Родительское собрание «Разрешение конфликтных ситуаций в школе» (1–5 класс)
Разрешение конфликтных ситуаций в школе
Разгневан - потерпи, немного охладев,
Рассудку уступи, смени на милость гнев.
Разбить любой рубин недолго и несложно,
Но вновь соединить осколки невозможно.
Саади, великий персидский писатель, мыслитель.
Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и школьной жизни. Паниковать по этому поводу не стоит, поскольку конфликты являются неизбежным этапом взросления каждого. Именно через ссоры и споры дети учатся общаться, выстраивать отношения в коллективе, дружно играть, не ущемляя при этом интересы других.
В отличие от взрослых, дети всегда ведут себя непосредственно и достаточно эмоционально. Зачастую это приводит к возникновению недовольства, перерастающего в неприятные ссоры, разрешить которые можно только благодаря помощи родителей и учителей. Но случается, что и взрослые люди не сразу понимают, как разрешить конфликт между детьми, дабы в итоге восторжествовала справедливость, да еще и при этом все остались довольными. Попробуем разобраться: что такое конфликт? Что такое спор? В чем заключаются основные причины конфликтов и как «правильно» выйти из конфликтной ситуации.
Конфликт - взаимные враждебные действия. Мягче - враждебное отношение. Враждебные действия не обязательно должны быть намеренными - конфликты нередко начинаются с мелочей.
Конфликт, в отличие от спора, имеет более обостренное, часто до предела обостренное противоречие.
Спор – столкновение мнений, позиций, в ходе которого каждая из сторон аргументированно отстаивает свое понимание обсуждаемых проблем и стремится опровергнуть доводы другой стороны.
Сегодня мы с Вами рассмотрим два основных вида конфликтов в школе: ученик-ученик, учитель-родитель ученика.
1.Ученик-ученик
Данный вид конфликта характеризуется формированием стойкого непринятия одних лиц другими. Враждующие стороны создают друг другу невыносимые условия существования, участвуют в различных заговорах. Дети не только не пытаются понять друг друга, но еще и специально усугубляют вражду проявлениями презрительного отношения, демонстрационного неуважения.
Причины конфликтов между учениками
Борьба за авторитет.
Ребенок всеми силами души пытается быть услышанным и тем самым удовлетворить свою глубинную потребность в признании. Этот процесс нельзя назвать быстрым и спокойным.
Соперничество
Желание в чем-то превзойти других — одна из первых реакций ребенка на окружающую обстановку. Соперничество наглядно демонстрирует школьникам, что быть первым гораздо важнее и приятнее, чем получать знания. Кроме того, если кто-то оказывается впереди, кто-то, естественно, оказывается последним. Значит, повышение самооценки одного всегда ведёт к занижению другого.
Обиды и оскорбления.
Ситуация, когда в классе обижают слабого и беззащитного, к сожалению, не редкость. Конфликт вреден не только для того, над кем постоянно издеваются, но и для остальных учащихся. Подростки наблюдают картину нелицеприятных агрессивных действий, за которыми часто стоит полная безнаказанность.
Симпатия без взаимности.
Рано или поздно дети начинают интересоваться сверстниками противоположного пола. Они начинают искать дополнительные возможности понравиться, произвести впечатление. Зачастую симпатия остается без взаимности и это приводит к драматическому исходу.
Способы решения конфликтов между учениками
Зачастую дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ребенок сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.
После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Например: «Дима, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».
Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае можно попробовать исправить ситуацию и записать его в кружок или спортивную секцию, согласно интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.
2.Учитель-родитель ученика
Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.
Причины конфликта между учителем и родителями
разные представления сторон о средствах воспитания
недовольство родителя методами обучения педагога
личная неприязнь
мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку
Способы решения конфликта
Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.
Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.
Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.
После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.
Итак, конфликты разнообразны, но каким бы он ни был, все же требует разрешения. Как говорят мудрейшие, из двух спорящих всегда виноват тот, кто умнее. Но это никак не значит, что надо избегать конфликтов, так как своевременно неразрешённый конфликт может иметь более тяжкие последствия.
Список используемой литературы:
http://pedsovet.su/publ/72-1-0-4305
http://www.ug.ru/archive/55143
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/589109/