Урок по окружающему миру «Как живут растения?» (1 класс, УМК «Школа России»)

0
0
Материал опубликован 12 December в группе

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ДЛЯ 1 КЛАССА (УМК «ШКОЛА РОССИИ»)

ТЕМА УРОКА: «КАК ЖИВУТ РАСТЕНИЯ?»

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель урока: Формирование у обучающихся первоначальных научных представлений о растении как живом организме, обладающем

совокупностью признаков живого.

Планируемые результаты:

Личностные: Формирование бережного и ответственного отношения к миру растений, понимания их ценности для жизни на Земле. Развитие навыков сотрудничества в группе и классе.

Метапредметные:

Регулятивные: Умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, оценивать результат.

Познавательные: Развитие умения анализировать объекты с выделением существенных признаков, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно- следственные связи, извлекать информацию из иллюстраций и собственных наблюдений.

Коммуникативные: Умение строить речевое высказывание в устной форме, слушать и понимать других, договариваться о совместной деятельности.

       Предметные: Учащиеся научатся:

Выявлять и называть основные признаки живого организма применительно к растению: питание, дыхание, рост, развитие, размножение, реакция на воздействие среды. 

Устанавливать взаимосвязь между условиями среды (свет, вода, тепло, почва) и жизнедеятельностью растения.

Понимать значение растений для природы и человека.

Правильно употреблять в речи термины: «корень», «стебель», «лист», «цветок», «плод», «семя», «питание», «дыхание»,«размножение».

 

Оборудование и материалы:

Для учителя:

Интерактивная доска (или магнитная доска);  презентация с фотографиями и схемами (стадии роста растения, части растения); живое комнатное растение в горшке (для  демонстрации); прозрачный стакан с водой, подкрашенной чернилами (для опыта); карточки со словами-терминами; модель «Живое неживое».

Для учащихся:

Учебник «Окружающий мир. 1 класс» (А.А. Плешаков, УМК «Школа России»), рабочая тетрадь к учебнику; карточки с изображениями различных  растенийи  объектов неживой природы; лупы; лоток с оборудованием для мини- исследования (проращенные семена фасоли или гороха на  влажной марле, сухие семена, два листа комнатного растения – один здоровый, один подвядший).

Ход урока:

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. (3-4 мин.)

Психологический настрой на урок. Создание эмоциональной ситуации. Учитель обращается к классу: «Ребята, закройте глаза на минуту и представьте себе красивый, солнечный лес. Что вы там видите? (Выслушивает ответы: деревья, кусты, траву, цветы). Правильно, всюду нас окружают растения. Они находятся здесь, в классе, на

улице, дома. А задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом: растения они живые? Сегодня мы с вами превратимся в исследователей-биологов и попробуем найти ответ на этот важный и интересный вопрос: «Как живут растения?». Для этого нам

понадобятся внимание, наблюдательность и готовность делиться своими открытиями».

Актуализация опорных знаний. Создание проблемной ситуации. (7-8 мин.)

На доске размещаются изображения: солнце, камень, дерево, птица, вода, цветок, бабочка, песок.

Учитель: «Посмотрите на эти картинки. На какие две большие группы мы можем их разделить?» Под руководством учителя дети приходят к выводу о делении на «живое» и «неживое».

«Давайте проверим наши знания. Назовите признаки, по которым мы отнесли объекты к живым». Учащиеся вспоминают: двигаются, питаются, дышат, растут, приносят потомство.

«Отлично! А теперь посмотрите на это растение (учитель указывает на комнатное растение или изображение дерева). Оно движется, как птица? Ловит пищу, как кошка? Громко кричит? Нет. Возникает противоречие. С одной стороны, мы видим, что растение не похоже на животное, с другой мы интуитивно чувствуем, что оно живое. Так в

чем же секрет? Как доказать, что растение живой организм? Это и будет главным вопросом нашего исследования».

Открытие нового знания. Исследовательская деятельность. (25-27 мин.)

1 этап: Растение питается и «пьет» воду.

