Методическая разработка по музыке на тему «Симфонический оркестр»
Пояснительная записка к презентации
Методическая разработка на тему
"Симфонический оркестр"
Тема урока: Симфонический оркестр
Цель урока: Систематизировать знания об инструментах симфонического оркестра. Составить буклет "Симфонический оркестр".
Задачи:
- дать представление о группах симфонического оркестра.
- познакомить со звучанием отдельных инструментов симфонического оркестра.
- развивать музыкальное мышление, умения сравнивать и сопоставлять музыкальные инструменты в процессе звучания симфонического оркестра.
- создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся.
- развитие проектных возможностей учащихся.
- способствовать становлению позитивного отношения к искусству.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения:
- словесные методы: беседа, диалог, разъяснение;
- методы слуховой и зрительной наглядности;
- метод сравнения;
- метод обобщения.
Используемое оборудование:
- Мультимедиа проектор
- Компьютер
- Презентация;
- Картинки различных инструментов
- фрагменты-примеры звучания инструментов симфонического оркестра;
СОДЕРЖАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И УЧАЩИХСЯ
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1. |
Орг. момент Самоопределение к деятельности |
Приветствие |
Приветствуют учителя |
коммуникативные |
2. |
Целеполагание. Организация деятельности по «выходу» на тему, цель урока. Постановка учебных задач |
Учитель побуждает учащихся к принятию темы, цели, учебных задач урока |
Формулируют тему, цель, учебные задачи урока |
Регулятивные, коммуникативные |
3. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности |
Организует перекрестную дискуссию Организует промежуточный контроль, выдает листы самооценки, дает инструктаж по их заполнению. |
Отвечают на вопросы, задают вопросы, обмениваются мнениями, вносят дополнения и поправки Заполняют листы самооценки |
Познавательные, коммуникативные регулятивные |
4. |
Изучение нового материала. Построение проекта решения учебных задач урока - работа с презентацией - работа с раздаточным материалом |
Организует работу учащихся по теме урока Организует промежуточный контроль |
Смотрят картинки инструментов, слушают их звучание. Выполняют задания, используя раздаточный материал. Заполняют листы самооценки |
Познавательные, личностные, коммуникативные регулятивные |
5. |
Первичное закрепление |
Организует групповую работу Организует промежуточный контроль |
Участвуют в игре "Третий лишний" Заполняют листы самооценки |
Познавательные, коммуникативные регулятивные |
6. |
Рефлексия деятельности (итог урока) |
Организует итоговый контроль урока. |
Отвечают на вопросы
Сегодня я узнал… |
Регулятивные |
7. |
Домашнее задание |
Дает инструктаж по выполнению домашнего задания. |
Записывают домашнее задание |
Регулятивные, познавательные |
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
Музыкальное приветствие.
– Здравствуйте, ребята, здравствуйте!
– Здравствуйте Оксана Александровна.
2. Целеполагание.
Учитель: Посмотрите на доску. (На доске картинки разных инструментов). Что вы видите?
Ученики: Инструменты. Много инструментов.
Учитель: Какие из инструментов вы уже знаете? (Ответы учеников).
А могут ли все эти инструменты звучать одновременно?
Ученики: Могут.
Учитель: Правильно. Когда все инструменты собираются вместе, получается ОРКЕСТР – это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах. Посмотрите еще раз на инструменты и скажите, о каком оркестре мы будем сегодня говорить?
Ученики: О симфоническом.
Учитель: Тема нашего урока "Симфонический оркестр"
(Слайд 2)
Учитель: Какую цель вы поставите себе на урок?
(Слайд 3)
Ученики: Познакомиться с симфоническим оркестром.
Учитель: Как мы сможем достичь этой цели? Давайте продумаем наши шаги. (Учитель помогает детям определить задачи урока).
Ученики: Нам нужно вспомнить, что такое оркестр, узнать какие инструменты входят в его состав и как располагаются инструменты в оркестре.
Учитель. Совершенно верно. (На доске вешается лист с задачами, чтобы ученики могли их видеть в течение всего урока)
А я вам хочу поставить еще одну цель, которая поможет вам достичь вами поставленной цели. Вам нужно в течение урока сделать вот такой буклет "Симфонический оркестр". (Показать пример готового буклета). Все необходимое для этого у вас есть на партах. Чуть позже я вам скажу, что мы будем делать.
3. Актуализация ранее изученных знаний
Учитель: Что такое оркестр? Давайте обратимся к истории, чтобы лучше понять, что это такое.
(слайд 4)
«Оркестр» - древнегреческое слово
«Орхестра» - так называлась в античном мире площадка перед сценой. На ней располагался хор. А позднее - и оркестранты, сопровождавшие представление музыкой.
(слайд 5)
Симфонический оркестр – большой коллектив музыкантов, исполняющих симфонические музыкальные произведения.
Как вы думаете сколько музыкантов может быть в оркестре? (Предположения детей).
Общее число музыкантов симфонического оркестра не постоянно: оно может колебаться в пределах 60-120 (и даже больше) человек.
Такому большому составу участников для согласованной игры необходимо умелое руководство. Эта роль принадлежит дирижеру.
Мы повторили, что такое оркестр?
Давайте посмотрим на лист с задачами. Первая задача выполнена?
Возьмите на партах листы самооценки, подпишите каждый свой лист. Найдите в таблице графу задача 1 и поставьте себе оценку
("+" - знаю, "?" - знаю, но есть затруднения, "-" - не знаю)
4. Изучение новых знаний.
