Разработка урока по теме: Ориентирование (География, 5 класс)
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель: создать условия для развития и углубления знаний учащихся о плане и карте.
Задачи: общеобразовательные: способствовать формированию знаний о способах ориентирования и сторонах горизонта
развивающие: развивать умение работать с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.
воспитательные: развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание, воспитывать культуру общения
Основные термины, понятия: ориентирование, горизонт, стороны горизонта, компас, азимут.
Планируемый результат:
Личностные УУД
-овладение на уровне общего образования системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Регулятивные УУД:
-высказывать свое предположение на основе учебного материала;
-проговаривать последовательность действий на уроке;
-работать по плану, инструкции; осуществлять самоконтроль.
Познавательные УУД:
-формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
-слушать и понимать речь других;
-формулирование и аргументация своего мнения и позиции;
-уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.
Организация пространства
Формы работы: фронтальная; работа в группах, парах, индивидуальная
Ресурсы: учебник, раздаточный материал (задания, карточки), компас, транспортир
Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор, ноутбуки
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока | Дидактические задачи |
Вызов | 1.Установить тематическую рамку («могу») 2.Организовать мотивирование ученика к учебной деятельности через актуализацию знаний («надо») 3.Создать условия для включения в учебную деятельность («хочу») |
Осмысление | 1.Мотивировать учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному выполнению 2.Создать условия для решения типовых заданий с применением алгоритма 3.Соотнесение своих действий с алгоритмом, ключом, понятиями 4.Научить фиксировать индивидуальные затруднения, определять способы устранения ошибки |
Рефлексия | 1.Создать условия для соотнесения полученного результата и эталона 2.Формировать адекватную оценку правильности результатов действия 3.Создать ситуацию успеха для мотивации познавательной деятельности |
Ход урока
1. Организационно – мотивационный этап:
Прозвенел звонок,
Начался урок.
На уроке будь старательным,
Будь активным и внимательным.
Все пиши не отставая,
Слушай не перебивая.
Говори, ты четко внятно.
Чтобы было все понятно
2. Этап актуализации знаний
- Ребята, давайте разрешим проблемную ситуацию. Прослушайте текст и ответьте на вопрос: Что произошло с героем и как ему можно помочь?
Стояла прекрасная осенняя пора. Именно в такой день собирать грибы одно удовольствие. Я насобирал их целую корзину. Наконец я решил вернуться домой. Быстрыми шагами прошел я возле кустов, взобрался на холм и, вместо ожидаемой знакомой равнины с дубовым леском направо и низенькой белой церковью в отдалении, увидал совершенно другие, мне не известные места. Я остановился в недоумении, оглянулся… «Эге! – подумал я, - да это я совсем не туда попал: я слишком забрал вправо» - и, - сам дивясь своей ошибке, проворно спустился с холма. Да как же это я сюда зашел? Так далеко?.. Странно! Мне же нужно было на север.
Иван Сергеевич Тургенев
«Бежин луг»
- Что случилось с героем отрывка рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг»?
- В какую сторону ему нужно было идти?
- Как ему помочь найти север? А если бы он заблудился ночью?
- Т.е. получается, что мы должны помочь герою рассказа. Помочь в чем? Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?
-Сформулируйте тему урока: «Ориентирование». (оценка своей деятельности). 1 – 3 балла
- Что обозначает слово «ориентирование»? А, где можно точно узнать значение этого слова? (работа со словарем).
- Ребята, а людям каких профессий необходимо уметь ориентироваться?
- Молодцы! А теперь из предложенных географических понятий выберите те, которые вам уже знакомы, а с какими нам нужно будет познакомиться?
- горизонт
- компас
- азимут
- стороны горизонта (вывешены на доске – разделить на две группы)
- А теперь скажите, какие цели мы перед собой поставим?
Ключевые слова для постановки целей:
определять, ориентироваться, узнать, научиться.
Цель:1.Ориентироваться на местности
2.Определять стороны горизонта
3.Узнать, что такое «азимут», как его определять
4.Научиться работать с компасом (оценка своей деятельности)1 – 3 балла
- Теперь давайте составим план помощи нашему герою.
1. Ориентирование по местным признакам.
2. Направление сторон горизонта.
3. Ориентирование с помощью компаса.
4. Подведение итогов урока (оценка своей деятельности). 1 – 2 балла
3. Этап изучения новых знаний и способов деятельности
- Итак, ребята, наш герой заблудился в лесу, как он может по местным признакам сориентироваться в незнакомой местности?
- А теперь ребята в течение 3 минут обсудите, и приготовьте рассказ об одном из способов нахождения дороги по местным признакам, которые вы назвали в начале урока и которые помогут нашему герою.
1 группа – по муравейнику;
2 группа – по ветвям одиноко стоящего дерева;
3 группа – по Солнцу;
4 группа – по мху;
5 группа – по Полярной звезде (оценка своей деятельности). 1 – 2 балла
-Скажите, по вашему мнению, сможет ли наш герой теперь ориентироваться в незнакомой местности?
- Ребята скажите, а как еще может найти дорогу домой герой рассказа? - Есть более точные способы ориентирования.
