12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Смирнова Марина Юрьевна4804
Россия, Тверская обл., Бежецк
Материал размещён в группе «Урок литературы»
10

Разработка урока для внеклассного чтения на тему "Вечные проблемы «отцов и детей» в повести «Последний дюйм» Джеймса Олдриджа (отрывок «Отец и сын»)"

Вечные проблемы «отцов и детей»

в повести «Последний дюйм» Джеймса Олдриджа

(отрывок «Отец и сын»)


Вся наша жизнь – мгновение!

В.Г.Короленко


Смирнова М.Ю. – учитель русского языка и литературы МОУ «Дороховская СОШ»

г.Бежецк-5 Тверской области

Цель урока:

«вечные проблемы» действительности;

умения обучающихся доказывать свою точку зрения;

навыки выразительного чтения обучающимися;

значение символических образов, их влияние на жизнь героев;

знание литературоведческих понятий (повесть, эпитет, синоним, антоним);

развитие эстетических вкусов и умений; моторной памяти обучающихся.

Оборудование:

работы обучающихся (рисунки) к произведению - стенд


Ход урока.

Оргмомент.

Слово учителя:

Сегодня на уроке мы попытаемся рассмотреть одну из вечных проблем нашей действительности – проблему «отцов и детей».

Вопросы (дискуссия):

Поднимите руки, кто из вас УЖЕ сталкивался с проблемой «Отцы и дети»?

А кто может объяснить, ПОЧЕМУ это происходит и КТО в этом виноват?

Можете ли вы самостоятельно сейчас жить, без помощи старших?

Вывод. Пока вы дети – за вас отвечают старшие; они несут ответственность за ваши ошибки, промахи. Именно поэтому некоторые из русских и зарубежных писателей поднимают эту проблему в произведениях.


Остановимся на повести Дж.Олдриджа «Последний дюйм»

Вопросы:

Что такое повесть? (с.408)

Повесть – один из видов эпического произведения. Повесть больше по объему и по охвату жизненных явлений, чем рассказ, но меньше, чем роман.

Как вы понимаете слова – охват жизненных явлений?

ЧП в жизни человека или страны;

путешествия, открытия, исследования;

войны.

Вывод. Наша жизнь не стоит на одном месте. Мы постоянно развиваемся, исследуем, ищем что-то интересное, проявляем любопытство. Именно любопытство сильно развито в детские годы.

ОТЕЦ и СЫН – БЕН и ДЭВИ.

М

А

ы сегодня поговорим только об одном дне, который перевернул жизнь десятилетнему мальчику и заставил его отца смотреть на сына другими глазами.

А

1 часть:


Как бы вы охарактеризовали героев?


БЕН ДЭВИ

грубый

застенчивый

резкий

молчаливый

самоуверенный

испуганный


Б


2 часть:

Рассмотрим символические образы, которые использует автор.

Образ АКУЛЫ. Акула – хищник.

Какими словами описывает автор акул? АКУЛА – КОШКА

Почему же «кошка»? С чем они сравниваются?

«неслись вперед, как серые струящиеся ракеты»

Кошка – символ ласки, доброты, тепла (по отношению к человеку, детенышам) и символ скорости, безысходности для жертвы (по отношению к мышам, птенцам..).

Как вы думаете, почему именно эту породу акул взял для своего произведения автор?


БЕН и АКУЛЫ играют в «кошки-мышки»: кто кого догонит.

Что же послужило несчастьем для Бена?

Ответ: Как и всякий подводник, он ненавидел их и очень боялся, но не мог ими не любоваться.

Бен проклял свою глупость.

Символический образ – КРОВЬ – символ смерти, страха, потери

Бен

еле выговорил,

зло сказал,

сказал настойчиво

Дэви

кричал,

невнятный голос


«Он еще не знал, как найти подход к мальчику, но понимал, что это необходимо. Десятилетнему ребенку предстояло выполнить дело нечеловеческой трудности. Если он хочет выжить»


едва слышно проговорил - в голосе звучит уныние


Вывод: В критической ситуации отец Дэви чувствует себя ответственным за жизнь ребенка и щадит его от потрясения, которое ожидается в будущем – сын должен будет вести самолет сам, поэтому заранее просит прощение за грубость, резкость.

В


3 часть.


БЕН ДЭВИ

С трудом ворочая пересохшим языком

Крикнул Дэви с яростью

С.337

С.336


Важно было протянуть до Каира и посадить самолет. (с.339)

Эта надежда помогла ему забраться в самолет.

Он нащупал путь к сердцу мальчика

Дэви сидел, стиснув зубы


с.339

Резкая нота нетерпения


Потребовалось немало мужества, чтобы от страха не рвануть ручку.

Еще одна глупость (надо было объяснить все до старта)


Оставшись один на высоте в 3 тысячи футов, Дэви решил, что НИКОГДА больше НЕ СМОЖЕТ ПЛАКАТЬ. У него НА ВСЮ ЖИЗНЬ высохли слезы.

Боится за сына

С.340


Вывод: Дэви проявил огромное мужество, поднявшись в воздух с раненым отцом.

Г

4 часть.

БЕН ДЭВИ

Из глаз текли горячие слезы

Лицо его застыло и превратилось в трагическую маску


СЛЕЗЫ - символ а) несчастья, горя и б) счастья, радости

(повторить синонимы и антонимы)

Что чувствует в этот момент отец Дэви? Докажите текстом. (с.343)


Последний дюйм

Как вы понимаете этот эпитет? Что могло произойти на этом последнем дюйме? Почему Бен думает, что «им обоим нужно время. Ему, Бену, теперь понадобится вся жизнь, вся жизнь, которую подарил ему мальчик»?

Символический образ – ВРЕМЯ – символ безграничности, бесконечности.

Вывод: Именно время может дать теперь Бену посмотреть на своего сына не как на застенчивого, тихого мальчишку, а как на человека, который оказался очень сообразительным, смышленым и мужественным в критической ситуации. Если во время полета на остров ДЭВИ тошнило, то возвратился он героем, подарившим жизнь отцу и себе.

Что значит один день во временном пространстве? – МИГ, мгновение, хлопок. Значит, наша жизнь – это мгновение.

В каких еще произведениях литературы поднимается авторами вопрос о взаимоотношениях отцов и детей?

(рассмотрим опорный конспект)

Вывод: ставя перед читателями проблему отцов и детей, авторы обращают внимание на то, чтобы …

Д/з. 1) продолжите вывод.

2) найдите еще 2-3 символических образа, которые влияют на героев и их судьбы в произведении Дж.Олдриджа.


Итог урока. Оценки.


Взаимопонимание отца и сына – вещь не простая, и чтобы достигнуть его, требуется немало усилий с обеих сторон. В «Последнем дюйме» этому помогает не критическая ситуация, а взаимное уважение, которое в мужчине и в ребенке рождают проявленное в этой ситуации мужество и способность делать то, что делаешь» - так пишет Олдридж в предисловии к книге «Последний дюйм»

Приложение 1

t1580742010aa.jpg


t1580742010ab.jpg


t1580742010ac.jpg



t1580742010ad.jpg



t1580742010ae.jpg


t1580742010af.jpg


t1580742010ag.jpg


t1580742010ah.jpg



t1580742010ai.jpg




Опубликовано в группе «Урок литературы»


Комментарии (2)

Горбачёва Марина Юрьевна, 03.02.20 в 18:10 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за работу!
Ахметшина Наталья Юрьевна, 03.02.20 в 18:45 2Ответить Пожаловаться
Очень интересный урок получился, Марина Юрьевна! И дети потрудились на славу! Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.