Методическая разработка урока внеклассного чтения и развития речи по теме «Осень – золотая красавица»
Тема: Осень – золотая красавица.
Цель: совершенствовать навыки выразительного чтения и умения осмысливать прочитанное;
обогащать речь учащихся образными словами и высказываниями;
развивать умение быстро ориентироваться в тексте и формировать оценочные суждения,
творческое воображение; чувство увлеченности и умение любоваться осенними пей-
зажами; создать условия для ситуации успеха на уроке; воспитывать умение видеть
красоту земли осенью и интерес к чтению.
Тип урока: развитие речи
Оборудование:рисунки детей на тему «Осень золотая»; книги об осени; рисунок паровоза; карточки для игры «Блиц»; иллюстрации перелетных птиц;карточки для игры «Отгадай слово»; карточки для парной работы «Оденем Осень»; видеосюжет «Осенний сон»; маска козленка; дерево с золотыми и желтыми листочками; текст для чтения М.Клец «Золотые листочки»; стихотворение «Красавица осень».
Технологии:
ХОД УРОКА
(Класс украшен осенними листьями, цветами; выставка книг, галерея детских рисунков))
Организация класса.
Улыбнемся солнышку: Здравствуй, золотое!
Улыбнемся друг другу, посмотрим ласково!
Пусть сегодня в каждое сердце
Солнышко прибавит тепла!
А мы с вами улыбнемся, пожелаем друг другу добра!
Мотивация учебной деятельности
- Закройте глазки, напишите носиком буквы О, С, Е, Н, Ь. Соедините буквы,какое слово получилось? Скажите все вместе. (Осень)
- Как в думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (Об осени)
- Почему? (За окном осень, по календарю октябрь – второй месяц осени, и дома рисовали рисунки на тему «Осень золотая»; учили стихотворения об осени; принесли книжечки, в которых есть рассказы об этом времени года).
Дети готовили домашнее задание по группам:первая группа – принесли книги об осени;
вторая группа – выучили стихотворения про осень; третья группа – рисовали рисунки.
Актуализация знаний учащихся.
Работа с выставкой книг.
- Я очень люблю золотую осень. И когда наступоет эта пора, то мне хочется постоянно быть на природе, наблюдать за изменениями вокруг. Сегодня я шла в школу и любовалась тем, как золотые листочки срывались с веточек и падали на землю. Мне так захотелось их собирать и подарить ам, чтобы у вас было такое же настроение, как у меня.
Очень много поэтов и писателей восхищаются красавицей Осенью в своих произведениях. Посмотрите внимательно на выставку книг, которую подготовили ребята первой группы к уроку. Кто из вас уже читал какую-либо из них? Какие впечатления возникли от прочитанного?
Я думаю, дети, что вам понравились некоторые книги и вы можетеих прочитать.
(учитель вручает ученикам первой группы осенние листочки)
Конкурс стихотворений.
- Вторая группа учеников готовила свои любимые стихи о золотой волшебнице.
Мы их охотно послушаем. (Дарим ребятам второй группы осенние листочки)
ФИЗПАУЗА
После стихов все дети исполняют вальсирующие движения под медленную приятную мелодию.
Работа с рисунками.
Матушка Природа отправила на землю любимую дочку Осень и старательно ее готовила.Ходит Осень по Земле тихонько и заметить ее могут только самые внимательные и наблюдательные.
Просмотр рисунков, которые выполнили уч-ся третьей группы(открываем галерею)
- Какой цвет помог предать осенний пейзаж?
* желтый,красный и оранжевый нарядил деревья и кусты;
* березка одела лимонное платье;
* клен стал золотисто-багряным;
* деревья разноцветные.
-Какой цвет передает осеннее небо? (серый,синий,темно-синий)
Какой вид имеет небо?( Небо молчаливое,холодное, темное, сердитое)
-Когда оно таким бывает? (Когда вот-вот пойдет дождь)
-Но не хочется, чтобы шел дождь, все ждут солнышка.
-Какое солнышко осенью? (днем-теплое, а потом мрачное, бледное).
(учитель дарит третьей группе осенние листочки).
Сообщение темы и цели урока
- Сегодня на уроке мы продолжим любоваться осенними пейзажами, читая произведения писателей и поэтов об осени.
- Куда бы мы отправились для этого? (Лучше для этого побывать в лесу)
- Поэтому отправляемся в дорогу. Ваши рисунки нам в этом помогут. Каждый рисунок- это вагон поезда. Нам нужен только паровоз.(прикрепляем паровоз).
V. Речевая разминка.
1. Упражнения для речевого аппарата (проводится как физминутка)
* глубокий вдох, на выдохе произносим: «У-у-у!» (поезд едет);
* пожжужали как комары: «З-з-з!»(насекомые готовятся к зимнему сну)
* пожужжали как шмели: «Ж-ж-ж!»
* понюхали цветочек;
* подули как ветерок;
* пошуршали листьями: «Ш-ш-ш!»
2. Игра «Блиц»
- Поезд едет очень быстро,поэтому надписи мы видим только мгновение. Прочитайте их.
Октябрь Ноябрь Сентябрь
- Расположите названия месяцев последовательно.
(На доске картинки птиц) Аисты Журавли Ласточки
- Какое отношение имеют эти птицы к осени?
- Какие еще птицы улетают в теплые края?
3. Чистоговорка.
