12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Домашева Татьяна Васильевна2513
преподаватель истории
Россия, Курская обл., Курск
Материал размещён в группе « Учителю истории и обществознания»

ТЕМА УРОКА: НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА(НЭП)

Цели урока:

уяснить причины, сущность и значение нэпа как средства создания предпосылок для осуществления идеи социалистической модернизации;

развивать у обучающихся навыки самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой, анализа и синтеза изучаемого материала;

уточнить представление обучающихся об альтернативности исторического процесса;

Задачи урока:

1.Обучающие: 

способствовать усвоению обучающимися основного фактического и понятийного материала о НЭПе;

продолжить формирование умений анализа документов, обобщения, сопоставления различных точек зрения, различать факт, мнение, оценку, интерпретацию.

2.Образовательные:

раскрыть сущность НЭПа ;

охарактеризовать социально – экономические изменения, происходившие в советском обществе в этот период;

дать представление о роли государства в экономике периода НЭПа;

раскрыть роль НЭПА в восстановлении экономики;

3. Воспитательные:

* формировать развитую, социально активную, творческую и самостоятельную личность;

* способствовать становлению гражданского самосознания;

* через осмысление прошлого воспитывать позитивное отношение к нашей истории, формирование толерантности.

4.Развивающие:

развивать умение работать в паре;

развивать умение находить и работать с различными источниками информации.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения урока: комбинированная

Оборудование:

ММК, презентация, исторические источники и статистические данные, видеоматериалы.

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Цели, приемы и методы обучения

1.Организационный

Приветствие. Отметка отсутствующих.

Организация внимания

Обучающиеся приветствуют преподавателя.

Цель: включение в деятельность на личностно-значимом уровне.

2.Контроль знаний

1.Можете ли вы дать определение понятию «НЭП»?

























2.Итак, НЭП – новая экономическая политика. Но какой была старая, действующая до принятия НЭПа?





3.Проанализируйте данные Приложения №1. Как можно охарактеризовать состояние страны после войны – кризис.

*При концентрическом подходе к изучению истории эта тема изучается в 9 классе ООШ, т .о. обучающиеся могут дать определение понятию, привлекая ранее полученные знания.

*В том случае, если эта тема не изучалась, обучающиеся находят определение термина самостоятельно (учебник, Сеть)

НЭП – система экономических мер, призванная стимулировать рост с\х и промышленности путем развития рыночных отношений

НЭП – особая политика пролетарского государства, рассчитанная на допущение капиталистических элементов при наличии командных высот у пролетарского государства

НЭП – новая экономическая политика



*Обучающиеся говорят о политике военного коммунизма, повторяя предыдущую тему, заполняя Таблицу № 1. Таблица состоит из 3-х столбцов, но третий столбец не заполняется и не обозначается.



Обучающиеся работают со статистическим материалом. Анализируют, делают вывод.

Цель:

повторение материала, изученного ранее. развитие умений анализировать экономическую и политическую ситуацию в стране после гражданской войны;





Приёмы и методы:

Привлечение известных данных или самостоятельный поиск информации, вычленение главного, составление таблицы, обработка статистических данных, обобщение и вывод

3. Актуализация и мотивация


1.Военный коммунизм – политика чрезвычайных мер, действующая в годы гражданской войны, но гражданская война закончилась, а военный коммунизм не отменили. Каковы последствия такой политики в мирное время?



2.Оодин из уроков Гражданской войны заключался в том, что в борьбе за власть без поддержки крестьянства в России — крестьянской стране победить невозможно. Но продолжающаяся и после разгрома главных сил белых экономическая политика «чрезвычайки» по отношению к социальному слою, составляющему 85% населения, спровоцировала «Малую гражданскую войну» Прочитайте информацию в Приложении № 2

3.Видео «Кронштадтский мятеж». Что вам известно об этом событии? В чём была опасность именно этого выступления? Как вышли из этой ситуации большевики?

Отвечают на вопрос. Подготавливаются к восприятию содержания урока. Осмысливают ситуацию после гражданской войны.















*Для анализа статистических данных используются познавательные задания.













Просмотр видео. https:// youtu.be/ynjl7jwYHB8

Отвечают на вопросы.

Цель:

Создание эмоционально – образной ситуации, содержащей ценностную установку

Приемы и методы

Проблемно- диалогические.

Анализ и синтез

4. Сообщение темы и целей урока

Большевики извлеки уроки из мятежа и ввели НЭП в марте 1921 г. на X съезде.

Тема урока?

Новая экономическая политика.

Цели нашего урока?

Одну цель мы уже раскрыли. Какую? - причины введения НЭПа.













Остаётся:

Выяснить содержание НЭПа, выявить его противоречия, определить результаты.






Формулируют. Записывают в тетрадь





Причины введения НЭПа:

Последствия Гражданской войны.

Выпуск бумажных денег и расстройство финансов.

Необходимость восстановления разрушенного.

Массовые восстания крестьян, рабочих и армии.

Крушение экономической системы военного коммунизма.

Спад революционного движения на Западе.



Определяют. Самостоятельно либо при помощи преподавателя.




Цель

Формулирование темы урока. Постановка цели совместно с обучающимися.

Приемы и методы

Брэйнсторминг

5 . Постановка познавательной задачи

Поставьте перед собой задачи: что каждому предстоит узнать, чему научиться?

Формулируют задачи

Цель

Включение в деятельность на личностно-значимом уровне.

6. Основной этап урока


1.Я предлагаю вам разработать пакет мероприятий, призванных вывести страну из сложившейся ситуации. Соберите как можно больше идей, которые мы вместе обсудим

НО!

Важно помнить, как об экономических, так и о политических аспектах нашей программы. Предлагаю провести анализ ваших идей.

1.1.Какая черта военного коммунизма вызывала самое большое отрицание со стороны народа? Что предложили вы? В чём преимущество?

1.2. Что делать с излишком? Нет свободы торговли. Обмен крестьяне не приняли

1.3.В условиях кризиса и разрухи необходимо восстановить и промышленность. Есть ли средства и большевистского государства? Что предложите?

1.4.Ещё раз вспомним, какой видели большевики социалистическую экономику? Получилось? Ввели НЭП. О чём говорят мероприятия НЭПа?

1.5 Рассмотрите иллюстрации и статистику. Большевики отказались от социалистической модели и вернулись к капитализму? Проиграли? «Из России нэповской будет Россия социалистическая» (Ленин) каким образом?

1.6 Государство с осени 1921 г. начало осуществлять политику баланса, но НЭП, как считают аналитики, был обречён на кризисы. Почему?

Работают в парах, записывают варианты, без обсуждения. *Генерация идей









Обучающиеся предлагают свои модели НЭПа. Фронтально, с места.







На доске и в тетрадях в Таблице № 1 выстраивается цепочка при ответе обучающихся на вопросы преподавателя. *Аналитика. За каждое «попадание» обучающиеся получают бонус















- продразвёрстка. Замена продразвёрстки продналогом.

Чёткая ставка. Появляется излишек.



Обменять, продать, введение свободной торговли.





Денационализация промышленности. Концессии. Хозрасчёт и самоокупаемость. Наёмный труд. Кустарное производство. Многоукладность экономики. Тресты.



Централизация. национализация, отсутствие частной собственности.





Возникновение рыночной экономики



Пользуясь различными источниками, находят информацию о том, что большевики делая уступки рынку, сохранили за собой политическое регулирование экономики. Новая концепция развития социализма.



Государственное регулирование рыночной экономики

Цель

развивать логическое мышление, навыки сравнения и самостоятельной работы, умение добывать необходимую информацию и предъявлять результаты своей деятельности.

развивать умение выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи;

развивать навыков работы с текстом у, документами;

развитие навыков грамотной устной речи;

развивать навыки групповой работы

Приемы и методы:

Брэйнсторминг Интерактивные технологии, проблемно – диалогические, проблемно – поисковые, иллюстрационные

7. Практическая работа

1.Основные противоречия и кризисы нэпа.

