Разработка урока по биологии для 8 класса Тема: Раздражимость и поведение животных

0
0
Материал опубликован 18 October

Разработка урока № 15 по биологии для 8 класса

Тема: Раздражимость и поведение животных

Цели:

  1. Образовательная: сформировать знания о раздражимости как общем свойстве живых организмов, о формах и типах поведения животных (безусловные и условные рефлексы, инстинкты, рассудочная деятельность), о значении поведения в жизни животных.
  2. Развивающая: развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, работать с текстом учебника, выделять главное.
  3. Воспитательная: воспитывать интерес к изучению живой природы, бережное отношение к животным.

Ход урока:

1. Организационный момент (1-2 минуты)

Учитель. Здравствуйте, ребята. Проверьте свою готовность к уроку. На партах должны лежать учебники, тетради и письменные принадлежности.

Внимательно посмотрите на свою парту — всё ли у вас на месте для комфортной работы? Хорошо, замечательно.

Помните о правилах поведения: слушаем друг друга, не перебиваем, работаем аккуратно и уважительно.

Хорошо, ребята, создаём дружелюбную и рабочую атмосферу. Давайте настроимся на интересную и полезную работу, где каждому будет удобно учиться и участвовать.

2. Актуализация опорных знаний.

I. Проверка домашнего задания «Координация и регуляция» (10-12 мин)

Фронтальный опрос или беседа по вопросам:

  1. Что такое координация в живом организме? (Это согласованная работа органов и систем.)
  2. Назовите два основных типа регуляции жизненных процессов. (Нервная и гуморальная.)
  3. В чем главное отличие нервной регуляции от гуморальной?

Ответ: Нервная — быстрая, передается по нервам импульсами, точная (к конкретному органу). Гуморальная — медленная, осуществляется с помощью гормонов, разносящихся кровью, действует на многие органы.

  1. Какой тканью образована нервная система?

(Нервной тканью, состоящей из нейронов.)

  1. Что такое рефлекс? Приведите пример. (Это ответная реакция организма на раздражение при участии нервной системы. Пример: отдергивание руки от горячего предмета.)
  2. Что является основной функцией эндокринной системы? (Выработка гормонов.)
  3. Главный координирующий центр у позвоночных животных является? (Головной мозг.)
  4. Из скольких отделав состоит головной мозг? (5) продолговатый мозг, мозжечок, средний мозг, промежуточный мозг и передний мозг, состоящий из двух полушарий.
  5. Функции Продолговатого мозга и Мозжечка. (Продолговатый мозг координирует множество рефлексов, необходимых для поддержания жизни: дыхание, сокращение сердца и сосудов. Мозжечок координирует сложные движения и отвечает за поддержание равновесия тела. Мозжечок лучше развит у более подвижных позвоночных животных: рыб, птиц, млекопитающих (зверей).
  6. Функции Среднего и Промежуточного мозга. (Средний мозг участвует в координации ориентировочных рефлексов на зрительные и звуковые раздражения. Промежуточный мозг также участвует в координации зрения. У птиц и млекопитающих передний мозг наиболее развит и является важнейшим отделом нервной системы.)

Повторение заполнения таблицы ( у доски 2 человека)

Характеристика

Нервная регуляция

Гуморальная регуляция

Скорость

Быстрая

Медленная

Путь передачи

Нервы (нервные импульсы)

Кровь (гормоны)

Площадь действия

Точечная (конкретный орган)

Распространенная (многие органы)

Длительность

Кратковременная

Длительная

3. Мотивация (3 минуты)

Учитель. Сегодня мы начнём изучать очень интересную и важную тему, которая поможет нам понять, как животные воспринимают окружающий мир и реагируют на него. Представьте себе, что животные могут ощущать изменения вокруг себя, принимать решения и действовать так, чтобы выжить и приспособиться к условиям среды.

Животные постоянно сталкиваются с изменениями в окружающей среде: смена дня и ночи, появление хищника, добычи, изменение температуры. Их выживание напрямую зависит от того, насколько быстро и правильно они смогут отреагировать на эти изменения. Сегодня мы будем говорить именно об этой удивительной способности – раздражимости, и о её высшем проявлении – поведении животных.

4. Целеполагание (2 минуты)

Учитель. Исходя из нашего разговора, как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок? О чем мы будем говорить?
(Мы будем говорить о том, как животные реагируют на окружающий мир, об их поведении.)

Учитель. Верно. Итак, тема нашего урока: «Раздражимость и поведение животных». Наша цель – разобраться, что такое раздражимость, какие формы поведения существуют в животном мире и чем они отличаются друг от друга.

5. Изучение нового материала (15 минут)

Учитель. Итак, начнем с основного понятия. 

