12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Строгова Оксана Александровна57
Россия, Вологодская обл., Вологодский район, п. Васильевское
3

Симфонический оркестр



Методическая разработка на тему

"Симфонический оркестр"

Тема урока: Симфонический оркестр  

Цель урока: Систематизировать знания об инструментах симфонического оркестра. Составить буклет "Симфонический оркестр".

Задачи:

  • дать представление о группах симфонического оркестра.
  • познакомить со звучанием отдельных инструментов симфонического оркестра.
  • развивать музыкальное мышление, умения сравнивать и сопоставлять музыкальные инструменты в процессе звучания симфонического оркестра.
  • создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся.
  • развитие проектных возможностей учащихся.
  • способствовать становлению позитивного отношения к искусству.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения:

- словесные методы: беседа, диалог, разъяснение;

- методы слуховой и зрительной наглядности;

- метод сравнения;

- метод обобщения.

Используемое оборудование: 

- Мультимедиа проектор

- Компьютер

- Презентация;

- Картинки различных инструментов

- фрагменты-примеры  звучания инструментов симфонического оркестра;

 

СОДЕРЖАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И УЧАЩИХСЯ

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Орг. момент

Самоопределение к деятельности

Приветствие

Приветствуют учителя

коммуникативные

2.

Целеполагание.

Организация деятельности по «выходу» на тему, цель урока.

Постановка учебных задач

Учитель побуждает учащихся к принятию темы, цели, учебных задач урока

Формулируют тему, цель, учебные задачи урока

Регулятивные, коммуникативные

3.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Организует перекрестную дискуссию

Организует промежуточный контроль, выдает листы самооценки, дает инструктаж по их заполнению.

Отвечают на вопросы, задают вопросы, обмениваются мнениями, вносят дополнения и поправки

Заполняют листы самооценки

Познавательные, коммуникативные

регулятивные

4.

Изучение нового материала.

Построение проекта решения учебных задач урока

- работа с презентацией

- работа с раздаточным материалом

Организует работу учащихся по теме урока

Организует промежуточный контроль

Смотрят картинки инструментов, слушают их звучание.

Выполняют задания, используя раздаточный материал.

Заполняют листы самооценки

Познавательные, личностные, коммуникативные

регулятивные

5.

Первичное закрепление

Организует групповую работу

Организует промежуточный контроль

Участвуют в игре "Третий лишний"

Заполняют листы самооценки

Познавательные, коммуникативные

регулятивные

6.

Рефлексия деятельности (итог урока)

Организует итоговый контроль урока.

Отвечают на вопросы

Сегодня я узнал…
Мне было интересно…
Я научился…

Регулятивные

7.

Домашнее задание

Дает инструктаж по выполнению домашнего задания.

Записывают домашнее задание

Регулятивные, познавательные

 

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Музыкальное приветствие.

– Здравствуйте, ребята, здравствуйте!

– Здравствуйте Оксана Александровна.

2. Целеполагание.

Учитель: Посмотрите на доску. (На доске картинки разных инструментов). Что вы видите?

Ученики: Инструменты. Много инструментов.

Учитель: Какие из инструментов вы уже знаете? (Ответы учеников).

А могут ли все эти инструменты звучать одновременно?

Ученики: Могут.

Учитель: Правильно. Когда все инструменты собираются вместе, получается ОРКЕСТР – это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах. Посмотрите еще раз на инструменты и скажите, о каком оркестре мы будем сегодня говорить?

Ученики: О симфоническом.

Учитель: Тема нашего урока "Симфонический оркестр"

(Слайд 2)

Учитель: Какую цель вы поставите себе на урок?

(Слайд 3)

Ученики: Познакомиться с симфоническим оркестром.

Учитель: Как мы сможем достичь этой цели? Давайте продумаем наши шаги. (Учитель помогает детям определить задачи урока).

Ученики: Нам нужно вспомнить, что такое оркестр, узнать какие инструменты входят в его состав и как располагаются инструменты в оркестре.

Учитель. Совершенно верно. (На доске вешается лист с задачами, чтобы ученики могли их видеть в течение всего урока)

А я вам хочу поставить еще одну цель, которая поможет вам достичь вами поставленной цели. Вам нужно в течение урока сделать вот такой буклет "Симфонический оркестр". (Показать пример готового буклета). Все необходимое для этого у вас есть на партах. Чуть позже я вам скажу, что мы будем делать.

3. Актуализация ранее изученных знаний

Учитель: Что такое оркестр? Давайте обратимся к истории, чтобы лучше понять, что это такое.

(слайд 4)

«Оркестр» - древнегреческое слово

«Орхестра» - так называлась в античном мире площадка перед сценой. На ней располагался хор. А позднее - и оркестранты, сопровождавшие представление музыкой.

(слайд 5)

Симфонический оркестр – большой коллектив музыкантов, исполняющих симфонические музыкальные произведения.

Как вы думаете сколько музыкантов может быть в оркестре? (Предположения детей).

Общее число музыкантов симфонического оркестра не постоянно: оно может колебаться в пределах 60-120 (и даже больше) человек.

Такому большому составу участников для согласованной игры необходимо умелое руководство. Эта роль принадлежит дирижеру.

Мы повторили, что такое оркестр?

Давайте посмотрим на лист с задачами. Первая задача выполнена?

Возьмите на партах листы самооценки, подпишите каждый свой лист. Найдите в таблице графу задача 1 и поставьте себе оценку

("+" - знаю, "?" - знаю, но есть затруднения, "-" - не знаю)

4. Изучение новых знаний.