1. Господствующие коммунистические идеи (отмена частной собственности, уравнительное распределение и т.д.) вступали в противоречие с практикой нэпа (рынок и частная собственность).

2. Лозунги «Смычка города и деревни», «Подъем сельского хозяйства», т.е. провозглашение союза пролетариата с крестьянством, вступали в противоречие с реальной практикой: сельское хозяйство рассматривалось как источник инвестиций для развития промышленности, как второстепенная отрасль.

3. Политическая практика РКП(б)—ВКП(б) противоречила провозглашенному ею принципу экономического плюрализма.

4. Нэп порождал имущественное и социальное неравенство.

время нэпа не было бескризисным (кризисы 1923, 1925, 1927 гг.), и возникающие экономические проблемы государство предпочитало разрешать методами принуждения.

2. Итоги Нэпа. Таблица № 2

3.Свёртывание НЭПа. Насколько эффективна и адекватна целям власти политика НЭПа. Вы за её развитие или свёртывание? Позицию обоснуйте с точки зрения советской власти



Запись в тетрадях









Пользуясь различными источниками, находят информацию о периодах, причинах кризисов и их последствиях. Делают вывод о цикличности кризисов.





















Формулируют вывод об итогах НЭПа. *Задание выполняется в виде текстовой таблицы.

*Обосновывают свою позицию




Цель

формулировать выводы по достигнутым целям, противоречиям, итогам нэпа;

сделать вывод о причинах свёртывания НЭПа

Приемы и методы:

Проблемно – поисковый и проблемно - диалогический

Анализ причинно- следственных связей

Интерактивный метод «Займи позицию»

8. Первичное закрепление


1.Рассмотрите иллюстрации и прокомментируйте их. (Слайд 43)




Анализируют иллюстрации и выполняют задание

Цель

Выявить уровни усвоения материала

сравнивать основные мероприятия политики “военного коммунизма” и нэпа;

Приемы и методы:

проблемно – диалогические

9. Включение новых знаний в систему и повторение


1.Приведите свои аргументы. (Слайд 44)

Аргументация 2 «за», 2 «против». Поочерёдное высказывание своих аргументов.

Цель

Включение нового
знания в систему изученного материала.

Приемы и методы:

Фронтальный опрос, проблемно – диалогические, анализ и аргументация

10. Рефлексия




В начале урока Вы ставили перед собой задачи узнать что – либо новое, достигли ли Вы этих целей.

С каким настроением вы работали на уроке?

Было интересно

Не очень интересно


- Анализируют и оценивают свою работу на уроке

Цель

Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы

11. Подведение итогов занятия

Оценивание деятельности обучающихся на уроке


Цель

Анализ успешности усвоения материала и деятельности обучающихся

Приемы и методы:

Похвала, оценка, ситуация успеха

12. Дз

Сравните приметы нэпа с приметами современной политики

- Записывают Д\з




Таблица №1

Сфера деятельности

Военный коммунизм – политика чрезвычайных мер

НЭП – новая экономическая политика

Политика

Политика чрезвычайных мер;

Централизация власти;

Диктатура

Продналог

Свободная торговля

Денационализация мелкой и средней промышленности

Хозрасчёт, самоокупаемость

Концессии

Оживление экономика страны

Промышленность

Национализация всей промышленной базы

Сельское хозяйство

Продразвёрстка;

Продовольственная диктатура

Торговля и товарообмен

Отмена свободной торговли



Таблица № 2


Задачи, противоречия и результаты НЭПа



Экономическая сфера

Политическая сфера

Социальная сфера

Задачи

Восстановление и развитие экономики (смешанная модель). После осознания, что нэп — «всерьез и надолго» — создание Производительных сил социалистического общества («из России нэповской будет Россия социалистическая» (Ленин).

Укрепление власти РКП(б) — «диктатуры пролетариата».

Создание условий для роста пролетариата, привлечения на сторону власти большинства населения («смычка» города и деревни).

Противоречия

Возникают противоречия между общественной и элементами частной собственности, идеалами коллективного общественного труда — и существованием индивидуального крестьянского хозяйства, плановым началом в экономике — и невозможностью регулировать «сверху» рыночное хозяйство. Противоречива сама попытка допустить элементы частной собственности и рынка, чтобы вытеснить их полностью.

Элементы экономического ого плюрализма (многоукладная экономика с допущением частной собственности) требовали демократизации, либерализации политической системы. Прибегнув к нэпу, РКП(б) пыталась решить неразрешимую задачу — не допустить роста влияния несоциалистических элементов.

Проблема инвестиций решается в первую очередь за счет крестьянского хозяйства со всеми вытекающими из этого социальными по- следствиями. Появление экономического неравенства вызывает недовольство, вступает в противоречие с коммунистической идеологией. Люди, вкладывающие средства в экономику, воспринимаются в массовом сознании как «классово чуждый элемент», как спекулянты и эксплуататоры.

Результаты

Проведена денежная реформа. Сельское хозяйство: 1923 г. — восстановление посевных площадей, 1925 г. — сбор зерна на 20,7% превысил 1913 г., 1927 г. — достигнут довоенный уровень развития животноводства. Промышленность: к 1926 г. в основном восстановлена, группа «А» составляет примерно 80%, а группа «Б» — 72% довоенного уровня. Но избежать кризисов экономика не могла (1923, 1925, 1927-1928 гг.), а рентабельность промышленного производства снизилась по сравнению с довоенной на 20%.

Упрочив своё положение, партия стремится к ужесточению политического режима; идет борьба за власть внутри самой партии, в ходе которой субъективно решается судьба НЭПа

1928 г. — достигнут довоенный уровень национального дохода, зарплата в промышленности — около 94% довоенной. Численность рабочего класса выросла в 5 раз. В деревне преобладают середняцкие хозяйства (60%); до 25% бедняков и 10—11% батраков.



Приложение 1

В Гражданскую войну Россия потеряла до 12 млн человек. Население Петрограда и Москвы сократилось вдвое, не меньше половины этих потерь — рабочие. — В социальной структуре произошли важные изменения: не стало буржуазии и помещиков; 85% населения России — крестьяне (это около 70% состава армии в 5,5 млн человек); до 1,4—1,7 млн сократилась численность рабочих. Катастрофически упало их число в хлопчатобумажной, цементной, железорудной и железоделательной промышленности — до 14—16% от довоенного количества. Но резко увеличился бюрократический аппарат (в 1917 г. число «управленцев» всех уровней — 1 млн, в 1921 г. — 2,5 млн человек). — Уничтожено 25% довоенного богатства страны.

Показатели

В 1921г по сравнению с 1913г

Промышленное производство

Сократилось в 7 раз

Добыча угля

Сократилась более, чем в 3р

Добыча нефти

На уровне 1890г (с 10,2 млн до 3,8 млн)

Выплавка чугуна

Сократилась в 22 р

Производство тканей

Сократилось в 18 р

Продукция с\х

Сократилась на 40%

Продукция земледелия

Сократилась на 45%



Факты В 1921 — 1922 гг. под угрозой голодной смерти оказалось 45 млн человек из поволжских и украинских губерний. Весной—летом 1921 г. голод в Поволжье унес жизни 5 млн человек. В 1919 г. в 40 губерниях Европейской России было зарегистрировано более 2 млн случаев заболевания сыпным тифом, а в 1920 г. по Европейской России, Сибири и Украине — более 3 млн случаев. По данным историка Е. Салдаева в начале 1921 г. на рынке в Москве пуд ржаной муки стоил 140 тыс. рублей, пуд пшена — 192 тыс. картошки — более 20 тыс. руб. За проезд на одну остановку в трамвае нужно было заплатить 500 руб., а извозчик запрашивал за самый короткий путь не менее 5 тыс. За номер газеты нужно было оплатить 200—300 руб. К концу года положение ухудшилось, и к этим ценам следует приписать ноль. Январь—февраль 1921 г. были отмечены выступлениями рабочих Москвы и Петрограда, других городов России. Стачки в Петрограде проходили под лозунгами: «Хлеба!», «Пусть работают те, у кого комиссарские пайки!»