Раздражимость – это общее свойство всех живых организмов реагировать на воздействия окружающей среды (раздражители) изменениями в своем состоянии или деятельности. Свет, температура, звук, химические вещества – все это раздражители.

Проще говоря, это способность организма замечать изменения вокруг себя и внутри себя и отвечать на них определённым образом. Например, когда свет попадает на глаза, мы непроизвольно моргаем или отворачиваемся от яркого источника — это проявление раздражимости. У животных она проявляется через движение, изменение поведения, выделение веществ, звуки и другие реакции, которые помогают им приспосабливаться к окружающей среде и выживать.

Теперь давайте сравним, как это свойство проявляется у растений и животных. У растений раздражимость тоже есть, но она проявляется иначе. Например, (у подсолнуха листья и цветки поворачиваются к источнику света, а у венерины мухоловки быстро закрываются ловчие листья при прикосновении к ним насекомого). У животных она более( сложная: она может выражаться в быстром убегании от опасности, поиске пищи, социальных взаимодействиях, защитных действиях или изменении окраски тела). Основное отличие в том, что у животных реакции часто сопровождаются движением и быстрым изменением поведения, тогда как у растений эти процессы медленнее и чаще связаны с ростом или изменением положения органов.

Раздражимость лежит в основе поведения.

Поведение — это совокупность действий и реакций организма на изменения во внешней и внутренней среде, с помощью которых он приспосабливается к условиям жизни, добывает пищу, защищается, взаимодействует с другими особями и обеспечивает своё выживание.

Поведение напрямую связано с работой нервной системы: нервные клетки воспринимают сигналы из внешнего мира и передают команды, которые вызывают нужные реакции. У более простых организмов, например, у некоторых насекомых или рыб, восприятия могут быть быстрыми и автоматическими, тогда как у млекопитающих и птиц они могут быть сложными, включать планирование действий и обучение. Нервная система позволяет координировать все процессы, обеспечивая точные и своевременные ответы на раздражители.


Давайте познакомимся с основными формами поведения.

1. Таксисы. Это самые простые двигательные реакции в ответ на односторонне действующий раздражитель. Они характерны для простейших и многих беспозвоночных. Например, если мы капнем рядом с инфузорией‑туфелькой каплю слабого раствора уксусной кислоты, что произойдет?
(Она уплывет от нее.)

Правильно. Это пример хемотаксиса (реакция на химическое вещество). Также бывают фототаксисы (реакция на свет: моль летит на свет – положительный, таракан убегает от света – отрицательный).

Таким образом, раздражимость — это фундаментальное свойство живых существ, объединяющее простейшие организмы, растения и живые существа. Она обеспечивает связь с окружающей средой, помогает реагировать на изменения и поддерживать жизнедеятельность. Именно понимание этого свойства позволяет нам лучше изучать биологические процессы, предсказывать поведение животных и даже использовать эти знания в практической деятельности человека.

  1. Рефлексы. Это более сложные реакции. Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражитель при участии нервной системы. Рефлексы бывают безусловные (врожденные) и условные (приобретенные в течение жизни).

Врождённые формы действий  заложены природой и проявляются у организма с самого рождения, без необходимости учиться. Основные примеры — безусловные рефлексы и инстинкты.

Кто может привести пример безусловного рефлекса?
(Отдергивание руки от горячего, слюноотделение при виде пищи, мигание при попадании соринки в глаз.)

Например, птица строит гнездо и выкармливает птенцов, не обучаясь этому у родителей, а маленький ёж сразу сворачивается в клубок при угрозе. Эти виды действий обеспечивают выживание вида без дополнительного опыта и обучения

Верно. А пример условного рефлекса?
(Собака выделяет слюну не на саму пищу, а на звонок, если его многократно давали перед кормлением. Кошка бежит на звук открывающегося холодильника.)

Именно условные рефлексы позволяют животным гибко приспосабливаться к меняющимся условиям.

3. Инстинкты. Это сложная цепочка безусловных рефлексов, последовательность действий, которая является врожденной и практически не изменяется. Какие примеры инстинктов вы знаете?
(Птицы строят гнезда определенным образом, пчелы делают соты, перелетные птицы летят на юг, паук плетет паутину.)

Совершенно верно. Каждое действие в этой цепочке запускается определенным сигналом.

4. Рассудочная деятельность (элементарное мышление). Это высшая форма поведения, позволяющая животному решать совершенно новые, незнакомые задачи, не имея готового шаблона поведения. Например, шимпанзе может догадаться поставить ящики друг на друга, чтобы достать банан, подвешенный к потолку. Или вороны, которые бросают орехи на проезжую часть, чтобы машины раздавили скорлупу.



