12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ахметзянова Илюза Ильгамовна20
5

Разработка урока-деловой игры по теме «Построение диаграмм в электронных таблицах»

Разработка урока-деловой игры по теме «Построение диаграмм в электронных таблицах»

В настоящее время активные формы обучения все больше и больше набирают популярность, вытесняя при этом традиционные формы обучения. Основной задачей внедрения таких форм обучения является воспитание личности, способной самостоятельно решить жизненные и профессиональные вопросы. Задачами активных форм обучения являются повысить интерес обучающихся к учебному предмету, создать условия для развития творческих способностей у учащихся.

Деловая игра является одним из активных форм обучения. При деловой игре моделируются деловые ситуации, при которых отрабатываются профессиональные умения и навыки.

Деловые игры помогают приблизить обучение учеников к реальной жизни. Ученикам предстоит проявлять умение работать в коллективе, творческие способности, инициативу, ответственность за свои действия. Деловые игры позволяют поддерживать интерес обучающихся к материалу урока, формировать и закрепить практические навыки. При таких формах проведения уроков у учеников развиваются творческие навыки, аналитические способности, умение работать в коллективе и взаимодействовать с коллективом, а также умение решать профессиональные задачи.

Перечень характерных признаков деловых игр:

1. Моделирование процесса работы специалистов в деловой сфере деятельности.

2. Реализация «цепочки решений».

3. Распределение ролей между участниками.

4. Взаимодействие участников.

5. Наличие общей игровой цели.

6. Групповая работа.

7. Наличие системы оценивания.

Цели деловых игр:

формирование познавательных и профессиональных интересов;

формирование представления о профессиональной деятельности;

обучение коллективной работе;

формирование умения взаимодействовать в коллективе и навыков принятия решений

воспитание ответственности.


Структура деловой игры

Центральным элементом является имитационная модель объекта, которая позволяет выстроить цепочку решений. В качестве модели может быть организация, профессиональная деятельность и т.д. Имитационная модель вместе с внешним окружением формирует проблемное содержание игры.

Действующими лицами деловой игры являются участники, организуемые в группы, которые выполняют индивидуальные или групповые роли. Игровая среда – представляет собой имитируемый контекст деятельности специалистов. Все действующие лица и имитационная модель находятся в игровой среде. Игровая деятельность регламентируется правилами.

Модель управления – система воздействия участников на имитационную модель в процессе деловой игры. Игровая деятельность проходит в соответствии с дидактической моделью игры, которая включает в себя игровую модель деятельности, систему оценивания и все действия, которые обеспечивают достижение поставленных учебных целей деловой игры.

Деловая игра является имитационным игровым методом активного обучения. А также это и коллективный метод обучения. В деловых играх формируются коллективные решения поставленных задач и коллективные мнения при защите решений и при оценивании решений других команд.

При организации деловых игр следует придерживаться следующих положений:

1) правила игры должны быть простыми;

2) формулировки заданий должны быть доступными пониманию учеников;

3) каждый ученик должен активно участвовать в игре;

4) результаты деловой игры должны учитываться открыто;

5) результат игры должен быть получен в конце урока.


Этапы деловой игры:

1. Этап подготовки.

Разрабатываются план, сценарий и общее описание деловой игры. Подготавливается материальное обеспечение.

2. Ввод в игру.

Реализуется постановка проблемной ситуации, определяются цели, оглашаются условия и правила игры. Формируются команды, происходит распределение ролей между участниками.

3. Этап проведения.

1) Групповая работа над заданием.

2) Межгрупповая дискуссия. На данном этапе команды выступают. Происходит обсуждение результатов работы.

4. Этап анализа и обобщения.

Проводится анализ и обобщение результатов, производится оценка и самооценка проделанных работ. Учитель делает выводы, отмечает ошибки и дает рекомендации по проведенной деловой игре. Ученики подводят итоги урока в соответствии с поставленными целями.









Деловая игра «Лучшая компьютерная фирма»

Учебная тема: Электронные таблицы Excel . Создание диаграмм в электронных таблицах.

Класс: 9

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.
Форма проведения урока: деловая игра.

Цели урока:

обучающие:

- обобщение навыков и умений работы в электронных таблицах по теме «Построение диаграмм»;

развивающие:

- развитие творческой и познавательной деятельности;

воспитательные:

- воспитание коммуникативных навыков,

- привитие интереса к учебному предмету.

Программное обеспечение: компьютерный класс, мультимедийный проектор, программа MS Excel.

Учебник: Информатика. 9 класс: учебник / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.

Информатика. 9 класс: рабочая тетрадь в 2 ч. / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.

Этапы урока:

Организационный момент (1 мин).

Актуализация знаний (8 мин).

Введение в игру (2 мин).

Получение и выполнение заданий (23 мин).

Выступление директоров с презентациями своих фирм (9 мин).

Подведение итогов урока (2 мин).




Этап подготовки к занятию:

Классу было предложено разделиться на 2 команды, выбрать лидера (директора фирмы), распределить должности.

Штат фирмы: директор, 2 бухгалтера, 3 менеджера по продажам, менеджер по рекламе.

Также было предложено заранее придумать название и девиз фирмы, создать бейджики для каждого сотрудника.

Раздаточный материал (выдается каждой команде):

Техника

1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

Монитор

15000

18000

21000

15000

Процессор

10000

12000

14000

11000

Ноутбук

8000

5000

10000

6000

Нетбук

7000

5000

6000

7000

Планшет

9000

10000

8000

9000

Таблица 3.1. Объем продаж техники за год


Таблица 3.2. Объем продаж за 6 месяцев

Наименование

Объем продаж, %

Монитор

21

Процессор

18

Ноутбук

27

Нетбук

9

Планшет

13

Аксессуары

12




Таблица 3.3. Динамика роста клиентов Таблица 3.4. Среднее кол-во покупателей

Месяц

Количество

Январь

536

Февраль

541

Март

589

Апрель

604

Май

611

Июнь

642

День недели

Количество

Понедельник

80

Вторник

90

Среда

95

Четверг

85

Пятница

100

Суббота

120

Воскресенье

125






Таблица 3.5. Затраты на продвижение фирмы Таблица 3. 6. Доходы и расходы фирмы

Услуги

Затраты, %

Продвижение сайта

38

Реклама на радио

24

Наружная реклама

21

Рекламные листовки

12

Реклама в соц. Сетях

5

Месяц

Доход

Расход

Январь

638

385

Февраль

700

403

Март

692

357

Апрель

613

380

Май

594

358

Июнь

670

379






Виды расходов

%

Затраты на приобретение товара

39

Аренда

12

Фонд заработной платы

11

Реклама

7

Налоги

5

Административные расходы

2

Коммунальные услуги

1

Прочие расходы

1

Чистая прибыль

22

Таблица 3.7. Структура доходов
















Ход урока:

Организационный момент (1 мин).

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Проверка отсутствующих.

Актуализация знаний (8 мин).

Проводится фронтальный опрос по теме «Построение диаграмм».

Вопросы для устного опроса:

Вопрос 1. Что такое диаграмма?

Ожидаемый  ответ. Диаграмма – это средство наглядного представления количественных данных.

Вопрос 2. Какие вы диаграммы изучали? Назовите основные типы диаграмм.

Ожидаемый  ответ. Мы изучали столбчатые и круговые диаграммы.

Вопрос 3. Как могут изображаться столбчатые диаграммы?

Ожидаемый ответ. Столбчатые диаграммы могут изображаться вертикально и горизонтально.

Вопрос 4. Как изображается круговая диаграмма?

Ожидаемый  ответ. Круговая диаграмма изображается в виде круга, разделенного на сектора.

Вопрос 5. Зачем используют диаграммы и графики?

Ожидаемый  ответ. Диаграммы и графики используют для сравнения, наглядности.

Вопрос 6. Обоснуйте выбор типа диаграммы для представления:

1) результатов контрольной работы по алгебре в вашем классе;

2) результатов контрольной работы по математике в 9А и 9Б классах;

3) динамики изменения температуры воздуха в течение месяца;

4) площадей водной поверхности крупнейших озер нашей страны.

