Урок по ФГОС для 5 классов по теме «Ориентирование»
Тема: Ориентирование.
Урок по ФГОС для 5-х классов
Цель: познакомить со способами ориентирования
Задачи:
- Выяснить понятие «маршрут».
- Сформулировать понятие «компас».
- Выяснить способы ориентирования.
- Составить маршрут от школы до дома.
- Выяснить что такое масштаб и как его определить.
Ход урока
Приветствие.
Проблемный вопрос: – Дети, когда вы уходите гулять, то домой возвращаетесь?
Да!
А почему – вы не задумывались? Нет.
В вашей голове заложена определенная схема движения, и вы автоматически следуете схеме своего маршрута. Что такое маршрут?
Маршрут – это следование по определенным ориентирам от одной точки до другой.
Когда вы собираетесь уехать в кинотеатр, вы заранее в голове простраиваете схему маршрута. Добравшись на общественном транспорте до определенной остановки, вы с легкостью добираетесь до кинотеатра. На что вы обращаете внимание? На соседние здания с вывесками, какие-то достопримечательности. Как можно назвать эти здания, достопримечательности?
Правильно – ориентиры. Итак, дети, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Дети говорят – об ориентирах. Хорошо, а как используют ориентиры на местности, как это можно назвать? Ориентирование, правильно! Тема урока – Ориентирование.
Следующий вопрос – скажите пожалуйста, а можно в городе заблудиться? Дети отвечают либо да, либо нет. Да, конечно, можно. Но можно легко разобраться где вы находитесь и как вернуться назад. Каким образом? Можно спросить у прохожих, как дойти, добраться куда-либо.
Как вы думаете, дети, как называется прибор, который показывает направление вашего движения? Дети отвечают – навигатор. Хорошо, навигатор – это современный прибор. А может кто-то скажет, как называется прибор, который использовали раньше? Дети говорят – компас. Молодцы ребята, правильно! Итак, компас – это что такое? Компас - это прибор, с помощью которого определяют стороны горизонта.
Дети, а компас в город надо брать с собой? Нет, не надо. Поскольку итак можно легко ориентироваться по каким-либо домам с вывесками, по достопримечательностям.
Ребята, вот задумали вы в лес пойти, компас брать с собой будете? Дети говорят - Да, конечно.
Собрались вы в лес, взяли вы компас, а пользоваться вы им не умеете. А в лес очень хочется. Сможете вы посетить лес без компаса можете? Да, конечно сможете. Но, заходя в лес, необходимо запомнить ориентиры, а для этого придется включить воображение, внимательность, смекалку, память.
В самом начале прогулки в лес мы оцениваем погоду. День солнечный. Запоминаем – куда нам светит Солнце. Например, в лицо. Если мы прогуляемся по лесу недолгое количество времени, то возвращаясь назад, Солнце будет светить нам в затылок. Прежде чем зайти в лес, необходимо также приметить запоминающиеся деревья, например, стоят ели, а между ними сосна. Сосна – это первый ориентир.
Заходим дальше в лес, перед нами корявый пень. Он может быть ориентиром? Может. Корявый пень – второй ориентир. Дальше на пути встретился большой, огромный муравейник. Это третий ориентир. Вот перед нами красивая березка с раздвоенным стволом, как камертон. Кто знает, что такое камертон? Это музыкальный инструмент, похожий на рогатку. Береза – камертон, это четвертый ориентир. И вот, мы дошли до полянки, где можно поиграть, отдохнуть после маршрута. Теперь, пора возвращаться домой.
Кто запомнил ориентиры? (Дети резво отвечают). Мы с вами использовали ориентиры по местным признакам. Теперь, необходимо вернуться назад. Как мы это сделаем? (Дети отвечают – по ориентирам). По какому ориентиру будем двигаться? Сосну искать, пень корявый? Дети отвечают: - какой ориентир был последний, он сейчас будет первый. Молодцы, догадались! Когда мы возвращаемся назад, то используем ориентиры в обратной последовательности.
Мы с вами выяснили некоторые способы ориентирования. Сейчас запишите в ваших тетрадях способы ориентирования, о которых вы сегодня узнали, и какие знаете сами. Дети записывают самостоятельно.
Проверяем, что у вас получилось. Желающие выходят к доске и пишут способы ориентирования.
Замечательно, способы ориентирования вы знаете, стороны горизонта определять умеете. Предлагаю вам творческое задание, которое позволит нам закрепить ваши знания и умения. Необходимо составить маршрут – схему от школы до дома, используя 5 точек(ориентиров). (т. е. необходимо пройти 5 точек к конечному результату). У каждого ученика листок А 4 формата.
Алгоритм выполнения работы:
Определяем стороны горизонта
Выбор точки
Выбор масштаба
Оформление работы
Правила оформления работы на отдельном листе:
Рамочка по всему периметру листа с отступом 1 см
В правом верхнем углу обозначение ориентации листа (север - юг)
Сверху посередине внутри рамки – название маршрута
Снизу под схемой маршрута указать масштаб
Детям задается вопрос – вы знаете что такое масштаб? Дети говорят, знаем. Масштаб – это уменьшенное изображение чего – либо. Как определить масштаб для построения маршрута? Посмотрите дети в окно, вы видите вдоль дороги стоят столбы. Столбы ставят через 50 метров. Расстояние между пролётами – 50 метров. Пять пролетов – 250 метров. 5 см делим на 250 м, получаем именованный масштаб: в 1 см – 50 м.
Дети чертят маршрут. У каждого ребенка получается своя схема – маршрут.