6. Закрепление изученного материала (5-7 минут)

Задание 1. Определите, о какой форме поведения идет речь:

  1. Оса роет норку в песке для откладывания яиц. (Инстинкт)
  2. Амеба перемещается в более освещенную часть водоема. (Таксис (фототаксис))
  3. Собака по команде «сидеть» садится. (Условный рефлекс)
  4. Ворона использует палочку, чтобы достать личинку из-под коры. (Рассудочная деятельность)
  5. Человек отдергивает руку от иголки. (Безусловный рефлекс)

Задание 2. Обсудите в парах и приведите по одному собственному примеру для каждой формы поведения (таксис, безусловный рефлекс, условный рефлекс, инстинкт, рассудочная деятельность). Через 2 минуты озвучьте свои примеры.
(Примерные ответы учащихся:

  • Таксис: эвглена зеленая плывет к свету.
  • Безусловный рефлекс: новорожденный ребенок сосет палец.
  • Условный рефлекс: лошадь останавливается на команду "Тпру".
  • Инстинкт: бобры строят плотину.
  • Рассудочная деятельность: обезьяна использует палку как орудие труда.)

7. Подведение итогов (2 минуты)

Учитель. Итак, сегодня мы с вами выяснили, что раздражимость – это фундаментальное свойство всей живой природы. На её основе у животных формируется поведение, которое может быть очень простым (таксисы) и очень сложным (рассудочная деятельность). Именно разнообразие форм поведения позволяет животным успешно выживать в самых разных условиях.

Ребята, для закрепления материала решите текст.

Тест 1. Как называется способность существ реагировать на раздражители среды?

a) Координация b) Раздражимость + c) Адаптация

2. Как называется быстрый автоматический ответ на раздражитель, который не требует обучения?

 a) Рефлекс + b) Инстинкт c) Таксис

3. Что относится к врожденным формам проявления у животных?

a) Инстинкт + b) Условный навык c) Импринтинг

4. Как называют сезонное перемещение птиц и некоторых млекопитающих?

a) Миграция + b) Ориентация c) Исследование

5. Какое свойство помогает поддерживать равновесие с окружающей средой и выживать?

 a) Адаптация + b) Комфорт c) Оборона

 6. Какая форма проявления формируется у существа в течение жизни? a) Врожденная b) Приобретённая + c) Инстинктивная


 7. Что является стимулом, к которому можно двигаться или от которого можно уклоняться? a) Раздражитель + b) Нерв c) Таксис

8. Как называют направленное движение к источнику света или пищи? a) Таксис + b) Рефлекс c) Инстинкт

9. Что помогает слышать и реагировать на звуки?

 a) Зрение b) Слух + c) Комфорт

 10. Как называется тип активности, который помогает исследовать среду и учиться новому?

a) Игровой + b) Пищевой c) Оборонительный

8. Рефлексия (2 минуты)

Учитель. Что нового вы узнали сегодня на уроке? Какая форма поведения показалась вам самой интересной и почему? Были ли задания, которые вызвали затруднения?
(Учащиеся высказывают свое мнение: "Узнал, что такое таксисы", "Было интересно про рассудочную деятельность животных", "Понял разницу между инстинктом и рефлексом".)

9. Домашнее задание (1 минута)

Учитель. Запишите домашнее задание: §12 (или соответствующий теме параграф в вашем учебнике). В тетради ответьте на вопрос: «Почему условные рефлексы, в отличие от безусловных, считаются индивидуальным приспособлением к среде?» Приведите 2-3 примера.

Интересная информация в дополнение

Учитель. Говоря о сложном поведении, нельзя не упомянуть животных-«интеллектуалов». Одними из самых умных считаются врановые птицы (вороны, сороки, грачи). Японские вороны придумали гениальный способ добывать орехи. Они бросают их на пешеходный переход, дожидаются, пока колеса машин раздавят скорлупу, и затем, дождавшись зеленого сигнала светофора, спокойно собирают очищенные орехи. Это яркий пример не только рассудочной деятельности, но и умения использовать «человеческую» инфраструктуру для своих целей. Другой пример – дельфины. Они узнают себя в зеркале, что свидетельствует о самосознании, используют сложную систему звуковых сигналов для общения и могут совместно охотиться, загоняя рыбу в сети из пузырей воздуха. Изучение поведения животных продолжает открывать нам удивительные грани их интеллекта.











Приложение

Дополнительный материал

Примеры для каждой формы поведения, которые помогут лучше понять и запомнить материал.

1. Таксисы (простые реакции на раздражитель)

Фототаксис (реакция на свет):

    • Положительный: Моль летит на свет лампы, личинки мух ползут в сторону света.
    • Отрицательный: Таракан убегает в темноту, дождевой червь зарывается в почву, чтобы избежать солнечного света.