Приложение 2

- В 1921-1922 гг. под угрозой голодной смерти оказалось 45млн человек из поволжских и украинских деревень. Весной 1921 г. голод в Поволжье унес 5млн человек.

- В 1919-1920 гг. в 40 губерниях России зарегистрировано более 3млн случаев заболевания сыпным тифом.

- По данным историка Салдаева:

«В 1920 г. пуд ржаной муки стоил 140тыс. руб., пуд пшена – 192 тыс. руб. картошки- 25 тыс. руб., номер газеты- 300 руб., а к концу года к этим ценам стоит приписать ноль».

а) Из дневника Ф.А. Григорьева, преподавателя командных курсов РККА в Петрограде:

30 сентября 1920 г.

«Оказывается, декрет о повышении жалования вышел 2 месяца назад, а мы получаем все 5300 рублей. За проезд на одну остановку в трамвае стоит 500 руб., потому ходим пешком, а кусок хлеба стоит 1 тысячу. Паек семейству, вероятно, не дадут. – Не из чего… а наличными – не гроша, и кругом в долгу.

24 декабря 1920 г.

Положение наше нищее. Городские лавки закрыты, обыватели ничего не получают, живи, как хочешь! Нам, служащим, паек все уменьшает, выдают неаккуратно: сахара и дров совсем не выдали,- мерзнем».

б) Из частного письма 1920 г.

«Дорогой братец. Если имеешь кусок хлеба, то живи там. Я, начальник дивизии, получаю 15 миллионов рублей и не могу прожить. Пуд муки стоит 14 миллионов. Солдаты волнуются. Говорят:обещали много всего, но не чего не дали».


Из резолюции собрания гарнизона Кронштадта( 1 марта 1921 г.)

Ввиду того, что настоящие Советы не выражают волю рабочих и крестьян, немедленно сделать перевыборы Советов тайным голосованием….

Свободу слова и печати для рабочих и крестьян, анархистов и левых социалистических партий.

Свободу собраний и профессиональных союзов и крестьянских объединений…

Освободить всех политических заключенных социалистических партий, а также всех рабочих и крестьян, красноармейцев и матросов, заключенных в связи с рабочими крестьянскими движениями…

Упразднить всякие политотделы, т.к. ни одна партия не может пользоваться привилегиями для пропаганды своих идей и получать от государства деньги на эти цели…

Дать полное право крестьянам над всею землей так, как. им желательно….

Разрешить свободное кустарное производство собственным трудом

Восстание в Тамбовской губернии. «Антоновщина»

Из программы Союза трудового крестьянства ( декабрь 1920г.)

«Союз трудового крестьянства своей первой задачей ставит свержение власти коммунистов – большевиков, доведших страну до нищеты, гибели и позора, для уничтожения этой ненавистной власти и ее порядка. Союз, организуя добровольческие партизанские отряды, ведет вооруженную борьбу, преследуя следующие цели…

1.Удовлетворение предметов первой необходимости, в первую очередь продовольствием населения города и деревни через кооперативы.

2.Регулирование цен на труд и продукты производства фабрик и заводов, находящихся в ведении государства.

Частичная денационализация фабрик и заводов…

Допущение иностранного капитала для восстановления хозяйственной и экономической жизни страны…»

Задание 1. На основании данных о положении экономики в 1921 г. дайте оценку экономическим аспектам политики «военного коммунизма». Не забудьте, что промышленность, транспорт, земля и ее недра перешли в собственность государства.