- Когда поезд движется, пассажиры смотрят в окно и любуются пейзажами родного края.
Но-но-но – вот осень еле слыш(но)
Вет-вет-вет – над землей плыв(ет).
То-то-то – осыпает ле(то)
На-на-на – золотом о(на).
Та-та-та – как часы рассве(та),
НА-на-на – любит тиши(на).
VI.Работа с видеоматериалом.
Демонстрация видеоматериала.
- Наш поезд домчался до леса на окраине нашего города.
2. Беседа
- Какое настроение вызвал у вас просмотр?
- Что вам больше понравилось?
3. Творческая работа в парах.
- Представьте себе,что там за деревьями затаилась сама Осень.Давайте попробуем ее описать.
- Возьмите лист бумаги на вашей парте. Прочитайте левый столбик слов
Шляпа, платочек, Листочки, ягодки,
платье, кофточка, грибочки, каштаны,
юбочка, ботиночки, желуди, цветочки,
сапожки яблочки
- Выберите одежду из левого столбика и «украсьте» ее словами из правого столбика.
(* Мы одели Осень в шляпу и украсили ее цветочками, платье – желтыми листочками и грибками, а обули ее в ботиночки, украшенные каштанами и желудями.
* Наша Осень появится в платочке из разноцветных листочков, ягодно - грибной блузочке, юбочке с цветами, сапожках с желудями.
* А мы бы одели Осень в модную шляпку из грибов, ягодок клюквы и рябины. В руках Осени- корзина с грушами, дынями, виноградом).
- Какой красивый наряд вы придумали для Осени! Было бы очень хорошо, если бы она пришла к нам.( входит ученица в осеннем веночке и плаще, украшенном листочками, ягодами, грибами)
4. Физминутка (у детей в руках листочки, звучит тихая музыка).
- Мы – с кленов, мы – с яблонь, мы – с вишен, мы – с черемух, мы – с дуба,
Мы – с березы, везде листопад!(подбрасывают листочки вверх)
VII.Работа над рассказом «Золотые литочки» (приложение)
Чтение текста учителем.
Беседа
- На что похожи листочки? ( на маленькие солнышки)
3. Выразительное чтение текста учениками:
* Учитель – ученик (начало – учитель, конец – ученик);
* « Волна» - начало читают шепотом, а конец – громко;
* « Земля – небо» (на сигнал «Земля»-читают текст, на сигнал «Небо» поднимают голову вверх, потом-игнал «Земля», ученики должны найти слово, на котором остановился).
4. Выборочное чтение:
- Какими становятся листочки осенью?
- Где будет спать коза и козленок?
- Какой станет земля, когда опадут листья?
- О чем думал козленок, когда засыпал?
5. Игра «Живая картинка». (Разыгрывается диалог между Козленком и Осенью).
Подготовленные ребята по очереди одевают маску козленка и выступают с диалогом.
VIII.Работа над стихотворением «Красавица осень»
Думаю, что золотой красавице понравились ваши обращения и пожелания. А теперь послушайте стихотворение.
Чтение учителем (под тихую музыку).
-Как автор называет лес?
Чтение учениками стиха с добавлением окончаний.
Лес, точно терем распис(ной),-
Лиловый, золотой, багрян(ый),
Веселой, пестрою сте(ной)
Стоит над светлою поля(ной).
Березы желтою резь(бой),
Как вышки, елочки темне(ют),
А между кленами сине(ют)
Просторы в небо, что окон(ца).
Лес пахнет дубом и сос(ной),
За лето высох он от солн(ца),
И оснь тихою вдо(вой)
Вступает в пестрый терем (свой).
Выразительное чтение учащимися.
Игра «Отгадай слово»:
З_Л_Т_Й (золотой), Б_Р_З_ (березы), КЛ_Н_М_ (кленами), Т_Р_М (терем)
IX.Рефлексия.
- О чем говорили на уроке?
Поможем золотой волшебнице одеть в праздничный наряд «ДЕРЕВО».
Ребята, по очереди подходят к дереву, прикрепляют листочек и называют приметы осени.
- Понравилось науроке? Чем?
X.Оцениваем работу на уроке.
XI.Домашнее задание:
1. Все-читают текст «Золотые листочки»;
2. Творческое задание: составить стихотворение по рифмам.
_______________греет
_______________желтеет
_______________леса
________________краса (каждый получает листочек с рифмами)
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЗОЛОТЫЕ ЛИСТОЧКИ
- Мама, а осень добрая? – спросил козленок. Он еще не знал осени.
- Мама, а какая осень?
- Осень ? Золотая.
- Как это, золотая?
- Листочки деревьев становятся светлыми, яркими, как маленькие солнышки, и совсем невкусные.
- Они, по – видимому, теплые, как солнышко?
- Почти угадал. Именно на них, а не на холодной земле, мы будем спать поздней осенью.
- Мама, а как я смогу лечь на листочки? Я же не умею лазить по деревьям.
- Глупенький, - мягко улыбнулась мудрая старая коза. - Лазить по деревьям не придется. Золотые листочки сами упадут на землю – и она станет светлая, красивая, как большое солнце.
Наступил вечер. Они собирались спать в высокой траве на своей любимой полянке под большими звездами. И козленок, засыпая, думал о доброй и почему – то короткой осени, о маленьких золотых листочках и земле, похожей на большое солнце.
Н. Клец