Разработка урока по социально-бытовой ориентировке по теме «В гостях у гигиены и кулинарии»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Стерлибашевская коррекционная школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Конспект открытого урока по социально-бытовой ориентировке
Тема: «В гостях у гигиены и кулинарии»
Класс: 5
Учитель:Аллагулова Р.Ш.
Открытый урок по СБО на тему «В гостях у гигиены и кулинарии»
Цель: Научить готовить салат из овощей.
Задачи:
Образовательные:
- формировать знания и умения по приготовлению салата из вареных овощей;
- упражнять в нарезке овощей различными способами и правильному пользованию инструментами;
- закреплять знания названий круп, определение вида крупы по внешним признакам; - учить планировать свою работу, использовать полученные знания на практике;
Коррекционные:
- развивать мелкую моторику рук; развивать творческую активность, умение работать в группе;
Воспитательные:
- воспитывать организованность, доброжелательность, уважение друг к другу, аккуратность, эстетический вкус при оформлении готового блюда;
- повышать познавательный интерес к предмету.
Оборудование: презентация «Приготовление винегрета», продукты, инструменты и посуда, необходимые для приготовления винегрета; картинки овощей и фруктов.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
Вы друг другу улыбнитесь.
И тихонечко садитесь.
II.Постановка задачи урока
-Ребята, мы сегодня в гостях у кулинарии и гигиены. Как себя надо вести в гостях? Запишите дату и тему урока.
А вы знаете, что обозначает слово «кулинария».
Кулинария – это искусство приготовления пищи. Искусство приготовления пищи намного старше других видов искусства, поскольку оно возникло вместе с появлением человека. При раскопках поселений каменного века археологи постоянно находят глиняные горшки, которые могут считаться предками современных мисок, кастрюль и сковород.
Какие профессии связаны с кулинарией? ( Ответы учащихся: повар, помощник повара, официант).
-Запишите в тетрадь названия этих профессий. (Повар, помощник повара)
-А что такое гигиена? Гигиена- это чистота наших рук, полости рта, лица-всего нашего тела. Для этого, что мы делаем?
-Как вы думаете, кулинария и гигиена дружат между собой?
Мы говорим о гигиене нашего жилища: кухни, санузла.
- К помещению кухни предъявляют особые требования.
Вы знаете эти требования? (Выслушиваю ответы учащихся).
-Уборку кухни проводить ежедневно влажным способом.
-Пищевые отходы выносить 1раз в сутки.
-Ежедневно менять кухонные полотенца.
-Содержать в чистоте холодильник, плиту, микроволновую печь.
- Часто менять губки для мытья посуды.
- Очень важна гигиена при приготовлении пищи.
-Приготовление пищи не терпит присутствия грязи на руках, одежде, посуде, так как болезнетворные микробы могут вызвать пищевые отравления. Вот почему при кулинарных работах нужно соблюдать санитарно-гигиенические требования.
IV. Знакомство с санитарно-гигиеническими требованиями.
- Как вы думаете, с чего надо начинать работу на кухне?
- Правильно! Мы будем соблюдать эти правила:
1) наденем специальную одежду;
2) вымоем руки с мылом;
3) спрячем волосы под косынку.
Учитель: Оказывается, существуют правила подготовки продуктов к приготовлению пищи:
Овощи сначала моют, чтобы удалить грязь, затем очищают.
Продукты перед тепловой обработкой тоже моют.
А фрукты и овощи, которые будут употреблять сырыми, обязательно ополаскивают кипяченой водой.
Для разделки мяса, рыбы, нарезки сырых и вареных овощей, хлеба нужно иметь специальные доски.
Учитель: А знаете ли вы правила хранения продуктов и готовых блюд? Самые важные правила надо запомнить:
-Нельзя употреблять в пищу несвежие продукты
- Мясо, рыбу, молоко, сметану, масло, творог и другие скоропортящиеся продукты надо хранить в холодильнике.
- Готовые продукты в холодильник помещают остывшими, в стеклянной, или эмалированной посуде. Холодильник содержат в чистоте. Открытые консервы не хранят в жестяных банках.
-Учитель: Как вы думаете, что будет, если мы не будем соблюдать перечисленные правила? ( Выслушиваю и комментирую ответы детей)
- Что нужно делать при первых признаках пищевого отравления? (Ответы детей) Запомните! Если вы почувствовали себя плохо: болит голова, есть тошнота, рвота, диарея, повысилась температура, то надо немедленно сообщить об этом учителю, классному руководителю, родителям, которые отведут вас к врачу или вызовут «Скорую помощь». Пищевые отравления очень опасны!
V. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы с вами будем готовить салат «винегрет».
1.- Беседа с опорой на имеющиеся знания:
- Назовите продукты на картинках. (Показать предметные картинки с изображением фруктов и овощей).
- Вы правильно назвали то, что изображено на картинках. А на какие 2 группы можно разделить эти картинки? (Овощи и фрукты).
- Назовите ваш любимый фрукт, овощ, начиная свой ответ словами: «Мне очень нравятся….».