Задание 2. На основании статистических данных и приведенных фактов и документов сформулируйте, в чем заключались главные проблемы в повседневной жизни обыкновенного горожанина или крестьянина. Как бы вы лично попытались их решать?







Возможные варианты проверки домашнего задания. При проведении опроса предлагается выбор сложности задания.

Вариант для 1 и 2 – го уровня усвоения материала

Выполнить тестовое задание.

1) В перечне декретов Советской власти выберите декреты, принятые во время проведения политики «военного коммунизма» (А) и нэпа (Б).

1. Декрет о национализации торгового флота.

2. Декрет о замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом.

3. Декрет о национализации сахарной промышленности.

4. Декрет о выпуске в обращение новых банкнот—червонцев.

5. Декрет о национализации всей крупной промышленности и предприятий железнодорожного транспорта.

6. Декрет о единовременном чрезвычайном налоге на имущие группы городского и сельского населения.

7. Декрет, разрешающий частную торговлю.

8. Декрет о разверстке хлеба и фуража.

9. Декрет, разрешающий сдачу в аренду частным лицам государственных предприятий. 10. Декрет о частичной денационализации мелкой промышленности.

11. Декрет об отмене права частной собственности на недвижимость в городах.

12. Декрет о создании комбедов.

13. Земельный кодекс, разрешающий сдавать землю в аренду и применять наемный труд. 2) Восстановите правильную хронологическую последовательность событий.

1. Кризис хлебозаготовок. 2. Начало Кронштадтского мятежа. 3. Денежная реформа. 4. X съезд РКП(б). 5. Смерть В.И. Ленина.

3) Соотнесите причину и следствие.



Замена продразверстки натуральным налогом.

Развитие частной торговли.

Появление у крестьян излишков сельскохозяйственной продукции.


Внедрение принудительных методов изъятия хлеба у крестьян

Кризис сбыта

Кризис хлебозаготовок

Отказ крестьян сдавать государству продукцию по низким ценам.

Рост заинтересованности крестьян в результатах своего труда.

Кризис хлебозаготовок

Проведение денежной реформы.



Второй вариант . Для 3- 4 уровня усвоения

Сравните «идеальную модель» с реальной практикой новой экономической политики. Сделайте выводы. Объясните, почему реальный нэп не имел «идеальных» перспектив развития. Нэп — «идеальная модель» и возможная перспектива. Идеальная модель — это абстракция, наиболее полно воплощающая в себе черты какого-либо явления. «Идеальный нэп» — самый последовательный отказ от системы «военного коммунизма». В экономическом отношении «идеальный нэп» предполагает смешанное многоукладное хозяйство, рыночную саморегулирующуюся экономику. Функционирует она без контроля государства, но на основе экономических законов, при равноправии укладов, сращивающихся между собой и дополняющих друг друга. Государственный уклад («социалистический») является одним из нескольких, т.е. государство отказывается от монополии на собственность. В рамках такой системы формируется гражданское общество и правовое государство. Бюрократия становится подчиненным звеном, утрачивает монополию принятия решений и распределения ресурсов. Подзаконной становится и деятельность большевистской партии, при этом она утрачивает монополию на государственное управление. Система перестает быть однопартийной. Экономический плюрализм дополняется политическим. В национальных отношениях плюрализм означает распад государства имперского типа и складывание федерации или конфедерации равноправных республик. В отношении к внешнему миру идеальная модель предполагает открытость. Это означает безусловный отказ от идеи мировой революции, невмешательство во внутренние дела других государств, мирное сосуществование, развитие добрососедских отношений.



