Доклад «Развитие читательской деятельности слабочитающих детей с опорой на "тексты новой природы"»
Развитие читательской деятельности слабочитающих детей с опорой на тексты новой природы
Задачей современного литературного образования в рамках ФГОС является формирование творческой, самостоятельно мыслящей личности, с развитым критическим мышлением. Любой урок ,а особенно урок литературы должен быть ярким, эмоциональным, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием аудио- и видео-сопровождения.
Чтобы заинтересовать учащихся, часто используется на уроке литературыигра как форма работы с художественным текстом. Это может быть викторина, инсценировка,чтение по ролям, конкурсы, составление комиксов.
Главная работа на уроке литературы-это работа с текстом. В первую очередь это выразительное чтение текста. Обращается внимание учащихся, что текст имеет свои особенности : законченность, целостность структуры, связность частей текста ,целенаправленность,информативность . Чтобы заинтересовать учащихся, применяются тексты новой природы.
Что же такое текст в современном понимании? Текст есть языковое образование, обеспечивающее коммуникативное взаимодействие людей.
Новые задачи образования предполагают использование новых методов обучения. Для привлечения внимания к чтению на уроках литературы используются тексты новой природы: буктрейлеры, коллажи, каллиграммы, комиксы. Так любимые учащимися СМС условно тоже можно назвать текстом. 50% опрошенных считает,что СМС являются текстом.
Одной из форм работы с текстом, отвечающей современным требованиям, является жанр комикса. Под комиксом в данном случае понимается не содержание, а форма: способ соединения визуальной и текстуальной информации с той или иной целью, чаще всего с целью облегчить ее усвоение. Комикс используется на уроках литературы,так как является частью культуры. Педагогика же не использует дидактический материал комикса так активно, как это делается, например, в Японии. Комикс может заинтересовать даже того, кто совсем не любит читать. Очень важно помнить, что современная культура - это, прежде всего, визуальная культура. Переориентирование образования на визуальный ряд-процесс неизбежный, как бы педагоги к этому не относились. И использование комиксов не обедняет, а обогащает педагогический инструментарий учителя. Особенно это касается учителей литературы, поскольку именно им важно вырабатывать умение переводить визуальный ряд в понятийный.
Как можно использовать комиксы в процессе изучения художественных произведений? Многие учителя литературы практикуют ведение учащимися читательских дневников летом. Учащимся предлагается список произведений, которые они должны прочитать, а проверить качество усвоения содержания произведения, не говоря уже о его смысле, достаточно трудно. Исходя из того, что комикс является не только формой передачи информации, но и формой ее усвоения, можно задать задание на лето: создать комиксы по произведениям «Тарас Бульба» Гоголя,«Станционный смотритель» Пушкина, «Горе от ума» А. С. Грибоедова , «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Мертвые души» Н.В. Гоголя и по многим другим произведениям. Задание ориентировано в первую очередь на проверку знаний событийной стороны произведений. Это задание можно использовать и во время работы над произведением, особенно в конце его изучения.
В 5-6 классах при изучении произведений даю задание: нарисовать иллюстрации к произведениям. Также можно после изучения произведения дать задание: создать комикс по этому произведению. Работы учащихся доказали, что комикс может быть произведением сложным, многоплановым в смысловом отношении. Пусть художественное исполнение некоторых произведений “хромает”, однако среди работ встречаются и подлинные шедевры, не уступающие по глубине замысла и художественному мастерству работам лучших иллюстраторов классики.
Думаю, и Александр Сергеевич Пушкин, который так любил рисовать на полях, и Михаил Юрьевич Лермонтов, который был прекрасным иллюстратором своих произведений, согласились бы,что комиксы -это хорошая возможность показать свои знания.Особенно это может быть интересно слабочитающим учащимся, которых трудно заинтересовать обычным чтением текста. Создание комикса может стать своеобразной мотивацией для чтения. Любой учитель может попробовать использовать комиксы как тексты новой природы в практике преподавания литературы и посмотреть на результат. Он увидит,что ребятам очень интересен такой вид работы. С учащимися 7-ых классов мы создаём комиксы по повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».
Группа учащихся заинтересовалась таким видом текстов новой природы, как буктрейлеры, и начала работу над буктрейлером повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
В заключение хочется еще раз обратить внимание на необходимость раскрытия дидактического потенциала комикса как формы работы с литературным произведением, поскольку в процессе его создания развиваются творческие (чувство композиции, стиля) и аналитические способности ребенка (умение видеть целое, суть предмета, явления или героя, связи между ними). Научившийся создавать комикс ребенок не останется равнодушным читателем, он будет стремиться осмысливать прочитанное, видеть главное, развивая тем самым свое воображение и совершенствуя умения анализировать и синтезировать.