Разработка урока физики № 12 в 8 классе по теме «Решение задач по теме Тепловые явления»
Цель урока: формирование навыков расчета количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.
Задачи урока:
образовательные: научиться вести простейшие расчеты удельной теплоемкости, количества теплоты; пользоваться таблицей удельной теплоемкости веществ;
развивающие: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; развитие интеллектуальных способностей учащихся; выполнять действия по образцу, оценивать и корректировать их; создавать, анализировать и перерабатывать информацию, представленную в виде таблиц, набор символов;
воспитательные: участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Личностные результаты: самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
Метапредметные УУД:
регулятивные: научиться принимать и сохранять познавательную цель, четко выполнять требования познавательной задачи.
познавательные: научиться проводить анализ наблюдаемых явлений, обобщение изученной темы и формулирование выводов.
коммуникативные: развитие навыков конструктивного общения, взаимопонимания, осуществление взаимоконтроля и взаимопомощи.
Предметные результаты: проводить планирование, проводить экспертизу по равномерному движению, делать выводы.
Оборудование: справочные таблицы «Удельная теплоемкость вещества»
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация темы
1. Фронтальный опрос:
- Что называют количеством теплоты?
- Как зависит количество теплоты, необходимое для нагревания тела, от его массы?
- Как зависит количество теплоты, выделяющееся при охлаждении тела, от изменения температуры?
- Что называют удельной теплоёмкостью вещества?
- Удельная теплоёмкость льда 2100 Дж/кг .°С Что означает это выражение?
- Лёд, вода и водяной пар – это одно и то же вещество, находящееся в разных агрегатных состояниях. Одинаковой ли удельной теплоёмкостью обладает вещество в разных агрегатных состояниях?
- Приведите формулу для расчёта количества теплоты.
- Посмотрите опыт и объясните его. Массы цилиндров одинаковы. Начальная температура одинакова. Почему же парафин неодинаково плавится под цилиндрами?
3. Решение задач
Учитель. На прошлом уроке мы с вами выяснили, что для нагревания 1 кг вещества на 10С требуется количество теплоты численно равное значению удельной теплоемкости. Например, для нагревания 1 кг меди на 10С необходимо Q=400 Дж, а для алюминия Q=920 Дж. Получается, что Q зависит от удельной теплоемкости: чем больше с, тем больше Q. Значит Qс.
Очевидно, что для нагревания тела на 10С и на 30С потребуется разное количество теплоты. Следовательно, чем больше разность температуры в нагреве тел, тем больше нужно затратить энергии, значит Q(t-t0)t, где t- конечная температура, а t0- начальная температура.
Мы также с вами выяснили, что чем больше масса тела, тем большее количество теплоты требуется для нагревания, следовательно Qm.
Основное выражение для расчета количества теплоты при теплообмене:
Q = c ∙m∙ (t – t0)
Алгоритм решения задачи на расчет количества теплоты
- Запишите условие задачи, определив, какое вещество нагревается (охлаждается).
- Выразите, если необходимо, все величины в единицах СИ.
- Запишите формулу для расчёта количества теплоты. Если необходимо, то выразите из нее неизвестную величину. Обозначьте полученную формулу (1).
- Проанализируйте, все ли величины, входящие в формулу, известны. При необходимости, запишите формулы, по которым можно вычислить недостающие величины, обозначьте их цифрами (2), (3) и т.д.
- Подставьте формулы (2), (3) и т.д. в выражение (1). Получите окончательную формулу для расчёта искомой величины.
- Выполните действие с размерностью физических величин. Если вы получили необходимую единицу измерения величины, переходите к расчёту. Если нужная единица измерения не получилась, проверьте, правильно ли вы вывели формулу.
- Сделайте расчёт искомой величины.
- Запишите ответ, указав, какую именно величину вы определяли.
Решение задач
Рассчитайте массу керосина, который потребуется сжечь для того, чтобы нагреть 10 кг воды от 20 до 80 0С, если считать, что вся энергия, выделенная при сгорании керосина, пойдет на нагрев воды. Ответ представьте целым числом граммов.
В кастрюлю, где находится вода объемом 2 л при температуре 250С, долили 3 л кипятка. Какая температура воды установилась? Плотность воды 1000 кг/м3.
Чтобы вымыть посуду, мальчик налил в таз 3 л воды, температура которой равна 100С. Сколько литров кипятка нужно долить в таз, чтобы температура воды в нем стала равной 500С? Плотность воды 1000кг/м3.
Закрепление материала.
Интерактивный тренажер (Приложение).
Вопросы:
1. Что происходит с температурой тела, если оно поглощает энергии больше, чем излучает?
(повышается)
2. Тело А находится в тепловом равновесии с телом С, а тело В не находится в тепловом равновесии с телом С. Что можно сказать про температуру тел А и В? температуры тел А и В не одинаковы
3. Ниже названо несколько тел: кубик льда при температуре 00С; неподвижно лежащий на земле мяч; бортовой журнал, находящийся на борту космического корабля. Есть ли среди названных тел такие, у которых внутренняя энергия равна нулю? среди перечисленных таких нет.
4. Тепловое движение совершают… молекулы любых веществ
Выберите верное утверждение.
Удельная теплота сгорания топлива равна 4,5∙107 Дж/кг.
Это значит, что…
При полном сгорании 1 кг топлива выделяется 4,5∙107 Дж тепла
Для полного сгорания 1 кг топлива требуется 4,5∙107 Дж тепла
При полном сгорании 1 м3 топлива выделяется 4,5∙107 Дж тепла
При полном сгорании 4,5∙107 кг топлива выделяется 1 Дж тепла
Что происходит в течение 2-й минуты?
Температуры тела повышалась, внутренняя энергия тела увеличивалась.
Установите соответствие
Величина | Изменение |
А. Над телом совершают механическую работу. Его температура при этом… | 1) увеличивается |
Б. При охлаждении тела удельная теплоемкость вещества, из которого он сделан… | 2) уменьшается |
В. При увеличении массы тела количество теплоты, выделяемое при его полном сгорании… | 3) Не изменяется |
Решите задачи:
- Сколько Дж выделяется при сгорании 13 кг угля?
- На сколько 0С нагреется стальная ложка массой 200 г?
- Сколько килограммов сухих дров нужно сжечь, чтобы нагреть 12 кг воды от 27 0С до кипения. Потерями энергии пренебречь. Ответ представьте целым числом граммов.
4. Рефлексия. Ученики оценивают свою работу на уроке и качество усвоения материала по методу «Лестница успеха».
Каждый ученик указывает свою фамилию на нарисованной лестнице.
Название ступеней лестницы:
1-я ступень – урок трудный, я совсем не уверен в своих силах, нужна помощь.
2-я ступень – урок трудный, я не со всем справился, нужна помощь.
3-я ступень – урок трудный, но я почти со всем справился, не нуждаюсь в помощи.
4-я ступень – урок не трудный, я справился почти со всем, помощь не нужна.
5-я ступень – урок не трудный, я уверен в своих силах, помощь не нужна
5. Домашнее задание: повторить § 7-10; сСборник задач Лукашика В.И: №№1038, 1051, 10546.
Список использованной литературы:
- Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7-9 класс-М.: Просвещение, 2013
- Перышкин А.В. Физика. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2014.
- Шлык Н.С. Поурочные разработки по физике. 8 класс. –М.: ВАКО, 2017