Разработка урока русского языка. 3 класс. Одушевленные и неодушевленные имена существительные

1
0
Материал опубликован 27 May





Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 10 городского округа Снежное»

Донецкой Народной Республики





Урок русского языка в 3 классе

«Одушевленные и неодушевленные

имена существительные»





Учитель первой квалификационной категории

Сидоренко Людмила Александровна



















Тема. Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Цели:

- формировать умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные;

- развивать память, внимание, мышление, орфографическую зоркость;

- воспитывать любовь к русскому языку.

1. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Наши ушки на макушке, глазки широко открыты –

Слушаем, запоминаем, ни минутки не теряем!

Урок сегодня у нас особенный, в нашем классе гости и мне очень хочется, чтобы впечатления от этого урока остались у всех нас тоже особенными. (Слайд 2)

Эпиграфом к уроку предлагаю слова Сабира Абдуллы: Учите русский годы к ряду, С душой, с усердием, с умом

Вас ждёт великая награда,

И та награда - в нём самом.


-Как понимаете смысл четверостишия?

-О какой награде говорит автор?

-Почему каждому из нас необходимо знать русский язык? - Я уверена, что каждый сегодня получит новые знания, а это и будет нашей главной наградой. (Слайд 3)

- Открываем тетради. Записываем число, классная работа.


2. Актуализация знаний.

- Очень часто на уроки русского языка нам присылает по почте задания Мудрая Сова. Сегодняшний урок – не исключение. Итак, давайте откроем конверт с 1-м заданием.

- Поставьте имена существительные в начальную форму и запишите их, Обозначьте в словах орфограммы.

Тетради, морозов, городами, в рассказе, заводом, медведю, лошади, берёзу, ногами.

3. Самоопределение к деятельности. Словарная работа.

Картинный диктант.

Словарная работа у нас пройдет сегодня в форме картинного диктанта. 

(Слайды 4-9)

Называем предмет, называем букву безударного гласного и устно объясняем, в какой части слова она находится.

Записываем слова на доске и в тетрадях.

бабочка;

морковь;

стрекоза;

девочка;

земляника;

повар.

- Что объединяет все эти слова? Что мы уже знаем о существительных (Слайд 10).

- По какому признаку мы можем эти слова разделить на две группы?

(На слова, которые обозначают людей и животных и отвечают на вопрос «Кто?» и слова, которые отвечают на вопрос «Что?». Дополните каждую группу слов двумя собственными примерами (устно). (Слайд 11)

- Как называются слова, отвечающие на вопрос кто? (Проверка: слайд 12)

- Как называются слова, отвечающие на вопрос что? (Проверка: слайд13)

- Сформулируйте тему урока.

4. Работа по теме урока.

- Хорошо давайте проверим ваши предположения на стр.12 учебника

- Прочитайте тему нашего урока.

- Давайте выполним упр.15 (с.12).

- Прочитайте задание. Что нам нужно сделать в задании?

- Прочитайте слова. Назовите пропущенные буквы.

- Как называется эта орфограмма? (Слова с непроверяемым написанием)

- Как можно проверить написание этих слов? (По орфографическому словарю)

- Давайте теперь выполним письменное задание.

(По 2 ученика работают у доски, 1 ученик выписывает одуш. имена существит-е,2-ой ученик выписывает неодуш. существит.)

Все выполняют упр.15 в тетрадях.


Физкультминутка. Внимательные руки.

Я буду читать слова, делая паузу после каждого слова. Если это одушевленное имя существительное – поднимаем правую руку, если неодушевленное – левую, если слово относится к другой части речи – вам нужно присесть.

Готовы? Выходим из-за парт и поехали!

Королева лететь

Яблоко колдунья

Желтый злая

Принц собака

Волшебник часы

Уходить сказочный

Ты день

Палочка метла


Закрепление изученного материала.

- Сейчас мы поиграем в игру, которая называется: «Волшебные превращения».

Правила игры:

Замените одну букву в слове, обозначающем неодушевленное имя существительное так, чтобы получилось одушевленное имя существительное.

Т. е. Превратите живое в неживое.

На доске столбик слов, которые отвечают на вопрос «что?»

Коса – коза

Сон – сом, сын

Оси – осы

Леса – лиса

Рот – кот

Мак – рак

Капля – цапля

(Проверка: слайды 14-15)

- Как вы думаете, а в жизни может ли одушевленный предмет стать неодушевленным или наоборот?

(Нет. Если существительное отвечает на вопрос кто?, оно не может отвечать на вопрос что?

Одушевленность и неодушевленность - это постоянный признак имени существительного).

- Хорошо! Вы справились с работой!

7. Работа в группах.

- Следующее задание будем выполнять в группах (по 4 чел-ка).

Каждая группа получает набор слов, которые нужно разделить на 2 части. На какие две части?) (Одушевлённые и неодушевлённые имена существ-е).


1 группа: молодёжь, ребята, площадка, строители, работают, труд.


2 группа: хоккеист, группа, хороший, мальчик, спорт, тренер.


3 группа: лес, охотник, стреляет, медведь, дерево, волки, стая.


4 группа: деревня, народ, деревянный, дом, председатель, корова.


5 группа: детвора, играет, девочка, птица, метель, мальчик.

6 группа: футболист, диван, красивый, сестра, учительница, машина.


7 группа: тракторист, охота, смотрели, спортсмены, космос, лесник.


- Итак, проверяем!

- Проверим, какие слова были лишние, почему?

8. Рефлексия

- Чтобы проверить, хорошо ли вы поняли тему урока, я вам предлагаю ответить на вопросы теста:

На какие вопросы отвечают имена существительные?

а) Кто? Что? б) Какой? Какая? Какое? Какие? в) Что делать? Что сделать? г) Как? Почему?

Какие слова называются неодушевленными именами существительными?

а) Слова, обозначающие людей. б) Слова, обозначающие остальные предметы, кроме людей и животных. в) Слова, обозначающие людей и животных. г) Слова, обозначающие животных.

Укажи имена существительные:

а) Добрый б) Голодно в) Синица г) Кормить

Укажи одушевленные имена существительные.

а) Дерево б) Забота в) Снег г) Люди

Как узнать одушевленное существительное или неодушевлённое?

а) задать вопрос б) определить значение слова в) задать вопрос и определить значение слова г) спросить у товарища

Самопроверка: 1-а 2-б 3- в 4- г 5 – в



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации