Разработка урока химии в 9 классе по теме- Железо: нахождение в природе и свойства железа
10
Урок Каморной Ирины Михайловны МБОУ СОШ№15 г. Заринска, Алтайского краяКаморная И.М. учитель химии и биологии
МБОУ СОШ №15 с УИОП города Заринска, Алтайского края
Технологическая карта урока химии в 9 классе
Тема | Железо: нахождение в природе и свойства железа. |
Тип урока | Комбинированный урок открытия новых знаний |
Цель: | Рассмотреть электронное строение атома железа. Изучить физические и химические свойства железа. |
Задачи урока: | Сформировать у учащихся представление об элементе и простом веществе – железе; Сформировать у учащихся представление о физических свойствах железах, опираясь на знания зависимости свойств металлов от строения их атомов; Сформировать у учащихся представление о характерных химических свойствах железа; На основе межпредметных связей продолжить развитие умений устанавливать взаимосвязь между составом, строением и свойствами веществ; Способствовать развитию исследовательских навыков в ходе проведения опытов, демонстрирующих химические свойства железа; Способствовать развитию у учащихся представления о познаваемости и единстве окружающего нас мира на основе информации о разных формах существования железа и его нахождении в природе; Способствовать формированию интернациональных чувств, на основе сведений об истории использования железа разными народами мира; Продолжить формирование у учащихся чувства гордости за свою Родину как самую богатую природными ресурсами страну; Продолжать воспитание культуры учебного труда, аккуратность, внимание при проведении эксперимента. |
Планируемый результат | Предметные: Знать строение атома железа, физические и химические свойства железа. Уметь разъяснять свойства железа. в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах и электролитической диссоциации. Метапредметные: Формировать умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Личностные: Формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, и коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности |
Основные виды деятельности учащихся | Отрабатывать умение составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства железа с точки зрения окислительно-восстановительных процессов. Самостоятельно работать с учебным материалом. |
Основные понятия | Сидерит, магнетит, гематит, лимонит, пирит. |
Мыслительные операции на этапе проектирования: | анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация |
Ресурсы: - основные - дополнительные | компьютер проектор презентация раздаточный материал для работы группе энциклопедия и научная литература таблицы модель решётки наглядные предметы быта химическое оборудование( пробирки, держатели, реактивы-NaOH, FeCl3, FeSO4, Fe, CuSO4 |
Демонстрации | Образование нерастворимых оснований, осаждение меди на железо |
Формы организации учебно-познавательной деятельности: | работа фронтальная, индивидуальная, самостоятельная и в парах |
Методы: | словесный, наглядный, деятельностный, исследовательский |
Технологии обучения: | здоровьесберегающая технология, обучение развитию критического мышления, проблемное обучение, метод эвристического обучения, обучение в сотрудничестве |
Учебник: | Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – 6-е изд. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2019 |
Структура и ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
I. Организационный этап урока. Цель этапа: настроить учащихся на учебный процесс. | 1.Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сегодня у нас необычный урок мы совершим путешествие по станциям. Для организации работы на уроке, нам необходима сплочённость коллектива, чтобы достичь желаемого результата. Возьмите за руку своего соседа и пожелайте успеха в работе. У вас получилось я даю Вам зелёный свет! На уроке вы можете заработать баллы, получить оценку, шкала оценивания перед вами. (приложение) | Фронтальная работа: Высказывания учащихся о качествах, необходимых каждому для достижения поставленных целей. Самостоятельная работа: Знакомство с раздаточным материалом | 1-2 минуты |
II.Актуализация знаний через повторение Цель этапа: обобщение материала, проверка домашнего задания | Ребята, скажите, пожалуйста, какую тему мы изучили? Я предлагаю обобщить материал прошлой темы по вашему тесту. (приложение) | Учащиеся отвечают на вопрос, повторяют пройденный материал. Систематизируют знания. Готовятся к тесту. Самопроверка экспертной группой | 3 минуты |
III. Целеполагание Цель этапа: формирование познавательных мотивов учебной деятельности, определение учебной цели | А начну я урок с загадки (слайд2) - О каком понятии сегодня пойдёт речь? Сформулируйте тему урока". (слайд №3) -Какие цели поставим перед собой? Постарайтесь сформулировать цель урока исходя из темы - Работая в парах, обсудите: "Что ещё вы не знаете и хотели бы узнать о Fe?" - изучить особенности минералов!? | Обсуждение в паре темы урока. Высказывание -ученики класса выражают своё согласие или нет. Тема урока записывается в тетрадь
| 1-2 минуты |
IV. Планирование предстоящей деятельности Цель этапа: организация планирования своей деятельности Цель этапа: снять напряжения с глаз | План достижения цели: 1. работа с текстом 2.познакомимся с новыми понятиями; 3.научиться применять знания 4.выслушать сообщения учащихся Разминка для глаз («ВВЕРХ И ВНИЗ», «СМОТРИМ ПО СТОРОНАМ», «ПО ДИАГОНАЛИ», «РИСУЕМ ПРЯМОУГОЛЬНИК» «ЗМЕЙКА») | Работа в парах Обсуждают, высказывают своё мнение в паре. Варианты ответов ребят (устно) Выполняют упражнения за учителем | 40 сек 30-40сек |
V.Реализация плана Цель этапа: формирование способности анализировать, строить высказывания Цель этапа: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений высказывать свою точку зрения, предположения Цель этапа: развитие умения пользоваться инструкцией для выполнения практической работы (рассмотрено на первых уроках химии) Т.Б Цель этапа: снять усталость Цель этапа: развитие умения осуществлять анализ предъявляемой информации для поиска ответа на вопрос | 1.Мы отправляемся в путь (гудок паровоза и стук колёс). (слайд 4) станция «историческая» Что вам удалось узнать из дополнительной литературы о появлении железа? 2. станция «теоретическая» (слайд5) Метод «Фишбоун» рыбий скелет. (слайд 6) -Ребята, дайте характеристику химическому элементу согласно нахождения в периодической таблице. Предположите свойства данного элемента, какие вам известны его соединения? (слайд7-8) - Где применяется? 3. станция «практическая» (слайд 9-13) Давайте познакомимся с видеопытами как различить Fe (2) и Fe (3). Качественные реакции. Проведём эксперименты. 3NaOH+FeCl3=Fe(OH)3+ 3NaCl 2NaOH+FeSO4= Fe(OH)2+Na2SO4 Спорим в моих руках железо может тоже, как человек «стыдиться» и оно покраснеет!? Fe + CuSO4 = Fe SO4 + Cu 4.ФИЗКУЛЬТИНУТКА (слайд14) 5. станция «химическая» (слайд15-22) 6.станция «геологическая» (слайд 23-24) 7. станция «биологическая» (слайд25) | Читают научный текст. Выделяют главные мысли. Отвечаю на вопросы Фронтальная работа. Получение жетонов. Критическое мышление Получение жетонов за верные ответы Записи в тетради электронное строение Fe Работа с учебником Просмотр видео Запись в тетрадь Проводят опыты, наблюдают за экспериментом Повторяют движения за физруком класса Учащиеся выполняют физические упражнения на расслабление мышц рук, туловища Записать в тетради химические уравнения Высказывают мнение Ведут обсуждение Представляют самостоятельную работу в виде презентаций Высказывают свои суждения, объясняют материал Класс заполняет таблицу минералы - по материалам выслушанных сообщений. Возможно дать на д/з | 3 мин. 3мин 5 мин. 8-10мин 4мин |
VI. Этап проверки понимания нового. Закрепление материала Цель этапа: организовать закрепление изученного на уроке развитие умений в оценочной деятельности VII.Рефлексия Цель этапа: узнать эмоциональное настроение учащихся | -Вспомните цели, стоявшую перед вами. -Смогли ли мы достичь их? Что Вы узнали нового на уроке? Оцените свою работу на уроке, подсчитав общий балл. -Кто доволен своей работой на уроке? -Кто не доволен? -Как поступить тем, кто не доволен своей работой? Поставьте галочку в таблице по рефлексии, а на цветочке нарисуйте смайлик своего настроения Видео рефлексии | Фронтальная и самостоятельная работа учащихся. Оценивают работу на уроке Перевод баллов в отметку Оценки экспертов Личные мнения учащихся | 1мин. 5мин |
Домашнее задание Цель этапа: разъяснить методику выполнения, самообразование | Для закрепления полученных знаний предлагаю выполнить домашнее задание. 1. Работа с учебником § 43, ответы на вопросы после параграфа 1-5, задачи1-2 2. Отработать записи по ОВР. Решить задачу в сетевом городе –это дополнительное задание. Всем спасибо за работу на уроке! Удачного дня! | Вносят задания в дневник | 1 мин |
Используемая литература:
1. Н.А.Гара Уроки химии 9 класс,
2.Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: учебник для 9 класса
3.www.catalogmineralov.ru – сайт содержит каталог минералов, большую коллекцию фотографий и описание минералов.
4.http://.elementy.ru – сайт « Элементы большой науки», содержит каталоги и статьи научно-популярных журналов «Химия и жизнь», « Наука и жизнь», «Природа» и др.
5.http://www.ovitanah.com - сайт посвящен витаминам и микроэлементам, содержит интересную информацию.
6.http://alhimik.ru – сайт «Алхимик»
Приложение
Вариант 1. Ф.И.________________________________________
Выберите правильный ответ.
1.Степень окисления алюминия в его оксиде
а) +2 б) +1 в) +3 г) -3 д) -2
2.Номер группы, в которой расположен алюминий
а) VII б) III в) II г) I
3.Порядковый номер алюминия
а) 13 б) 11 в) 19 г) 17
4.Относительная атомная масса алюминия
а) 27 б) 23 в) 36 г) 35,5
5.Число валентных электронов в атоме алюминия
а) 1 б) 4 в) 3 г) 2
6.Название минерала с формулой Al2O3
а) боксит б) лимонит в) корунд
г) полевой шпат
7.Способ промышленного получения алюминия
а) алюмотермия б) электролиз
в) пиролиз г) гидролиз
8.Температура плавления алюминия
а) 1200 0С б) 120 0С в) 360 0С г) 660 0С
9.Сопоставьте:
Исходные вещества: Продукты реакции:
1) 2AlCI3 - А) 2Al2O3
2) 3CI2 + 2Al - Б) 2AlCl3
3) 2Al + 6HCI - В) 2AlCl3 + 3H2O
4) 4Al + 3O2 - Г) 2Al + 3CI2
5) Al2O3 + 6HCI - Д) 2AlCI3 + 3H2
Количество баллов _____________ оценка_______________
Проверил______________________
Шкала оценивания:
0б– 5б – «2»
6б – 8б – «3»
9б -11б – «4»
10б -12 б- «5»
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Появление железа в человеческой цивилизации положило начало железному веку.
Откуда же древние люди брали железо в то время, когда еще не умели добывать его из руды? Железо в переводе с шумерского языка – это металл, “капнувший с неба, небесный”. Первое железо, с которым столкнулось человечество, было железом из метеоритов. Впервые доказал, что “железные камни падают с неба”, в 1775 г. русский ученый П.С. Палас, который привез в Петербург глыбу самородного железного метеорита весом 600 кг. Самым крупным железным метеоритом является найденный в 1920 г. в Юго-Западной Африке метеорит “Гоба” весом около 60 т.
Вспомним гробницу Тутанхамона: золото, золото. Великолепная работа восхищает, блеск слепит глаза. Всего несколько железных изделий было найдено в гробнице фараона, среди них железный амулет бога Гора, небольшой кинжальчик с железным клинком и золотой рукояткой, маленькая железная скамеечка.
Ученые предполагают, что именно страны Малой Азии, где проживали племена хеттов, были местом возникновения черной металлургии. В Европу железо пришло из Малой Азии уже в I тыс. до н.э.; так в Европе начался железный век.
Знаменитую булатную сталь (или булат) делали на Востоке еще во времена Аристотеля (IV в. до н.э.). Но технология ее изготовления держалась в секрете много веков.
