12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Демьянова Гузель Рамиловна204
Россия, Татарстан респ., Мамадыш

Разработка урока русского языка в 6 классе


Тема урока: «Сложные слова»

Тип урока : Урок «открытия новых знаний»

Цель урока: формирование знаний учащихся о способах образования сложных слов и их правописаний

Планируемые образовательные результаты :

Предметные: ученик получит возможность научиться объяснять правописание сложных слов.

Личностные: воспитывать любовь к родному языку;, воспитывать умение договариваться и приходить к совместному решению, работая в парах, в группах.

Метапредметные :

Регулятивные: ученик научится принимать решения в проблемной ситуации, осознавать возникающие трудности, находить причины и пути их преодоления.

Познавательные: ученик научится систематизировать полученные знания, извлекать нужную информацию при работе в парах, находить ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: ученик научится формулировать собственное мнение, аргументировать свою работу в парах и группах, устанавливать и сравнивать разные точки зрения.

Организационная структура (сценарий) урока

Мотивация к учебной деятельности

Учитель. Ребята, прочитайте стихотворение, которое проецируется на экране.

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей.

Учитель. О чем это стихотворение? Каков его смысл?

Ученик. Это стихотворение помогает нам вспомнить о слове, выделять его части.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Учитель. Проверим домашнее задание.

Те, кто выполнил упражнение 178, проверьте по карточке.

Те, кто выполнил упражнение 179, проверьте по карточке.

Те, кто выполнил упражнение 180, проверьте по карточке.

Какие были затруднения?

Ученик. Я не смог образовать существительное явь от прилагательного явный бессуффиксальным способом, но мне помог сосед по парте. Теперь я знаю

Ученик. У меня были затруднения в образовании слова удалой, но мне помогла работа в парах.

Ученик. У меня были затруднения при определения суффикса в слове проблеска.

Карточки.

1.От каждого из прилагательных образуйте существительные бессуффиксальным способом. Если от этого слова можно образовать синонимичное существительное при помощи суффикса, то запишите и это слово. Суффиксы выделить.

Глубокий, высокий, удалой, тихий, сухой, явный, низкий, далекий.

Эталон проверки карточки № 1 Глубокий- глубь, высокий -высь , удалой -удаль, тихий- тишь , сухой- суша, явный- явь, низкий низ, далекий -даль

Карточка № 2. Образец упражнения 179 для домашнего задания.

Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы. Устно объясните правописание этих слов.

На дорогу выск…чил зверек. Было совсем темно: ни звезд, ни пробл…ска света, видимо, небо заволокло тучами. И из этой кромешной тьмы наш внезапно во..никший беглец попал сразу в яркую полосу автомобильных пар! Он непроизвольно вытянулся всем тельц…м и замер столб…ком. Лапки его дрожали. Прижатые к серой шерстке, а длинные ушки были неподвижны.

Эталон выполнения упражнения .

На дорогу выскОчил зверек. Было совсем темно: ни звезд, ни проблЕска света, видимо, небо заволокло тучами. И из этой кромешной тьмы наш внезапно воЗникший беглец попал сразу в яркую полосу автомобильных пар! Он непроизвольно вытянулся всем тельцЕм и замер столбИком. Лапки его дрожали. Прижатые к серой шерстке, а длинные ушки были неподвижны.

Карточка № 3

Прочитайте текст и выполните следующие задания: 1) распределите по столбикам выделенные в тексте слова по способу образования слов; 2)найдите слова с Ъ и Ь, объясните их правописание; 3) выпишите слова с приставками на –з/-с.

За лето Гришка ужасно надоел старикам, оба не чаяли, как бы избавиться от непоседливого горластого квартиранта. Когда же хмурым осенним вечером пернатый нахлебник не явился к ужину, за столом явно недостало чего-то привычного, совершенно необходимого.

Гришке не сиделось дома. С рассветом уже он начинал биться в окно, а выпущенный на волю тотчас взмывал к небесам и носился где-то со своими сородичами до самых сумерек. Возвратясь, наскоро проглатывал оставленные ему съедобные крошки, взлетал на шкаф, не задевая белья, и быстро засыпал, сунув голову под крыло.