Третий вариант для 4 – 5 уровня усвоения

В качестве индивидуального домашнего задания для учащихся, интересующихся историей, учитель может использовать следующий отрывок и задание. Из рассказа М. Булгакова «Сорок сороков»: «Панорама первая. Голые времена. Это было в конце сентября 1921 -го года... Я шел по Москве и видел панораму. Окна были в пыли. Они были заколочены. Но кое-где уже торговали пирожками. На углах обязательно помешалась вывеска «Распределитель N...». Убейте меня, и до сих пор не знаю, что в них распределяли. Внутри не было ничего, кроме паутины и сморщенной бабы в шерстяном платке с дырой на темени. Баба, как сейчас помню, взмахивала руками и сипло бормотала: — Заперто, заперто, и никого, товарищи, нетути! И после этого провалилась в какой-то люк. Возможно, что это были героические времена, но это были голые времена... Панорама четвертая. Сейчас. ...Днем стоит большой театр желтый и грузный, облупившийся, потертый. Трамваи огибают Малый, идут к нему. «Мюр и Мерилиз» (теперь — ЦУМ. — Т.К.), лишь начнет темнеть, показывает в огромных стеклах ряды желтых огней. На крыше его вырос круглый щит с буквами: «Государственный универсальный магазин». В центре щита лампа загорается вечером. Две огненные строчки то гаснут, то вспыхивают: «Сегодня банкноты 251». В Столешниковом на экране корявые строчки: «Почему мы советуем покупать ботинки только в...». На Страстной площади на крыше экран-объявления, то цветные, то черные, вспыхивают и погасают... Все больше и больше этих зыбких, цветных огней на Тверской, Мясницкой, на Арбате, Петровке. Москва заливается огнями с каждым днем все сильней. В окнах магазинов всю ночь не гаснут дежурные лампы... До полуночи торгуют гастрономические магазины МПО (Московское потребительское общество. — Т.К.). Москва спит теперь, и ночью не гася всех огненных глаз. С утра вспыхивает гудками, звонками, разбрасывает по тротуарам волны пешеходов. Грузовики, ковыляя и погромыхивая цепями, ползут по разъезженному, рыхлому, бурому снегу. В ясные дни с Ходынки летят с басовым гудением аэропланы. На Лубянке вкруговую, как и прежде, идут трамваи... Мимо первопечатника Федорова, под старой зубчатой стеной они один за другим валят под уклон вниз к «Метрополю». Мутные стекла в первом этаже «Метрополя» просветлели, словно с них бельма сняли, и показали ряды цветных книжных обложек. Ночью драгоценным камнем над подъездом светится шар «Госкино-II». Напротив через сквер неожиданно воскрес Тестов и высунул в подъезде карточку «Крестьянский суп». В Охотном ряду вывески так огромны, что подавляют магазинчики. Но Параскева Пятница выглядит печально и тускло. Говорят, что ее снесут... (церковь Параскевы Пятницы XVII века будет снесена в 1928 г. — Т.К.) Часовню, что была на маленькой площади, там, где Тверская скрещивается с Охотным и Моховой, уже снесли (часовня Александра Невского, снесена в 1922 г.- Т.К.). Торговые ряды на Красной площади, являвшие несколько лет изумительный пример мерзости запустения, полны магазинов. В центре у фонтана гудит и шаркает толпа людей, торгующих валютой. Их симпатичные лица портит одно: некоторое выражение неуверенности в глазах. Это, по-моему, вполне понятно: в ГУМе лишь три выхода... Эпидемически быстро растут трактиры... Извозчики теперь оборачиваются с козел, вступают в беседу, жалуются на тугие времена, на то, что их много, а публика норовит сесть в трамвай. Ветер мотает кинорекламы на полотнищах поперек улицы. Заборы исчезли под миллионами разноцветных афиш. Зовут на новые заграничные фильмы, ...десятки диспутов, лекций, концертов. Завалили киоски журналами и десятками газет... И вот брызнуло мартовское солнце, растопило снег. Еще басистей загудели грузовики, яростней и веселей. К Воробьевым горам уже провели ветку, гам роют, возят доски, там скрипят тачки — готовят Всероссийскую выставку. 1923». Задание — Используя отрывок, объясните причины происходящих перемен. Перечислите приметы новой экономической политики. Какие противоречия нэпа подметил автор? — Совершите экскурсию по местам, которые упомянуты в рассказе М.А. Булгакова. Сравните приметы нэпа с приметами современной экономической политики. Напишите свой очерк «Вслед за Булгаковым: панорама пятая...».

РАБОЧИЙ ЛИСТ № 1. Может быть использован как краткий конспект урока

НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА (НЭП)

??? Военный коммунизм

Цели

Мероприятия

Итоги

Экономическая



Политическая



Социальная




Работа с документом

Т.о. В России после Гр.в. – кризис, разруха

Волнения в деревне (?)

Март 1921г – мятеж матросов и солдат в Кронштадте

Угроза положению правящей партии

= мятеж подавлен силой. М.Тухачевский

= В.И.Ленин. «Уроки Кронштадта»:

только соглашение с крестьянством может спасти революцию в России, пока не победит мировая революция

ужесточить борьбу против меньшевиков, социалистов революционеров, анархистов и др. оппозиционных сил с целью их изоляции от масс.

??? Оцените эти уроки

= март 1921г - съезд РКП(б). Принята антикризисная программа- новая экономическая политика (НЭП)

НЭП – система экономических мер, призванная стимулировать рост с\х и промышленности путем развития рыночных отношений

НЭП – особая политика пролетарского государства, рассчитанная на допущение капиталистических элементов при наличии командных высот у пролетарского государства ( см. схему)

??? Как бы вы раскрыли содержание НЭПа

Какие экономические и политические перспективы она определяла

ЦЕЛИ НЭПа

  

Преодоление кризиса власти Улучшение социально- Поиск новых путей построе-

большевиков экономического состояния ния экономических основ

общества, создание внутри- социализма

политической стабильности


МЕРОПРИЯТИЯ НЭПа

замена продразверстки продналогом (?)

допущение свободы торговли

денационализация (?) мелкой и части средней промышленности. (??? Почему мелкая и средняя промышленность)

децентрализация (?) управления, элементы хозрасчета

инвестиции иностранного капитала в виде концессий

аренда земли и право использовать наемный труд

отмена всеобщей трудовой повинности

КРИЗИСЫ НЭПа

Нэповская экономика носила цикличный характер с серьезными кризисами

1923г – кризис сбыта из-за «ножниц цен»

« Нам нужна твердая валюта, хороший рубль, а не хлам в виде совзнака. Без твердой валюты НЭП летит к черту» ( В.И.Ленин)

1924г. Г.Сокольников0 денежная реформа, твердая советская валюта – золотой червонец

1925г - уменьшение объема хлебозаготовок сокращение импорта оборудования товарный голод рост цен дискуссия о путях выхода из кризиса:

Троцкий: отказ от нэпа и возврат к военному коммунизму

Бухарин: расширение рыночных отношений, « Обогащайтесь, накапливайте, развивайте свое хозяйство», « Не сметь командовать крестьянином!»

Каменев, Зиновьев: критика позиций Бухарина

При поддержке Сталина победила точка зрения Бухарина. НЭП устоял.

1927 – 1928 : новый кризис хлебозаготовок

Сталин отправляется в поездку по стране и принимает решение о чрезвычайных мерах по хлебозаготовкам

Т.о. происходит окончательный отказ от рыночной модели развития советской экономики, к 30 г НЭП окончательно свернут

??? НЭП не устраивает власть


НЭП не устраивает обывателя.

Справка: Заработная плата рабочего – 44 руб, командира КА – 75-149 рб.

Цены: 400г белого хлеба0 11 коп, 100 г мяса – 35-40 коп, ботинки – 20-25 рб, квплата – 10 рб, электроэнергия – 3-5 рб

Доходы нэпманов на этом фоне – десятки тысяч


??? НЭП был обречен на кризисы.

Охарактеризуйте протворечия НЭПа, могли ли они быть преодолены

Какими методами пользуется Сов.вл. для преодоления кризисов

Модель НЭПа существенно отличается от модели военного коммунизма.Чем

Мероприятия НЭПа. Их цели



Опубликовано в группе « Учителю истории и обществознания»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.