Учитель: «Все живые существа нуждаются в пище и воде. А растение? Откуда оно берет питательные вещества?»

Демонстрация опыта: заранее подготовленный срез стебля растения, которое стояло в подкрашенной воде (например, бальзамин или белая гвоздика). Учащиеся видят, что сосуды стебля окрасились. Учитель

объясняет: «Растение с помощью корней всасывает из почвы воду с растворенными в ней минеральными веществами. Это одно из его

«блюд». Но есть и другое».

Опираясь на иллюстрации в учебнике, учитель сообщает: «Листья растения это удивительная «кухня». В них на свету (важно

подчеркнуть роль солнечного света) из воды и углекислого газа воздуха создаются сахара и крахмал. Этот процесс

называется фотосинтез (термин вводится без углубления в химические детали, как «особый способ питания растений на свету»). Таким образом, растение само готовит себе пищу. Без воды и света оно погибнет».

2 этап: Растение дышит.

Учитель: «А дышат ли растения? Они не имеют носа, но у них есть особые устьица микроскопические «окошка» в основном на нижней стороне листа. Через них растение поглощает из воздуха кислород для дыхания и выделяет углекислый газ. Дыхание происходит

постоянно, днем и ночью. Проведем маленький эксперимент. Положите перед собой два листа: один свежий, упругий, другой –

подвядший. Аккуратно ощупайте их, можно использовать лупу. Что вы чувствуете? Подвядший лист стал мягким, потому что в нем мало воды, и процессы жизнедеятельности, включая дыхание, нарушены».

 

3 этап: Растение растет и развивается.

Учащиеся работают с раздаточным материалом: рассматривают через лупу проросшие семена и сухие семена.

Учитель: «Перед вами два состояния одного и того же организма – семени фасоли. Сравните их. Что изменилось?» Дети отмечают появление корешка и ростка. «Это и есть рост необратимое увеличение размеров и массы организма. А развитие это качественные изменения. Из семени появился корешок, затем

стебелек с листочками, позже появятся цветы, плоды, новые семена.

Это жизненный цикл растения. Давайте проследим его по схематичным рисункам в учебнике».

    4 этап: Растение размножается.

Анализ иллюстраций с изображением различных способов размножения: семенами (дуб, огурец), частями растения (луковица тюльпана, усы земляники).

Учитель: «Чтобы продолжить свой род, растения производят

потомство. Самый известный способ – с помощью семян, которые созревают внутри плода. Но есть и другие хитрые способы. Например, от корня может пойти новый побег. Это тоже размножение».

5 этап: Растение реагирует на окружающую среду.

Учитель: «Живые организмы способны реагировать на изменения

вокруг. Растение не может убежать, но оно по-своему отзывается на внешние воздействия. Его ростки тянутся к свету, а корни – вглубь

почвы к воде и питательным веществам. Некоторые цветы (например, ноготки) закрываются на ночь. Это и есть реакция на изменения условий».

 

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (10-12 мин.)

Проводится коллективная работа по составлению устного «научного рассказа» о жизни растения, используя опорные термины, вывешенные на доске: корень, стебель, лист, цветок, плод, семя, питание, вода, свет, воздух, дыхание, рост, развитие, размножение.

Учитель задает наводящие вопросы: «С чего начинается жизнь многих растений? (С семени). Что нужно семени, чтобы прорости? (Тепло, вода, воздух). Как появившееся растение будет добывать пищу?

(Корни всасывают воду из почвы, листья на свету создают

питательные вещества). Как растение дышит? (Поглощает кислород через устьица). Как оно даст начало новым растениям? помощью семян или других частей)».

Затем учащиеся выполняют задание в рабочей тетради, где требуется отметить условия, необходимые для жизни растения (солнце, воздух, вода, почва), или соединить части растения с их функциями.

Физкультминутка (тематическая). (3 мин.)