Эталон проверки задания №1

Приставочный

Суффиксальный

Приставочно-суффиксальный

засыпал

непоседливый

(с) рассветом


Эталон проверки задания №2

Съедобные. Пишется ъ после приставок на согласную перед буквами е,ё,ю,я.

Белья. Пишется разделительный ь перед буквами е,ё,ю,я, и.

Алгоритм .

t1617723949aa.gif


Учитель. Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях?

Ученик. Мы в основном усвоили тему.

Учитель. Не забудьте оценить ваши знания на данном этапе.

Оцените свои задания в листе оценивания.

Задание

Оценка ученика

Оценка учителя.

1.Упр.178



2 Упр.179



3. Упр.180



4. Работа в группах



5. Работа в парах



6.Самоконтроль



7.Самостоятельная работа





3. Выявление места и причины затруднения.

Учитель. Перед вами таблица, в которой слова распределены в 2 столбика. Определите корни в словах, помещенных в таблицах.


Ледник

Ледокол

Пыльный

Пылесос

Подводник

Водолаз


Учитель. Каковы ваши наблюдения?

Ученик. В первом столбике даны слова с одним корнем, а во втором - слова с двумя корнями.

Учитель. Учитель. Какие ошибки вы допустили?

Ученик. Я в слове подводник выделил два корня.

Ученик. В слове водолаз я выделил один корень

Учитель. Проверьте по эталону, который на экране.

Эталон проверки задания.

1.Лед+ник, пыль+н+ый, под+вод+ник.

2.Лед+кол, пыль+сос, вод+лаз

Учитель. Почему не смогли правильно выделить корни в словах второго столбика?

Ученик. Мы затрудняемся.

Учитель. Хотите пополнить ваши знания?

Ученик. Да.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель. Какова проблема сегодняшнего урока?

Ученик. Мы должны научиться уметь определять корни в словах.

Учитель. Как вы думаете, ребята, какая тема сегодняшнего урока?

Ученик. « Сложные слова».

Учитель. Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы?

Ученики. Обычно мы использовали метод наблюдения.

5. Реализация построения проекта.

Учитель. Обратите внимание на данную таблицу. Попробуйте определить, каким способом образованы сложные слова, данные в таблице? Что вы можете сказать? Какие наблюдения провели?

Пылесос

Пешеход

Птицелов

птицеферма

Авторучка

Велогонка

Кинозал

Фотоателье


Ученик. В левом столбике слова соединены гласной Е.

Учитель. Еще какие наблюдения вы провели? Что можете сказать о правописании слов правого столбика?

Ученик. В этих словах корни соединены гласной О.

Учитель. А теперь , ребята, прочитайте по учебнику и ознакомьтесь с правилом правописания О и Е в сложных словах

Учитель. Отчего же зависит написание гласных О и Е?

Ученик. Гласная О пишется после твердых согласных, а Е – после мягких Учитель. Какой алгоритм мы можем вывести?

Ученик. Пишет свой вариант алгоритма на доске. ( ) Е ( ); ( ) О ( )

Учитель. Молодцы! Я предлагаю вам свой алгоритм :

О Е

|| ||

после твердых согласных после мягких согласных

(путь +е + шествие) (лёд + о+ колоть)



Учитель. Не забудьте оценить ваши знания на данном этапе.

Учитель. Пронаблюдайте следующую таблицу.

Платье-костюм

Плащ-палатка

Кисло-солёный

Бледно-желтый

Северо-восток

Юго-запад

Санкт-Петербург

Йошкар-Ола

Мамин-Сибиряк

Салтыков-Щедрин



Учитель. Какие наблюдения вы провели? Что можете сказать о правописании слов в данных столбиках?

Ученик. Все слова пишутся через дефис.

Учитель. А по какому принципу разделены они по столбикам? Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности?

Ученик. Мы должны выявить правило правописания сложных слов через дефис.

Учитель. Давайте сначала обратимся к учебнику и это .

