Урок биологии на тему «Повреждение и восстановление клеток и тканей» (8–9 классы)
Тип урока- комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цели:
-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;
-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.
Задачи:
Образовательные: обладать определенными экологическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;
Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками
Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого общества.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
основную биоэкологическую терминологию и символику
Личностные:
формирование интереса к глобальной проблеме, получившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.
Межпредметные связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач пред профильной подготовки школьников.
Форма урока- традиционная
Технология- проблемного обучения
Основные понятия
медиаторы, регенерация, репаративная регенерация, физиологическая регенерация, лабильные клетки, стабильные клетки, вечные клетки.
Изучение нового материала
Давно известно, что клетки способны «общаться» между собой при помощи электрических сигналов, а также различных веществ, находящихся во внеклеточной среде. Такое взаимодействие клеток происходит при обязательном участии веществ- посредников, например гормонов, доставляемых кровью, или медиаторов (от лат, медиатор — посредник), физиологически активных веществ, вырабатываемых клетками.
Важная роль в этих процессах принадлежит наружной мембране клетки, которая избирательно пропускает вещества. Однако некоторые клетки обходятся без посредников. Клетки-соседи могут вступать в непосредственный контакт и передавать друг другу различные вещества. Подобные контакты клеток могут возникать в любом месте мембраны. Наличие межклеточного контакта позволяет управлять реакциями, происходящими в отдельных клетках. К клеткам, лежащим, например, в глубине многослойного пласта ткани, через подобные контакты могут передаваться сигналы, возникающие при действии гормонов на рецепторы поверхностного слоя клеток
Если в какой-либо клетке возникают временные нарушения физиологических функций, то соседние клетки в состоянии. Оказать ей помощь в сохранении стабильности энергетического потенциала. Любая клетка, которая оказалась в невыгодных условиях, может получить от клеток-соседей необходимые для существования вещества: сахара, соли, витамины. Интересно, что даже у самого высокоорганизованного организма — человека, имеющего такой совершенный «пульт управления», как центральная нервная система.
Замечательной особенностью клеток является их способность к дегенерации (восстановлению). Регенерация органов свойственна некоторым животным (вспомним ящерицу, отбрасывающую при опасности для жизни свои хвост, который затем восстанавливается, регенерирует). Человек же не может в случае утраты восстановить даже мизинец на руке, не говоря уже о целой руке или ноге
Ч. Дарвин писал, что, как правило, животные, стоящие на низкой ступени развития, гораздо легче восстанавливают утраченные части, чем животные высшего уровня организации.
Однако организм человека не лишён способности регенерации, он может активно восстанавливать погибшие клетки, утраченную массу внутренних органов. Например, вы сильно порезали руку, но через несколько рана начинает затягиваться.
Это эпителиальные клетки, усиленно делясь, восстанавливают целостность кожного покрова.
Благодаря репаративной регенерации (так называют восстановление органов и тканей после повреждения) заживают раны, "срастаются сломанные кости, восстанавливают свою массу печень и желудок.
Наряду с репаративной регенерацией в организме совершается и другая регенерация — физиологическая. Например, костная ткань регенерирует не только при переломах или других травмах, она изменяется течение всей жизни. Отдельные костные участки разряжаются, рассасываются, и тут же параллельно идёт строительство новых. Оба этих процесса, разрушение и созидание, в нормальных условиях взаимоуравновешиваются, обеспечивая постепенную физиологическую перестройку костной ткани.
Регенерация свойственна почти всем тканям нашего организма. По способности обновлять клеточный состав ткани делят на лабильные, стабильные и вечные.
Лабильные — клетки крови, эпителия, слизистой, оболочки желудочно-кишечного тракта, эпидермиса кожи и другие — обновляются часто и легко.
Стабильные — клетки, регенерация которых ограничена. Это клетки печени, желудка, поджелудочной железы, слюнных желез и т. д.
Вечные — клетки почти неспособные к размножению. Так, например, в мозгу новорожденного младенца примерно 10—14 млрд. нейронов. В течение жизни часть из них погибает, но эта утрата не сказывается на функциях мозга. Это происходит за счет увеличения объема оставшихся клеток. Становятся больше их ядра, возрастает число митохондрий, межклеточных связей и т. д. Такие клетки справляются с повышенной нагрузкой.
Помимо нейронов, к вечным клеткам относят клетки сердечной мышцы (миокарда). До последнего времени считалось, его клетки сердечной мышцы не способны к регенераций. Однако исследования ученых показали эту возможность. Если этого удастся достигнуть в клинических условиях, то практическая медицина обогатится эффективным способом восстановления функций сердечной мышцы при таких заболеваниях, как ишемия, стенокардия, инфаркты.
На функции клеток и их способность к регенерации огромное воздействие оказывают факторы окружающей среды
Осмысление и понимание полученных знаний
Запомните
Повреждающие факторы, или факторы риска клеток
1.Химические факторы воздействуют на окружающую среду клеток,-изменяют химизм физиологических процессов. .
2.Мех а в и ч е с к и е факторы воздействуют на структуры клеток и разрушают их.
3.Радиационный фактор нарушает обменные процессы клеток, тканей, органов и всего организма человека.
4.Т е м п е р а т у р н ы й фактор вызывает изменение физиологических и обменных процессов в клетках.
5.Л е к а р с т в е н н ы е факторы изменяют химический состав клеток, нарушают обменные процессы.
6.Э л е к т р ,.и ч е с к и й фактор способствует изменению энергетического и магнитного полей клеток организма человека, нарушает структуру клеток, ведет к изменению физиологических процессов.
7. Б о л е з н е т в о р н ы е м и к р о о р га н и з м ы разрушают структуру клеток, изменяют их обменные процессы, снижают иммунитет организма.
ПОВРЕЖДАЮЩИЕ ФАКТОРЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Запомните
Помимо повреждающих факторов существуют факторы, способствующие регенерации клеток и. тканей. При правильном образе жизни и отсутствии вредных привычек благоприятными факторами для регенерации клеток и тканей являются:
1. Ф и з к у л ь т у р а способствует активизации энергетического и обменных процессов в клетках, тканях, органах и организме человека в целом.
2. 3 а к а л и в. а н и е способствует адаптации (приспособлению) клеток, тканей, органов и всего организма человека к перенесению неблагоприятных условий окружающей среды
3.Р а ц и о н-а л ь н о е п и т а н и е стабилизирует обменные процессы, происходящие з клетках и организме человека, способствует нормализации физиологических процессов клеток.
4. Р е ж и м д н я способствует стабилизации различных биологических режимов клеток и всего организма человека, его суточной и сезонной активности.
ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РЕГЕНЕРАЦИИ
Самостоятельное применение знаний
Подумайте и ответьте.
1. Какое значение в жизни клеток имеет их способность «общаться»?
2. Как происходит «общение» клеток? 3. Что такое регенерация клеток?
4. Приведите примеры репаративной регенерации.
5. Какую регенерацию клеток, называют физиологической?
6. На какие группы по степени регенерации можно разделить клетки и ткани организма?
7. Какие факторы риска или повреждающие факторы вы запомнили? Объясните их значение.
8. Какие факторы способствуют процессам' регенерации клеток?.. Обоснуйте их значение. Каково их значение в жизни вашего организма?
Объясните значение терминов: медиаторы, регенерация, репаративная регенерация, физиологическая регенерация, лабильные клетки, стабильные клетки, вечные клетки.
Нейромедиаторы, что это такое?
Регенерация органов и тканей: как это происходит?
Направленная регенерация костной ткани
Ресурсы:
Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html