Урок на тему «Симфонический оркестр»

1
0
Материал опубликован 2 February 2020 в группе

Тема урока: «Симфонический оркестр»

Цель: показать детям разнообразие музыкальных инструментов, обобщить и углубить жизненные представления детей об уже известных музыкальных инструментах, создать условия для продолжения ознакомления учеников 4 класса с инструментами симфонического оркестра.

Задачи:

Образовательные:

расширить и обобщить музыкально-слуховой опыт детей их представления о музыкальной культуре;

Развивающие:

развивать тембровый слух умение определять звуковую окраску инструмента узнавать его звучание;

развивать слуховое внимание и музыкальную память.

Воспитывающие:

воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру детей;

формировать музыкальный вкус;

пробуждать интерес к музыке и изучаемому предмету.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;

сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

Личностные:

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

1.Организационный

Учитель:

Здравствуйте, ребята!

Я прошу вас тихо сесть.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок – 

Интересная наука 

О чудесном мире звуков.

К нотам тянется рука,

Ведь урок наш - музыка!

Сегодня урок музыки проведу у вас я, Ирина Дмитриевна Корнюшенко, учитель музыки средней школы №1 с.Дивное, Апанасенковского района.

Мне очень хочется вместе с вами сделать очередной шаг в яркий и удивительный мир музыки. И для этого я приглашаю всех вас, куда?

Дети: В театр.

Учитель: (на слайде) В соответствии с Указом Президента Владимира Путина 2019 год в Российской Федерации объявлен Годом театра.

У меня для вас есть интересное предложение – совершить поездку в Санкт-Петербург и побывать в музыкальном театре. А отправимся мы на поезде.

Учитель: Кто - нибудь из вас ездил на поезде? Кто может мне прохлопать ритм стука колес? Ребята, давайте я постучу, а вы скажете похоже или нет?

(Первый раз обычные хлопки, а затем стук колес)

Учитель: Давайте этот ритм возьмем с собой?

(Все вместе прохлопывают ритм)

Учитель: А теперь дадим звук нашему ритму (дум дэ дум дэ дум) Активно! Так хорошо!

Перед тем как поехать, поезд дает сигнал, кто покажет этот сигнал? Ну, смелее!

Дети: Ту-ту!

Учитель: Правильно! Молодцы! А теперь все вместе!

Прекрасно! Когда поезд останавливается, он тоже издает звук, какой?

Дети: Ш-ш-ш-ш!

Учитель: Прекрасно! А теперь мы с вами отправимся под мелодию поезда, дум, де-дум, де-дум.

Ну что, готовы отправиться в путь? Теперь даем сигнал, потом ритм нашего поезда и конечно же остановка. Первая группа, вы отвечаете за сигнал: «Ту-ту», вторая группа за остановку «Ш-ш-ш», и все мы отвечаем за звуковой ритм поезда. Готовы?

Работа с детьми на поезде.

Учитель: Ну что ж, вот мы и на месте. Мы прибыли с вами в Санкт-Петербурга, где находится концертный зал Мариинского театра. А вот и театральная афиша. 

Учитель: Посмотрите, о чем она может рассказать?

Дети: На афише указываются названия произведений, их музыкальные жанры, фамилии авторов, имена и фамилии исполнителей главных ролей и дата.

Учитель: Глядя на афишу, что сегодня мы сможем с вами посмотреть?

Дети: Концерт Мариинского симфонического оркестра.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?

Тема: «Симфонический оркестр»

Учитель: Отлично! Каждый знает, что вход в театр без билета строго воспрещён, поэтому для вас я приобрела билет, билеты необычные, с вопросами.

Работа с билетами. Проверка выполненного задания.

Учитель: Итак, исходя из ваших ответов, я думаю, что не напрасно пригласила вас в театр.

Учитель: Билеты у нас есть, и мы можем пройти в фойе, где можно приобрести «Путеводитель по симфоническому оркестру для юных слушателей». Такой путеводитель уже лежит у вас на столе. Здесь можно погулять и рассмотреть фотографии или портреты знаменитых артистов, дирижёров и музыкантов театра.

(Звонок) Перед началом любого спектакля или концерта даются звонки. Поэтому и нам надо поспешить, пройти в зрительный зал и занять свои места. Можно сесть в удобное кресло и открыть путеводитель, который есть у каждого из вас. Итак, мы сегодня с вами услышим произведения в исполнении Мариинского симфонического оркестра.

Учитель: А кто дирижёр оркестра?

Дети: Валерий Гергиев. Советский и российский дирижёр. Художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра с 1988 года.

