Методическая разработка урока внеклассного чтения и развития речи по теме «Осень – золотая красавица»

1
0
Материал опубликован 19 November 2018

Тема: Осень – золотая красавица.

Цель: совершенствовать навыки выразительного чтения и умения осмысливать прочитанное;

обогащать речь учащихся образными словами и высказываниями;

развивать умение быстро ориентироваться в тексте и формировать оценочные суждения,

творческое воображение; чувство увлеченности и умение любоваться осенними пей-

зажами; создать условия для ситуации успеха на уроке; воспитывать умение видеть

красоту земли осенью и интерес к чтению.

Тип урока: развитие речи

Оборудование:рисунки детей на тему «Осень золотая»; книги об осени; рисунок паровоза; карточки для игры «Блиц»; иллюстрации перелетных птиц;карточки для игры «Отгадай слово»; карточки для парной работы «Оденем Осень»; видеосюжет «Осенний сон»; маска козленка; дерево с золотыми и желтыми листочками; текст для чтения М.Клец «Золотые листочки»; стихотворение «Красавица осень».

Технологии:

ХОД УРОКА

(Класс украшен осенними листьями, цветами; выставка книг, галерея детских рисунков))

Организация класса.

Улыбнемся солнышку: Здравствуй, золотое!

Улыбнемся друг другу, посмотрим ласково!

Пусть сегодня в каждое сердце

Солнышко прибавит тепла!

А мы с вами улыбнемся, пожелаем друг другу добра!

Мотивация учебной деятельности

- Закройте глазки, напишите носиком буквы О, С, Е, Н, Ь. Соедините буквы,какое слово получилось? Скажите все вместе. (Осень)

- Как в думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (Об осени)

- Почему? (За окном осень, по календарю октябрь – второй месяц осени, и дома рисовали рисунки на тему «Осень золотая»; учили стихотворения об осени; принесли книжечки, в которых есть рассказы об этом времени года).

Дети готовили домашнее задание по группам:первая группа – принесли книги об осени;

вторая группа – выучили стихотворения про осень; третья группа – рисовали рисунки.

Актуализация знаний учащихся.

Работа с выставкой книг.

- Я очень люблю золотую осень. И когда наступоет эта пора, то мне хочется постоянно быть на природе, наблюдать за изменениями вокруг. Сегодня я шла в школу и любовалась тем, как золотые листочки срывались с веточек и падали на землю. Мне так захотелось их собирать и подарить ам, чтобы у вас было такое же настроение, как у меня.

Очень много поэтов и писателей восхищаются красавицей Осенью в своих произведениях. Посмотрите внимательно на выставку книг, которую подготовили ребята первой группы к уроку. Кто из вас уже читал какую-либо из них? Какие впечатления возникли от прочитанного?

Я думаю, дети, что вам понравились некоторые книги и вы можетеих прочитать.

(учитель вручает ученикам первой группы осенние листочки)

Конкурс стихотворений.

- Вторая группа учеников готовила свои любимые стихи о золотой волшебнице.

Мы их охотно послушаем. (Дарим ребятам второй группы осенние листочки)

ФИЗПАУЗА

После стихов все дети исполняют вальсирующие движения под медленную приятную мелодию.


 

Работа с рисунками.

Матушка Природа отправила на землю любимую дочку Осень и старательно ее готовила.Ходит Осень по Земле тихонько и заметить ее могут только самые внимательные и наблюдательные.

Просмотр рисунков, которые выполнили уч-ся третьей группы(открываем галерею)

- Какой цвет помог предать осенний пейзаж?

* желтый,красный и оранжевый нарядил деревья и кусты;

* березка одела лимонное платье;

* клен стал золотисто-багряным;

* деревья разноцветные.

-Какой цвет передает осеннее небо? (серый,синий,темно-синий)

Какой вид имеет небо?( Небо молчаливое,холодное, темное, сердитое)

-Когда оно таким бывает? (Когда вот-вот пойдет дождь)

-Но не хочется, чтобы шел дождь, все ждут солнышка.

-Какое солнышко осенью? (днем-теплое, а потом мрачное, бледное).

(учитель дарит третьей группе осенние листочки).

Сообщение темы и цели урока

- Сегодня на уроке мы продолжим любоваться осенними пейзажами, читая произведения писателей и поэтов об осени.

- Куда бы мы отправились для этого? (Лучше для этого побывать в лесу)

- Поэтому отправляемся в дорогу. Ваши рисунки нам в этом помогут. Каждый рисунок- это вагон поезда. Нам нужен только паровоз.(прикрепляем паровоз).

V. Речевая разминка.

1. Упражнения для речевого аппарата (проводится как физминутка)

* глубокий вдох, на выдохе произносим: «У-у-у!» (поезд едет);

* пожжужали как комары: «З-з-з!»(насекомые готовятся к зимнему сну)

* пожужжали как шмели: «Ж-ж-ж!»

* понюхали цветочек;

* подули как ветерок;

* пошуршали листьями: «Ш-ш-ш!»

2. Игра «Блиц»

- Поезд едет очень быстро,поэтому надписи мы видим только мгновение. Прочитайте их.

Октябрь Ноябрь Сентябрь

- Расположите названия месяцев последовательно.

(На доске картинки птиц) Аисты Журавли Ласточки

- Какое отношение имеют эти птицы к осени?

- Какие еще птицы улетают в теплые края?

