Родительское собрание на тему «Разрешение конфликтных ситуаций»
Родительское собрание
«Разрешение конфликтных ситуаций»
Классный руководитель 6 класса
Донецкой республиканской специализированной
музыкальной школы-интерната для одаренных детей
Саенко Антон Сергеевич
Цель: помочь родителям в преодолении трудностей в решении конфликтных ситуаций в семье; способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее; активизация участия родителей в вопросах обучения и воспитания детей.
Задачи: формирование психологической грамотности родителей; формирование понятий конфликт и методов решения конфликтов родителей и детей в семье; создание условий для осознания родителями возможных ошибок в воспитании и их последствий в дальнейшей жизни.
Форма проведения: беседа, дискуссия
Участники: учитель, родители
Оборудование: приглашение каждой семье, анкета для родителей, высказывания о конфликте и семье (на доске)
Подготовительная работа: предварительная беседа с детьми о возникновении конфликтов в семье
Ход собрания
(эпиграф записан на доске)
Терпение и уважение в семейных переговорах
«перетрут» любые конфликты
О. Рой
Вводная часть
Добрый вечер, дорогие родители!
Сегодняшнее собрание связано, в первую очередь, с тем, что многие подростки, которые стоят перед самостоятельным выбором дальнейшего жизненного пути, подвержены сомнениям, внутренним противоречиям, страхам. Родители часто не понимают своих детей, появляются конфликты.
Родители и дети воюют по поводу и без призраков, каждый доказывает свою правоту и каждый по-своему прав. Обычно дети отвергают ценности поколения родителей, не желая воспринимать их как эталон.
Антропологи и социологи давно обратили внимание на следующее характерное для западной культуры явление, как разрыв между поколениями. Они рассуждают так: современный мир с его стремительными социальными изменениями, плюралистическими системами ценностей и техническим прогрессом кажется подростковом настолько сложным и непредсказуемым, что он не может установить для себя стабильную систему координат.
По мнению специалистов, система взглядов и представлений в человеке сохраняется примерно в течение 30 лет, то есть на протяжении наиболее активного периода жизни каждого поколения.
Различия между поколениями могут носить мирный характер, а могут – конфликтный. Обычно конфликт между мировоззрением двух соседних поколений называют конфликтом родителей и детей.
Столкновение поколений, носит характер противостояния различных систем ценностей, называется конфликтом поколений [1].
Основная часть
Основные причины семейных конфликтов
Конфликт – это спор, скандал, в котором стороны не скупятся на взаимные упреки, обиды. Самое страшное в конфликте – это чувства, которые люди испытывают друг к другу. Страх, злость, обида, ненависть – главные чувства
Конфликта [2].
Без конфликтов жизни невозможно, но нужно научиться их конструктивно решать. Для того, чтобы научиться решать конфликтную ситуацию, нужно научиться понимать масштабы и детали разногласий и открыто обсуждать их. Сглаживание конфликтной ситуации, избегание ее решения может привести к серьезным проблемам:
- физическим, связанных со здоровьем;
- психологическим (скрытие душевной боли, обиды; изменение характера человека; психические расстройства; суицид и др.)
- социальным (потеря семьи, одиночество, отчуждаемость).
Главная положительная способность в конфликтной ситуации –способность к конфронтации – объяснению. Она предусматривает умения:
- открыто отстаивать свою позицию;
- оценивать саму конфликтную ситуацию, ее суть, а не личностных качестве своего оппонента;
- сохранять личностные отношения всех участников конфликта.
Ознакомление родителей с мыслями детей о возникновении конфликтов в семье.
Какие же основные причины возникновения конфликтных ситуаций в семьях, где есть дети и подростки? Психологи определили, что каждая из конфликтующих сторон имеет свои причины.
Итак, для подростка мотивацией могут быть следующие аспекты:
- кризис переходного возраста;
- стремление к самостоятельности и самоопределению;
- вымогательство большей самостоятельности во всем – от выбора одежды до помещения;
- привычка конфликтовать, воспитанная поведением взрослых в семье;
- желание похвастаться своими правами перед сверстниками и авторитетными для ребенка людьми.
Родители не идут на решение конфликта по другим причинам:
- нежелание признавать, что ребенок стал взрослым;
- опасения выпустить ребенка «из гнезда», неверие в ее силы;
- проектирование поведения ребенка на себя в его возрасте,
- борьба за собственную власть и авторитетность;
- отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка;
- неподтверждение ребенком надежд родителей.
Обсуждение причин конфликтов
Родителям предлагается обсудить ситуации.
Ситуация 1.
После собрания недовольные успехами своего ребенка родители приходят домой и требуют от него объяснений. Они говорят, что с такими оценками после школы никуда не возьмут. В ответ ребенок говорит: «Значит, пойду работать».
Как следует поступить родителям в этой ситуации?
Ситуация 2.
Родители с определенной целью подарили своему ребенку деньги. Он потратил их не по назначению, приобрел то, о чем давно мечтал. Родители возмущены, а ребенок в свой адрес услышал немало гневных упреков. В конце концов, подросток стучит дверью и уходит из дома.
Ситуация 3.
Между матерью и четырнадцатилетней дочерью в течение длительного времени возникают горячие споры о том, во сколько девочка должна возвращаться с прогулки домой. Мать настаивает на том, что дочь должна быть дома не позднее 21:00, а дочь считает, что здесь вообще недопустимы никакие ограничения.
Ситуация 4.
Вы возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слышите громкую музыку, веселье в вашей квартире. Вы заходите из квартиры и видите своего ребенка и его друзей, которые веселятся. В доме – полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на Вас и говорит: «Привет! Мы немного повеселимся! Не против?».
Подведение итогов
Анкета для родителей «Ваше поведение в конфликтной ситуации»
Ответьте на вопрос:
1) Считаете ли Вы необходимым поднимать тему конфликтов на родительском собрании?
2) Возникают ли в Вашей семье конфликтные ситуации с детьми?
3) Как Вы решаете конфликты?
4) Можно ли вообще обойтись без конфликтов?
5) Можете ли вы поделиться опытом выхода из конфликтных ситуаций, связанных с Вашим сыном или дочерью?
После анкетирования родители обмениваются опытом общения с детьми-подростками и решения конфликтных ситуаций.
Заключительное слово учителя. Взрослея, молодежь приходит уже не в тот мир, к которому мы ее готовили согласно своим мировосприятием. Опыт старших ей кажется неприемлемым. Поэтому нам, родителям, следует воспринимать своих детей и время, когда они растут, более снисходительно. А конфликты поколений, которые возникают и является неотъемлемой частью жизни, можно свести к минимуму, если не требовать от детей полного подчинения и зависимости, если терпимее относиться к индивидуальным различиям всех членов семьи. Диалог и стремление понять друг друга – мостик, который объединяет, а не разделяет старше и младшее поколение.
Классный руководитель раздает родителям памятки
Приложение 1
Список использованной литературы:
1. Психология и педагогика семьи: Учебное пособие / Авторы:
Г.Ф. Биктагирова, Э.И. Муртазина. – Казань: Издательство «Бриг», 2015. – 232 с.
2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ.высш.и сред.пед.учеб.заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000. – 176.