3. Введение в игру (2 мин).

Учитель: На прошлом уроке мы с вами рассмотрели основные понятия, связанные с построением диаграмм и научились их строить. Сегодня вы должны показать, насколько хорошо владеете навыками использования электронных таблиц, построения графиков и диаграмм.

Сегодня мы проведем деловую игру «Лучшая компьютерная фирма».

Вы все знаете, что сейчас все больше развиваются малый и средний бизнес. Может быть, и среди вас сидят будущие предприниматели. И уже сейчас вы должны понимать суть выполняемой работы. Я беру на себя роль иностранного представителя и хочу объявить конкурс на лучшую презентацию компьютерной фирмы. Победитель получит грант на продвижение своей фирмы. Прошу директоров получить задания для своей команды. После выполнения заданий, директоры будут выступать с презентацией своих фирм. Выступления будут оцениваться по следующим критериям:


Критерии оценки:

Точность и правильность выполнения поставленных задач.

Слаженность работы коллектива.

Быстрота выполнения поставленной задачи.

Представление результатов работы директорами фирм.

Также за каждое правильно выполненное задание будут присваиваться баллы, а за каждое нарушение правил – баллы будут отниматься.

Учитель знакомит участников системой оценивания:

Максимальное количество баллов за выполнение каждого из заданий – 5 баллов.

Количество баллов за выступление директоров – 5.

Количество баллов, которое начисляется за тактичное поведение во время игры – 5.

За нарушение дисциплины взимаются штрафы:

каждое замечание учителя – 1 балл;

несоблюдение правил игры – 2 балла;

грубое нарушение – до 5 баллов.


4. Получение и выполнение заданий (23 мин).

Директору:

Распределить обязанности, построить гистограмму, отражающую объем продаж разных видов техники в течение года (по кварталам) (Таблица 1).

Менеджеру по продаже №1:

Изобразить на круговой диаграмме объем продаж компьютерной техники (Таблица 2).

Менеджеру по продаже №2:

Изобразить на линейчатой диаграмме динамику роста клиентов (Таблица 3).

Менеджеру по продаже №3:

Изобразить на гистограмме среднее количество покупателей в день

(Таблица 4).

Менеджеру по рекламе:

Показать на круговой диаграмме затраты на продвижение фирмы

(Таблица 5).

Бухгалтеру №1:

Показать прибыль от продаж техники на гистограмме (Таблица 6).

Бухгалтеру №2:

Изобразить структуру расходов в виде круговой диаграммы (Таблица 7).

5. Выступление директоров с презентациями своих фирм (9 мин).

Выходят сотрудники и директор первой фирмы. Директор представляет своих сотрудников и рассказывает о проделанной работе, дает общую оценку на работу своей команды. Презентует свою фирму.

По такой же схеме выступает и вторая команда.

6. Подведение итогов урока (2 мин).

После выступления участники каждой команды высказывают мнения, производится самооценка, а также команды оценивают друг друга.

Далее учитель оценивает каждое выступление по критериям, которые озвучил в начале урока. Озвучивает баллы и ставит соответствующие оценки.































ЛИТЕРАТУРА

1. Босова, Л.Л. Информатика [Текст]: учебник для 9 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 184 с.

2. Босова, Л.Л. Информатика [Текст]: рабочая тетрадь для 9 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 176 с.

3. Босова, Л.Л. Информатика [Текст]: методическое пособие для 7-9 классов / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 472 с.

4. Залогова, Л.А. Информатика и ИКТ [Текст]: задачник - практикум для 9 класса : в 2 т. Т.1 / [ Л.А. Залогова, М.А. Плаксин, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова и др.]; под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 294 с.

5. Залогова, Л.А. Информатика и ИКТ [Текст]: задачник - практикум для 9 класса : в 2 т. Т.2 / [ Л.А. Залогова, М.А. Плаксин, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова и др.]; под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 294 с.



Опубликовано


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 22.09.20 в 10:15 0Ответить Пожаловаться
Актуально! Интересно! Благодарю!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.