемы. Об успехах учащихся в изучении английского языка педагог может сообщать родителям посредством записей в дневник и тетрадь, а также регулярно посещать классные родительские собрания и консультировать родителей по вопросам помощи детям при выполнении домашнего задания. Особенно это важно на начальном этапе изучения предмета. Одной из важных форм установления контактов с семьями, безусловно, являются родительские собрания.

Для создания «атмосферы успеха» у учащегося при изучении иностранного языка, организуются мастер-классы, такие как «Учимся читать вместе», «Как заниматься с ребенком английским языком дома», «Английский с увлечением», «Английский вместе с мамой» и другие. Такая работа с родителями помогает на практике реализовать формулу «Успех обучения ребёнка – в успешном сотрудничестве учителей, родителей и детей».

Результативными в установлении взаимоотношений с родителями является выполнение совместных творческих проектов родителей и детей.

Содержание УМК «Forward» («Форвард») включает такие темы, как «Семья», «Квартира», «Семейные праздники», «Досуг», «Профессии моих родных», «Любимые игрушки» и многие другие, которые позволяют создать партнёрские отношения с родителями в ходе подготовки и выполнения совместных творческих проектов на эти темы.

Внеурочная деятельность – еще один инструмент, который вовлекает школьников и их родителей в учение с интересом, помогает раскрыть им свои творческие способности. В моей школе проводились следующие мероприятия:

- неделя иностранного языка, (родители помогали учащимся в оформлении работ и размещении их на стендах в школе);

- подготовлен концерт «Merry Christmas», где учащиеся начальных классов исполняли песни на английском языке, учащиеся 6-8 классов с участием родителей подготовили сценки;

- защита проектов учащимися 5-6 классов с участием родителей «Londons sights», «Travelling. Faces of London», «Sports in Britain.

- квест-игра для учащихся 5 – 7 классов «Welcome to London», с участием родительской общественности в качестве жюри;

Широкое распространение сегодня получило дистанционное обучение. В школе создана модель, включающая в себя дистанционные формы работы с родителями, основанные на использовании ИКТ-технологий. Они значительно расширяют возможности эффективного общения с родителями и оказания им помощи в вопросах развития и воспитания детей:

- виртуальные информационные площадки, такие как мобильные мессенджеры (viber, WhatsApp, Skype) и социальные сети (вконтакте, одноклассники, facebook);

-сообщества родителей в социальной сети Вконтакте; «Английский с удовольствием» (учитель публикует интересные факты, загадки, головоломки, идиомы, грамматический материал по английскому языку)

В данное время наибольшей популярностью среди педагогов пользуются нетрадиционные формы взаимодействия с родителями, которые я тоже стараюсь использовать в своей работе. Главная цель такого взаимодействия - установление неформальных контактов между родителями и педагогами и их привлечение к образовательному процессу в школе.

В основе новых форм взаимодействия лежит принцип партнерства и диалога. Положительным результатом такого диалога является не навязывание конкретной точки зрения, а помощь в поиске собственного решения для выхода из проблемной ситуации.

Я на собственном опыте убедилась, что эффективными являются следующие способы взаимодействия педагога и родителей при решении учебных проблем:

- совместное изучение особенностей и способностей детей;

- выявление проблем ребёнка в учёбе и поиск способов их решения с привлечением других педагогов и самого ученика;

- обсуждение, анализ учебных достижений ребёнка, коллектива класса совместно с родителями;

Учитывая мой опыт работы, можно обозначить следующие виды работ с родителями:

- учебная работа - привлечение родителей к разработке различных учебных, воспитательных, социальных проектов и программ, совместный поиск интересных образовательных практик для апробации и последующего внедрения в образовательный процесс;

- просветительская работа - тренинги, индивидуальные консультации, мастер-классы, родительские собрания для разных категорий родителей (отстающих, гиперактивных, низко мотивированных детей);

- воспитательная работа - участие в различных мероприятиях, праздниках, благотворительных акциях;

- спортивно-оздоровительная работа -привлечение родителей к участию в спортивных соревнованиях (как в качестве участников, так и в качестве жюри, судей);

- экспертная работа - заполнение родителями экспертной карты учебного занятия, открытого урока, классного часа, воспитательного мероприятия.

Особое место во взаимодействии родителей и педагога отводится психолого-педагогическому сопровождению. В школе работает педагог-психолог, который составляет план работы с детьми ОВЗ, со слабоуспевающими, конфликтными обучающимися. Систематически проводится работа, как с детьми, так и с родителями.

Психолог проводит родительские тренинги, на которых знакомит родителей с основными педагогическими приемами, актуальными вопросами воспитания и обучения детей. На мой взгляд это одна из самых эффективных форм

взаимодействия, направленная на коррекцию и улучшение отношений родителей со своим ребенком, сделать его более открытым и доверительным.


Таким образом, взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. И если учитывать новые возможности образования, а именно, взаимодействие посредством дистанционного общения что очень привлекает современных родителей и вовсе не отменяет традиционные формы сотрудничества, а только совершенствует и дополняет общение.



Литература

1. Абрамов С.И. Технологии сотрудничества педагога с родителями / С.И. Абрамов. –

М.: ПСТГУ, 2018. – 160 с.

2. Елистратова С.И. Взаимодействие учителей, родителей и учащихся как фактор по-

вышения качества обучения в общеобразовательной школе / С.И. Елистратова // Известия Самарского научного центра РАН. – 2013. – No 15.

3.Любицкая, К.А. Коммуникация семьи и школы: ключевые особенности на современном этапе [Текст] / К.А. Любицкая, М.А. Шакарова // Вопросы образования. – 2018.

4.Я – эффективный учитель: как мотивировать к учебе и повысить успешность «слабых» учащихся: учебно-методическое пособие / составители: Н.В. Бысик, В.С. Евтюхова, М.А. Пинская. – М.: Университетская книга, 2017.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.