Хемотаксис (реакция на химические вещества):

    • Положительный: Комары летят на запах молочной кислоты и углекислого газа от человека, амеба движется к скоплению бактерий (пищи).
    • Отрицательный: Крыса избегает приманки с запахом человека, инфузория-туфелька уплывает от кристаллика соли.

Геотаксис (реакция на силу тяжести):

    • Положительный: Корни растения растут вниз, к земле.
    • Отрицательный: Стебель растения растет вверх, против силы тяжести.

Гидротаксис (реакция на влагу):

    • Положительный: Мокрицы скапливаются во влажных местах под камнями.

Реотаксис (реакция на течение воды):

    • Положительный: Речная форель в аквариуме поворачивается головой против течения, имитируя естественные условия.

2. Безусловные рефлексы (врожденные, постоянные)

  • Пищевые: Слюноотделение при попадании пищи в рот, глотательный рефлекс, сосательный рефлекс у младенцев.
  • Защитные (оборонительные): Отдергивание руки от горячего предмета, кашель, чихание, мигание при резком взмахе руки около глаза.
  • Ориентировочные: Поворот головы и глаз на внезапный звук или вспышку света. У собаки настораживаются уши.
  • Половые: Сложное брачное поведение (токование птиц, драки самцов за самку), которое запускается гормонами.


3. Условные рефлексы (приобретенные, индивидуальные)

  • На время: Собака начинает беспокоиться и выделять слюну в привычное время кормления.
  • На звук: Кошка прибегает на звук открывающейся банки с кормом. Дрессированная собака садится по команде «Сидеть!».
  • На запах: Человек, который однажды отравился некачественным молоком, может долгое время испытывать тошноту от его запаха.
  • На обстановку: Лошадь в упряжке сама замедляет шаг, приближаясь к своему дому.

4. Инстинкты (сложные врожденные программы)

  • Гнездостроение: Птицы вьют гнезда определенной конструкции, характерной для их вида, даже если они выросли в изоляции.
  • Миграция: Перелетные птицы без карты и компаса совершают перелеты на тысячи километров по определенным маршрутам.
  • Забота о потомстве: Пчелы выкармливают личинок маточным молочком, самка кенгуру вынашивает детеныша в сумке.
  • Роющая деятельность: Крот роет сложную систему подземных ходов, следуя врожденному шаблону.
  • Плетение паутины: Паук плетет паутину определенного рисунка, не обучаясь этому.

5. Рассудочная деятельность (решение новых задач)

Использование орудий:

    • Шимпанзе может, оценив ситуацию, сломать ветку, очистить ее от листьев и использовать для извлечения термитов из термитника.
    • Осьминог может открутить банку с крышкой, чтобы добраться до пищи внутри.
    • Вороны бросают орехи на проезжую часть, чтобы машины раздавили скорлупу, и ждут зеленого сигнала светофора, чтобы безопасно забрать ядро.

Решение головоломок:

    • Крыса в лабиринте после нескольких проб находит самый короткий путь к кормушке, а не просто запоминает повороты.
    • Слон может, догадавшись, подставить под ногу ящик, чтобы достать высоко висящий фрукт.






















Приложение

Кроссворда для урока биологии в 8 классе по теме: «Раздражимость и поведение животных»
















3

4
















































8



















































15





















13




















6


10





















7











































1














































2






11
































18




20






5




12






16


17


















































19












14



















9









































































































































































1.Что вызывает у организма реакцию на окружающую среду? (Раздражитель)

2.Быстрый автоматический ответ на раздражитель? (Рефлекс)

3.Врожденная программа поведения, которую организм выполняет без обучения? (Инстинкт)

4.На какой фактор часто ориентируются растения и многие животные при движении? (Свет)

5.Что ищут все живые существа, чтобы получить энергию? (Еда)

6.Ситуация, которая может причинить вред или боль? (Опасность)

7.Как называют перемещение организма из одного места в другое? (Движение)

8.Какая система передает сигналы от тела к мозгу? (Нерв)

9.Сезонное путешествие птиц на большие расстояния? (Миграция)

10.Орган чувств, с помощью которого слышим звуки? (Слух)

11.Орган чувств, с помощью которого видим окружающий мир? (Зрение)

12.Движение к или от стимула называется… (Таксис)

13.Тип реакции, связанный с поиском и употреблением пищи? (Пищевой)

14.Как называется реакция для защиты от врагов? (Оборона)

15.Взаимодействие с другими особями того же вида? (Социальный)

16.Тип активности, в котором животные играют и учатся? (Игровой)

17.Состояние, когда организму удобно и безопасно? (Комфорт)

18.Форма поведения, с которой организм рождается? (Врожденный)

19.Форма поведения, которую организм приобретает в течение жизни? (Приобретенный)

20.Способ приспособления к условиям среды для выживания? (Адаптация)


Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.