3. Чистоговорка.

- Когда поезд движется, пассажиры смотрят в окно и любуются пейзажами родного края.

Но-но-но – вот осень еле слыш(но)

Вет-вет-вет – над землей плыв(ет).

То-то-то – осыпает ле(то)

На-на-на – золотом о(на).

Та-та-та – как часы рассве(та),

НА-на-на – любит тиши(на).

VI.Работа с видеоматериалом.

Демонстрация видеоматериала.

- Наш поезд домчался до леса на окраине нашего города.

2. Беседа

- Какое настроение вызвал у вас просмотр?

- Что вам больше понравилось?

3. Творческая работа в парах.

- Представьте себе,что там за деревьями затаилась сама Осень.Давайте попробуем ее описать.

- Возьмите лист бумаги на вашей парте. Прочитайте левый столбик слов

Шляпа, платочек, Листочки, ягодки,

платье, кофточка, грибочки, каштаны,

юбочка, ботиночки, желуди, цветочки,

сапожки яблочки

- Выберите одежду из левого столбика и «украсьте» ее словами из правого столбика.

(* Мы одели Осень в шляпу и украсили ее цветочками, платье – желтыми листочками и грибками, а обули ее в ботиночки, украшенные каштанами и желудями.

* Наша Осень появится в платочке из разноцветных листочков, ягодно - грибной блузочке, юбочке с цветами, сапожках с желудями.

* А мы бы одели Осень в модную шляпку из грибов, ягодок клюквы и рябины. В руках Осени- корзина с грушами, дынями, виноградом).

- Какой красивый наряд вы придумали для Осени! Было бы очень хорошо, если бы она пришла к нам.( входит ученица в осеннем веночке и плаще, украшенном листочками, ягодами, грибами)

4. Физминутка (у детей в руках листочки, звучит тихая музыка).

- Мы – с кленов, мы – с яблонь, мы – с вишен, мы – с черемух, мы – с дуба,

Мы – с березы, везде листопад!(подбрасывают листочки вверх)

VII.Работа над рассказом «Золотые литочки» (приложение)

Чтение текста учителем.

Беседа

- На что похожи листочки? ( на маленькие солнышки)

3. Выразительное чтение текста учениками:

* Учитель – ученик (начало – учитель, конец – ученик);

* « Волна» - начало читают шепотом, а конец – громко;

* « Земля – небо» (на сигнал «Земля»-читают текст, на сигнал «Небо» поднимают голову вверх, потом-игнал «Земля», ученики должны найти слово, на котором остановился).

4. Выборочное чтение:

- Какими становятся листочки осенью?

- Где будет спать коза и козленок?

- Какой станет земля, когда опадут листья?

- О чем думал козленок, когда засыпал?

5. Игра «Живая картинка». (Разыгрывается диалог между Козленком и Осенью).

Подготовленные ребята по очереди одевают маску козленка и выступают с диалогом.

VIII.Работа над стихотворением «Красавица осень»

Думаю, что золотой красавице понравились ваши обращения и пожелания. А теперь послушайте стихотворение.

Чтение учителем (под тихую музыку).

-Как автор называет лес?


 

Чтение учениками стиха с добавлением окончаний.

Лес, точно терем распис(ной),-

Лиловый, золотой, багрян(ый),

Веселой, пестрою сте(ной)

Стоит над светлою поля(ной).

Березы желтою резь(бой),

Как вышки, елочки темне(ют),

А между кленами сине(ют)

Просторы в небо, что окон(ца).

Лес пахнет дубом и сос(ной),

За лето высох он от солн(ца),

И оснь тихою вдо(вой)

Вступает в пестрый терем (свой).

Выразительное чтение учащимися.

Игра «Отгадай слово»:

З_Л_Т_Й (золотой), Б_Р_З_ (березы), КЛ_Н_М_ (кленами), Т_Р_М (терем)

IX.Рефлексия.

- О чем говорили на уроке?

Поможем золотой волшебнице одеть в праздничный наряд «ДЕРЕВО».

Ребята, по очереди подходят к дереву, прикрепляют листочек и называют приметы осени.

- Понравилось науроке? Чем?

X.Оцениваем работу на уроке.

XI.Домашнее задание:

1. Все-читают текст «Золотые листочки»;

2. Творческое задание: составить стихотворение по рифмам.

_______________греет

_______________желтеет

_______________леса

________________краса (каждый получает листочек с рифмами)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

ЗОЛОТЫЕ ЛИСТОЧКИ

- Мама, а осень добрая? – спросил козленок. Он еще не знал осени.

- Мама, а какая осень?

- Осень ? Золотая.

- Как это, золотая?

- Листочки деревьев становятся светлыми, яркими, как маленькие солнышки, и совсем невкусные.

- Они, по – видимому, теплые, как солнышко?

- Почти угадал. Именно на них, а не на холодной земле, мы будем спать поздней осенью.

- Мама, а как я смогу лечь на листочки? Я же не умею лазить по деревьям.

- Глупенький, - мягко улыбнулась мудрая старая коза. - Лазить по деревьям не придется. Золотые листочки сами упадут на землю – и она станет светлая, красивая, как большое солнце.

Наступил вечер. Они собирались спать в высокой траве на своей любимой полянке под большими звездами. И козленок, засыпая, думал о доброй и почему – то короткой осени, о маленьких золотых листочках и земле, похожей на большое солнце.

Н. Клец

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации