Урок химии в 8-9 классах «Водород, его общая характеристика, нахождение в природе, получение, физико-химические свойства и применение»
Водород, его общая характеристика, нахождение в природе, получение, физико-химические свойства и применение.
Цели:
Познакомить учащихся с распространенностью, получением и физическими свойствами водорода на основе логического взаимодействия;
Учить моделированию понятий и действий;
Продолжить формирование умений по составлению уравнений химических реакций, расстановке коэффициентов в уравнениях химических реакциях;
Развивать практические умения и навыки в ходе выполнения лабораторных опытов;
Учиться заботиться о своем здоровье. Соблюдая правила техники безопасности;
Способствовать развитию у школьников интереса к химической науке, к исследовательской деятельности.
Оборудование: прибор для восстановления меди водородом из оксида меди (ll), прибор для получения водорода.
Ход урока.
Организационный момент.
Изучение нового материала.
-Историческая справка: Водород(в переводе с латыни – «рождающий воду» )открыл в первой половине XVIв. Немецкий врач и естествоиспытатель Парацельс. В 1776г. Английский ученый Г.Кавендиш исследовал его свойства.
-Общая характеристика:
Изотопные состояния водорода (Протий. Дейтерий. Тритий)
Двойственное положение в ПСХЭ (сходство свойств со щелочными металлами и галогенами)
Простое вещество (Н-Н, Н2, Н:Н)
- Нахождение в природе:
- Получение водорода (лабораторная работа)
Получение водорода взаимодействием цинка и соляной кислоты.
В пробирку опустим 2-3 гранулы цинка и прильем (осторожно!) 3-4 см3 соляной кислоты. На поверхности гранул появляются пузырьки бесцветного газа – это и есть водород.
Zn+2HCl→ZnCl2+H2↑
Химические свойства водорода
Взаимодействие с галогенами. При обычной температуре водород реагирует лишь со фтором:
H2 + F2 = 2HF.
С хлором реагирует только на свету, образуя хлороводород, с бромом реакция протекает менее энергично, с йодом не идет до конца даже при высоких температурах.
Взаимодействие с кислородом. При нормальных условиях водород не реагирует с кислородом, при 400 °С реагирует с кислородом, а при 600 °С – с воздухом, при поджигании реакция протекает со взрывом:
2H2 + O2 = 2H2O.
Водород горит в кислороде с выделением большого количества тепла. Температура водородно-кислородного пламени 2800 °С.
Взаимодействие с серой. При пропускании водорода через расплавленную серу образуется сероводород:
H2 + S = H2S.
Взаимодействие с азотом. При нагревании водород обратимо реагирует с азотом, причем при высоком давлении и в присутствии катализатора:
3H2 + N2 = 2NH3.
Взаимодействие с оксидом азота (II). Важное значение имеет взаимодействие водорода с оксидом азота (II), используемое в очистительных системах при производстве азотной кислоты:
2NO + 2H2 = N2 + 2H2O.
Взаимодействие с оксидами металлов. Водород – хороший восстановитель, он восстанавливает многие металлы из их оксидов:
CuO + H2 = Cu + H2O.
Сильным восстановителем является атомарный водород. Он образуется из молекулярного в электрическом разряде в условиях низкого давления. Высокой восстановительной активностью обладает водород в момент выделения , образующийся при восстановлении металла кислотой.
Взаимодействие с активными металлами. Водород является окислителем, присоединяет электрон и превращается в гидрид-ион, который заряжен отрицательно.
При высокой температуре водород соединяется с щелочными и щелочно-земельными металлам и образуя белые кристаллические вещества – гидриды металлов:
2Na + H2 = 2NaH;
Ca + H2 = CaH2.
3. Закрепление.
"Кроссворд"
Работайте в парах.
Ключевым словом является название ближайшей к Земле звезды, на которой преобладает химический элемент водород. Каждое предложенное химическое явление подтвердите соответствующими уравнениями химических реакций.
Сложные вещества, при взаимодействии которых с водородом получают металлы.
Вещество, которое образуется при горении водорода в кислороде.
Кислоты, состоящие из атомов водорода и другого химического элемента.
Кислота, которая легко разлагается на оксид углерода (IV) и воду.
Металл, непосредственно взаимодействующий с водородом.
Кислота, по уровню производства которой можно судить о мощности химической промышленности страны.
4. Домашнее задание.