Учитель. Ребята, какие слова пишутся через дефис?

Ученик. Имена существительные из двух слов с соединительной гласной;

- названия сторон света;

- географические названия;

- составные фамилии;

Учитель. А сейчас обратимся к алгоритму, предложенному мной.

1. из двух самостоятельных слов

без соединительной гласной

2. названия сторон света

Дефис (-)

3. географические названия

4. составные фамилии



Учитель. Что нового мы узнали?

Ученик. Мы узнали о правописании сложных слов.

Учитель. А сколько способов проверки мы выделили?

Ученик. Два.

Учитель! Вы очень наблюдательны. Теперь вы можете объяснить способы образования и правописания сложных слов.

Учитель. Не забудьте оценить ваши знания на данном этапе.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Учитель. Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности?

Ученик. Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике.

Учитель. Полностью с вами согласна. А теперь выполним упражнение 141

Задание. Соедините основы так, чтобы получились сложные слова. Запишите образованные слова, выделите в них морфемы. Определите способ их образования.

Человек

летие

Тело

Амфибия

много

хранитель

Долго

уважаемый



(Фронтальная проверка. Образованные слова читают по цепочке)

Учитель. Какие затруднения были у вас при выполнении упражнения?

Ученик. Нет. Мы с ним легко справились.

Учитель. Обратимся к отрывку из сказки М.М.Пришвина «Кладовая солнца» на странице 111 ( выполняют в группе) 1. Найдите глаголы с корнем – полз-. Каким способом они образованы?

2. Определите, от каких слов и каким способом образованы выделенные глаголы?

3.Найдите в тексте синонимы к словам броситься, быстро.

Митраша шел по болоту. Он остановился и в тот же миг погрузился по колено, в другой миг ему стало выше колен.

Он рв…нулся впере… и почувствовал себя в болоте со всех сторон по самую грудь.

Травка, б…жавшая за зайцем, вдруг увидела маленького человека. «Травка,- сказал он,- иди ко мне, умница!»

И Травка в ответ на слова человека тихонечко поползла. Маленький человек звал и манил её. Ему надо было, чтобы она его боялась, а иначе она бы со всех ног бросилась ему на шею, и болото бы затащило в свои недра человека и его друга собаку.

Маленький человек принужден был хитрить. И собака ползла с остановками. И вот понемногу она подп..лзла. Мгновенно он выбр…сил свою правую руку вперед и схв…тил за левую заднюю ногу.

Митраша мгновенно лег животом на ружье , выпустил собаку и на четвереньках сам, как собака, подполз к тропе, где постоянно х…дили люди и где росла высокая тр…ва. Он поднялся, а Травка с визгом радости кинулась ему на шею, и Митраша целовал своего друга и в нос, и в глаза, и в уши.

( учитель ходит по кругу и слушает ответы учащихся)

Ученик. Я думаю, что слово ползла образовано приставочным способом.

Ученик. Нет. Я не согласен. Оно образовано суффиксальным способом. Полз- является корнем слова.

( учитель ходит по кругу и слушает ответы учащихся)

Ученик. Мне кажется, что слово выпустил образовано приставочным способом.

Ученик. Да, я согласен.

Ученик. Я считаю, что синонимом к слову броситься является слово кидаться, а к слову быстро - вмиг, стремглав.

Учитель. Какие затруднения были у вас при выполнении упражнения?

Ученик. Нет. Мы сообща исправляли свои ошибки.

Учитель. Не забудьте оценить ваши знания на данном этапе.

7.Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Учитель. Вы уверены в своих умениях?

Ученик. Да.

Учитель. Как проверить?

Ученик. Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону.

Учитель. Хорошо. А сейчас выполним упражнение 142

Образуйте и запишите сложные слова. Объясните правописание.

Овощи-хранилище, хлеб-резать, один-год, снег- убирать, драма-театр, земля - пахать, автомобиль-пробежка, бетон - мешать

Учитель. Проведем самопроверку по эталону, который на экране

Эталон.