Теперь настало время узнать, какие инструменты входят в состав симфонического оркестра.
(слайд 6)
Симфонический оркестр включает 4 группы инструментов:
струнные смычковые;
деревянные духовые;
медные духовые;
ударные.
(слайд 7)
1-я группа - струнно-смычковая. Как вы думаете, почему она так называется?
Ученики: Эти инструменты называются струнные смычковые, т.к. звук у них извлекают при помощи смычка ударом по струнам.
Учитель: Струнная группа инструментов – скрипка, альт, виолончель и контрабас.
Возьмите на партах заготовку буклета, найдите картинки струнно-смычковых инструментов и вклейте их в соответствующие ячейки таблицы.
А пока вы вклеиваете, давайте послушаем, как они звучат. (слушаем)
(Слайд 8)
Учитель: Вторая группа – это духовые деревянные инструменты. Духовыми инструментами их называют потому, что звук извлекают путем выдувания из них воздуха.
Учитель: Ребята, какие деревянные духовые инструменты вы можете назвать?
(Слайд 9)
Ученики: К деревянным духовым инструментам относятся – флейта, кларнет, фагот, гобой.
Учитель: Находим изображения деревянных духовых инструментов и приклеиваем в буклеты.
(Слайд 10)
Учитель: Вот как музыканты играют на этих инструментах. (слушаем)
Учитель: Ребята, почему эти инструменты называются деревянными?
Ученики: Потому, что эти инструменты сделаны из дерева.
Учитель: А может кто-нибудь знает другой духовой инструмент?
Ученики: Труба…..
Учитель: Как вы думаете, из чего сделана труба?
Ученики: Из металла. Из меди.
Учитель: Совершенно верно, ребята. Группа духовых инструментов делится на деревянные и медные духовые инструменты. И следующая группа - медные духовые инструменты.
(Слайд 11)
К медным духовым инструментам относятся: труба, тромбон, валторна, туба.
Труба – духовой музыкальный оркестровый и сольный инструмент высокого регистра
Туба – самый низкий по звучанию духовой оркестровый музыкальный инструмент.
Найдите эти инструменты и вклейте в буклет.
(Слайд 12)
Послушаем звуки инструментов.
Учитель: Медные духовые инструменты - величие оркестра. Великолепный вид, сверкающие раструбы тромбонов; грациозно завитые валторны, настолько же мягко отражающие свет, насколько мягко звучащие; трубы, небольшие, но эффектные, все еще напоминающие своих воинственных предков; короткая и толстая туба, немного смешная, несмотря на все свое великолепие; ну а звучание говорит само за себя.
Следующая группа - ударные. Для чего нужны эти инструменты?
Ученики: Чтобы создать ритм.
Найдите картинки ударных инструментов на партах. Давайте проверим.
(слайд 13)
Вклеиваем их в буклет.
(слайд 14) Слушаем.
Итак, мы разобрали все 4 группы инструментов, но у нас еще остались картинки. Дело в том, что в симфоническом оркестре есть группа инструментов, которые могут быть в оркестре, а может и не быть. Эту группу называют "Одиночные". Давайте посмотрим на них.
(слайд 15)
Вклеиваем в буклеты и слушаем звучание инструментов.
(слайд 16)
5. Закрепление полученных знаний.
Мы познакомились со всеми инструментами. А теперь давайте поиграем и проверим, как хорошо вы знаете инструменты. Делимся на две группы. Выбираем лишний инструмент. Игра "Третий лишний"
(слайд 17)
Проверяем ваши результаты.
Берем листы самооценки и ставим отметку своей группе ("+" - нет ошибок, "?" - 1-2 ошибки, "-" 3 и более ошибок).
Вторая задача урока выполнена?
Напротив графы задача 2 поставьте себе отметку.
У нас осталась еще одна задача - узнать, как располагаются инструменты в оркестре.
Расположение музыкантов в оркестре зависит от различия звука и тембра инструментов, и взмах палочки дирижёра должен быть виден каждому музыканту. Поэтому инструменты расположены по группам веерообразно. К тому же акустика подсказывает, что в глубине должны находиться инструменты большой, резкой звучности: ударные и медные, а на переднем плане – струнная группа, всегда располагающаяся ближе всех остальных инструментов к дирижёру, к слушателям. Струнных инструментов в оркестре много. Это объясняется просто: звук струнных инструментов самый слабый. Для равновесия звучности и необходима в оркестре большая струнная группа.
(слайд 18)
Заполните пропуски названиями инструментов, обращая внимание на их расположение в оркестре.
Возьмите листы самооценки и напротив задачи 3 поставьте себе отметку. Оцените свою деятельность на уроке, подчеркнув нужное.
6. Рефлексия.
Молодцы ребята! Вы сегодня хорошо работали. У каждого из вас теперь есть буклет симфонический оркестр. Подведем итоги урока.
(слайд 19)
7. Домашнее задание: Подготовить небольшое сообщение о понравившемся больше всего инструменте из симфонического оркестра.
А теперь посмотрите небольшой видеофрагмент игры симфонического оркестра и еще раз послушайте звучание инструментов.
(слайд 20)
Учитель: Спасибо за работу всем. Сдайте листы самооценки. Урок закончен.
Здесь будет файл: /data/edu/files/z1461708932.ppt (Симфонический оркестр)
Здесь будет файл: /data/edu/files/g1461709171.doc (Приложения Раздаточный материал и листы самооценки)