- Именно об этом способе мы и расскажем герою рассказа.
Посмотрите на задание № 1: подпишите, где север, юг, запад, восток? (самоконтроль)
- В предложенном задании отметьте, где с-в, ю-в,ю-з,с-з?
-Какие направления сторон горизонта будут, по вашему мнению, основные, а какие промежуточные?
- А могут ли быть такие направления сторон горизонта как: ссв? вюв?зюз? Где они находятся? (обозначить на листе задания № 1) (оценка своей деятельности)1 – 4 балла
- Молодцы! Вы умеете находить стороны горизонта, и надеюсь, наш герой тоже, но посмотрите на рисунок задания №2
-Вам, (обозначены крестиком) на плане предстоит дойти до железнодорожной станции через хвойный лес. В каком направлении вы пойдете? (с-в)
- Правильно, покажите свое направление на станцию и на север.
- Но ведь на с-в находится и железнодорожный мост! Как узнать, куда вам идти?
- Для того, что бы определить, куда идти давайте обратимся к новому для вас слову, которое вы выделили в начале урока. Какое это слово? (азимут)
-Обсудите в паре и сформулируйте определение «азимут» из предложенных слов: между, это, на север, угол, на объект, направлением.
- А теперь проверьте его по учебнику (стр. 45).
- Какая фигура у вас получилась?
-Вспомните, в чем измеряется угол? Сколько градусов содержит окружность?
- Каким прибором измеряется угол на плоскости? (транспортиром)
- Выполните задание № 3, которое вам предложено. Что в нем нужно сделать? (определить азимут с помощью транспортира).
- А если нужно определить азимут на местности, то каким прибором это можно сделать, ведь транспортиром ее измерять невозможно? (компасом)
- Давайте расскажем нашему герою об устройстве компаса. Какой он формы? Как устроен?
- Об истории возникновения компаса вам расскажет (ученик), которому было дано опережающее задание.
Компас - это прибор, указывающий направление магнитного поля Земли (север). Служит для определения сторон горизонта и измерения на местности магнитных азимутов.
Магнитный компас был изобретен в Китае. В китайских источниках 4000 – летней давности есть упоминание о белом глиняном горшочке, который караванщики «берегут пуще всех своих дорогих грузов. В нем «на деревянном поплавке лежит коричневый камень, любящий железо. Он поворачиваясь, все время указывает путникам сторону юга, а это когда закрыто солнце и не видно звёзд, спасает от многих бед, выводя к колодцам и направляя по верному пути».
Традиционную для нас ориентировку по компасу ввели в XXI веке арабские мореплаватели.
-Ребята, посмотрите еще раз на компас и скажите, чему равна цена деления прибора? (от 0ْ до 360ْ).
-Из представленных предложений составьте алгоритм работы с компасом.
- Итак, чему будет равен азимут на север, юг, запад, восток? (работа с компасом).
- Если вы вышли из населенного пункта и шли все время на север, то по какому азимуту вы будете возвращаться домой? (180°).
- Теперь давайте выполним задание № 5, где необходимо определить азимут. Прочтите правила определения азимута и используя его выполните это задание – работа в парах (оценка своей деятельности) 1 – 5 баллов
Практическая часть урока
- Давайте предположим, что герой рассказа находится сейчас в классе, используя алгоритм работы с компасом, давайте на практике покажем ему, как определять азимут и направление сторон горизонта на предметы, например, в кабинете (каждая группа по одному предмету)
1 группа – подставка с цветами;
2 группа – компьютер;
3 группа – шкаф;
4 группа – дверь;
5 группа – стенд (проверка по ключу) (оценка своей деятельности).1–3 балла
- Теперь давайте проверим, как вы усвоили новый материал и перейдем к выполнению теста (работа в парах с ноутбуками) (оценка своей деятельности.
- А теперь давайте вернемся к началу нашего урока. Какие цели мы с вами ставили. Достигли ли мы целей? А наш герой сможет выбраться из леса и найти дорогу домой?
- Давайте подарим ему компас, чтобы в следующий раз он не заблудился. (работа с оценочными листами).
- А теперь давайте оценим свою работу на уроке. Считаем сумму баллов, выставляем отметки:
22 – 20 баллов– «5»
19– 16 баллов– «4»
15 – 14 баллов– «3»
- Поднимаем руку у кого «4» и «5».
- Ребята, а как современные любители путешествий ориентируются в незнакомой местности? (используют навигатор).
- А о том, как он работает и что собой представляет можно приготовить сообщение. Кто желает?
4. Задание на дом:
§ 12, прочитать, пересказать (всему классу)
- На раздаточном материале, который вам предлагается взять домой домашнее задание, выполните его по желанию:
1.В каком направлении от школы находится ваш дом?
2.Назовите населенные пункты, которые находятся на севере, юге, востоке, западе от п. Ракитного.
3. Придумайте задание на определение направлений по плану местности в атласе
5. Итоги урока, рефлексия
Рефлексивный экран
Дополнить предложения:
1.На уроке мне было интересно, потому что…
2. На уроке мне было трудно, потому что…
3. На уроке я научился…
4. Меня удивило…
5. Мне захотелось…