Овощи-хранилище - овощехранилище

хлеб-резать - хлеборезка

один-год - одногодка

драма-театр - драмтеатр

земля - пахать - землепашец

автомобиль-пробежка -автопробежка

бетон – мешать - бетономешалка

Учитель. Кто допустил ошибки?

Ученик. Я не смог образовать второе слово.

Ученик. Я слово драмтеатр написал через дефис.

Учитель. Как поступить?

Ученик. Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном.

Учитель. Молодцы! Оцените свои знания.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель. Какими новыми знаниями мы пополнили свою «копилку» знаний?

Ученик. Мы можем определить выбор соединительной гласной О и Е в сложных словах и правописание сложных слов через дефис.

Учитель. Достаточно ли мы закрепили новое правило?

Ученик. Нет.

Учитель. Почему?

Ученик. Мал объем практического применения нового знания.

Учитель. Тогда работаем над следующим заданием: спишите написанные на доске слова, вставляя пропущенные буквы, и обозначьте условие выбора О и Е в сложных словах и правописание сложных слов через дефис.

Снег…вик, д…бр…совес…ый, тр…угольник, девицы (красавицы), Юго…запад, Йошкар…Ола, светло…зеленый

Эталон проверки работы

СнегОвик, дОбрОсовесТный, трЕугольник, девицы -красавицы,

Юго- запад, Йошкар - Ола, светло- зеленый

Учитель. Какие затруднения были у вас при выполнении задания?

Ученики. Нет. Мы с ним легко справились

Учитель. Кто ошибся в правописании слова светло-зеленый? Можно ли проверить его нашим правилом?

Ученик. Нет.

Учитель. Об этом мы узнаем на следующем уроке.

Учитель. Не забудьте оценить ваши знания на данном этапе.

Оцените свои задания в листе оценивания.

9. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель. Чему был посвящен урок?

Ученик. Обучению о способах образования и правописания сложных слов.

Ученик. Мы узнали, что одним из способов пополнения словарного состава языка является образование слов путем сложения.

Ученик. Сложные слова могут быть образованы при помощи соединительной гласной О или Е из двух слов.

Учитель. От чего зависит выбор соединительной гласной?

Ученик. После твердых согласных пишется соединительная гласная О, после мягких согласных Е.

Ученик. Некоторые сложные слова пишутся через дефис.

Ученик. Имена существительные из двух слов без соединительной гласной;

- названия сторон света;

- географические названия;

- составные фамилии;

Учитель. Какие затруднения вы испытали?

Ученик. Допускали ошибки в слитном и дефисном написании сложных слов.

Учитель. Что помогло вам их преодолеть?

Ученик. Новое правило правописания сложных слов.

Учитель. Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.

Ученик. Сегодня я узнал о способах образования сложных слов. Скажу себе «Я работал хорошо».

Ученик .Научился проверять правописание соединительной гласной О и Е и могу объяснить тему товарищу. Ставлю себе +, скажу себе «Молодец!»

Ученик .Мне было сложно определить правописание слов через дефис.

Остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса (?)

Учитель. Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:

1.Кто научился проверять правописание соединительных гласных О и Е, но не уверен, что самостоятельно сможет отличить их, то скажите себе « Я работал хорошо!» и выполните упражнение 142 из п.23

2.Кто научился проверять правописание соединительных гласных О и Е и может объяснить тему товарищу, скажите себе «Молодец!» Выполните упражнение 140 .

3.Кто научился проверять правописание дефиса в сложных словах, но остался вопрос по теме урока , поставьте знак вопроса, придумайте и запишите 5-6 географических названий сложных слов, которые пишутся через дефис.

4.Задания для умников и умниц.

По предложенному отрывку из сказки М.М. Пришвина «Кладовая солнца» выпишите слова, которые образованы путем сложения, приставочным, суффиксальным способами для составления словарного диктанта.

Задание

Оценка ученика

Оценка учителя.

1.Упр.178

4


2 Упр.179

5


3. Упр.180

4


4. Работа в группах

3


5. Работа в парах

5


6.Самоконтроль

4


7.Самостоятельная работа

4






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.