Поскольку булат – это сталь с очень большой твердостью и упругостью, изготовленные из нее изделия обладают способностью не тупиться, будучи остро заточенными. Раскрыл секрет булата русский металлург П.П. Аносов. Он очень медленно охлаждал раскаленную сталь в специальном растворе технического масла, подогретого до определенной температуры; в процессе охлаждения сталь ковалась.
В Индии в 415 г. была изготовлена железная колонна в честь правителя древнего государства Чандрагупты II. Высота ее 7,3 м, диаметр у основания 41,6 см, у верха 29,5 см, масса 6,5 т.»
В Египте в период Древнего и Нового царства железо первоначально применялось в основном для ювелирных изделий — амулетов и украшений. Еще в XIV веке до н.э. железо считалось драгоценным металлом и из него, как и из золота, изготовляли украшения. Железо наряду с золотом и серебром входило в состав дани, которую платили покоренные народы Ассирии в IX веке до н.э.
Известно, что женщины многих африканских племен носили на руках и на ногах железные кольца. Жены богатых людей несли на себе иногда чуть ли не целый пуд таких украшений. Невесту одного из негритянских племен Западной Африки так нагружали железными украшениями, что она не могла двигаться без посторонней помощи, считали железо дороже всех металлов.
Английский мореплаватель XVIII века Джеймс Кук рассказывал, что на всех островах Полинезии, известных ему, любимым подарком для жителей было железо. Спутники Кука говорили, что за один крупный гвоздь туземцы охотно давали несколько ярдов местной ткани, а за десяток железных костылей моряки получали десять свиней. Кук приводит пример, как один из вождей на о.Таити, имея у себя два гвоздя, получал за них довольно значительный доход. Он давал эти гвозди для пробития отверстий в тех случаях, когда другим способом сделать это не удавалось и получал за это деньги.
Джеймс Кук рассказывает в своих дневниках, как во время одного из первых путешествий он подарил несколько железных гвоздей жителям тихоокеанских островов. Те долго с недоумением вертели в руках, а затем, посоветовавшись с верховным жрецом, начали закапывать гвозди в землю. Это, в свою очередь, вызвало недоумение у англичан. Тогда туземцы знаками объяснили гостям, что гвозди прорастут и дадут много металлических бананов, с помощью которых их племя победит своих врагов. Правда, уже вскоре островитяне поняли, что железо не следует закапывать в землю, и стали находить ему самое разнообразное применение. Из-за этих гвоздей на корабле Кука начали твориться невообразимые вещи: матросы вытаскивали гвозди ото всюду, они даже пытались утащить якорь, чтобы наковать из него новых гвоздей. Кук вынужден был вывесить особый приказ, грозивший самым суровым наказанием каждому, кто решится унести с корабля какой-либо железный предмет.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Рыба –фишбоун
Ст. окисления 0, +2, +3, и +6 |
Валентность II и III |
Металл средней активности, d-элемент |
Металлическая кристаллическая решётка |
Встречается в минералах |
Образует нерастворимые основания Fe(OH)2 и Fe(OH)3 |
Элемент восьмой группы побочной подгруппы (Б) |
Образует оксиды FeO и Fe2O3 |
Мембраны микрофонов |
Ковкость |
Электромагниты |
Метеориты |
Сталь |
Составная часть крови |
Машиностроение |
Высокая температура плавления 1539 |
Доменное производство |
Чугун |
Сердечки трансформаторов |
Быстро окисляется |
Атомно молекулярный вес -56 Присутствует в воде Fe(HCO3)2 |
Подвержено коррозии |
Восстановление железа из оксида |
Электролиз водных растворов |
Чистое железо намагничивается и размагничивается |
Серебристо белого цвета |
Плотность 7,87 г/см3 |
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Название минерала | Химическая формула | Содержание железа | Важнейшие месторождения | Применение |
Магнитный железняк | | | | |
Красный железняк | | | | |
Бурый железняк | | | | |
Шпатовый железняк | | | | |
Серный колчедан | | | | |