- Вы когда-нибудь пробовали винегрет?
- Какие продукты необходимы для приготовления винегрета?
- Какими должны быть овощи для приготовления винегрета? (варёными)
2. Словарная работа.
ВИНЕГРЕТ – салат из отварных свёклы, картофеля, моркови, а также солёных огурцов, репчатого лука и нередко квашеной капусты и зелёного горошка. Заправляется подсолнечным маслом. Относится к холодным блюдам. Винегрет — быстропортящееся блюдо. Даже при употреблении винегрета, хранившегося в холодильнике, на второй день возможны кишечные расстройства.
3. Отгадывание загадок об овощах:
* Характер мой гадкий:
Куда не приду,
Всех до слёз доведу. (ЛУК.)
* Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост снаружи
Нам зелёный хвост не нужен. (МОРКОВЬ.)
*Лето целое старалась,
Одевалась, одевалась…
А как осень подошла,
Нам одёжки отдала,
А мы положили их в бочонок. (КАПУСТА.)
* Летом в огороде
Свежие, зелёные,
А зимою в бочке
Жёлтые, солёные,
Отгадайте, что это? (ОГУРЦЫ.)
* Раскололся тесный домик
На две половинки,
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки. (ГОРОХ.)
* И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко
Под кустом…. (КАРТОШКА.)
* Над землёй трава,
А под землёй алая голова. (СВЁКЛА).
- А какие продукты необходимы для приготовления винегрета ещё? (Растительное масло.)
4. Игра «Что это?»
- Вы знаете много овощей, правильно их называете, а сможете ли вы угадать овощи и фрукты с закрытыми глазами на вкус? Варианты: банан, картофель, свёкла, огурец, лук, мандарин…(все овощи и фрукты нарезать кубиками и воткнуть шпажки).
5. Полезные советы «Без чего не получится вкусный салат»:
-Все продукты должны пройти первичную и тепловую обработку.
- Нельзя соединять холодные и тёплые овощи.
-Солить салаты надо перед подачей на стол.
6. Подготовка продуктов.
* Овощи при варке закладывают в кипящую подсоленную воду, потеря витамина С минимальная. Овощи для винегрета надо варить в кожуре.
*Время варки овощей для винегрета: картофель – 25 мин, морковь – 25 мин, свёклу – 90 мин. Очищенную вареную свёклу нарезают в последнюю очередь, чтобы не окрасилась доска.
*Потом свёклу переложить в глубокую миску и смешать с растительным маслом. Масло, обволакивая свёклу, предохраняет и другие овощи от окрашивания, и винегрет приобретает приятный вид.
VII. Подготовка к практической работе.
1. Составление плана приготовления винегрета (презентация «Приготовление винегрета») + составление технологической карты (использовать фото из презентации).
2. Техника безопасности с режущими предметами.
-Правильно держите нож и руки на продукте, не поднимайте нож слишком высоко над разделочной доской.
-Передавайте нож ручкой вперёд.
-Не измельчайте на тарелке очень мелкие кусочки продуктов.
3. Повторение правил гигиены приготовления пищи:
-Перед работой вымыть руки с мылом.
-Убрать волосы под косынку.
- Надеть фартуки .
4. Формы нарезки овощей: а) дольки; б) брусочки; в) соломка; г) кубики; д) ломтики и шашечки; е) кружочки; ж) полукольца и кольца.
5. Распределение обязанностей (Жребий): ПОВАР -… ПОМОЩНИК ПОВАРА –….. ОФИЦИАНТ - …. ПОСУДОМОЙКА -….
VI. Практическая работа «Приготовление винегрета».
1.Приготовление винегрета по инструкционным картам.
Винегрет. Ингредиенты: 400 г свеклы, 300 г моркови, 400 г картофеля, 200 г квашеной капусты, 200 г маринованных или соленых огурцов, 150 г лука, соль, растительное масло.
Рецепт приготовления:
- Свеклу отварить до готовности.
- Картофель и морковь отварить до готовности.
-Лук мелко нарезать.
-Огурцы нарезать кубиками.
-Если капуста сильно соленая, ее промыть, мелко нашинковать.
- Свеклу нарезать кубиками.
-Картофель нарезать кубиками.
-Смешать картофель, морковь, огурцы, лук, капусту, свеклу. Посолить.
-Заправить растительным маслом.
VII. Дегустация приготовленного блюда. Оценка качества выполненной работы.
VIII. Уборка рабочего места, мытьё посуды.
IX. Итог урока.
1. Беседа с учащимися по вопросам:
- Какое блюдо готовили на уроке?
- Какие овощи необходимы для приготовления салата винегрет?
- Какие ошибки могут быть при приготовлении винегрета? (Свёкла окрасит другие овощи, по-разному будут нарезаны овощи и др.)
X. Рефлексия.
Чтобы быть здоровым, умным и красивым,
Нужно кушать много разных витаминов.
Этих витаминов много есть повсюду.
– Очень много в овощах и других продуктах.
- Ребята, вы – МОЛОДЦЫ! Как хорошо вы работали! Спасибо за урок!