«Представьте, что вы маленькое семечко, лежащее в земле. (Дети садятся на корточки, обхватив колени). Пригрело солнышко, пошел теплый дождик. Семечко набухло, проклюнулся корешок (вытягивают одну ногу), затем росток потянулся к свету (медленно встают,

поднимая руки вверх). Распустились листочки (разводят руки в стороны), закачались на ветру. Молодцы!»

 

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (7-8 мин.)

Учащимся раздаются карточки с двумя колонками: «Признаки живого» и «Примеры проявления у растения». Задание: установить соответствие.

Например:

Питание – Листья вырабатывают питательные вещества на свету.

Дыхание Поглощение кислорода через устьица листа.

Рост Увеличение размеров от проростка до взрослого дерева.

Размножение Образование семян в плоде.

Реакция на среду Поворот листьев и цветов к солнцу.

После выполнения проводится фронтальная проверка, обоснование каждого выбора с использованием усвоенной терминологии.

Включение нового знания в систему знаний. Осмысление значения растений. (8-10 мин.)

Беседа, направленная на расширение экологического кругозора.

«Итак, мы доказали, что растение это целый живой организм,

сложная система. А теперь подумайте: для чего нужны растения на Земле?» С помощью учителя учащиеся формулируют выводы:

Для животных и человека: Пища (овощи, фрукты, зерно), лекарства, материалы (древесина, хлопок).

Для природы и среды обитания: Выделение кислорода, которым мы дышим; поглощение углекислого газа; дом и укрытие для многих животных; защита почвы от ветра и размывания; улучшение климата.

Делается акцент на взаимосвязи всего живого: «Нет растений – не будет пищи и кислорода для животных и человека. Поэтому наша обязанность – беречь растения, ухаживать за ними, сажать новые».

 

Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов. (5-7 мин.)

Возвращение к проблемному вопросу начала урока.

Учитель: «Давайте вернемся к нашему главному вопросу. Так как же живут растения? Кто сможет теперь дать развернутый, научный ответ, используя наши новые знания?»

Выслушиваются 2-3 ответа учащихся, в которых они обобщают изученное.

«Что нового вы узнали сегодня? Что было самым интересным? Что вызвало удивление? (Например, что растение само готовит себе

пищу, что оно дышит). Как вы оцениваете свою работу на уроке?»

Учитель подводит итог: «Сегодня мы с научной точки зрения доказали, что растение это живой организм. Оно питается, дышит, растет, развивается, размножается и реагирует на окружающий мир. Эти процессы не такие быстрые и заметные, как у животных, но от этого они не менее важны. Понимая, как живут растения, мы лучше

понимаем природу и свою роль в ее сохранении».

 

Домашнее задание (дифференцированное, по выбору).

Базовое: Учебник: перечитать соответствующий параграф, ответить на вопросы. Рабочая тетрадь: выполнить задание на закрепление.

Творческое (на выбор):

Провести опыт: поставить ветку дерева (тополя, березы) в воду и наблюдать за распусканием почек, вести краткий дневник наблюдений (записывать или зарисовывать изменения).

Подготовить короткий рассказ или рисунок на тему «Жизнь растения, которое я посадил/за которым ухаживаю».

Найти загадки или стихи о растениях, где упоминаются их «живые» свойства (растет, тянется к солнцу, пьет воду).

 

Методический комментарий для педагога:

Данный урок построен в соответствии с системно-деятельностным подходом. Проблемная ситуация, созданная в начале, мотивирует

первоклассников на поиск решения через практическое исследование.

Важно акцентировать внимание не на механическом запоминании

фактов, а на установлении логических связей: «Если растение лишить воды оно не сможет транспортировать питательные вещества и засохнет» (причинно-следственная связь). Все вводимые термины должны многократно проговариваться в контексте и сопровождаться наглядностью. При работе с признаками живого важно проводить параллели с известными детям животными для сравнения и

противопоставления. Экологический компонент урока не является отдельным блоком, а органично вытекает из содержания: осознание того, что растение сложная живая система, закономерно приводит к выводам о необходимости ее охраны. Дифференциация заданий позволяет учесть индивидуальные возможности учащихся и

поддержать их интерес к предмету.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.