Родительское собрание на тему «Разрешение конфликтных ситуаций»

2
0
Материал опубликован 4 November 2018 в группе

Родительское собрание

«Разрешение конфликтных ситуаций»

Классный руководитель 6 класса
Донецкой республиканской специализированной
музыкальной школы-интерната для одаренных детей
Саенко Антон Сергеевич

Цель: помочь родителям в преодолении трудностей в решении конфликтных ситуаций в семье; способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее; активизация участия родителей в вопросах обучения и воспитания детей.

Задачи: формирование психологической грамотности родителей; формирование понятий конфликт и методов решения конфликтов родителей и детей в семье; создание условий для осознания родителями возможных ошибок в воспитании и их последствий в дальнейшей жизни.

Форма проведения: беседа, дискуссия

Участники: учитель, родители

Оборудование: приглашение каждой семье, анкета для родителей, высказывания о конфликте и семье (на доске)

Подготовительная работа: предварительная беседа с детьми о возникновении конфликтов в семье

Ход собрания

(эпиграф записан на доске)

Терпение и уважение в семейных переговорах
«перетрут» любые конфликты

О. Рой

Вводная часть

Добрый вечер, дорогие родители!

Сегодняшнее собрание связано, в первую очередь, с тем, что многие подростки, которые стоят перед самостоятельным выбором дальнейшего жизненного пути, подвержены сомнениям, внутренним противоречиям, страхам. Родители часто не понимают своих детей, появляются конфликты.

Родители и дети воюют по поводу и без призраков, каждый доказывает свою правоту и каждый по-своему прав. Обычно дети отвергают ценности поколения родителей, не желая воспринимать их как эталон.

Антропологи и социологи давно обратили внимание на следующее характерное для западной культуры явление, как разрыв между поколениями. Они рассуждают так: современный мир с его стремительными социальными изменениями, плюралистическими системами ценностей и техническим прогрессом кажется подростковом настолько сложным и непредсказуемым, что он не может установить для себя стабильную систему координат.

По мнению специалистов, система взглядов и представлений в человеке сохраняется примерно в течение 30 лет, то есть на протяжении наиболее активного периода жизни каждого поколения.

Различия между поколениями могут носить мирный характер, а могут – конфликтный. Обычно конфликт между мировоззрением двух соседних поколений называют конфликтом родителей и детей.

Столкновение поколений, носит характер противостояния различных систем ценностей, называется конфликтом поколений [1].

Основная часть

Основные причины семейных конфликтов

Конфликт – это спор, скандал, в котором стороны не скупятся на взаимные упреки, обиды. Самое страшное в конфликте – это чувства, которые люди испытывают друг к другу. Страх, злость, обида, ненависть – главные чувства

Конфликта [2].

     Без конфликтов жизни невозможно, но нужно научиться их конструктивно решать. Для того, чтобы научиться решать конфликтную ситуацию, нужно научиться понимать масштабы и детали разногласий и открыто обсуждать их. Сглаживание конфликтной ситуации, избегание ее решения может привести к серьезным проблемам:

- физическим, связанных со здоровьем;

- психологическим (скрытие душевной боли, обиды; изменение характера человека; психические расстройства; суицид и др.)

- социальным (потеря семьи, одиночество, отчуждаемость).

Главная положительная способность в конфликтной ситуации –способность к конфронтации – объяснению. Она предусматривает умения:

- открыто отстаивать свою позицию;

- оценивать саму конфликтную ситуацию, ее суть, а не личностных качестве своего оппонента;

- сохранять личностные отношения всех участников конфликта.

Ознакомление родителей с мыслями детей о возникновении конфликтов в семье.

Какие же основные причины возникновения конфликтных ситуаций в семьях, где есть дети и подростки? Психологи определили, что каждая из конфликтующих сторон имеет свои причины.

Итак, для подростка мотивацией могут быть следующие аспекты:

- кризис переходного возраста;

- стремление к самостоятельности и самоопределению;

- вымогательство большей самостоятельности во всем – от выбора одежды до помещения;

- привычка конфликтовать, воспитанная поведением взрослых в семье;

- желание похвастаться своими правами перед сверстниками и авторитетными для ребенка людьми.

Родители не идут на решение конфликта по другим причинам:

- нежелание признавать, что ребенок стал взрослым;

- опасения выпустить ребенка «из гнезда», неверие в ее силы;

- проектирование поведения ребенка на себя в его возрасте,

- борьба за собственную власть и авторитетность;

- отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка;

- неподтверждение ребенком надежд родителей.

Обсуждение причин конфликтов

Родителям предлагается обсудить ситуации.

Ситуация 1.

После собрания недовольные успехами своего ребенка родители приходят домой и требуют от него объяснений. Они говорят, что с такими оценками после школы никуда не возьмут. В ответ ребенок говорит: «Значит, пойду работать».

Как следует поступить родителям в этой ситуации?

Ситуация 2.

Родители с определенной целью подарили своему ребенку деньги. Он потратил их не по назначению, приобрел то, о чем давно мечтал. Родители возмущены, а ребенок в свой адрес услышал немало гневных упреков. В конце концов, подросток стучит дверью и уходит из дома.

Ситуация 3.

Между матерью и четырнадцатилетней дочерью в течение длительного времени возникают горячие споры о том, во сколько девочка должна возвращаться с прогулки домой. Мать настаивает на том, что дочь должна быть дома не позднее 21:00, а дочь считает, что здесь вообще недопустимы никакие ограничения.

Ситуация 4.

Вы возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слышите громкую музыку, веселье в вашей квартире. Вы заходите из квартиры и видите своего ребенка и его друзей, которые веселятся. В доме – полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на Вас и говорит: «Привет! Мы немного повеселимся! Не против?».

Подведение итогов

Анкета для родителей «Ваше поведение в конфликтной ситуации»

Ответьте на вопрос:

1) Считаете ли Вы необходимым поднимать тему конфликтов на родительском собрании?

2) Возникают ли в Вашей семье конфликтные ситуации с детьми?

3) Как Вы решаете конфликты?

4) Можно ли вообще обойтись без конфликтов?

5) Можете ли вы поделиться опытом выхода из конфликтных ситуаций, связанных с Вашим сыном или дочерью?

После анкетирования родители обмениваются опытом общения с детьми-подростками и решения конфликтных ситуаций.

Заключительное слово учителя. Взрослея, молодежь приходит уже не в тот мир, к которому мы ее готовили согласно своим мировосприятием. Опыт старших ей кажется неприемлемым. Поэтому нам, родителям, следует воспринимать своих детей и время, когда они растут, более снисходительно. А конфликты поколений, которые возникают и является неотъемлемой частью жизни, можно свести к минимуму, если не требовать от детей полного подчинения и зависимости, если терпимее относиться к индивидуальным различиям всех членов семьи. Диалог и стремление понять друг друга – мостик, который объединяет, а не разделяет старше и младшее поколение.

Классный руководитель раздает родителям памятки

Приложение 1

Список использованной литературы:

1. Психология и педагогика семьи: Учебное пособие / Авторы:

Г.Ф. Биктагирова, Э.И. Муртазина. – Казань: Издательство «Бриг», 2015. – 232 с.

2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ.высш.и сред.пед.учеб.заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000. – 176.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.