Учитель: За несколько веков музыкальная практика выработала несколько типов симфонического оркестра. Например, концертный оркестр. Он располагается на возвышенной эстраде в зале, и мы, сидя на своих местах, постоянно видим оркестр, и его руководителя - дирижёра. Итак, концерт начинается. «Каприччио», Николай Андреевич Римский –Корсаков. Исполняет Мариинский симфонический оркестр.

Слушание «Каприччио»

 

Учитель: Ребята, какие знакомые вам инструменты вы увидели во время прослушивания.

Дети: __________

Учитель: А что же такое оркестр?

Дети: Оркестр — большой коллектив музыкантов-инструменталистов.

Учитель: Совершенно верно! Следует отметить, что слово «оркестр» - греческого происхождения. В Древней Греции «оркестровый» называлась площадка для танцев. На ней располагался хор. Позднее хор сменили музыканты, сопровождающие спектакль игрой на музыкальных инструментах.

Учитель: Как вы думаете, какой оркестр называют симфоническим?

Дети: Симфонический оркестр — большой коллектив музыкантов для исполнения академической музыки, который состоит из 4 основных групп.

Учитель:

Дети: Симфонический оркестр состоит из четырех групп инструментов: струнно-смычковые, деревянные духовые, медные духовые, ударные.

Учитель: Самая большая группа является группа струнных смычковых инструментов. Какие инструменты входят в эту группу?

Дети: Скрипка, альт, виолончель, контрабас.

Учитель: В чем сходство, а в чем различие этих инструментов?

Ученики: Они все одинаковые по форме, но различны по размеру, и тембровой окраске. Чем больше инструмент, тем ниже издаваемый им звук.

Учитель: Следующая группа – деревянные духовые инструменты. Какие инструменты входят в эту группу?

Дети: К ним относятся: флейта, гобой, кларнет, фагот.

Учитель: Следующая группа – деревянные медные инструменты, к которым относятся какие инструменты?

Дети: К ним относятся труба, валторна, тромбон, туба.

Учитель: Следующая группа - это ударные инструменты: литавры, колокола, а ещё какие, ребята?

Дети: Ксилофон, большой и малый барабан, тарелки, кастаньеты.

Учитель: Итак, мы познакомились с 4 основными группами инструментов симфонического оркестра. Нередко в состав оркестра входят дополнительные инструменты: рояль, арфа, челеста, орган и др.

Давайте посмотрим на расположение музыкальных инструментов в симфоническом оркестре?

Музыканты в оркестре располагаются своеобразно, это нужно для того, чтобы

каждый из них хорошо видел дирижера, место которого в центре. Впереди помещены инструменты с более тихим звучанием.

Такое расположение музыкантов позволяет добиться равномерного звучания всего оркестра.

 

Учитель: Помимо концертного симфонического оркестра, о котором мы говорили раньше, есть еще оркестр, сопровождающий музыкальные спектакли (https://www.mariinsky.ru/about/virt). Это как раз тот оркестр, который находится в оркестровой яме.

Оркестровая яма – это обособленное заглубленное помещение перед сценой, предназначенное для размещения оркестра. И я предлагаю вам послушать Увертюру из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» в исполнении Мариинского симфонического оркестра.

(слушание «Увертюры»)

Учитель: А сейчас, ребята, я предлагаю вам побывать в роли музыкантов симфонического оркестра. Правда, инструменты у нас сегодня будут шумовые, но зато музыка, под которую мы будем играть, самая настоящая. Это Марш из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

(Действия по показу учителя)

Учитель: Мы с вами сегодня услышали чарующие звуки оркестра. Но самый совершенный инструмент - это голос человека. Он, как и музыкальный инструмент имеет свой тембр и окраску, свою силу и свою красоту.

Предлагаю вашему вниманию новую песню, которая так и называется

А сейчас мне хотелось бы раскрыть ещё одну тайну симфонического оркестра - под оркестр можно исполнять песни и мы сейчас попробуем это сделать.

(разучивание песни)

Учитель: Сегодня мы с вами. Ребята говорили о симфоническом оркестре и послушали красивую музыку в исполнении Мариинского симфонического оркестра.

 

Игра «Пазлы»

 

Учитель: К сожалению, наше пребывание в музыкальном театре сегодня заканчивается и нам пора возвращаться домой, тем более, что поезд уже нас ждёт. Если у вас возникло желание посетить концертный зал Мариинского театра, прикрепите к вагончику фигуру девочки или мальчика со скрипкой, а если урок был интересным и понравился вам – фигуры без скрипки.

На память об уроке я хочу подарить вам буклеты с видами и названиями музыкальных театров, и правилами театрального этикета.

Учитель: Молодцы, ребята. Спасибо за урок. Слушайте музыку и будьте здоровы!


 


 

https://www.mariinsky.ru/about/virt


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.