Теперь настало время узнать, какие инструменты входят в состав симфонического оркестра.

(слайд 6)

Симфонический оркестр включает 4 группы инструментов:

струнные смычковые;

деревянные духовые;

медные духовые;

ударные.

(слайд 7)

1-я группа - струнно-смычковая. Как вы думаете, почему она так называется?

Ученики: Эти инструменты называются струнные смычковые, т.к. звук у них извлекают при помощи смычка ударом по струнам.

Учитель: Струнная группа инструментов – скрипка, альт, виолончель и контрабас.

Возьмите на партах заготовку буклета, найдите картинки струнно-смычковых инструментов и вклейте их в соответствующие ячейки таблицы.

А пока вы вклеиваете, давайте послушаем, как они звучат. (слушаем)

(Слайд 8)

Учитель: Вторая группа – это духовые деревянные инструменты. Духовыми инструментами их называют потому, что звук извлекают путем выдувания из них воздуха.

Учитель: Ребята, какие деревянные духовые инструменты вы можете назвать?

(Слайд 9)

Ученики: К деревянным духовым инструментам относятся – флейта, кларнет, фагот, гобой. 

Учитель: Находим изображения деревянных духовых инструментов и приклеиваем в буклеты.

(Слайд 10)

Учитель: Вот как музыканты играют на этих инструментах. (слушаем)

Учитель: Ребята, почему эти инструменты называются деревянными?

Ученики: Потому, что эти инструменты сделаны из дерева.

Учитель: А может кто-нибудь знает другой духовой инструмент?

Ученики: Труба…..

Учитель: Как вы думаете, из чего сделана труба?

Ученики: Из металла. Из меди.

Учитель: Совершенно верно, ребята. Группа духовых инструментов делится на деревянные и медные духовые инструменты. И следующая группа - медные духовые инструменты.

(Слайд 11)

К медным духовым инструментам относятся: труба, тромбон, валторна, туба.

Труба – духовой музыкальный оркестровый и сольный инструмент высокого регистра
Туба – самый низкий по звучанию духовой оркестровый музыкальный инструмент.
Найдите эти инструменты и вклейте в буклет.

(Слайд 12)

Послушаем звуки инструментов.

Учитель: Медные духовые инструменты - величие оркестра. Великолепный вид, сверкающие раструбы тромбонов; грациозно завитые валторны, настолько же мягко отражающие свет, насколько мягко звучащие; трубы, небольшие, но эффектные, все еще напоминающие своих воинственных предков; короткая и толстая туба, немного смешная, несмотря на все свое великолепие; ну а звучание говорит само за себя.

Следующая группа - ударные. Для чего нужны эти инструменты?

Ученики: Чтобы создать ритм.

Найдите картинки ударных инструментов на партах. Давайте проверим.

(слайд 13)

Вклеиваем их в буклет.

(слайд 14) Слушаем.

Итак, мы разобрали все 4 группы инструментов, но у нас еще остались картинки. Дело в том, что в симфоническом оркестре есть группа инструментов, которые могут быть в оркестре, а может и не быть. Эту группу называют "Одиночные". Давайте посмотрим на них.

(слайд 15)

Вклеиваем в буклеты и слушаем звучание инструментов.

(слайд 16)

5. Закрепление полученных знаний.

Мы познакомились со всеми инструментами. А теперь давайте поиграем и проверим, как хорошо вы знаете инструменты. Делимся на две группы. Выбираем лишний инструмент. Игра "Третий лишний"

(слайд 17)

Проверяем ваши результаты.

Берем листы самооценки и ставим отметку своей группе ("+" - нет ошибок, "?" - 1-2 ошибки, "-" 3 и более ошибок).

Вторая задача урока выполнена?

Напротив графы задача 2 поставьте себе отметку.

У нас осталась еще одна задача - узнать, как располагаются инструменты в оркестре.

Расположение музыкантов в оркестре зависит от различия звука и тембра инструментов, и взмах палочки дирижёра должен быть виден каждому музыканту. Поэтому инструменты расположены по группам веерообразно. К тому же акустика подсказывает, что в глубине должны находиться инструменты большой, резкой звучности: ударные и медные, а на переднем плане – струнная группа, всегда располагающаяся ближе всех остальных инструментов к дирижёру, к слушателям. Струнных инструментов в оркестре много. Это объясняется просто: звук струнных инструментов самый слабый. Для равновесия звучности и необходима в оркестре большая струнная группа.

(слайд 18)

Заполните пропуски названиями инструментов, обращая внимание на их расположение в оркестре.

Возьмите листы самооценки и напротив задачи 3 поставьте себе отметку. Оцените свою деятельность на уроке, подчеркнув нужное.

6. Рефлексия.

Молодцы ребята! Вы сегодня хорошо работали. У каждого из вас теперь есть буклет симфонический оркестр. Подведем итоги урока.

(слайд 19)

7. Домашнее задание: Подготовить небольшое сообщение о понравившемся больше всего инструменте из симфонического оркестра.

А теперь посмотрите небольшой видеофрагмент игры симфонического оркестра и еще раз послушайте звучание инструментов.

(слайд 20)

Учитель: Спасибо за работу всем. Сдайте листы самооценки. Урок закончен.


Здесь будет файл: /data/edu/files/z1461708932.ppt (Симфонический оркестр)
Здесь будет файл: /data/edu/files/g1461709171.doc (Приложения Раздаточный материал и листы самооценки)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.